Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика |
[ Скачать с сервера (88.5 Kb) ] | 2015-01-29, 10:22 AM |
Доклад Тема: «Организация самостоятельной деятельности учащихся в контексте образования, ориентированного на результат» Сейчас исключительную значимость приобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями, к изучению научной, технической и политической литературы. Скажем с полной уверенностью: стремление к самостоятельности – естественная проблема человека. Но легко ли быть самостоятельным современному школьнику? Каковы условия эффективности самостоятельной работы на уроке? Как изучить «индивидуальные особенности» каждого учащегося, выявить мотивы и потребности, познавательные интересы и жизненные планы ребят, особенности их самостоятельного труда…? «Самостоятельную работу часто проводят, чтобы проверить знания, хотя ее главная функция – развивающая» Не дань моде, а жизненная потребность сегодня заставляют школы проявлять серьёзный интерес к теоретическим проблемам образования, к философскому обоснованию эмпирически или интуитивно найденных решений. Педагогическая наука обращает внимание на современного выпускника, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, чтобы найти в нем свое место. Это современное образование, в котором личность ученика находиться в центре внимания педагога и психолога, где деятельность учения - познавательная деятельность, а не преподавание, а традиционная парадигма образования учитель- учебник- ученик замена на новую парадигму - ученик- учебник- учитель. В центре - он, ученик - самостоятельный, уважающий себя человек, с развитым мышлением, ответственный перед собой и обществом, способный к саморазвитию, самосовершенствованию. И сейчас исключительную значимость приобретает проблема подготовки учащихся к самостоятельному овладению новыми знаниями, к изучению научной, технической и политической литературы. Кто из родителей не хотел бы видеть своих детей самостоятельными? Какой учитель не знает, что его задача - учить своих питомцев так, чтобы они не только много знали, но и умели пополнять свои знания? Наконец, разве все мы, взрослые, не заинтересованы в том, чтобы школьники были готовы к самостоятельному труду, активным социальным действиям? Конечно, услышим ответ: и семья, и педагоги, и вообще все наше общество стремится к этому! А сам воспитанник? Какова его позиция? Ответим с полной уверенностью: стремление к самостоятельности - естественная потребность человека. Но легко ли быть самостоятельным современному школьнику? Опрос старшеклассников, который я провела с помощью трех анкет «Мое учение», «Самостоятельная работа» и «Стимулы» показал, что семьдесят шесть процентов учащихся положительно относятся к самостоятельной работе, шестнадцать процентов - безразлично и только четыре процента - отрицательно. Почему отрицательно или безразлично? Как правило, потому, что такие работы плохо организованы. «Очень часто, говорят девятиклассники,- дают на уроках точных наук такие задания, что их и дома за два часа не решишь. А на уроке все нужно сделать за пятнадцать минут! Еще труднее писать самостоятельные работы по истории и литературе. Ведь надо все обдумать, а на это нет времени. Ждешь звонка и, даже если знаешь материал, путаешься и делаешь элементарные ошибки». «Работаем самостоятельно», - произносит голос учителя. Да … Эти слова не предвещают ничего хорошего. В голове одна мысль налетает на другую: удастся ли сдуть, у кого удобнее и как лучше это проделать? Такие ситуации - вполне обычны в школьной практике. Дефицит времени, нежелание получить «двойку» заставляют одних торопиться, делая ошибки, других - списывать у товарищей. А тот, кто привык к «двойке»- вообще ничего не делает, списывает совершенно не думая, и даже не пытаясь думать. В педагогической практике - две крайности: или ученика стремятся уберечь от трудностей, создают такие тепличные условия, в которых инициатива и самостоятельность ему просто не нужны, или от него требуют полной самостоятельности даже тогда, когда он к этому еще не готов. Отсюда неуверенность, страх перед новыми трудностями. Если учитель убежден, что только его изложение учебного материала может быть по – настоящему полезно классу (школьникам ежедневно приходится слушать объяснение нового, на которое уходит 20-30 минут урока), шансов проявить самостоятельность у ребят тогда очень мало, хотя отдельные удачные ответы, находки всегда бывают. Но, как правило, только у