Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика |
2014-11-14, 5:38 PM | |
Тема: Звук. Цели: Обучающая: Расширить и углубить знания учащихся о механических волнах. Ознакомить учащихся со звуком, как одним из видов механических волн; изучить основные характеристики звуковых волн; дать понятие акустического резонанса и его воздействия, понятие эхо; ознакомить учащихся с особенностями инфразвука и ультразвука и его применения; Развивающая: формировать умение обобщать, сравнивать, анализировать и самостоятельно делать выводы; развивать умение работать с текстом учебника, информационными таблицами; создание условий для расширения кругозора учащихся. Воспитательная:продолжить формирование познавательного интереса к физике и позитивного отношения к учёбе. Оборудование: Карточки, схемы, таблицы, приборы и материалы для демонстрации опытов: камертоны, осциллограф, будильник, тарелки, линейка, презентация, карточки разного цвета (для рефлексии) Тип урока. Изучение нового материала Вид урока. Исследование Этапы урока 1. Организационный момент. 2. Этап мотивации учащихся. 3. Проверка домашнего задания. 4. Повторение изученного материала 5. Изучение нового учебного материала. 6. Первичная проверка понимания. 7. Обобщение и систематизация знаний. 8. Закрепление полученных знаний. 9. Домашнее задание. 10. Подведение итогов, оценка работ учащихся, рефлексия. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку. Проверка посещаемости. Сообщение темы и целей урока. (в это время звучит тихая спокойная музыка) (слайд 1-6) II. Этап мотивации учащихся.(слайд 7) Отгадай загадки! Никто его не видывал, А слышать – всякий слыхивал, Без тела, а живет оно, Без языка – кричит. (эхо) Басовитый и серьёзный, У него характер крут: Заворчит он очень грозно — Все тотчас же убегут! (Гром) III. Проверка домашнего задания. Упражнение 25 (осуществляется сильными учащимися класса под контролем учителя. Проверку домашнего задания и повторение изученного материала можно проводить одновременно). (слайд 8) 1) Дано: C И Решение n=6 40 см=0,4м ϑ= λν ϑ = 0,4м • 6 / 15 c =0,16 м/с t=15 c ν=n/t λ=40 см отсюда ϑ-? ϑ= λ n/t Ответ. Скорость волн 0,16 м/с 2) Дано: Решение λ=4м ϑ= λ /T ϑ= 4м /1,5с=2,7 м/с T=1,5с ϑ-? Ответ. Скорость волны 2,7 м/с 3) Дано: Решение ϑ=20 м/с ϑ= λ /T λ = 20 м/с • 0,5с =10 м T=0,5с отсюда λ= ϑ T Ответ. Длина волны 10 м. λ-? IV. Повторение изученного материала. (слайд 9) 1. Тест по теме «Механические колебания и волны». Два уровня сложности достаточный и средний. С тестом работают учащиеся имеющие оценку «3» и «4». Полное выполнение теста достаточного уровня предполагает оценку «3». Полное выполнение теста среднего уровня предполагает оценку «4». 2. Фронтальная работа в классе. Кроссворд. Предназначена для опроса слабоуспевающих учащихся. В кроссворде освещены основные теоретические понятия. Ключевым словом является тема урока. 1. Тест по теме «Механические колебания и волны».(слайд 10) 1 вариант (достаточный уровень) 1. В каких направлениях движутся частицы среды при распространении продольных механических волн? A) только параллельно распространению волн; Б) в направлениях, перпендикулярных направлению распространения волн; во всех направлениях. 2. Какого типа механические волны могут распространяться в воздухе и земной коре? А) только продольные; Б) только поперечные; В) продольные и поперечные; Г) в воздухе – продольные, в земной коре – поперечные и продольные. 3. Какая из систем не является колебательной? А) линейка, висящая на гвозде; Б) весы; В) шарик, лежащий на горизонтальном столе; Г) шарик, прикрепленный к пружине. 4. Теоретически возможность существования электромагнитных волн обосновал А) Фарадей Б) Ампер В) Максвелл Г) Кулон 5. Скорость распространения волн больше там, где А) много частиц, Б) мало частиц В) плотность вещества большая Г) плотность вещества малая. 2 вариант (средний уровень) 1. В процессе гармонических колебаний тела вдоль прямой амплитуда колебаний составляла 0,5 м. Чему равен путь, пройденный телом за период колебаний? А) 0; Б) 0,5 м; В) 1 м; Г) 2 м. 2. За 3 сек маятник совершил 6 колебаний. Чему равен период колебаний маятника? А) 6 с; Б) 3 с; В) 2 с; Г) 0,5 с. 3. Частота колебаний математического маятника 1,25 Гц. Чему равен период колебаний? А) 1,25 с; Б) 0,8 с; В) 0,5 с; Г) 0,25 с. 4. По поверхности воды распространяется волна. Расстояние между ближайшими «горбом» и «впадиной» 2 м. Между ближайшими «горбами» 4 м. Какова длина волны? А) 2 м; Б) 4 м; В) 6 м; Г) 8 м. 5. Тело совершает свободные колебания вдоль оси ОХ, максимальное смещение тела относительно положения равновесия 10 см. За одно колебание тело проходит путь 40 см. Вычислите амплитуду колебания? А) 5 см; Б) 10 см; В) 20 см; Г) 40 см Проверка теста. Ответы. (осуществляется сильными учащимися)(слайд 11) 1 вариант А Г В В В 2 вариант Г В Б Б Б 2. Фронтальная работа в классе. Кроссворд.(слайд12) 1. Совпадение внешней и собственной частоты колебаний. 2. Колебания распространяющиеся от частицы к частице в упругой среде. 3. Наибольшее отклонение от положения равновесия. 4. Устройство для наблюдения колебаний. V. Изучение нового материала. (слайд 13). Изучение темы и анализ явлений делают сами учащиеся, получая задания и делая выводы с помощью учителя и учебника. План изучения темы. 1. Акустика. Звуковая волна. 2. Распространение звуковой волны. 3. Характеристики звука. Громкость, тембр, тон, шум. 4. Акустический резонанс 5. Эхо. Реверберация 6. Инфразвук и Ультразвук 1) - Дайте понятие акустике. (работа с учебником. Чтение определения учащимися)(слайд 14) Акустика – раздел физики, изучающий звук. Волны с частотой от 16 до 20000 Гц воспринимаются человеческим ухом – это звуковые волны. Некоторые животные воспринимают звук свыше 20000 Гц. Опыт № 1. (Демонстрирует учащийся) Приведем в колебательное движение линейку, прижимая её одним концом к столу. Объясните наблюдаемое явление.(слайд 15) Звук распространяется в упругой среде. Источник – приёмник. Образуется продольная упругая волна. В твёрдых телах может быть поперечная - Что является источником, а что приемником звука?(слайд 16) Задание 1 (слайд 17). Рассмотрите схему строения уха. Ухо – это приемник звукового сигнала. Опишите механизм работы уха, используя знания по биологии. (выполняет учащийся) Задание 2 .(слайд 18) • Рассмотрите таблицу скорости звука, приведенную в учебнике. • В какой среде скорость звука больше, меньше? • От чего это зависит? • Как вы думаете, зависит ли скорость звука от температуры среды? Почему? Опыт № 2. (слайд 20)(демонстрирует учащийся) Приведём в звучание камертон, ударяя молоточком в различных местах и с различной силой. Как при этом изменяется звук? Почему? Камертон издаёт музыкальный звук «ля». Который называется музыкальным. (слайд 21) Громкость звука определяется амплитудой колебаний звучащего тела. (Децибелл) Задание 3. (слайд 22-23) Рассмотрите таблицу громкости звука. Каковы закономерности? Источник звука Уровень громкости, дБ Порог болевого ощущения 130 Взлет самолета 120 Громкая музыка на дискотеке 110-120 Громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5-7 м. 100 Шум работающего двигателя грузового автомобиля 80 Шум улицы 70-80 Пылесос на расстоянии 3 м 70 Автомобильное движение на автостраде 50-60 Обычный разговор 40 Норма шума жилых помещениях 20-30 Шелест листьев 10 - Как вы считаете влияет ли отрицательно окружающие звуки на наш слух? - С какими звуками вы сталкиваетесь ежедневно? Опыт № 3. (слайд 24)1. Запустим программу «Осцилограф» в компьютере. Будем наблюдать изменение частоты по графику. Какой вывод можно сделать? 2. Включим мелодию на компьютере и будем наблюдать за осциллографом. Получается сложение различных звуков. Получим сложный музыкальный звук. Здесь мы можем наблюдать изменение тона и тембра звука. Тон – звуковая волна определённой частоты. (слайд 25) Высота тона определяется частотой колебаний. чем больше частота, тем выше тон. Обратите внимание на голоса окружающих людей. Тембр – это качество звука, которое придаёт окраску голосу человека или звучанию инструмента. Шум – это сочетание беспорядочных звуков различной частоты. -Как вы думаете, шум может нанести вред, какой? Универсальный музыкальный инструмент – человеческий голос. Источник звука – колеблющиеся голосовые связки. (слайд 26) • Задание 4. (слайд 26). Рассмотрите схему, приведенную ниже и попробуйте воспроизвести своим голосом звуки данных частот. Опыт № 4. (слайд 27) Возьмём два камертона с одинаковыми частотами, расположим недалеко друг от друга. Один из них приведём в звучание, затем заглушим рукой. Прислушайтесь и услышите звучание другого камертона. Как объяснить это явление? Если частоты камертонов будут различны, то такое явление не наблюдается. Акустический резонанс – совпадение собственных частот звуковых колебаний. Используется для усиления звука колеблющихся тел. Резонаторы – корпусы музыкальных инструментов. У животных резонатором служит полость рта, язык.