Главная » Файлы » В помощь учителю » Физика |
2016-01-11, 5:42 PM | |
Конспект урока по физике Масса - Сила 7 класс Учитель физики высшей категории Шепелова Галина Кирилловна КГУ «Школа-гимназия города Курчатова» Восточно-Казахстанская область г. Курчатов 2014 год Конспект урока по физике в 7 классе Тип урока: Урок проверки и оценки знаний учащихся по теме «Масса – Сила» Основные цели: Повторение и обобщение материала. Проверка уровня и прочности знаний учащихся. Развитие умения работать в сотрудничестве с одноклассниками. Развитие критического отношения к своим знаниям и знанием товарищей. Воспитание чувства ответственности при работе в группе. Оборудование: Плакат с требованиями, предъявляемыми программой к ЗУН учащимся по данному разделу. Плакат с вопросами зачета, известными учащимся за три недели до урока. Карточки с теоритическими вопросами и задачами. Дополнительные карточки с задачами, в правом углу которых указаны оценочные баллы. Алгоритм отработки ЗУН по методике «Взаимообмен заданиями» в парах сменного состава. Памятки обучающему и обучающего. Система выведения итоговой оценки. Кроссворд Требования к обязательному уровню подготовки учащихся Учащихся должны: - понимать физический смысл величин: масса, плотность, сила; - понимать и формулировать закон Гука; - уметь применять формулы расчета связи силы тяжести и массы, зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления; - уметь решать простейштһие задачи на применение правил сложения сил (вдоль одной прямой); - изображать графически силы на чертеже; - определять опытным путем на плоскость. Вопросы для зачета 1. Масса 2. Плотность вещества 3. Сила 4. Сила тяжести 5. Вес тела 6. Сила трения 7. Деформация . Закон Гука. 8. Равнодействующая сила. Памятка обучаемого 1. Относись к своему партнеру с уважением. 2. Сумей выслушать своего партнера до конца. 3. Если что-то непонятно, задай вопрос. 4. Попробуй самостоятельно выполнить предложенное задание. 5. Если что-то не получается, обратись за помощью. Памятка обучающего 1. Относись к своему партнеру с уважением. 2. Попробуй доступно, понятно изложить товарищу учебный материал. 3. Если утоварища возникает вопрос, объясни непонятное еще раз. 4. Проконтролируй выполненное задание. Вместо с товарищем разберите и исправьте ошибки. Алгоритм Отработки знаний, умений и навыков по методике «Взаимообмен заданиями» 1. Получите карточку и цветовой сигнал 2. Постарайтесь усвоить содержание совей карточки, ответить на вопросы 1 части и решить задачи 2 части. 3. Приступайте к работе с первым партнером. 4. В паре работа будет проходить так: Сначала ученик первый будет задавать вопросы своему партнеру по своей карточке. Если партнер затрудняется в ответе, то У-1 должен помочь ему. После этого У-1 должен попросить У-2 повторить ответ. Когда все проблемы решены, они поменяются ролями. Теперь У-2 будет спрашивать, а У-1 – отвечать. 5. После того, как вы ответили на вопросы друг друга из первой части карточки, обмениваетесь карточками и выполняете каждое задание второй части новой для себя карточки. 6. Сверьте вторые задания и обсудите свои решения, оцените работу друг друга, выставьте оценки в тетрадях, проставив свою фамилию. 7. Поблагодарите друг друга за совместную работу. 8. Найдите нового партнера в своей группе и работайте с ними так, как указано в алгоритме, начиная с пункта 4. Обобщенные планы Физические явления 1. Признаки явления, по которым оно обнаруживается ( или определение). 2. Условия, при которых протекает явление. Физическое понятие, в том числе физическая величина 1. Явление или свойство, которое характеризует данное понятие (величина). 2. Определение понятия (величины). 3. Формулы, связывающее данную величину с другими. 4. Единицы величины. 