Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Кударбекова Зульфия Туземовна с. Ставрополка район имени Габита Мусрепова Северо – Казахстанская область Ставропольская средняя школа учитель русского языка и литературы Уроки нравственности Методические рекомендации по изучению цикла «Рассказы о матери» Габита Мусрепова «Будущее всего человечества связано с тем, как формируется, как растет, на основе каких идеалов воспитывается молодежь». Габит Мусрепов Знакомя учащихся с творчеством Мусрепова, особое внимание уделяю его рассказам о матери. Рассказы: «Мать», «Мужество матери», «Материнский гнев», «Аклима» - объединены одним священным чувством – чувством материнства. В них он создал яркие, сильные образы, воспел силу материнской любви, способной на многое, готовой перенести испытания во имя жизни. Изучение начинаю со словарной работы. Как звучит это глубокое слово мама на языке писателя? Сколько синонимов этого слова мы видим: Ана- мама, анашым – мамочка, шеше – мама, мать, шешетайым – мамочка, ене – мама, мать, апа – старшая сестра, мама (в некоторых семьях есть такое обращение), мама– современный разговорный вариант, с ударением на последнем слоге, довольно распространенный в наше время в казахских семьях. Некоторые из этих примеров встречаются в рассказах. Есть в рассказах слова, значение которых уясняется, и к этому добавляется то, что до недавнего времени эти слова не встречались в речи, а сейчас их можно увидеть на страницах печати. Например, слово «барымта» - набег, налет (рассказ «Мать») все чаще встречается на газетных полосах в рубрике «Криминальная хроника», словом «палуан» - борец (рассказ «Мать») сегодня стали называть спортсменов-борцов в спортивных новостях. Перед учащимися ставлю такие вопросы: образные средства речи, которыми пользуется автор для создания портретов своих героев, особенности стиля писателя, ключевые моменты в произведениях, время, описываемое в рассказах. Кроме того, называю проблемный вопрос, который надо решить после анализа всех рассказов: «В чем предназначение женщины?». Вот то, от чего нужно исходить и к чему прийти. Каждый из рассказов – это история героев, их боль, переживания. Каждый рассказ заставляет по-новому посмотреть на то время, о котором идет речь. Язык писателя способен приворожить своей красотой, колоритностью, самобытностью. Проработав все вопросы, подходим к проблеме, которая была поставлена. Все рассказы объединены одной большой темой – темой матери, женщины. Мысленно представим перед собой образы героинь всех рассказов: Образ матери в далеком прошлом, которая летит на коне, как стрела, как охотничья птица, как звезда, чтобы спасти самое дорогое, что у нее есть – свою дочь. Образ женщины – матери Нагимы, которая, рискуя жизнью, спасла бойца и разбудила душу злодеев. А вот исхудалая, одетая в лохмотья женщина с кольцом на тонком пальце, которая вынесла все и летит теперь, как птица на крыльях, в свой аул, к сыну. И образ Аклимы, что ждет теперь своего сына, солдата Сапара. Работая по рассказу «Аклима», сопоставляем его с рассказом М. Шолохова «Судьба человека». Находим единую нить произведений. Это - гуманизм, способность остаться Человеком в любых условиях и отдать сполна свою нерастраченную родительскую любовь тому, кто в этом сейчас очень нуждается. Глядя на всех героинь, приходим к выводу, что эти образы – это история нашей Родины от ее далекого прошлого, с теми суровыми обычаями, до наших дней, когда женщина наравне с мужчиной может участвовать в общественной и политической жизни государства. Автор показал эволюцию казахской женщины, а вместе с этим историю развития Казахстана. Ученики высказывают свои мнения, в которых сравнивают социальное положение женщины- казашки на разных исторических этапах. Мысленно подталкивая, подвожу их к выводу. В чем же предназначение женщины? Женщина – это мать, созидательница всего живого. Во все времена образ матери был и остается высшим идеалом в воспитании подрастающего поколения. У казахского народа есть такие мудрые слова: «Ананың сүтін ақтау». Значение этих слов таково – «Отплатить, отблагодарить за материнское молоко». Эти слова можно встретить в казахских песнях, пословицах. Но разве есть цена материнской любви, разве можно чем-то измерить ее. Всю свою сознательную жизнь человек в долгу перед матерью. На протяжении жизни любовь матери, ее забота оберегают, сопровождают нас. Вот об этом можно прочитать между строк у Габита Мусрепова в его рассказах о матери. Любовь к матери, уважение к отцу, почитание старших, забота о слабых –вечные нравственные ценности, которые мы не должны потерять. В этом главное воспитательное значение этих рассказов. И в заключение я хотела бы сказать, что основную свою задачу как учителя, как гражданина своей страны вижу в том, чтобы привить моим ученикам любовь к Родине через литературу, научить детей грамотно говорить, излагать свои мысли, развивать у них способность рассуждать по-новому, не полагаясь на чье-то мнение, иметь свою точку зрения на происходящее вокруг. Литературный критик Л. Соболев в свое время сказал: «Современный расцвет казахской литературы как бы отражает историю ее родного края». Эти слова актуальны и по сей день. Глядя на художественные произведения казахской классической литературы с точки зрения нашего времени, мы по-новому раскрываем историю развития Казахстана. | |
Просмотров: 3699 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|