(слайд 28) Звуковые волны распространяются во всех направлениях. Опыт № 5. (слайд 29). Поставьте на стол глубокую тарелку на дно положите источник тихого звука (тикающие часы или таймер)Другую тарелку держите около уха так, как показано на фотографии. Если положение часов, уха и тарелок найдено верно, то вы услышите тиканье часов, словно оно исходит от той тарелки, которую вы держите около уха. Эхо – это отражённый от преграды сигнал. (слайд 30) -Расскажите где вы наблюдали эхо? Звук обратно проходит с задержкой 0,1 с. Звук от эхо воспринимается дольше, чем он издавался. S=ϑt/2 Реверберация – увеличение длительности звука, вызванное его отражением от препятствий. Задание 5.(слайд 31). Пользуясь текстом учебника. Запишите формулу для определение расстояния с помощью эхо. Рассмотрите схему передачи эхо по рисунку в учебнике. Объясните. Рассмотрим схему.(слайд 32-33) Задание 6.(слайд 34-35). Используя текст учебника. Коротко расскажите о применении ультразвука и инфразвука. Сделайте вывод о их пользе и вреде. Инфразвук применяется в военном деле и рыболовном промысле. Ультразвук применяется в медицине и промышленности. Эхолот – прибор для измерения глубины моря. Сонар – прибор для обнаружения объектов под водой. Эхолокация – способ определение нахождения тел с использованием ультразвука. VI. Первичная проверка понимания.(слайд 36) Качественные вопросы: (обсуждение фронтально) 1. Кто чаще взмахивает крылышками при полете бабочка или стрекоза?(стрекоза, т.к. частота взмаха крыльев больше, чем у бабочки, поэтому высота звука выше). 2. Могут ли космонавты космических кораблей поддерживать связь между кораблями с помощью звуковых сигналов? (нет, т.к. в вакууме звук не распространяется). 3. Может ли лётчик слышать звук двигателей своего самолёта? (да) 4. Почему эхо не возникает в маленькой, заполненной мебелью зале? (звук поглощается мебелью VII. Обобщение и систематизация знаний. (слайд 37) Составить кластер «Звук» (работа с учащимися мало активными на уроке, работа у доски, заполнить лепестки ромашки) VIII. Закрепление полученных знаний.(слайд 38) Решение задач по уровню сложности. (работа по индивидуальным карточкам. Для слабоуспевающих учащихся карточки с образцом решения задачи.) 1 уровень. Из простейших наблюдений во время грозы скажите, одновременно ли мы вместе с молнией слышим гром? 2 уровень. Удар грома был услышан через 10 секунд после того, как сверкнула молния. На каком расстоянии от наблюдателя произошел грозовой разряд? 3 уровень. Наблюдатель находится на расстоянии 85 м от отвесной скалы. Через какое время он услышит эхо от произнесенного восклицания? Решения. (слайд 39) 1. Нет, так как скорость звука на много меньше скорости света. 2. Дано: Решение t=10с S=ϑt/2 S=330 м/с •10с /2=1650 м. ϑ=330 м/с S-? Ответ. Грозовой разряд произошел на расстоянии 1650 м. 3. Дано: Решение S=85м S=ϑt/2 t=2 •85м/330 м/с=0,51 с ϑ=330 м/с отсюда t-? t=2 S/ϑ Ответ. Эхо будет услышано через 0,51 с. IX. Домашнее задание. (слайд 40) § 31-35. Упражнение 26 (средний и высокий уровень). Упражнение 27 (достаточный уровень, по образцу задач решенных в классе.) Творческое задание.1) Подготовить и продемонстрировать опыты по наблюдению свойств звука. 2) Сообщения по темам: «Звуки природы», «Ультразвук и инфразвук в медицине и технике». X. Подведение итогов, оценка работ учащихся, рефлексия.(слайд 41) Оценка выставляется учащимся принимавшим активное участие в объяснении материала. За решение задач. Выполнение проверочных тестов. • Рефлексия: Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению на уроке. • Мне очень понравилось! - красный • Мне было интересно - оранжевый • Я ничего нового не узнал - желтый • Все было непонятно -зеленый • Мне было скучно - белый | |
Просмотров: 1365 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|