лучших учеников. Остальные предпочитают слушать, записывать под диктовку, копировать учителя. А где же ситуации, в которых ученик может действовать самостоятельно? Увы, их очень мало. В лучшем случае ребята бойко повторяют объяснение учителя. «Позвольте, - слышим возражение,- если ученик знает материал- это уже хорошо». Действительно, такая отдача подкупает и вдохновляет учителя, который сразу же видит результаты своего труда. Но только ли это ближайшие результаты обучения мы должны проектировать? Только ли знания - главное мерило готовности ученика к жизни? Если спросить у учителей литературы даты рождения писателей, не все смогут ответить сразу и правильно. Почему они должны оставаться в памяти наших учеников? А ведь из таких сведений на восемьдесят, если не на все девяносто девять процентов состоят те знания, которые мы усиленно вбиваем ребятам. Не это ли гарантия будущего невежества? Старо как мир: только то знаешь хорошо, что делаешь сам, в чем сам разобрался. Поэтому все больше сторонников у деятельностного подхода к обучению. Да и ребята - на его стороне. На вопрос: «Что привлекает вас в самостоятельной работе?», сорок процентов учащихся ответили: возможность быть самостоятельным, тридцать шесть процентов: желание проверить свои знания и желание получить отметку. На вопрос: «Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом?», тридцать шесть процентов учащихся ответили: работа с учебником, по двадцать процентов - работа с таблицами и лабораторные работы, двадцать четыре процента - подготовка докладов. Причем детям не нравится решать самостоятельно задачи, выполнять упражнения, писать сочинения и трудовые задания. Восемьдесят четыре процента учащихся ждут помощи от учителя при объяснении материала, пятьдесят шесть процентов предлагают увеличить количество времени на самостоятельную работу и чаще предлагать индивидуальные задания. По мнению учащихся: самостоятельная работа привлекает тем, что приучает нестандартно мыслить, выдвигать гипотезы, находить пути и способы решения задач. В большинстве случаев им интересно выполнять лабораторные работы, они считают, что в них теория превращается в действительность. Причем, не те, где все расписано и тебя остается только провести ряд измерений да подставить их в формулы, а те, в которых даны исходные данные, а ты должен, экспериментируя, пробуя, найти правильный ответ. Когда опыт показывает учитель- это интересно, но когда ты это можешь сделать сам, своими руками – это намного увлекательнее, считают ребята. Очень любят учащиеся выполнять творческие работы, не понимают их сущности. В них не обязательно придерживаться правил, а можно выбрать то направление, которое больше всего интересует. Творческая работа для ученика- это и возможность освободиться от мелочной опеки, излишней регламентации, которые особенно тяготят старшеклассников. Цениться в этих работах и то, что можно воспользоваться правом выбора и, наконец, просто выйти за рамки школьной программы и заняться тем, к чему лежит душа. Тест «Стимулы» помогает оценить эффективность стимулов обучения. Девяносто шесть процентов учащихся старательно и охотно выполняют самостоятельную работу, когда задание интересное, пятьдесят два процента учащихся хотят заслужить одобрение учителей и родителей. Шестьдесят восемь процентов включаются в работу быстрее, когда хотят получить высокую оценку и сорок восемь – когда требует учитель. Также семьдесят два процента считают, что самостоятельная работа проходит успешнее, если ее выполнять вдвоем с товарищем, причем они считают, что руководство учителя здесь излишнее. Пятьдесят два процента выступают против строгой дисциплины во время самостоятельной работы, сто процентов против применения зачетной системы. Однако успешность реализации этих предложений и замечаний во многом зависит от того, насколько эффективно организован в этом направлении учебный процесс. Поэтому одно из требований подготовки учащихся к творческому труду и самостоятельному расширению и углублению имеющихся знаний состоит в такой организации учебной деятельности учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий, которое обеспечивает осуществление целенаправленной и систематической работы по формированию интеллектуальных умений учащихся и развитию речи. Другую сторону вопроса составляет формирование у учащихся некоторых общих умений. Для того чтобы самостоятельно изучать научную, техническую и политическую литературу необходимы определенные навыки работы с текстом. Сюда относятся умения читать текст, насыщенный информацией, вычленять из него главное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте на них ответы, определять, что осталось не выясненным до конца, четко формулировать, что именно надо выяснить, обращаться за справкой к другому разделу книги или к другой литературе. Вместе с тем, для того, чтобы подготовить учащихся к применению знаний в конкретных условиях, к решению сложных вопросов, выбору из имеющегося набора решений оптимального варианта, необходимо сформировать определенные навыки и умения в решении задач. Их компонентами являются умения вычленять некоторые взаимосвязи, вытекающие из условия задачи, составлять план решения, осуществлять решения, привлекая в случае необходимости справочный материал, оценивать результат, проверять правильность решения. Таким образом, оценивая учебный процесс в целом, мы должны учитывать не только глубину и прочность получаемых учащимися фактических знаний, но и уровень вырабатываемых в ходе преподавания общих учебных и специфических трудовых умений, необходимых для творческой трудовой деятельности и самостоятельного овладения знаниями. Значительную часть самостоятельной работы учащихся составляет работа дома. Однако при выполнении домашних заданий учителю виден лишь конечный результат работы. В этом смысле определенные преимущества имеет самостоятельная работа на уроке, когда учитель, наблюдая за учащимися, может зафиксировать быстроту выполнения задания, выявить те элементы задания, которые оказались наиболее трудными для учащихся, своевременно ответить на вопросы учеников, сразу же после выполнения заданий организовать проверку результатов и обсуждение различных способов решения. Остановимся на некоторых требованиях, предъявляемых к самостоятельной работе учащихся на уроках в свете задачи формирования у них общих умений, необходимых для активного применения знаний и самостоятельного их углубления и расширения. Для того чтобы самостоятельное выполнение задания было эффективным, необходимо правильно определить содержание и объем этого задания. Если задание слишком сложно, то учащиеся просто не выполнят его, и драгоценное время урока не будет затрачено напрасно. Вторым важным требованием к самостоятельной работе учащихся является своевременность предъявления заданий. Если задания для самостоятельной работы даны, прежде чем выработано соответствующее учебное умение, то при выполнении серии однотипных упражнений учащиеся могут повторять одну и ту же ошибку, которая в результате примет устойчивый характер. Наконец непременным условием эффективности самостоятельной работы на уроке является своевременная и правильная проверка результатов. Проверку нельзя организовать только показом решения, тем, кто не знал, как решать задачу, рассмотрение готового решения мало что дает, поэтому необходимо, чтобы решение было прокомментировано. Самостоятельная работа, как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяться на разных этапах процесса обучения. На этапе осознания изучаемого материала самостоятельные работы могут занимать 5-6 мин, на этапе формирования умений по применению изучаемого материала до 10-15 мин, а на этапе формирования навыков до 30 мин. Организация самостоятельной работы на уроке требует от учителя не меньшей подготовки, а даже большей, когда он готовит теоретический материал. Ему, как правило, нужно подумать и определить: 1.Цель, время и характер самостоятельной работы. 2.Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно успешное выполнение данной самостоятельной работы. 3.Вид работы с книгой: или для повторения, или для поиска справочной информации, или для знакомства с новым материалом. 4.Вид работы с упражнениями: или задания нового материала, или на повторение, или дополнительные, более сложные упражнения. 5.Методику устранения возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок. Продуктивность самостоятельной учебной работы зависит во многом от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал. Учащиеся считают, что учителям - «надо поддерживать ход мыслей каждого». Трудно с этим не согласиться: самостоятельную работу часто проводят лишь для того, чтобы проверить знания, в то время как главная ее функция – развивающая. А для того, чтобы такие работы действительно развивали, учителю надо знать интересы, особенности своих учеников. Но изучить «индивидуальные особенности» каждого – далеко не простая задача. Нужны простые и удобные диагностические методики, с помощью которых можно выявлять мотивы и потребности, познавательные интересы и жизненные планы ребят, особенности их самостоятельного труда и т.п. Без таких методик прекрасный призыв «Повернуться к ученику!» остается лишь красивой фразой. Предлагаю учителям анкеты для учащихся, которые помогут выявить проблемы и предложения учащихся, а также окажут помощь в организации самостоятельной работы на своем предмете. Вы легко можете их видоизменить, учитывая особенности класса, максимально приблизить к конкретному предмету. Порядок диагностики прост, особенно в тех случаях, когда лист-тест заготовлен для каждого ученика. Учитель раздает листы и объясняет: надо внимательно прочитать текст и, ни с кем не советуясь, закончить предложения или выбрать то окончание, которое выражает позицию или состояние ученика. Если трудно заготовить лист для каждого, то нужен хотя бы один на парту. На чистых листочках бумаги ребята записывают лишь номера предложений и краткие окончания или номера выбранных окончаний. Получается своего рода «шифровка», которую легко прочитать. АНКЕТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ Класс______ Ι. «Мое учение» Ребята! Подчеркните (допишите) в тексте: 1. Учиться в школе мне: а) интересно б) не интересно в) не знаю 2. Мои любимые предметы……… 3. Выполняя самостоятельную работу, я: а) сразу же приступаю к делу, работаю всегда быстро б) сначала стараюсь понять задание, тщательно его обдумываю, но потом действую без колебаний, уверенно в) очень долго думаю, не решаюсь к нему приступить, чувствую себя неуверенно г) всегда очень волнуюсь, чувствую себя тревожно, потому что……. д) чувствую себя всегда спокойно, потому что……. 4. Чаще всего я: а) не понимаю цель работы б) не понимаю задание в) не знаю, как его выполнять г) не умею контролировать ход своей работы д) не знаю, как проверить результаты е) не умею правильно распределять время 5. Я очень дорожу помощью учителя, товарищей 6. Если бы я был учителем, то таким, как я, ученикам предлагал:……….. ΙΙ.«Самостоятельная работа» Ребята! Обведите кружком те ответы, которые выражают Ваше мнение. 1.Как Вы относитесь к самостоятельным работам? а) положительно б) отрицательно в) безразлично 2.Что Вас в них привлекает: а) возможность пополнить и углубить знания б) возможность проверить свои знания в) желание проверить свои знания г) желание получить отметку д) что еще – допишите……………. 3.Какие виды самостоятельной работы Вы выполняете с интересом? а) работа с учебником б) с дополнительной литературой в) с таблицами г) решением задач, выполнение упражнений д) подготовка сочинений е) подготовка докладов ж) лабораторные работы з) трудовые задания к) что еще – допишите………….. 4.Какя помощь учителя Вам необходима? а) объяснения задания б) корректировка в) проверка и анализ результатов 5.Что, на Ваш взгляд, надо изменить: а) дать на самостоятельную работу больше времени на уроке б) чаще предлагать творческие задания в) не задавать домашние задания г) чаще предлагать индивидуальные задания д) что еще – допишите…………. ΙΙΙ. «Стимулы» да нет не знаю 1. Старательно и охотно выполняю самостоятельную работу, когда: - задание интересное - она важна для изучения предмета - понимаю, что она важна для моей профессиональной подготовки - считаю, что могу выполнить - хочу заслужить одобрение родителей - хочу заслужить одобрение учителей - уверен, что она важна для других 2. В работу включаюсь быстрее, если… - этого требует учитель - хочу получить высокую оценку - боюсь получить двойку - используются технические средства 3. Самостоятельная работа проходит успешнее, если выполняю задание… - один -с группой одноклассников - вдвоем с одноклассником - при постоянном руководстве учителя 4. Работать самостоятельно интереснее, если… - успешно выполняю задание - обстановка на уроке доброжелательная - строгая дисциплина - учитель одобряет работу - применяется зачетная система Свое выступление хочу закончить словами – пожеланиями для Вас в Вашем творчестве при организации самостоятельной работы, ведь хороший урок – это произведение искусства. «Пусть он узнает, не потому что вы ему сказали, а потому, что он сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь замените его в уме рассуждение авторитетом, он не будет рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения». А.Я.Корчак | |
Просмотров: 680 | Загрузок: 23 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|