Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ · Скриншот ] | 2016-03-05, 9:11 AM |
Тема: Устное народное творчество (обобщение по теме). Цель: Систематизировать и обобщить знания, закрепить умения. Задачи: - учить учащихся видеть красоту устного народного творчества, уметь отличать жанры. Более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. - развивать речь детей, умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки), развивать навыки выразительного чтения, эстетическое восприятие окружающего мира. - воспитывать любовь к народному творчеству, обратить внимание на богатое содержание, на народную мудрость, богатый народный язык, поэтичность и выразительность этих произведений. Оборудование: Плакат с печкой, волшебные слова, тема урока, кукла, чашка, маски сказочных героев, карточки, кластер, компьютер со слайдами урока. Ход урока: I. Организационный момент. II. Вступительное слово: Сегодня у нас необычный урок. На нём подведём мы работы итог. О жанрах устного народного творчества поговорим. Всё пройденное закрепим. Здравствуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости! Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – песенка, кому – сказка. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило! Все готовы, отправится в путешествие по стране «Устное Народное творчество»! -Ребята, а на чём вы бы хотели отправится, путешествовать по стране УНТ? -Кто главный герой сказки «По щучьему велению»? -На чём он ездил к царю? Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит волшебные слова, которые говорил Емеля? Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно произнести волшебные слова: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, в страну «Устного народного творчества». -Что такое «Устное народное творчество»? Как вы это понимаете? «Устное» означает, что оно передавалось из уст в уста. «Народное», значит его придумал народ на протяжении веков. «Творчество», творить – значит создавать. Устное народное творчество или фольклор – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. В устном народном творчестве отражаются ум, знания всего народа. У каждого народа своё творчество. -Какие жанры устного народного творчества, вы знаете? Сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, заклички, скороговорки, чистоговорки, считалки, небылицы, дразнилки, потешки. -Без жанров прожить мы никак не могли бы. Дорог нам вечный их свет. Жанрам весёлым, хитрым и мудрым. Мы всем классом шлём привет! Произносим заклинание и едем: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, в страну «Устного народного творчества». 1 остановка «Народные песенки». -Какие виды народных песен вы знаете? Колыбельные, плясовые, хороводные. -По исполнению, плясовая песня, какая? Задорная, весёлая сопровождалась танцем. -Хороводные песни, как исполнялись? Люди становились в хоровод и исполняли песни, делая движения в хороводе. -Само слово «колыбельная», как вы понимаете? Это значит качать малыша в колыбели, убаюкивать. -Мама качает малыша и поёт ему колыбельную. Как она должна исполняться? Тихо, ласково, нежно. -Почему? Мама любит своего малыша и своим пением она показывает свою любовь. Девочка исполняет казахскую колыбельную песенку. Угадайте следующий жанр: Коровушка, бурёнушка, Подай молочка, покорми пастушка. Следующая станция «Заклички и приговорки». Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, на станцию «Заклички и приговорки». -Что это за жанр «УНТ»? Это самый древний Жанр «УНТ», связанный с народным календарём, с сельскохозяйственными работами. Они использовались для обращения к явлениям природы, к животным, чтобы задобрить, попросить о чём-то, похвалить, поблагодарить. В закличках должно быть задорное звучание каждой строчки. АХ ты, радуга-дуга, Ты высока и туга, Гром гремучий, Тресни туча… Весна, весна красна! Приди весна, с радостью, С радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! Солнышко красное покажись, покажись. -Что такое приговорки? Матушка-репка, уродись крепка, Ни густа, ни редка, до великого хвоста. -Приговорки сопровождали умывание, купание, одевание малышей. Когда малыш начинал плакать ему говорили: Не плач – дам калач, Не вой – дам другой, Не реви – дам три. Водолей водолей, Вылей воду из ушей. С гуся вода, с младенца худоба, укатись вся! Угадайте следующий жанр: Как по речке, по реке ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил; Чем ты бороду красил? А не краской, не помазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал? Следующая остановка «Небылицы». Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, до остановки «небылицы». -Что такое небылицы ? Это такие стихи, в которых все перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение. Давайте, дети рассмешим наших гостей и поднимем им настроение. Дети рассказывают небылицы. 1.Я медведя поймал! Так веди сюда! Не идёт. Так сам иди! Да он меня не пускает! 2.Где ты, брат Иван? В горнице. Что делаешь? Помогаю Петру. А Пётр что делает? Да на печи лежит. 3.Ты пирог съела? Нет, не я! А ещё хочешь? Хочу. 4.Сынок, сходи за водицей на речку! Брюхо болит! Сынок, иди кашу есть! Что ж, раз мать велит – надо идти. Угадайте следующий жанр: На дворе трава, на траве дрова. Ра-ра- Ра, начинается игра. Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, на станцию «Чистоговорки и скороговорки». Что мы называем чистоговорками? Говорим чисто без ошибок, каждый звук произносим правильно. Прочитаем чистоговорки. На компьютере. Са-са-са, живёт в лесу лиса. Со-со-со, катит киска колесо. Ра-ра-ра, начинается игра. Ру-ру-ру продолжаем мы игру. -Что такое скороговорка? Весёлая игра, заключающаяся в быстром повторении трудно произносимых звуков, фраз. На карточках, прошу вас прочитать скороговорки. По траве тропа протоптана. Егор за топор, а топор за забор. Сорок сорок в короткий срок съели сырок. На дворе трава, на траве дрова. Ехал Егорка с Игорьком – скатился с горки кувырком. У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки. Соня – Незнайка, а Зина – зазнайка. В живом уголке жили ежи да ужи. Угадайте следующую станцию: Для того, чтобы начать игру надо знать её правила, чтобы играть в прятки, нужно выбрать водящего. Какой жанр устного народного творчества вы используете? Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, в деревню «Считалки». Следующий жанр «Считалки». -Для чего нужны считалки? - Кто знает интересные считалки? Дети проигрывают 2-3 считалки. Угадайте следующую станцию: К какому жанру устного народного творчества относится высказывание: «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах». Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, городу «Пословица». -Что же такое пословица? Кратное и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. -Зачем пословицы употребляются в речи? -Назовите пословицы. -Собери пословицу. на компьютере Угадайте следующий жанр: Определите жанр: «Днём спит, ночью летает и мышек хватает. Сова. Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, на станцию «Загадки». -Что такое загадка? -Для чего придумали загадки? Загадка основана на сходстве предметов. Задание в группах: Подбери схожие между собой предметы Солнце –шар, подсолнух Река – лента- дорога Книга- коробочка, источник. Дети загадывают загадки по одной. Молодцы, ребята, много знаете загадок. А теперь отгадайте мои загадки на слайде Угадайте следующий жанр: необыкновенный, занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов. Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, по городу «Сказки». -На какие группы делятся сказки? Слайд -Что характерно для волшебных сказок? -Что высмеивают бытовые сказки? -Что характерно сказкам о животных? -Из каких частей состоит сказка? Назовите. -С чего начинается сказка? -Чем заканчиваются сказки? Определи сказку по иллюстрации. Определи зачины и концовки сказок: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…» «Жили-были …» «Стали они жить- поживать и добра наживать …» «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало …» «В старые годы у одного царя было три сына…» Инсценировку по страницам любимых сказок. Из домика выходят старик со старухой. Старик: Эй, старуха, испеки мне колобок. Ты бы тесто замесила, Всех сегодня угостила. Старуха: С охотой я возьмусь за дело, Хоть задача нелегка. Внимание нужно и умение, Чтоб сделать лучше угощенье. Про соль и сахар не забыть, А теперь начну месить. Тесто я месила, масло добавляла, Выбилась из силы. Ох, как я устала. Садиться, засыпает. Тесто. Убегу я из кадушки, Не хочу быть колобком. Мне здесь душно, мне здесь тесно, Мне в кадушке мало места, Тесно, тесно, убегу… Дед: баба, тесто убежало! Баба: Ай- ой-ой! Куда, куда? Как же это я проспала? Вот несчастье, вот беда! Дед и баба поймали тесто. Дед: Колобка посадим в печку. Баба: Колобок пекись скорей! Ну, а мы пока попляшем. Колобок: Я весёлый колобок, У меня румяный бок, По дорожке я катился И вдруг в сказке очутился. У избушке лубяной, Там петух стоит с косой И кого-то прогоняет. Ну, об этом каждый знает. На сцене макет избушки, около неё стоит петух с косой, рядом Заяц – он плачет. Петух: Эй, Лисичка, как дела? Хорошо тебе в избушке? Уж погрелась ты, старушка. Пора ноги уносить И хозяина впустить. Заяц: Что ж нам делать, Петушок, Не ломать же нам замок, Как Лисицу одолеть? Петух: Ну, косой, кончай реветь. Наточу - ка я косу, Быстро выгоню Лису. Эй, Лиса! Без промедленья Выходи из помещенья! Проучу тебя, Лисица, Коль не хочешь подчиниться. Лиса: Вижу, что Петух не шутит, Не напрасно воду мутит. Хоть обидно уступать И избушку покидать, Покорюсь я Пете всё же, Ведь своя мне жизнь дороже. Выбегает из избушки. Колобок: Хитроумная лисица От беды решила скрыться. О её проделках знаем, А сейчас вас приглашаем Мы в таинственный лесок, Где сел Мишка на пенёк. Мишка пытается снять с плеч короб. Медведь: Видно, высоко сидит, Во все стороны глядит. Поспешу - ка к старикам И подарки передам, А потом вернусь домой К своей Машеньке родной. Уходит. Колобок: Ох, устал катиться я, Вышла сказочка моя Чрезвычайно интересной, Хоть во многом вам известной Покачусь - ка я домой … Рассказчик: Покатился колобок, Рядом девочка идёт. Набрели вдруг на избушку, Где живёт Яга-старушка. Братец у окна сидит И на яблоко глядит. Девочка: Вот нашёлся мой Ванюша. Бросается к братцу. Братец мой, меня послушай, Дай мне ручку, и скорей Убежим мы от гусей. Колобок: Пожелаем им успеха Мне ж, ребята, не до смеха. Я боюсь Яги коварной, Злобной, мстительной и жадной. Рассказчик: Колобок домой вернулся. Лёг на лавку, потянулся И забылся крепким сном, А проснулся – молодцом. Появляется ученик, исполнивший роль Колобка, в костюме Ивана-Царевича. Молодец: Я друзья, теперь доволен, Что я больше несъедобен. Не страшна теперь Лиса. Вот такие чудеса. Все выходит Все: С вами встретимся опять, Вместе сказки сочинять. Итак, ребята, наше путешествие по стране «Устного народного творчества» подошло к концу. - Ребята, наше путешествие вам понравилось? -Какой жанр вам больше всего понравился? Почему? Я думаю, что каждый взял для себя что-то важное. Надеюсь, что вы стали умнее, сильнее, добрее. Ведь устное народное творчество воспитывает в человеке доброту, честность, любовь к окружающему миру, уважительное отношение к человеку. Учит тому, что доброта всегда побеждает зло, торжествует справедливость. Выставление оценок. | |
Просмотров: 1151 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|