Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка». Эпиграф к уроку: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». К. И. Чуковский Тема: Приставка Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Прогнозируемый результат: учащиеся должны: знать основные морфемы, в том числе приставку; уметь выделять их в слове. Методические приёмы: наблюдения, беседа по вопросам, объяснения учителя, выполнение упражнений, морфемный разбор. Цели: уточнить понятие о приставке как значимой части слова; показать роль приставок в образовании слов; учить выделять приставки, определять их значения. Задачи: образовательные: знать основные морфемы, в том числе приставку, уметь выделять их в слове; развивающие: продолжать формировать навыки работы в группе; воспитательные: воспитывать чувство ответственности и коллективизма, чувство любви к родному языку. Оборудование: учебники, тетради, компьютер, мультимедиа, раздаточный материал, рабочая карта ученика. Ход урока 1.Организационный момент 1) Прозвенел звонок веселый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок. Учитель: Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова: • Я в школе на уроке. • Сейчас я начну учиться. • Я люблю учиться. • Внимание моё растёт. • Память моя крепка. • У меня сегодня всё получится. • Я начинаю учиться. 2. Проверка домашнего задания. Оцените домашнюю работу в рабочей карте урока. 3.Изучение нового материала. Учитель: Ребята, всё на свете из чего- нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес из деревьев, речь состоит из предложений, а предложения - из слов. А слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из кирпичиков вносит в слово свою часть смысла - « смыслиночку». Вопрос классу: как называются эти «кирпичики» (из которых состоит слово)? Морфемы. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой морфемой, название которой вам уже известно. В данном тексте (текст распечатан) найдите все слова с приставками и разберите их по составу. Затем, ребята, я предлагаю вам самим определить тему и цель нашего урока. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили. (Учащиеся, знакомые с логикой введения понятия « ,,, _ ЭТО ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА», без труда определяют тему и цель урока, а также составляют правило, приводят свои примеры.) Вывод: приставка - значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Н-р: сдавать, перебежать, полететь, закричать. Наблюдение над теоретическим материалом учебника. 4.Закрепление темы. Задание 1. На доске написаны слова: с -, вы -, пере - : давать, звенеть, бежать, лететь, кричать, говорить. (Учащимся предлагается дать самим себе задание к написанному на доске). Ответ учащихся: Образовать с помощью приставок глаголы. Задание 2. Определите, из каких морфем состоит слово? Все ли они участвуют в образовании слов? Подходит, например, для этой работы окончание? Составьте кластер по этому вопросу. Ответ учащихся: Приставка, корень, суффикс, окончание. Нет. Окончание выполняет другую работу, не менее важную для русского языка - образует разные формы одного и того же слова, а в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Задание 3.(развитие умений определять значение приставки)- работа по группам. Выпишите слова со значением:1) лишённый чего-то, 2)покрытая чем-нибудь сплошь, 3)пространство, находящееся позади чего- то. Обозначьте приставки. Безлесный, укутаться, заречье, бессрочный, устлать, задворки, безучастный, уставить, запечье. Физкультминутка. Учитель: Мы превосходно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнем. Руками похлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, присядем и примемся за работу опять. Задание 4. Игра «Составь слово». Учащиеся должны составить слово, взяв из других слов указанные морфемы. Затем проверяют друг у друга работу и оценивают работу в рабочей карте урока. Обговорить - приставка Думать - корень Читать - суффикс Обдумать Петь - окончание Словарная работа. Запишите слова, помещённые в рамке на с.157-158, в тетрадь-словарик; образуйте от первого слова с приставкой, от второго - с суффиксом: грамотный, паркет. ( безграмотный, неграмотный, паркетный). Задание 5. Занимательная лингвистика. Выпишите слова: а) с приставкой подо - ; б) с приставкой под -; в) с приставкой по -; г) без приставки. Слова: подозревать, подосиновик, подоходный, подовый, подобреть, подобрать, подолбить, пододвинуть, подоконник, подошва, подолгу, подождать, подорожник. ( а) подозревать, подобрать, пододвинуть, подошва, подождать; б)подосиновик, подоконник; в) подоходный, подобреть, подолгу, подолбить, подорожник; г) подовый). 5. Рефлексия. Итак, после изучения темы «Приставка» учащиеся составляют опорный конспект урока, и в тетрадях для правил появляется запись: 1.Вижу и выделяю все морфемы. 2.Среди морфем выделяю приставку. 3.Знаю, что приставка - это значимая часть слова. 4.Приставка образует новые слова. 5.Знаю, что приставки имеют различные значения. Учитель: Перескажите друг другу теоретический материал, пользуясь кластером. Оцените устные ответы в рабочей карте урока. - Довольны ли вы тем, как прошел урок? - Было ли интересно? - Были ли вы активны? - Было ли трудно? - Сумели ли вы показать свои знания? Поставьте себе итоговую оценку в рабочей карте урока. 6. Дифференцированное домашнее задание. – Те, кто не выполнил какое - либо из предложенных заданий, дорабатывают дома. Все остальные выполняют упражнение 406 учебника. Всем спасибо за урок! | |
Просмотров: 4759 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|