Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Дата: Класс: Предмет: Русский язык. Тема: Корень, приставка, суффикс, окончание. (2 урок) Цели: - уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; закрепить алгоритм разбора слова по составу; - развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка, речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, память. - создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу. Коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и логического мышления. Оборудование: карточки, методика № 5. Ход урока. 1. Организационный момент. Психологический настрой. (притча) Жил на свете мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её омертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках сегодня создать ту атмосферу на уроке, чтобы мы успешно написали с вами диктант. Кинезиологическая гимнастика «Кулачок-ребро-ладонь», «Ухо-нос». Дыхательная гимнастика «Насос». 2. Пропедевтическая практика. - Что мы проходили с вами на прошлом уроке? (приставка, корень, суффикс, окончание). - При помощи чего образуются новые слова? (приставка и суффикс). - Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении). - Назовите изменяемую часть слова? (окончание) Проверка д/з: с. 12 упр. 27. 3. Чистописание. Массаж рук. - Похлопайте в ладоши сначала медленно, а затем быстрее. - Постучите в кулачки. - Пальчики «меряются силами» (ладони вертикально, пальцы прижаты друг к другу. Ладони давят друг на друга). - «Игра на фортепиано» - Покатайте между ладонями карандаш. - Покажите на пальцах буквы Л, О, Ю, М, А, Г, Т. Работа в тетради. Бб бв вб Отлежал бычок бачок. Не лежи, вставай, бычок. ЗБА «Бычок» - 2 слога, 5 слов, 5 звуков, 3 согл., 2 гл., бы-чок. 4. Ориентация. - Ребята, разберите слово «отлежал» - по составу. - Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься. Мы продолжим с вами тему прошлого урока: «Корень, приставка, суффикс, окончание». Как мы назовём их одним словом? 5. Презентация. Прием «Найди лишнее» На доске написаны группы слов. Найдите «лишнее» слово в каждой группе слов: А) ПОКРЫЛ, НАДЕЛ, ПОШЁЛ, ПОНЁС. (Слово «надел», т.к. в стальных словах приставка по-); ПЕРЕИГРАТЬ, ПРОГЛЯДЕТЬ, ПРОБЕЖАТЬ,ПРОГОВОРИТЬ. (слово «переиграть», т.к. в остальных словах приставка про-); ДОРИСОВАЛ, ДОЕЛ, НАСЛЕДИЛ, ДОШЁЛ. (наследил, т.к. в остальных словах приставка до-). ВПОРХНУЛ, ОТПУГНУЛ, ОТЛЕТЕЛ, ОТЦЕПИЛ. («впорхнул», т.к. в остальных словах приставка от-). -Запишите эти группы слов без «лишних» слов, выделите приставку. Б) Прочитайте и распределите данные слова на три группы: ГРИБОК, ОГОНЁК, СТОЛБИК, САДИК, УГОЛЁК, ЛИСТОК, СТЕБЕЛЁК, МОСТИК. В 1 группу запишите слова с суффиксом –ок-; Во 2 группу с суффиксом – ёк-; В 3 группу с суффиксом –ик-. В) Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое предшествовало ему по времени. РЫБА- … ВЕСНА - ….. ПТИЦА - ….. КАША - …… БУМАГА - ….. (рыба – икра, весна – зима, птица – яйцо, каша – крупа, бумага - дерево). - Запишите данные пары слов, выделите окончания. - Какую роль выполняет окончание? (Служит для связи слов в предложении.) 6. Физминутка. Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнись. 7. Практика на примерах. Работа по учебнику: с. 12 упр. 26. Составьте слова и разберите по составу. Помни, при разборе слова Окончанье и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди. 8. Управляемая практика. Методика № 5. Упражнение «Заметь всё». Цель: развитие памяти. 1, 2 уровень – детям предоставляются геометрические фигуры с изображениями: приставки, корня, суффикса, окончания. - Что изображено в красном, желтом, синем и т.д. квадрате? Методика № 5. Упражнение «Ищи и называй» Цель: развитие зрительного восприятия, формирование умения находить предметы по определенным признакам. - Покажите, карточку с частью слова, которая стоит после приставки и перед суффиксом. - Часть слова, которая стоит перед корнем. - После корня перед окончанием. - В конце слова. 9. Итог. - Что повторяли? - Назовите части слова? - Покажите карточки: корень, приставка, суффикс, окончание. - Для чего нужны приставка и суффикс? - для чего служит окончание? 10. Рефлексия. Выбор цвета (настроение). Д/з: правило на с.11, с. 12 упр. 25. (1-2 уровень – с заданием, 3 уровень - списывание). Источник: http://собственный | |
Просмотров: 11045 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|