Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика |
[ Скачать с сервера (116.1 Kb) ] | 2013-11-21, 2:53 PM |
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики в школе. С.С.Сваричевская учитель физики Полтавской средней школы Северо-Казахстанской область, с. Полтавка «Методика обучения должна быть дифференцированной с учетом возможностей и способностей школьников и направлена не столько на заучивание, сколько на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности школьников по применению изучаемого материала» Образовательный стандарт по физике Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Технология (от греческого «techne», что означает «искусство», «мастерство», «умение»). Использование преподавателями ИКТ для активного вовлечения учащихся в учебный процесс является одним из самых многообещающих направлений развития образования. Постоянно возрастающие мощность и универсальность компьютеров открывают новые, отличающиеся от существовавших ранее возможности преподавания и обучения, позволяют преподавателям расширять набор применяемых методов обучения, а учащимся – вносить свой вклад в решение общих задач. Образовательные технологии помогут повысить уровень обучения и улучшить успеваемость каждого ученика. В настоящее время существуют колоссальные возможности создания мощных ИКТ и сетевых ресурсов. Так как задача нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись. Цели использования информационных технологий на уроке: • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств) • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником Помочь учителю в: а) проверке знаний, умений и навыков; б) организации закрепления полученных на уроке знаний; в) экономии времени; г) придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера; д) возможности эмоционально и образно подать материал [1]. Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. Я применяю информационные технологии на уроках физики в следующих направлениях: -разрабатываю флипчарты - подготовка дидактических материалов для уроков; - использование готовых программных продуктов по своей дисциплине; - работа с электронными учебниками на уроке; - проведение компьютерных лабораторных работ, - поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; - работа на уроке с материалами Web-сайтов; - разрабатываю тесты (для решения их на джойстиках); - применяются компьютерные тренажеры для организации контроля знаний. - применяются математические программы вычисления результатов, построения графиков, расчета погрешностей; - исторический, справочный, табличный материал; Источниками иллюстративного материала для создания уроков служат: - CD диски мультимедийных курсов физики за 7,8,9классы; - CD диск «Курс физики для школьников и абитуриентов 21века» - CD диск электронная мультимедийная обучающая программа «Механика» - CD диск электронная мультимедийная обучающая программа «Начала электроники» - CD диск электронная мультимедийная обучающая программа «Теплота» - материалы из Интернет - источников; - материалы, созданные собственными руками или руками учеников школы – видеоролики, отсканированные рисунки с различных печатных изданий; - электронные учебники с 7-по11 классы В работе я использую интерактивную доску – это «чудо техники». В процессе изучения нового материала: - можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к тексту, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета, запускать флеш-анимации, гиперссылки, позволяющие быстро найти нужную информацию; - тексты, рисунки, формулы и схемы можно скрывать «шторкой» или использовать инструмент «прожектор», который позволяет сфокусировать внимание на определенных участках доски в нужный момент урока и т.д. Использование компьютеров и ИД в учебной и внеурочной деятельности школы является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Компьютерный урок обогащает обратную связь между всеми участниками педагогического процесса и взаимодействие всех его компонентов, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, мотивирует учебную деятельность учащихся, способствует развитию самообразования, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач на уроке. Использование ИКТ на уроках физики - является важнейшим условием повышения качества образования.Но важным методическим принципом применения компьютерных уроков является их совместимость с традиционными формами обучения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание таких программ с другими (традиционными) средствами обучения. Наличие обратной связи с возможностью компьютерной диагностики ошибок, допускаемых учащимися в процессе работы, позволяет проводить урок с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Я на своих уроках применяю такие формы организации урока как: Урок-исследование: Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Многие компьютерные программы позволяют буквально за считанные минуты провести такое исследование. В этом случае урок, приближается к идеалу, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы, ибо знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в этом случае является организатором процесса и помощником в творческом процессе овладения знаниями. Урок с использованием компьютерных моделей: При использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не реализуемую в реальном физическом эксперименте возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощённой теоретической модели с поэтапным включением в рассмотрение дополнительных усложняющих факторов, постепенно приближающих эту модель к реальному явлению. Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой: Я предлагаю учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они могут проверить, поставив затем компьютерные эксперименты. Возможность самостоятельной последующей проверки в компьютерном эксперименте полученных результатов усиливает познавательный интерес, делает работу учащихся творческой, а зачастую приближает её по характеру к научному исследованию. В результате проведения таких уроков многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Урок – конференция: Уроки ознакомления с деятельностью выдающихся учёных – физиков и изобретателей, чья жизнь является примером служения народу «Физики – нобелевские лауреаты»; «История развития паровых машин». Урок – игра: Для развития самостоятельности мышления, творческих способностей учащихся[2]. Формы урока могут быть различными, но для лучшего усвоения новой темы и экономии времени я предлагаю использовать «Лабораторный урок». Под «Лабораторным уроком» я подразумеваю проведение за 45 минут лабораторной работы и сам урок. На данном уроке отчетлива видна дифференциация с учетом возможностей и способностей школьников, и направлена не столько на заучивание, сколько на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности школьников по применению изучаемого материала. На данном уроке при дифференциации учитывается способность каждого ученика, восприимчивость, память зрительная и слуховая. Очень удобно и легко его можно оформить в виде флипчарта, который позволяет одновременно делать записи на доске и работать с лабораторной работой в электронном виде, а также закрепить весь материал на тренажере, просмотреть видео или анимационные фрагменты и многое другое. Большой плюс в соблюдении техники безопасности при неправильной сборке электрической цепи. Так же этот урок можно проводить в тех школах, в которых отсутствует лабораторное оборудование, но имеется компьютер. После проведения данного урока интерес у учащихся во много раз увеличился к предмету, а также качество освоения нового материала увеличилось. Кроме того, не секрет, что возможности организации массового выполнения разнообразных лабораторных работ, причём на современном уровне, в средней школе весьма ограничены. В этом случае работа учащихся с компьютерными моделями также чрезвычайно полезна, так как компьютерное моделирование позволяет создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов или явлений. На основе всего можно сделать выводы: Обучающий потенциал ИКТ позволяет, формируя общеучебную компетентность учащегося, развивать следующие универсальные учебные действия: формулировать цели деятельности (в т.ч., учебной); планировать деятельность (в т.ч., поисковую); алгоритмизировать деятельность (в т.ч., поисковую); моделировать процессы, явления, ситуации; анализировать собственную деятельность и устранять ошибки; строго разделять содержательные и процессуальные компоненты деятельности и учебного материала. Учитывая, что система общего образования на настоящем этапе развития общества становится личностно-ориентированной и развивающей, учитель, целенаправленно и продуманно применяющий методическую систему использования средств ИКТ, сможет помочь учащимся: осознать назначения компьютерной техники; познакомиться с современными средствами научного познания; осознать возможность и значение разного представления информации об одном и том же процессе (табличный, графический и т.п.); развить модельные представления; приобрести умения самостоятельного моделирования процессов и явлений. Реализация дидактической системы использования средств ИКТ для решения целей и задач процесса обучения позволит учителю изменить формы деятельности:организовать дифференциацию и индивидуализацию образовательного маршрута; получить дополнительные возможности создания проблемных ситуаций; повысить научный уровень представления материала; систематизировать процесс учебного поиска; организовать быструю проверку гипотез учащихся; провести быструю диагностику результативности процесса обучения; перейти от качественных исследований к количественным. Однако важнейшим условием эффективного использования ИКТ в обучении и реализации их образовательного потенциала является всесторонняя методическая подготовка учителя к использованию ИКТ на основе качественного изменения педагогических задач и моделей их решения в соответствии с реалиями современного общества, а значит построение методической системы использования ИКТ на общих дидактических основаниях[3]. Применение средств ИКТ приносит необходимый педагогический эффект только в том случае, когда учитель проводящий урок хорошо владеет информационными технологиями. | |
Просмотров: 903 | Загрузок: 99 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|