Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Корень, приставка, суффикс, окончание.
Дата:
Класс:
Предмет: Русский язык.
Тема: Корень, приставка, суффикс, окончание. (2 урок)
Цели:
- уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; закрепить алгоритм разбора слова по составу;
- развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка, речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать сообразительность, мышление, память.
- создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; внимание, доброе отношение друг к другу. Коррекция слухового и зрительного восприятия, элементов памяти и логического мышления.
Оборудование: карточки, методика № 5.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Психологический настрой. (притча)
Жил на свете мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я её омертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». В наших руках сегодня создать ту атмосферу на уроке, чтобы мы успешно написали с вами диктант.
Кинезиологическая гимнастика «Кулачок-ребро-ладонь», «Ухо-нос».
Дыхательная гимнастика «Насос».
2. Пропедевтическая практика.
- Что мы проходили с вами на прошлом уроке? (приставка, корень, суффикс, окончание).
- При помощи чего образуются новые слова? (приставка и суффикс).
- Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении).
- Назовите изменяемую часть слова? (окончание)
Проверка д/з: с. 12 упр. 27.
3. Чистописание.
Массаж рук.
- Похлопайте в ладоши сначала медленно, а затем быстрее.
- Постучите в кулачки.
- Пальчики «меряются силами» (ладони вертикально, пальцы прижаты друг к другу. Ладони давят друг на друга).
- «Игра на фортепиано»
- Покатайте между ладонями карандаш.
- Покажите на пальцах буквы Л, О, Ю, М, А, Г, Т.
Работа в тетради.
Бб бв вб
Отлежал бычок бачок. Не лежи, вставай, бычок.
ЗБА «Бычок» - 2 слога, 5 слов, 5 звуков, 3 согл., 2 гл., бы-чок.
4. Ориентация.
- Ребята, разберите слово «отлежал» - по составу.
- Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься. Мы продолжим с вами тему прошлого урока: «Корень, приставка, суффикс, окончание». Как мы назовём их одним словом?
5. Презентация.
Прием «Найди лишнее»
На доске написаны группы слов. Найдите «лишнее» слово в каждой группе слов:
А) ПОКРЫЛ, НАДЕЛ, ПОШЁЛ, ПОНЁС. (Слово «надел», т.к. в стальных словах приставка по-);
ПЕРЕИГРАТЬ, ПРОГЛЯДЕТЬ, ПРОБЕЖАТЬ,ПРОГОВОРИТЬ. (слово «переиграть», т.к. в остальных словах приставка про-);
ДОРИСОВАЛ, ДОЕЛ, НАСЛЕДИЛ, ДОШЁЛ. (наследил, т.к. в остальных словах приставка до-).
ВПОРХНУЛ, ОТПУГНУЛ, ОТЛЕТЕЛ, ОТЦЕПИЛ. («впорхнул», т.к. в остальных словах приставка от-).
-Запишите эти группы слов без «лишних» слов, выделите приставку.
Б) Прочитайте и распределите данные слова на три группы:
ГРИБОК, ОГОНЁК, СТОЛБИК, САДИК, УГОЛЁК, ЛИСТОК, СТЕБЕЛЁК, МОСТИК.
В 1 группу запишите слова с суффиксом –ок-;
Во 2 группу с суффиксом – ёк-;
В 3 группу с суффиксом –ик-.
В) Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое предшествовало ему по времени.
РЫБА- … ВЕСНА - ….. ПТИЦА - ….. КАША - …… БУМАГА - …..
(рыба – икра, весна – зима, птица – яйцо, каша – крупа, бумага - дерево).
- Запишите данные пары слов, выделите окончания.
- Какую роль выполняет окончание? (Служит для связи слов в предложении.)
6. Физминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
7. Практика на примерах.
Работа по учебнику: с. 12 упр. 26. Составьте слова и разберите по составу.

Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
8. Управляемая практика.
Методика № 5. Упражнение «Заметь всё».
Цель: развитие памяти.
1, 2 уровень – детям предоставляются геометрические фигуры с изображениями: приставки, корня, суффикса, окончания.
- Что изображено в красном, желтом, синем и т.д. квадрате?
Методика № 5. Упражнение «Ищи и называй»
Цель: развитие зрительного восприятия, формирование умения находить предметы по определенным признакам.
- Покажите, карточку с частью слова, которая стоит после приставки и перед суффиксом.
- Часть слова, которая стоит перед корнем.
- После корня перед окончанием.
- В конце слова.
9. Итог.
- Что повторяли?
- Назовите части слова?
- Покажите карточки: корень, приставка, суффикс, окончание.
- Для чего нужны приставка и суффикс?
- для чего служит окончание?
10. Рефлексия. Выбор цвета (настроение).
Д/з: правило на с.11, с. 12 упр. 25. (1-2 уровень – с заданием, 3 уровень - списывание).

Источник: http://собственный
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Гульнара_Наримановна (2013-11-28) | Автор: Бугунтаева Гульнара E
Просмотров: 11045 | Комментарии: 2 | Теги: приставка, поурочный план, суффикс, Русский язык, 8 класс, окончание, корень | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-07-28, 6:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru