Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика |
[ Скачать с сервера (37.0 Kb) ] | 2013-05-23, 7:32 AM |
Физический практикум – эффективное средства развитие самостоятельности учащегося В процессе преподавания физики самостоятельность и инициатива учащихся наиболее эффективно проявляются при выполнении разнообразных экспериментальных работ. Одним из методов преподавания физика может быть повышение роли самостоятельного эксперимента учащихся. Физический практикум формирует не только умения и навыки; развивает самостоятельность учащихся. Физический практикум формирует не только умения и навыки; развивает самостоятельность учащихся; позволяет проверять практическое умения и навыки; обучать применению знаний. Обзорное повторение крупной темы или раздела на экспериментальной основе возможно только при помощи физического практикума. Практикум является более высокой ступенью самостоятельного эксперимента учащихся. Он позволяет совершенствовать практические умение и навыки, полученные в результате фронтальных работ. Потому для практикума отбираются работы с приборами и установками, иллюстрирующими применение изучаемых физических закономерностей в технике, а также работы с повышенной точностью измерения. К такому виду работ можно отнести следующие: изучение воздушного насоса и действует модели гидравлического пресса (VII класс), изучение устройства и действия трансформатора и генератора; сборку цели с техническим реле, сборку цели с микрофоном и телефоном (ХI класс.) При отбора работ для практикума желательно учитывая такой немаловажный фактор, как интерес к ним учащихся. Этот интерес может быть вызван и оборудованием, и содержанием работ. Таким образом, основные принципы отбора работ для практикума состоят в том, что работа должны а) закреплять и углублять уже первоначально изученные понятия, закономерности и их применение; б) совершенствовать практические умения и навыки; в) вызывать интерес учащихся. Практикум не только является одним из рациональных методов закрепление и углубление знаний формирование практических умений и навыков, но и дает широкие возможности для оценки знаний и в особенности практических умений. Наблюдение в течение всего практикума позволяет получить значительный материал о знаниях и умениях учащихся. К наблюдением учитель получает отчеты учащихся. Эти отчеты проверяются после каждого занятия. При оценки работ имеют знания, выявленные во время беседы с ученикам. Для облегчение проверим отчетов и для повышении ее качества целесообразно заготовить результаты примирений и вычислений по всем работам. Например, в работе 1-, измерение объем мензурками с разной ценой деления. Необходимость измерение объемов с мензурах довольно часто встречается в лабораторной работе. Данная работа поможет усвоить этот ценный навык. Одновременно ставится задача измерения с определенной точностью, которая при пробах равна с условиях зависит от цени умения школа прибора. Роль учителя значительно отличается от той, которую он выполняет на уроках других типов и на фронтальных лабораторных занятиях. Главное-это наблюдение за работой каждого учащегося и помощь тем, кто по каким-либо причинам испытывает затруднение в выполнении работы. При этом учителя легко может выявить тех учащихся, которые выполняют работу самостоятельно и осторожно, и тех, кто не понимает сущность работы или не умеем обращаться с приборами. Одним из достоинств физического практикума как метод обучения является то, что учитель имеет возможность учитывать индивидуальные особенности учащихся: способности, темы выполнения работы, интерес к предмету, практические умения и навыки. Учитель может предложить кратковременные работы тем учащихся, которые быстрее другие справляются с очередным заданием. В некоторых работах желательно предусмотреть дополнительные, творческие задания для учащихся, особо интересующихся физикой. Например, в работе «Определение веса твердого тела по закону Архимеда» дать дополнительное задание определить удельный вес какой-либо жидкости и т.д. Во время практикума учитель имеет возможность загружать учащихся заданиями с учетом их интереса к физике, успеваемость и тем на работы. Опыт показывает, что выполнение учащимися лабораторных работ практикума способствует более конкретному восприятию учебного материала, повышению интереса к физике, привитию ценных умений и навыков. Практикум является эффективным средством развития самостоятельности учащихся, что благоприятно сказывается на всей из учебной деятельности. Физический практикум - важное средство не только развития экспериментальных умений и навыков учащихся, но и повторение материала, систематизации и обобщение знаний по курсу физики, выявления связи теории с практикой. Для проведения таких занятий я рекомендую делить на две группы, чтобы обеспечить соблюдение правил техники безопасности (ТБ) при проведении физического практикума и получить представление о работе каждого учащегося, его вкладе в работу группа. Уже несколько лет я использую такой прием, суть которого в том, что 8-10 учеников выполняют работу вне кабинета – «на местности» т.е. во дворе напротив окон кабинета физики, на спортплощадке и т.и. В начале урока предъявляется учебная проблема в виде инструкции. Учащихся ее изучают (1,5 мин), и те, кому предложена работа «на местности», расписавшись в журнале по ТБ, уходят для постановки эксперимента. Учитель работает с оставшейся группой, консультирует, реализует индивидуальный подход о время от времени наблюдает за учениками, работающими «на местности» (Рекомендую для сопровождение учеников пригласить лаборанта). За 5-10 мин до конца урока учащиеся возвращаются с улицы и сдают оборудование. Отчеты о работе они оформляют долее. На следующим уроке в этом же классе группа меняются листами. В качестве примера рассмотрим инструкцию одного физического практикума «на местности». Тема. Изучение движения тем, брошенного горизонтально. Теория. Если положить на перекладину рядом два ластика и щелкнуть по одному линейной, оба нагнут двигаться: один полетит горизонтально, второй (от легкого толчка первого) начнет свободно подать с высоты h Время падения найдем из формулы ; Такое же время будет, находиться в полете и теле, брошенное горизонтально. Упадет оно на расстоянии. от точки бросания. Задание. Проведя опыт на спортивной площадке школа, убедитесь, что тело, брошенное с некоторой высоты в горизонтальная направлении, движется до земли столько же времени, как если бы оно просто падало с той же высоты вертикально вниз Ход работы: 1. Осуществите 4-5 экспериментов, описанных вами. 2. Измерьте высоту h и дальность полёта тело l, брошенного горизонтально. Вычислите среднее значение: 3. Вычислите начальную скорость горизонтального полёта тела 4. Оформите отчёт Контрольные вопросы 1. По какой траектории движется тело, сброшенное с самолёта, относительно: а) Земли; б) Самолёта? 2. От чего и как зависит дальность полёта тела, брошенного горизонтально? Физический практикум прежде всего самостоятельно выполнение лабораторных работ. Практикум даёт ученикам возможность применить полученные знание на практике, познакомиться с методами экспериментальных исследований в физике, …. Взаимосвязи теории и опыта, сформировать общие умения решать практические задачи, планировать проведение эксперимента, анализировать его результаты. | |
Просмотров: 3644 | Загрузок: 238 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|