Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика

«Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь, ее составные части и характеристики. Послед
2013-04-18, 8:24 PM
Заключительный урок после изучения тем
«Электрический ток. Источники тока.
Электрическая цепь,
ее составные части и характеристики.
Последовательное и параллельное
соединение проводников».
Цели: выявить уровень усвоения темы, умения рассчитать электрическую цепь, воспитание положительной мотивации получения знаний, их практической направленности, поддержать дух соперничества.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя: Изучив тему «Электрический ток, его характеристики, источники тока, электрические цепи их составные части; мы подводим итог.
Урок пройдет в форме марафона (забег на длинные дистанции). Марафон требует большой выносливости, владение тактикой бега. Вся дистанция будет состоять из отдельных этапов, на каждом из которых будут свои лидеры.
Вы 8 «В» класс со спортивным уклоном, надеюсь, не оплошаете. Перед забегом, естественно, нужна разминка, которую мы сейчас проведем.
I этап. Разминка. Любая наука – это плод творения, открытий, законов, правил, экспериментов ряда ученых. Так и мы узнали, благодаря кому из них, изучаем раздел «Электричество». Вспомним их имена:
- в честь какого французского ученого названа единица электрического заряда (Шарль Огюстен Кулон)
- какой советский ученый проводил опыты по разделению электрического заряда на мелких пылинках цинка (Иоффе Абрам Федорович)
- каким ученым была предложена ядерная модель атома (Резерфорд Эрнест - английский ученый)
- в честь какого ученого названа единица силы тока (Ампер Андре Мари – французский физик)
- в честь какого ученого названа единица напряжения (Вольта Алессандро – итальянский физик)
- в честь какого ученого названа единица сопротивления (Ом Георг- немецкий физик)
(В ходе ответов выставляются портреты ученых).
Они станут свидетелями и невольными болельщиками вашего триумфального забега.
Ученые тоже люди со своими привычками, странностями. Так известен такой факт, говорящий о рассеянности Ампера «Однажды, уходя из дому, он оставил записку: «Господа! Ампера нет дома, приходите сегодня вечером». Через некоторое время он вернулся, увидал надпись на двери и ушел. Пришел он только вечером».
Или: «Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.
-Что вы делаете так поздно?- спросил Резерфорд.
-Работаю,- последовал ответ.
-А что вы делаете днем?
-Работаю, разумеется,- ответил ученик.
-И рано утром тоже работаете?
-Да, профессор, и утром работаю,- подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу знаменитого ученого.
Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:
-Послушайте, а когда же вы думаете?»
Вот и я желаю вам «работать не только руками и ногами» в ходе забега, но и думать!
II этап. Источники тока.
Назовите известные вам источники тока: (когда учащиеся называют какой-либо источник, они должны найти его на демонстрационном столе)
I- гальванический элемент;
II- электрофорная машина;
III-термоэлемент;
IV- фотоэлемент;
V –аккумулятор.
Тест.
Какое превращение энергии происходит в…
-механическая энергия превращается в электрическую II
-энергия света превращается в электрическую IV
-внутренняя энергия превращается в электрическую III
-химическая энергия превращается в электрическую I, V
( Учитель зачитывает вопрос, учащиеся в тетрадях проставляют номера, под которыми записаны источники тока)
Проверка:(называются лидеры).
Учитель: В роли гальванического элемента могут быть использованы овощи или фрукты.
Опыт: К клеммам гальванометра присоединяем медные провода. К концу одного из них прикрепляем провода. К концу одного из них прикрепляем железный гвоздь.
Воткнем медный провод и гвоздь поочередно в: картофелину, луковицу, лимон, яблоко. Стрелка гальванометра отклоняется.
*Концами двух разнородных проводников, присоединенных к гальванометру, касаемся языка. Гальванометр показывает ток. Почему?
Беседа: нельзя делать коронки для зубов из разных металлов.
**Проверим на «допинг» победителей II этапа марафона (кислотно-щелочной баланс во рту). Учащиеся проделывают опыт.*
III этап. Элементы электрической цепи.
1) Вспомним и еще раз закрепим элементы электрической цепи. Я называю составляющие цепи, учащиеся выходят к доске и показывают условное обозначение, применяемое на схемах.
1. гальванический элемент
2. батарея элементов
3. соединение проводов
4. пересечение проводов
5. зажимы
6. ключ
7. лампа электрическая
8. электрический звонок
9. резистор
10. нагревательный элемент
11. амперметр
12. вольтметр
13. гальванометр
14. реостат
15. плавкий предохранитель
2) При помощи графопроектора на экран проецируем схемы электрических цепей:

Вопросы:
*В какой схеме неправильно включен…..
а) амперметр
б) вольтметр?
* В какой схеме выключатель не играет роли?

* Почему не горит исправная лампочка в цепи?


*Амперметр присоединен к цепи в точке Д. Куда надо присоединить клемму М прибора, чтобы он не был испорчен и показывал ток в цепи? (Ответ: при разомкнутом ключе надо клемму М соединить с точкой В).


1. Какая из ламп загорится при включений выключателя К1?
2. Какой из амперметров покажет больший ток, когда все выключатели замкнуты?
3. Как соединены лампы?
4. Если одна из ламп перегорит?
Определяются лидеры на этом этапе. Они получают практическое задание:
1) собрать электрическую цепь последовательного соединения резистора и лампочки;
2) собрать электрическую цепь параллельного соединения лампы и резистора.
III этап. Измерительные приборы.
Выполнить тест на соответствие. Учащимся раздаются листы с тестом:
1.
реостат

1.
для обнаружения небольших токов
2.
амперметр

2.
для обнаружения электрического заряда
3.
вольтметр

3.
для измерения напряжения
4.
омметр

4.
для измерения силы тока
5.
гальванометр

5.
для регулирования тока в цепи
6.
электроскоп

6.
для измерения сопротивления
Ответ: 1-5
2-4
3-3
4-6
5-1
6-2
IV этап. Физические величины, связь между ними.
Все получают карточки:
I=U/R
I=UR
I=R/U
U=I/R
U=IR
U=R/I
R=UI
R=I/U
R=U/I
Задание: закрасить клетки с верными формулами.
Проверка: поднимите руки те, кто закрасил в 1 строчке первую клетку, продолжают держать руки те, кто во 2 строчке закрасил вторую клетку, и остаются с поднятой рукой те, кто закрасил в 3 строке третью клетку.

Дополнительная информация.
Сила тока до 1 мА – безопасна для человека, 100 мА – приводит к серьезным повреждениям в организме.
Напряжение 12В – безопасное для человека в сыром помещении, 36В – безопасное для человека в сухом помещении.
Сопротивление тела человека от конца одной руки до конца другой – 15кОм.
Довольно часто молнией поражаются деревья. Здесь, оказывается, играет роль строение корня и сопротивление дерева току. Деревья с корнями, проникающие в глубокие водоносные слои почвы, лучше «заземлены», поэтому на них накапливается протекающие из земли значительные заряды, имеющие знак, противоположный знаку заряда облаков. Так, например, у дуба корни глубоко уходят в почву, поэтому он чаще других деревьев поражается молнией. Отдельные участки ствола дерева имеют различное сопротивление. В лиственных деревьях ток проходит внутри ствола по сердцевине, а так как в древесине этих деревьев содержится много сока, то он закипает под действием тока, и образовавшиеся пары разрывают дерево. У смолистого дерева, например, сосны сопротивление сердцевины значительно больше, чем коры подкоркового слоя. Поэтому в сосне электрический ток проходит главным образом по наружным слоям ствола, не проникая внутрь.
V этап. Решение задач.
Проверка: первый решивший правильно задачу ученик и есть победитель марафонского забега. Неверно решившие задачу, сошли с дистанции.
VI этап. Восстановление дыхания. Ответы на вопросы.
1. Почему при возникновении пожара в электроустановках нужно, немедленно отключить рубильник? Почему нельзя гасить огонь, вызванный током, водой или обычным огнетушителем, а необходимо применять сухой песок или пескоструйный огнетушитель.
2. Предложите способ, которым можно поднять электромагнитным подъемным краном деревянный ящик с грузом.
3. Что нужно отключить сначала: вилку переносного шнура из розетки или другой конец шнура, подключенного к прибору?
4. Какие меры предосторожности надо применять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился.
5. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны?
6. Почему при электромонтажных работах, производимых под напряжением, необходимо иметь обувь на резиновой подошве и резиновые перчатки?
7.Что означает эмблема «череп и кости» на трансформаторных будках и столбах высоковольтных линий(400000В)
Итог урока. Выставляются оценки лидерам промежуточных этапов. Даются рекомендации тому, кому еще надо «тренироваться и тренироваться».
Домашнее задание: начертите схему включения лампочки в холодильнике, которая загорается, когда дверь открывается, а гаснет, когда дверь закрывается.
Примечание. Урок проводился в классе компенсирующего обучения со спортивным уклоном (шесть уроков физкультуры в неделю).
Категория: Физика | Добавил: суперирина
Просмотров: 1534 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2025-01-04, 4:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru