Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Урок литературного чтения "Устное народное творчество (обобщение по теме).
[ · Скриншот ] 2016-03-05, 9:11 AM
Тема: Устное народное творчество (обобщение по теме).

Цель: Систематизировать и обобщить знания, закрепить умения.
Задачи: - учить учащихся видеть красоту устного народного творчества, уметь отличать жанры. Более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
- развивать речь детей, умение кратко и ясно излагать свои мысли (использовать в повседневной речи фразеологические обороты, пословицы и поговорки), развивать навыки выразительного чтения, эстетическое восприятие окружающего мира.
- воспитывать любовь к народному творчеству, обратить внимание на богатое содержание, на народную мудрость, богатый народный язык, поэтичность и выразительность этих произведений.

Оборудование: Плакат с печкой, волшебные слова, тема урока, кукла, чашка, маски сказочных героев, карточки, кластер, компьютер со слайдами урока.

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово:
Сегодня у нас необычный урок. На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного творчества поговорим. Всё пройденное закрепим.
Здравствуйте гости, дорогие! Веселья вам да радости!
Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – песенка, кому – сказка.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило! Все готовы, отправится в путешествие по стране «Устное Народное творчество»!
-Ребята, а на чём вы бы хотели отправится, путешествовать по стране УНТ?
-Кто главный герой сказки «По щучьему велению»? -На чём он ездил к царю?
Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит волшебные слова, которые говорил Емеля? Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно произнести волшебные слова: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, в страну «Устного народного творчества».
-Что такое «Устное народное творчество»? Как вы это понимаете?
«Устное» означает, что оно передавалось из уст в уста.
«Народное», значит его придумал народ на протяжении веков.
«Творчество», творить – значит создавать.
Устное народное творчество или фольклор – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. В устном народном творчестве отражаются ум, знания всего народа. У каждого народа своё творчество.
-Какие жанры устного народного творчества, вы знаете?
Сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, заклички, скороговорки, чистоговорки, считалки, небылицы, дразнилки, потешки.
-Без жанров прожить мы никак не могли бы.
Дорог нам вечный их свет.
Жанрам весёлым, хитрым и мудрым.
Мы всем классом шлём привет!
Произносим заклинание и едем: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, в страну «Устного народного творчества».
1 остановка «Народные песенки».
-Какие виды народных песен вы знаете? Колыбельные, плясовые, хороводные.
-По исполнению, плясовая песня, какая? Задорная, весёлая сопровождалась танцем.
-Хороводные песни, как исполнялись? Люди становились в хоровод и исполняли песни, делая движения в хороводе.
-Само слово «колыбельная», как вы понимаете? Это значит качать малыша в колыбели, убаюкивать.
-Мама качает малыша и поёт ему колыбельную. Как она должна исполняться? Тихо, ласково, нежно.
-Почему? Мама любит своего малыша и своим пением она показывает свою любовь.
Девочка исполняет казахскую колыбельную песенку.
Угадайте следующий жанр:
Коровушка, бурёнушка,
Подай молочка, покорми пастушка.
Следующая станция «Заклички и приговорки».
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, на станцию «Заклички и приговорки».
-Что это за жанр «УНТ»?
Это самый древний Жанр «УНТ», связанный с народным календарём, с сельскохозяйственными работами. Они использовались для обращения к явлениям природы, к животным, чтобы задобрить, попросить о чём-то, похвалить, поблагодарить. В закличках должно быть задорное звучание каждой строчки.
АХ ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга,
Гром гремучий,
Тресни туча…

Весна, весна красна!
Приди весна, с радостью,
С радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!

Солнышко красное покажись, покажись.
-Что такое приговорки?
Матушка-репка, уродись крепка,
Ни густа, ни редка, до великого хвоста.
-Приговорки сопровождали умывание, купание, одевание малышей. Когда малыш начинал плакать ему говорили:
Не плач – дам калач,
Не вой – дам другой,
Не реви – дам три.

Водолей водолей,
Вылей воду из ушей.

