Главная » Файлы » В помощь учителю » Русский язык и литература |
[ · Скриншот ] | 2016-11-11, 11:10 AM |
Акметехнологии обучения русскому языку и русской литературе 10 июля 2012 года Президент РК Н.А.Назарбаев в выступлении «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» в поручении 12 отметил: «Сегодня в казахстанской образовательной системе недостаточно внимание к практической стороне учебного процесса, слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся. Остро стоит вопрос недостаточности таких прие¬мов духовно-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, которые бы нацеливали на решение индивидуальных задач их взросления и успешной социализации. …В то же время нет инновационных курсов, которые необходимы учащимся уже сегодня. Где, например, такие актуальные предметы, как «Казахстанское право» (его отсутствие ведет к правовому нигилизму и безграмотности молодежи), «Краеведение» (а ведь любовь к малой родине – это основа патриотизма), «Акмеология», методики достижения личного успеха, социализации личности? Их отсутствие ведет к социальному инфантилизму значительной части молодежи, неумению адаптироваться во взрослой жизни и т. д.» Меня заинтересовал предмет «Акмеология». Изучив литературу, я поняла, насколько это важная дисциплина в образовании. Но как мне, учителю русского языка и литературы, внедрить этот предмет? Вместе с коллегой Шотаевой Ж.Ш. решили написать авторскую программу «Основы акмеологии», в которой интегрировали психологию, педагогику, русский язык и русскую литературу. Наша программа заняла 1 место в городском конкурсе авторских программ. После участия в областном конкурсе нам был вручен сертификат, выданный ученым советом филиала АО НЦПК «Өрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области, позволяющий преподавать данную дисциплину в учебном заведении. Проводя факультативные занятия, понимая значимость предмета (ведь методику достижения личного успеха необходимо донести до каждого учащегося), решила внедрять акметехнологии на своих занятиях по русскому языку и литературе. Результаты говорят сами за себя. Всего за 2015-2016 учебный год мои студенты участвовали в 23 республиканских, международных дистанционных олимпиадах и творческих конкурсах по русскому языку и русской литературе, в результате которых 19 студентов заняли 1 места, 24 студента – 2 места, 16 студентов – 3 места. В 2016 – 2017 учебном году только в 1 семестре, участвуя в Международной дистанционном олимпиаде «Осень-2016» по русскому языку , 1 место заняли 11 студентов, 2 место – 8 студентов, 3 место – 4 студентки, в Международной дистанционной олимпиаде по русской литературе «Осень-2016» 1 место заняли 2 студентки, во ΙΙ Международном дистанционном творческом конкурсе «Пегас» студентка 1 курса заняла 3 место. Особенно радует, когда занимают призовые места студенты, обучающиеся в группах с казахским языком обучения. Всем известно, что успех учителя связан с успехом учеников. Педагог славится успехами учеников. Это истина. Но как добиться успехов? В этом мне помогли акметехнологии, которые я активно внедряю на своих занятиях. В чем их суть? Во-первых, необходимо дать установку на успех. На вопрос «Как вы учитесь?» дружно отвечают, что хорошо. Дальше спрашиваю: «А сколько у вас «4» и «5» в количественном отношении?» Большинство затрудняются ответить. В процессе беседы выясняется, что есть предметы, которые можно было бы сдать на «5». Что же помешало? Задумались. Ответы свелись к одному – не было цели. «Почему нет цели учиться на «5»? Не верите в себя, не хотите быть отличниками?» - спрашиваю. «Хотим, но не задумывались», - отвечают. Вот здесь важно педагогу научить обучающихся ставить цели. Объяснить, что главная цель состоит из промежуточных. Эти «маленькие» цели необходимо сформулировать для себя, поставить перед собой и добиваться достижений. Рассказываю о формуле успеха: цель – действие – результат. Необходимо научить обучающихся ставить цели на каждый день, поднимать самооценку. Научить верить в себя – это половина успеха. Дальше следует разъяснить, что не будет результата без действия. Лежа на диване и мечтая, как Обломов, ничего не добьешься в жизни. На уроках русского языка и литературы, на факультативных и внеклассных занятиях учу студентов методам и приемам роста личностных качеств; умениям проведения дискуссий, диспутов, диалогов и других видов выражения своей индивидуальности; анализировать не только научный материал и художественный текст, но и свои знания по предмету. Преподаватель достигает результатов не количеством упражнений, а смыслом и направленностью каждого из них как средства развития обучающихся. Необходимо вооружать учащихся акмеотехнологиями самостоятельной учебной работы, формировать умение организовывать и контролировать собственную деятельность по развитию языка, речи и различных познавательных процессов. Как добиться успехов? Особое место в работе уделяю развитию креативности. В словаре практического психолога под редакцией С.Ю. Головина сказано, что креативность - это творческие способности индивида - способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Развитию креативного мышления помогает участие в творческих конкурсах, ведь чтобы занять призовые места (а иначе, зачем участвовать?), необходимо научиться оригинально подать материал. Думаю, что подобный навык пригодится в различных сферах жизни. Хочется верить, что, закончив учебное учреждение, выпускники поставят следующую цель: стать конкурентно способными специалистами. | |
Просмотров: 637 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|