5. Способы измерения величины. Карточки с теоретическими вопросами и задачами Карточка №1 1. Плотность вещества. (1б) 2. Равнодействующая сила. (1б) Задача (1б) Какая сила тяжести действует на зайца, масса которого 6 кг? g = 10 Н/кг Карточка №2 1. Сила трения. (1б) 2. Масса. (1б) Задача (1б) Стальная пружина под действием силы 245 Н удлинилась на 35 мм. Определить жесткость пружины. Карточка №3 1. Сила тяжести. (1б) 2. Вес тела. (1б) Задача (1б) Какой вместимости нужно взять сосуд, чтобы в него можно было налить бензин, масса которого 35,5 кг? (плотность бензина 710 кг/м3). Карточка №4 1. Сила. (1б) 2. Деформация. Закон Гука (1б) Задача (1б) Мопед Рига весит 490 Н. Какова его масса? g=9,8 H/кг Дополнительные карточки 1. На нити подвешен груз. Изобразите графически силы, действующие на груз. (1б) 2. Трамвай движется со скоростью 36 км/ч. Выразить эту скорость в м/c. 3. Деревянный брусок массой 2 кг тянут равномерно по деревянной доске, расположенной горизонтально, с помощью пружины жесткостью 100 Н/м. Коэффициент трения равен 0,3. Найти удлинение пружины. (2б) 4. Выберите правильный знак >; = или < (2б) 1000Н 20 кН 150 мг 1,5 г 72 км/ч 20 м/c 1ч 2400 с 250 мл 250 см3 2700 кг/м3 0,27 г/ см3 5. Выпиши номера правильных формул (1б) p = m/V S = ʋ*t p = m*V S = a/b F = m*g V = a*b*c F = m/g ʋ = S/t R = F1* F2 S = a*b ʋ = S*t R = F1+F2 6. Найдите правильную дорогу по образцу (2б) V м Плотность S кг Давление S м/c Скорость p с Время m Па Сила ʋ Н Масса h кг/м3 Объем p м2 Путь F м3 Площадь t м Высота 7. Кроссворд 1. Прибор, шкала которого проградуирована в миллиметрах 2. Прибор для измерения силы 3. Физическая величина, измеряющаяся в кг 4. По ним можно определить время 5. Векторная физическая величина ХОД УРОКА 1. Организационный момент (Проверить готовность класса) 2. Задать домашнее задание: составить генеалогическое дерево Силы. 3. Сообщить место урока в теме – Масса-сила 18 часов изучали теоретические вопросы, решали количественные и качественные задачи, выполняли лабораторные работы, экспериментальные задания. Сегодня заключительный урок – урок проверки и оценки знаний. 4. Программа предъявляет к этому разделу следующие требования. (Обращается внимание на стенд) 5. Теперь повторим материал этого раздела по вопросам зачета. Правильные и полные ответы оцениваются 0,5 балла. Вопрос – Масса? Выслушиваются ответы учащихся. А вот как Чикин говорит о массе: Знаю я с 7 класса: Главное для тела – масса Если масса велика, Жизнь для тела нелегка: С места тело трудно сдвинуть, Трудно вверх его подкинуть, Трудно скорость изменить, Только в том кого, винить? Физик – врач взялся за дело. Не виновна ли поверхность? Нет, болезнь в другом – инертность, В массе виден корень зла. Тела тем инертнее, чем больше их масса. Уяснили, кто хотел? Ну а массой между тел Измерять инертность тел Стали физики потом, Пользы много видя в том. Вопрос: и так как тело большей массы в результате взаймодействия с другим телом приобретает меньшую скорость, то в какой зависимости находятся масса тела и приобретенная скорость? Вопрос: Плотность вещества Вопрос: Плотность железа p = 7800 кг/м3. Как это понимать? Вопрос: Какие ассоциации вызывало раньше у вас слово «сила»? Вопрос: В каких пословицах вы нашли применение этого слова? А вот какие пословицы знаю я: Работа силушку копит, а лень ее топит. И сила уму уступает. Сила есть – ума не надо. Знание – сила. Вопрос: Как вы думаете, ориентиром для вас, учащихся, должна быть какая пословица? В толковом словаре Ожегова, издания 1960г., так истолковывается сила: Сила – способность живых существ напряжением мышц производить физическая действия, движения; также вообще – физическая или моральная возможность активно действовать. В толковом словаря Даля, издания 1882 г. Сила – источник, начало, основная причина всякого действия, движения, стремления, всякой вещественной перемены в пространстве. В механике: напор, давление или толчок, тяга, влеченье, позыв, незримая, но покорная человеку и измеримая (по последствиям) причина движения. Вопрос: Какой словарь толкует это слово ближе к научному, современному использованию в физике физической величины Силы? Вопрос: Какова особенность этой величины? Вопрос: Формулы, связывающие эту величину с другими? Вопрос: Единица измерения, прибор? Вопрос: Итак, какие виды сил нам известны? Давайте подумаем, о каком виде сил ведется следующий разговор? Для каждой ситуации В упругом деформации Закон везде они: Все силы, как и водится, К увеличению длин. А если при решении У длин есть уменьшение, Закон и тут закон: Пропорции упрямые. Прямые (те же самые) И знак у сил сменен. Ну что это за мука: Закон запомнить Гука! Но мы пойдем на риск. Напишем слева силу, А справа, чтобы было? Вопросы О какой силе идет речь? Смысл k – коэффициента пропорциональности? Как понимать удлинение пропорционально силе? Удлинение измеряется 12 мм = ? м. Деформация означает? Упругая деформация? Какой может быть еще деформация? О силе тяжести и весе тела поговорим в сравнении. Что общего у этих сил? Чем эти силы различаются? Может ли трение Дать ускорение? Может, и как! Да, но ведь трение, против движения, это же факт! «Да, но здесь сила имеет значение», - скажет мастак. Значит, и трение Даст ускорение? Сменим лишь знак! Вопросы О какой силе мы ведем разговор? Определение F трения По характеру движения соприкасающихся тел различаются силы трения... Причины возникновения этой силы? Расчетная формула Fтр μ - ? N - ? Если к телу приложены несколько сил, то как необходимо поступать при решении задач? Определение равнодействующей силы? В какой сказке раскрывается способ определения равнодействующей сонаправленных сил, приложенных к телу? Как найти равнодействующую сил одного направления, приложенных к телу? А какая спортивная игра поможет объяснить нахождение равнодействующей противоположно направленных сил, действующих на тело? Кто побеждает? Значит равнодействующая направлена и равна? Чему равна равнодействующая противоположно направленных, равных по значению сил? И тогда, несмотря, на действие сил, тело либо движется, либо...? Повторение закончено. Весь теоретический материал – 8 вопросов. Я разделила на 4 карточки и в каждую карточку вписала задачу. Мы с вами оговорили ответы по каждому ответу, и вы должны будете отвечать на них согласно плану, который у вас имеется на столе. Работать будете в парах сменного состава согласно алгоритму, который имеется на каждом столе. Алгоритм – система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит решению постоянной задачи. Работа должна строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Рассказывать друг другу будете негромко, не мешая соседам. Так как в каждый момент общения половина учащихся говорит, другая половина слушает. Каждый учащийся является то учителем, то учеником. Оценивать будете работу в баллах с проставлением в тетрадях отвечающего своей фамилии. Система оценки: «5» - 12 баллов и более «4» - 10 баллов и более «3» - менее 10 баллов На демонстрационном столе находятся дополнительные карточки для тех, кто на какой-то момент не может образовать новую пару. В тетрадях выполняете задания, указав их номер. Оценка будет выставляться после подведения итогов работы по основному и дополнительному материалу, а также участию во фронтальной работе. Вопросов по дальнейшей работе нет? Тогда давайте прочитаем мое вам пожелание, отгадаем кроссворд. Итак – удачи! Список литературы Башарулы Р. Учебник Физика и астрономия 7 класс Дьяченко В.К. Диалоги об обучении. О переходе на демократическую систему по способностям. Сёмке А.И. Занимательные материалы к урокам 7 класс Книга для учителя. Я иду на урок физики 7 класс. | |
Просмотров: 1273 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|