Первая гимназия. Открытый урок на городской семинар учителей физики. Москаленко Владимир Григорьевич Тема урока: «Решение комплексных задач при подготовке к ЕНТ на примере равнопеременного движения» 10 класс Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме «Равнопеременное движение» на примере решении задачи, требующей анализа физической ситуации, понимания физической закономерности, характеризующей описанное явление, умения использовать материал, изученный в 9, 10 классах в разделе «Кинематика». Задачи урока: Образовательная: • Закрепление, обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Кинематика равнопеременного движения» Воспитательная: • Формирование системы взглядов на физическую картину мира. Развивающая: • Развитие речи, мышления. Совершенствование умственной деятельности. Анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, проверять результаты. План урока: 1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока -1 мин. 2. Повторение пройденного материала по теме «Кинематика равнопеременного движения» - 4 мин 3. Постановка и решение задачи – 38 мин 4. Подведение итогов урока – 1 мин 5. Домашнее задание – 1 мин Ход урока. 1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. Данный урок посвящен решению комплексных задач по теме «Кинематика равнопеременного движения. Цель урока – применить полученные ранее знания для анализа физической ситуации и решения поставленной проблемы в предложенной ситуации». 2. Повторение пройденного материала по теме «Кинематика равнопеременного движения» • Что называется механическим движением? • Что такое система отсчета? • Что называется траекторией движения? • Что называется пройденным путем? • Что называется перемещением? • Что называется расстоянием? • Написать уравнение зависимости скорости от времени. • Написать уравнение зависимости расстояния от времени. • Написать уравнение зависимости координаты от времени. • Дать определение равноускоренного движения. • Дать определение равнозамедленного движения. • Дать определение мгновенной скорости. • Дать определение средней скорости. 3. Постановка и решение задачи. На доске графически изображено механическое движение материальной точки. Общий график представлен в виде четырех последовательных участков с разными участками зависимости скорости от времени . По данному графику предлагается проанализировать ситуацию и ответить на серию вопросов. • По графику зависимости скорости от времени определить начальные параметры движения. • Определить количество участков движения. • Определить длительность участков. • Определить вид движения на каждом участке. • Физический смысл точек пересечения графика с осью времени. • Определить ускорение на каждом участке. • Построить график зависимости ускорения от времени. • Написать уравнение зависимости скорости от времени. • Физический смысл площади описанного прямоугольника на каждом участке. • По графику зависимости скорости от времени определить путь на каждом участке и на всем пути. • Определить расстояния пройденное на каждом участке и на всем пути. • Написать уравнение зависимости координаты от времени и построить график. • Подтвердить графически путь и расстояние, пройденное телом. • По всем трем графикам определить скорость тела в момент времени 2 секунды. • Определить среднюю скорость движения тела. • На каком участке 2й закон Ньютона не выполняется? • Определить значение результирующей силы на каждом участке при постоянной заданной массе тела. • На каком участке значение результирующей силы минимально и максимально? • Отношение сил в моменты времени 3 сек и 6 сек равно. • Определить импульс тела в моменты времени 1 сек, 3 сек и 5 сек. • Определить изменение импульса на каждом участке и на всем пути. • Отношение импульсов в различные промежутки времени. • Работа результирующей силы на каждом участке и на всем пути. • Определить кинетическую энергию в данный момент времени. • Определить изменение кинетической энергии на каждом участке и на всем пути. 4. Проводится обобщение материала и анализ полученных результатов. Делается сравнение аналитических и графических результатов. Аналог результатов говорит о возможности применять различные способы определения параметров. 5. Домашнее задание: По приведенному графику зависимости ускорения от времени построить графики зависимости скорости и расстояния от времени. Придумать максимальное количество вопросов и решить их.
|