С гуся вода, с младенца худоба, укатись вся!
Угадайте следующий жанр:
Как по речке, по реке ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил;
Чем ты бороду красил?
А не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал?
Следующая остановка «Небылицы».
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, до остановки «небылицы».
-Что такое небылицы ?
Это такие стихи, в которых все перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение. Давайте, дети рассмешим наших гостей и поднимем им настроение.
Дети рассказывают небылицы.
1.Я медведя поймал!
Так веди сюда!
Не идёт.
Так сам иди!
Да он меня не пускает!

2.Где ты, брат Иван?
В горнице.
Что делаешь?
Помогаю Петру.
А Пётр что делает?
Да на печи лежит.

3.Ты пирог съела?
Нет, не я!
А ещё хочешь?
Хочу.

4.Сынок, сходи за водицей на речку!
Брюхо болит!
Сынок, иди кашу есть!
Что ж, раз мать велит – надо идти.

Угадайте следующий жанр:
На дворе трава, на траве дрова.
Ра-ра- Ра, начинается игра.
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, на станцию «Чистоговорки и скороговорки».
Что мы называем чистоговорками? Говорим чисто без ошибок, каждый звук произносим правильно.
Прочитаем чистоговорки. На компьютере.
Са-са-са, живёт в лесу лиса.
Со-со-со, катит киска колесо.
Ра-ра-ра, начинается игра.
Ру-ру-ру продолжаем мы игру.
-Что такое скороговорка? Весёлая игра, заключающаяся в быстром повторении трудно произносимых звуков, фраз.
На карточках, прошу вас прочитать скороговорки.
По траве тропа протоптана.
Егор за топор, а топор за забор.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
На дворе трава, на траве дрова.
Ехал Егорка с Игорьком – скатился с горки кувырком.
У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
Соня – Незнайка, а Зина – зазнайка.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Угадайте следующую станцию:
Для того, чтобы начать игру надо знать её правила, чтобы играть в прятки, нужно выбрать водящего. Какой жанр устного народного творчества вы используете?
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, в деревню «Считалки».
Следующий жанр «Считалки».
-Для чего нужны считалки?
- Кто знает интересные считалки?
Дети проигрывают 2-3 считалки.
Угадайте следующую станцию:
К какому жанру устного народного творчества относится высказывание: «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, городу «Пословица».
-Что же такое пословица? Кратное и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
-Зачем пословицы употребляются в речи?
-Назовите пословицы.
-Собери пословицу. на компьютере
Угадайте следующий жанр:
Определите жанр: «Днём спит, ночью летает и мышек хватает. Сова.
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, на станцию «Загадки».
-Что такое загадка?
-Для чего придумали загадки?
Загадка основана на сходстве предметов.
Задание в группах: Подбери схожие между собой предметы
Солнце –шар, подсолнух
Река – лента- дорога
Книга- коробочка, источник.
Дети загадывают загадки по одной.
Молодцы, ребята, много знаете загадок.
А теперь отгадайте мои загадки на слайде
Угадайте следующий жанр: необыкновенный, занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.
Произносим заклинание и едем дальше: «По щучьему велению, по нашему хотению, ступай печь, по городу «Сказки».
-На какие группы делятся сказки? Слайд
-Что характерно для волшебных сказок?
-Что высмеивают бытовые сказки?
-Что характерно сказкам о животных?
-Из каких частей состоит сказка? Назовите.
-С чего начинается сказка?
-Чем заканчиваются сказки?
Определи сказку по иллюстрации.
Определи зачины и концовки сказок:
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили-были …»
«Стали они жить- поживать и добра наживать …»
«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало …»
«В старые годы у одного царя было три сына…»

Инсценировку по страницам любимых сказок.
Из домика выходят старик со старухой.
Старик:
Эй, старуха, испеки мне колобок.
Ты бы тесто замесила,
Всех сегодня угостила.
Старуха:
С охотой я возьмусь за дело,
Хоть задача нелегка.
Внимание нужно и умение,
Чтоб сделать лучше угощенье.
Про соль и сахар не забыть,
А теперь начну месить.
Тесто я месила, масло добавляла,
Выбилась из силы.
Ох, как я устала. Садиться, засыпает.
Тесто.
Убегу я из кадушки,
Не хочу быть колобком.
Мне здесь душно, мне здесь тесно,
Мне в кадушке мало места,
Тесно, тесно, убегу…
Дед: баба, тесто убежало!
Баба:
Ай- ой-ой! Куда, куда?
Как же это я проспала?
Вот несчастье, вот беда!
Дед и баба поймали тесто.
Дед:
Колобка посадим в печку.
Баба:
Колобок пекись скорей!
Ну, а мы пока попляшем.
Колобок:
Я весёлый колобок,
У меня румяный бок,
По дорожке я катился
И вдруг в сказке очутился.
У избушке лубяной,
Там петух стоит с косой
И кого-то прогоняет.
Ну, об этом каждый знает.
На сцене макет избушки, около неё стоит петух с косой, рядом Заяц – он плачет.
Петух:
Эй, Лисичка, как дела?
Хорошо тебе в избушке?
Уж погрелась ты, старушка.
Пора ноги уносить
И хозяина впустить.
Заяц:
Что ж нам делать, Петушок,
Не ломать же нам замок,
Как Лисицу одолеть?
Петух:
Ну, косой, кончай реветь.
Наточу - ка я косу,
Быстро выгоню Лису.
Эй, Лиса! Без промедленья
Выходи из помещенья!
Проучу тебя, Лисица,
Коль не хочешь подчиниться.
Лиса:
Вижу, что Петух не шутит,
Не напрасно воду мутит.
Хоть обидно уступать
И избушку покидать,
Покорюсь я Пете всё же,
Ведь своя мне жизнь дороже.
Выбегает из избушки.
Колобок:
Хитроумная лисица
От беды решила скрыться.
О её проделках знаем,
А сейчас вас приглашаем
Мы в таинственный лесок,
Где сел Мишка на пенёк.
Мишка пытается снять с плеч короб.
Медведь:
Видно, высоко сидит,
Во все стороны глядит.
Поспешу - ка к старикам
И подарки передам,
А потом вернусь домой
К своей Машеньке родной. Уходит.
Колобок:
Ох, устал катиться я,
Вышла сказочка моя
Чрезвычайно интересной,
Хоть во многом вам известной
Покачусь - ка я домой …
Рассказчик:
Покатился колобок,
Рядом девочка идёт.
Набрели вдруг на избушку,
Где живёт Яга-старушка.
Братец у окна сидит
И на яблоко глядит.
Девочка:
Вот нашёлся мой Ванюша. Бросается к братцу.
Братец мой, меня послушай,
Дай мне ручку, и скорей
Убежим мы от гусей.
Колобок:
Пожелаем им успеха
Мне ж, ребята, не до смеха.
Я боюсь Яги коварной,
Злобной, мстительной и жадной.
Рассказчик:
Колобок домой вернулся.
Лёг на лавку, потянулся
И забылся крепким сном,
А проснулся – молодцом.
Появляется ученик, исполнивший роль Колобка, в костюме Ивана-Царевича.
Молодец:
Я друзья, теперь доволен,
Что я больше несъедобен.
Не страшна теперь Лиса.
Вот такие чудеса.
Все выходит
Все:
С вами встретимся опять,
Вместе сказки сочинять.
Итак, ребята, наше путешествие по стране «Устного народного творчества» подошло к концу.
- Ребята, наше путешествие вам понравилось?
-Какой жанр вам больше всего понравился? Почему?
Я думаю, что каждый взял для себя что-то важное. Надеюсь, что вы стали умнее, сильнее, добрее. Ведь устное народное творчество воспитывает в человеке доброту, честность, любовь к окружающему миру, уважительное отношение к человеку. Учит тому, что доброта всегда побеждает зло, торжествует справедливость.
Выставление оценок.
Категория: Начальная школа | Добавил: derxenlyuda
Просмотров: 1151 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-01-10, 11:59 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru