Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Трагедия маленьких детей в повести Ф.М.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"
Цели и задачи:
-раскрытие и анализ проблем, поставленных автором в рассказе, переживаний героя;
-формирование умения анализировать прозаическое произведение, формирование умения использовать полученные ранее знания в проблемной ситуации.
-развитие эмоциональной сферы учащихся;
-развитие умения выражать и отстаивать свою точку зрения;
-развитие воображения, устной и письменной речи;

Оборудование: музыка с записью пьесы «Январь. У камелька» из
цикла «Времена года» П.И. Чайковского; СЛАЙД «Бакыт уйiмiз. Дом счастья», «Каждый ребенок имеет право», эпиграф к уроку ,плакат с изображением мальчика, сердечки.
Эпиграф : Рождество-это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.
Чарльз Диккенс
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя
-Сегодня у нас урок по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».Мы рассмотрим и обсудим проблемы, поставленные автором в рассказе, и попробуем их разрешить.
2.Аутотренинговое упражнение для настройки на проблему урока.
-Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…Теперь представьте себе прекрасный солнечный день. Ты находишься посреди чудесного луга. Трава на лугу мягкая и зеленая. Ты садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь посмотри вверх ,на ясное небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака .Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо. Вдохни один раз- глубоко. Пусть твое тело станет мягким и расслабленным. ты лежишь в траве совершенно спокойно. Недалеко от тебя играют маленькие дети. До тебя доносится их смех. Вдруг какой-то маленький мальчик упал рядом с тобой .Он ударился коленкой о камень и заплакал. Ты вскакиваешь и подбегаешь к нему. Тебе хорошо, оттого что ты можешь помочь другому.
Помоги этому мальчику встать. Осмотри его небольшую ранку. Скажи ему, что кровь сейчас перестанет течь. Подложи свою руку ему на плечо. Смотри, мальчик перестает плакать, он уже почти совсем успокоился. Тебе хорошо, оттого, что малышу стало лучше…
Скажи самому себе: «Я уже большой и могу помогать другим. Я помогаю другим, а когда будет нужно, другие помогут мне».
Теперь ты можешь попрощаться с малышом и вернуться с летнего луга обратно в класс. Теперь энергично выдохни и открой глаза.
3.Беседа по теме урока.
В русской литературе многие писатели говорили о добре ,взаимопомощи, милосердии. Одним из таких писателей является Федор Михайлович Достоевский, который все свое творчество посвятил этой теме: теме милосердного ,гуманного отношения человека к человеку. А как вы понимаете , что обозначает слово милосердие?
Мы прочли рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».Давайте попробуем разобраться: о чем писатель хочет сказать нам в рассказе, к чему он нас призывает.
-ребята, с каким событием связано Рождество, и что вы ощущаете в преддверии Нового года?
Рождество-это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время «милосердия ,доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей ,как они сами».
В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т.п.Следовали этой традиции все- от государя до простых смертных.
Рождество-праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме, и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, и поэтому с таким нетерпением и взрослые, и дети ждут Рождества, и если даже чуда не случится, то чудесен сам праздник.
-Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствует горе, нужда и одиночество.
4.Анализ рассказа.
Работа по вопросам.
-Из скольки частей состоит рассказ? Как они называются?
-Как объясняет писатель в первой главе рассказа смысл словосочетания «мальчик с ручкой»?
-Для кого мальчик собирает милостыню?
-На что тратятся деньги, заработанные такими мальчиками?
-В кого вырастают такие мальчики?
Аналитическая работа по тексту.
1.Найдите в тексте и зачитайте описание главного героя.
2.Прочитайте первый абзац рассказа, почему автор использует слова «мне мерещится», «кажется»? Какую установку для читателя он создает? (все невероятные события в рассказе подлинны)
3.Что мы узнаем в экспозиции рассказа? О каких подробностях жизни ребенка нам становится известно?
2.Как описывает Достоевский городишко, из которого приехал мальчик?
3.Похож ли он на тот город, в котором мальчик находится сейчас? Назовите отдельные слова, словосочетания, а можно и предложения, характеризующие
4.Как вы думаете, почему главный герой выходит из подвала, в котором он жил ,в большой светлый город?(Он почувствовал холод и бесприютность)
5.Что мешало мальчику выбраться из подвала? Как вы думаете, почему автор вводит образ собаки ,сидящей на границе двух миров(мира подвала и мира большого города)?
6.Что можно сказать о людях, которые живут в городе. Какое настроение царит в Петербурге Достоевского?(взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей)
7.Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню)
8.Главный герой изображается в рассказе дрожащим от ужасного мороза и холода. Он - «дрожащая тварь». Какое лексическое значение слова «тварь»? (Кристина дает справку о слове из толкового словаря)
9.Значение слова «тварь» предполагает и другое, бранное значение. Отсюда возможно и иное отношение к мальчику. Где это показано в тексте, и кто так относится к мальчику? Найдите и зачитайте. (Блюститель порядка - полицейский, дама выталкивает за дверь, толпа напугала до смерти)
10.Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?
11.Помогли ли ему окружающие его люди?
Обобщение учителя: никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают - и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.
В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: «В собрании художников назначен большой детский праздник «елка» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий».
Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Прочитайте описание елки, увиденной мальчиком в одном из домов.
-Скажите, принес ли этот праздник радость нашему герою? Что здесь входит в противоречие с праздничным объявлением в газете?(праздничное радушие соседствует с жестокостью и бездушием, отчего мальчику стало одиноко и страшно)
-От какого лица идет повествование в рассказе?(от 3-го)
Обобщение учителя: читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто мы находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться и использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль
и страх.
Для чего автор в речи мальчика использует однородные члены предложения и повторяет одни и те же слова? Найдите их в тексте(эффект присутствия ,писатель хочет достучаться до сердца читателя, он хочет сказать, что холодно мальчику не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности).
-Как относится автор к мальчику? Из каких фактов языка рассказа это видно?(особая чувствительность повествования, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов).
-Как вы считаете, зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (они противопоставлены мертвым душой людям)
-Как мальчик оказывается у Христа на елке?(зачитывается эпизод со слов: «пойдем ко мне на елку, мальчик…» до слов: «А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика…»).
-Мы обращаемся к описанию первой елки. Чем отличаются эти два рождественских праздника друг от друга?(На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то чего у него не было на земле-семью, дом где его любят)
-Кто встречает мальчика на елке у Христа? Что мы узнаем о них?(У каждого ребенка своя страшная история смерти)
-Происходит ли чудо в рассказе?(Светлое загробное будущее ребенка)
-Какова развязка рассказа?(Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук)
5.Обобщающая беседа.
-В заключительном абзаце писатель задает вопрос. Найдите его.
-Зачем писатель создает этот рассказ?
Достоевский ощущает душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.
6.Дом счастья.
У каждого ребенка должен быть дом, где ему было бы тепло и уютно, т.е дом счастья. А что нужно для дома счастья? Ребята, сейчас я буду показывать и называть слова на казахском языке, а вы должны будете перевести. Отбасы, Ата-ана, Денсаулык, Камкорлык, Махаббат, Достык, Бiлiм,Бала кукыктары.
7.Работа со слайдом «Каждый ребенок имеет право».
8.Творческая работа учащихся.
Учитель: Концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более веселым. Попробуйте написать счастливый конец рассказу «Мальчик у Христа на елке».
(Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского «Январь.У камелька» из цикла «Времена года»)
9.Прослушивание написанных учащимися концовок рассказа.
10. «Мозговой штурм».
-На уроке несколько раз звучало слово милосердие. Произнесите это слово вполголоса. Что вы в нем слышите? Правильно, в нем слышится слово сердце. Ведь именно в сердце рождаются такие чувства, как доброта. участие, понимание. Именно своим сердцем мы можем отогреть и поддержать другого человека.
Перед каждым из вас лежат листы с изображением сердца. Напишите, пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы отогреть мальчика, спасти его.
(Дети самостоятельно работают на своих листах. Затем листы с записями крепятся на доску рядом с изображением мальчика.)
-Думаю, мы своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти мальчика.
Итог занятия.
- В каждом из нас есть маленькая частичка доброты, как маленькое солнышко. Милосердный человек- это тот человек, кто любит людей и помогает им.
Релаксация.
-В рассказе говорится о Рождестве, а на этот праздник принято дарить подарки. Я предлагаю вам подарить подарок своему соседу по парте. Но дарите его не словами, а жестами, мимикой, улыбкой. И я дарю вам подарок- большое горячее сердце. Спасибо за занятие.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Мерей (2013-05-15) | Автор: Нурпан Азимбаева E W
Просмотров: 2829 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2022-08-10, 8:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [876]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4179]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1770]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru