Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка».
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка».
Эпиграф к уроку:
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
К. И. Чуковский
Тема: Приставка
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Прогнозируемый результат: учащиеся должны:
знать основные морфемы, в том числе приставку;
уметь выделять их в слове.
Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор.
Цели:
 уточнить понятие о приставке как значимой части слова;
 показать роль приставок в образовании слов;
 учить выделять приставки, определять их значения.
Задачи:
 образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку,
уметь выделять их в слове;
 развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе;
 воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, рабочая карта ученика.
Ход урока
1.Организационный момент
1) Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
Учитель:
Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:
• Я в школе на уроке.
• Сейчас я начну учиться.
• Я люблю учиться.
• Внимание моё растёт.
• Память моя крепка.
• У меня сегодня всё получится.
• Я начинаю учиться.
2. Проверка домашнего задания.
Оцените домашнюю работу в рабочей карте урока.
3.Изучение нового материала.
Учитель:
Ребята, всё на свете из чего- нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла - « смыслиночку».
Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)? Морфемы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно.
В данном тексте (текст распечатан) найдите все слова с приставками и разберите их по составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим определить тему и цель нашего урока.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии;
они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал
веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.

(Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия « ,,, _ ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.) Вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р: сдавать, перебежать, полететь, закричать.
Наблюдение над теоретическим материалом учебника.
4.Закрепление темы.
Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - : давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить.
(Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске).
Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы.

Задание 2. Определите, из каких морфем состоит слово? Все ли они участвуют в образовании слов? Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте кластер по этому вопросу.
Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка - образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.


Задание 3.(развитие умений определять значение приставки)- работа по группам.
Выпишите слова со значением:1) лишённый чего-то, 2)покрытая чем-нибудь сплошь, 3)пространство, находящееся позади чего- то. Обозначьте приставки.
Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье.


Физкультминутка.
Учитель:
Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять.

Задание 4. Игра «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока.
Обговорить - приставка
Думать - корень
Читать - суффикс Обдумать
Петь - окончание

Словарная работа. Запишите слова, помещённые в рамке на с.157-158, в тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с приставкой, от второго - с суффиксом: грамотный, паркет.
( безграмотный, неграмотный, паркетный).

Задание 5. Занимательная лингвистика.
Выпишите слова:
а) с приставкой подо - ;
б) с приставкой под -;
в) с приставкой по -;
г) без приставки.
Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник.

( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый).

5. Рефлексия.
Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся составляют опорный конспект урока, и в тетрадях для правил появляется запись:

1.Вижу и выделяю все морфемы.
2.Среди морфем выделяю приставку.
3.Знаю, что приставка - это значимая часть слова.
4.Приставка образует новые слова.
5.Знаю, что приставки имеют различные значения.

Учитель:
Перескажите друг другу теоретический материал, пользуясь кластером.
Оцените устные ответы в рабочей карте урока.
- Довольны ли вы тем, как прошел урок?
- Было ли интересно?
- Были ли вы активны?
- Было ли трудно?
- Сумели ли вы показать свои знания?
Поставьте себе итоговую оценку в рабочей карте урока.
6. Дифференцированное домашнее задание.
– Те, кто не выполнил какое - либо из предложенных заданий, дорабатывают дома. Все остальные выполняют упражнение 406 учебника.

Всем спасибо за урок!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Alma1960 (2014-01-31) | Автор: Бохаева Алма Сагындыковна E
Просмотров: 4760 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-07-11, 2:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru