Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Неполные предложения Цель: дать представление о неполных предложениях, сфере их употребления; Задачи: формирование умений: 1) синонимической замены неполных предложений полными; 2) различать назывные и неполные двусоставные предложения; 3) определить роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи; 4) правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные; 5) предупреждать речевые ошибки; воспитывать культуру речи; развивать умение использования неполных предложений при описании картин; навыки правильного интонирования неполных предложений Ход урока: 1. Повторение. Правила односоставных предложений Определи тип простого предложения 1.Давайте поработаем. 2.В дверь постучали. 3.Парк давно закрыли. 4.Мне холодно. 5.Ведут ко мне коня. 6.Люблю тебя, Петра творенье. 7.Остров малый на взморье виден. 8.Густой туман. 9.Соловья баснями не кормят. 10.Что посеешь, то пожнешь. Проверь себя: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 о/л н/л н/л б/л н/л о/л двусост назыв об/л об/л 2. Знакомство с новой темой Мотивационный момент Школа всегда прилагала усилия, чтобы научить учащихся пользоваться полными предложениями. «Отвечай полным ответом», - настойчиво требует учитель от учеников. Это объясняется тем, что школа учит интеллектуальной речи, в которой полные предложения часто обязательны, а овладение навыками их построения и использования представляет для учащихся нелегкую задачу, так как дети до школы и вне школы окружены стихией бытовой речи, для которой неполные предложения являются совершенно обычными и естественными. Во многих случаях употребление в бытовой речи полных предложений вызывает непосредственное ощущение неуместности, смешной тяжеловесности и неестественности. В связи с этим и следует иметь в виду, что если в одних стилях (например, в научной речи) господствует полное предложение, то в других нередко уместны неполные предложения. В целом ряде случаев неполные предложения предпочтительнее полных. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня. Сирень - еще позже. ( в последнем предложении пропущено сказуемое. Сирень расцвела еще позже). Предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главный или второстепенные, называются неполными. 3. Сфера употребления неполных предложений. Живая разговорная речь и художественная литература при передаче диалога. Неполные предложения употребляются в диалоге, так как есть собеседник и возникают взаимные вопросы, складывается обстановка, облегчающая понимание, общность житейского опыта. Диалог из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли? - Около двух лет. - На ком? - На Лариной. - Татьяне! - Ты ей знаком? - Я им сосед. Находим в каждой реплике пропущенный член предложения, дополняя его. Проверим: - Так ты женат! Не знал я ране (что ты женат)! Давно ли (ты женат)? - (Я женат) Около двух лет. - На ком (ты женат около двух лет)? - (Я женат )На Лариной. - (Ты женат на)Татьяне! - Ты ей знаком? - Я им сосед. Пропущенный член легко восстанавливается благодаря предыдущим предложениям и обстановкой при разговоре. Отсюда – широкое распространение неполных предложений в драматических произведениях. Важность для драматических произведений естественной разговорной речи с большим числом неполных предложений видна из работы над «Ревизором». Вот пример того, как развернутые сложные предложения первой редакции заменяются в окончательном тексте лаконичными репликами разговорного характера. Первоначально ответ городничего на заявление судьи о возможности войны представлял целую речь. Городничий. Из ваших слов видеть можно, что и умный человек может ошибиться. Куда нашему уездному городишке! Другое дело, если бы он был пограничным, тогда бы еще было так и сяк; но будучи в такой глуши, черт знает где: двадцать тысяч верст, я думаю, будет он в Турции или Австрии. Во второй редакции эта реплика переработана так: Городничий. Эк, куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. Большая живость, естественность и экспрессия (выразительность, сила выражения чувств, взглядов) речи в последней редакции по сравнению с первой непосредственно бросается в глаза. В монологической речи неполные предложения широко распространены, например в дружеской переписке. Они придают ей живость и непринужденность речи. Вот отрывок из письма Чехова брату Александру Павловичу о постановке «Иванова»: Ну, пьеса проехала. Описываю все по порядку. Прежде всего: Корш обещал мне десять репетиций, а дал только четыре, из коих репетициями можно назвать только две, ибо остальные две изображали из себя турниры, на коих гг. артисты упражнялись в словопрениях и брани. Попробуем восстановить полный текст (дал только четыре репетиции, остальные две репетиции…) Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль и избежать повторов. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Что пропущено? (дополнение - зайца) Пунктуационным сигналом неполноты предложения часто служит одиночное тире. Именно тире ставится на месте отсутствия членов предложения или их частей. Употребление тире в этих предложениях связано с интонационной расчлененностью высказывания, с наличием сильной паузы. 1.Прочитать пословицы с особой интонацией (паузой) на месте тире. 2.Записать пословицы и восстановить пропущенные слова. -Сам кашу заварил – сам (её) и расхлебывай -Береги платье снову, а честь – (береги) смолоду -Красна птица перьем, а человек – (красен) ученьем -Кто говорит, тот сеет, кто слушает – (тот) собирает Неполные предложения можно встретить в художественных описаниях. Вот пример описания картины Левитана «Март». На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. У крыльца – ( стоит) лошадь, еще по-зимнему запряженная в сани. Слева – (лежат) подтаявшие сугробы снега. А прямо перед зрителем – (видна) освобождающая от снега дорога. Вставьте недостающие члены предложения в описание картины Левитана «Над вечным покоем». Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (то есть контексту) или общей ситуации речи. В пейзаже «Над вечным покоем» Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – (изобразил) низкие берега. В бесконечных просторах затерялась маленькая церквушка, рядом с ней – (расположилось) бедное деревенское кладбище. А над всем этим – (нависли) тяжелые свинцовые тучи. 4. Различие между назывными и неполными двусоставными предложениями. В назывных предложениях возможны только второстепенные члены предложения, относящиеся к группе подлежащего, то есть определение разных типов (согласованные и несогласованные). Если второстепенный член относится к группе сказуемого, это неполное двусоставное предложение. Сравните: Ночь. Полное безмолвие. – назывные предложения За полярным кругом сейчас ночь. (наступила) Во льдах полное безмолвие. (господствует) – двусоставные неполные, так как в них есть второстепенные члены с обстоятельственным значением: где? – за полярным кругом; где? – во льдах; когда? – сейчас. Сказуемого в них нет, но четко «видится» значение глагола бытия, существования. (наступила, торжествует). 5. Обобщение изученного. Предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главный или второстепенные, называются неполными. Сфера употребления неполных предложений: Диалог. Живая разговорная речь и художественная литература Драматургия Эпистолярные жанры Пословицы, поговорки Художественные описания 6. Первичный контроль Найдите и выпишите неполные предложения. Проверка: 1,2,5,6,8,10; доказательство – восстановление пропущенного члена предложения. 7. Итог урока Наличие случаев, когда неполные предложения являются уместными и выразительными, не следует рассматривать как указание на то, что школа должна ослабить борьбу за выработку умения пользоваться полными предложениями в огромном большинстве случаев школьной речи, особенно письменной. Ошибки учащихся, состоящие в пропуске отдельных членов предложения, очень часты и требуют настойчивого исправления. Они или затемняют смысл излагаемого, или создают не соответствующий целям работы неряшливый стиль. Найдите ошибку и исправьте: 1.Пропуск подлежащего. Нас распустили на летние каникулы и задумала поехать к тете в Крым. (я) 2. Пропуск сказуемого. Частые ссоры дома не позволяли дальше учиться, а думать о заработке. (заставляли) 3.Не выучив уроки, я не могла идти в школу, поэтому часто пропускала. (занятия) 8. Оценки. 9. Домашнее задание Сочинение. Описание комнаты с использованием неполных предложений. | |
Просмотров: 11560 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|