Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Игровые технологии на уроках русского языка
Уважаемая администрация сайта "Коллеги", Я хотела бы поделиться с читателями сайта опытом внеклассной работы по предмету, которую мне нравится проводить в игровой форме. Буду рада, если мои наработки вам понравятся и вы найдете возможным опубликовать их на вашем сайте
 С уважением  и наилучшими пожеланиями, Баженова Галина Константиновна.

Учитель русского языка  и литературы ГУ COШ №12 г. Семей
Баженова Г.К.

  Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает.
   Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развивает ребёнка как личность. Именно поэтому – игра не только элемент деятельности младших школьников, но и необходимый элемент деятельности подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне его. Другое дело, определить, кто играет охотнее: подростки или старшеклассники. Считаю, что играть  хотят все. Важно только, исходя из возрастных особенностей, выбрать форму игры.
  Современное телевидение предоставляет массу возможностей выбора игровой формы. Просматривая такие  игры, как «Счастливый случай», «Золотая лихорадка», «Кто возьмёт миллион?», «За семью печатями», «Умники и умницы», «Своя игра»  и др., проецирую их на проведение подобных у себя на уроке, во внеурочное время, при проведении декадных (предметных) недель. Такие игровые программы могут  проводиться  как уроки повторения, как интегрированный урок или в форме внеклассного мероприятия. Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов игровых п
 ограмм:  «Кто возьмёт приз?», «За семью печатями» и «Счастливый случай». Удачи, коллеги!

«КТО  ВОЗЬМЁТ  ПРИЗ?»
Цели :  - дидактические –     расширение кругозора; повторение изученного;
             -  развивающие -        развитие памяти, мышления, умения сравнивать,
                                                  сопоставлять, умение находить оптимальное
                                                  решение;
            -  социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества,
                                                   адаптация к условиям среды, стрессовый
                                                   контроль, саморегуляция.

Отборочный тур. 9 человек: по 3 человека от класса.

Кто первый и правильно ответит на вопрос, тот выходит на игру.

ЗАДАНИЕ. Расположите последовательно эти буквы алфавита.
                   ( буквы написаны на листе ватмана или спроецированы на экран)

                                               Ъ, К, Е, Р       (Е,К,Р,Ъ)

Дополнительно. Расположите числа в порядке убывания.

                                               13, 75, 0, 24     (75, 24, 13, 0)
  Правила игры. Остаётся один игрок, вопросы которому задаёт ведущий. Игрок имеет право на 2 подсказки из зала, на 2 подсказки организаторов (50х50), когда убираются 2 неверных ответа, а из двух оставшихся игрок выбирает верный ответ, а также на 3 несгораемых приза. Каждому игроку задаётся 12 вопросов по разным школьным дисциплинам. После каждого четвёртого вопроса игрок приобретает несгораемый приз. Если игрок даст неверный ответ, он выбывает из игры. Если игрок выбывает после 5, 9 вопроса, несгораемый приз остаётся у него. 
   После каждого четвёртого вопроса зрителям может быть представлен номер художественной самодеятельности.
   В качестве несгораемого приза могут быть различные сувениры, а главным призом - хорошая книга, справочник, энциклопедия.

    1 вопрос.  Три разных числа сначала сложили, затем их же умножили.
                     Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?
                                  А)  1, 3, 4;           С) 1, 2, 3;                                        
                                  В)  0, 2, 5;           Д) 5, 4, 2.
   2 вопрос.  Какая часть слова образует форму одного и того же слова?
                                  А) окончание;       С)  суффикс;
                                  В) основа;               Д)  приставка.
   3 вопрос.  Какие буквы образуют  два звука?
                                  А) Ю, Ш, В, Я;       С)  Я, Е, Ё, З;
                                  В) Е, Ё, Л, И;           Д)  Е, Ё, Ю, Я.
  4  вопрос.  Как называется наука, изучающая растения?
                                  А) биология;             С) ботаника;
                                  В) зоология;              Д) морфология.

НЕСГОРАЕМЫЙ ПРИЗ.

5 вопрос. Кто правил Египтом?
                                  А) царь;                      С) фараон;
                                  В) король;                  Д) старейшины.

            6  вопрос.  Как называется точка с координатой 90 градусов южной широты?
                   
              А) северный  полюс;   
              В) южный полюс;
С) точка пересечения начального меридиана с экватором                           Д) точка пересечения 180 градуса меридиана и экватора .
7 вопрос. Часть прямой, ограниченная с одной стороны - …?
                           А) отрезок;                    С) прямая;
                           В) луч ;                           Д) точка.
8 вопрос. Благодаря чему развивались первобытные люди?
                  А) изменению в природе;      С) упорному труду;
                  В) резкому похолоданию;     Д) достаточному количеству пищи.
                                        НЕСГОРАЕМЫЙ  ПРИЗ.
9 вопрос.  Как называются волны, возникающие в результате
                   землетрясений?
                        А) интрузия;              С) гейзеры;
                        В) цунами ;                 Д) приливы.
10 вопрос.  Какой газ выделяется при дыхании?
                        А) кислород;                 С) водород;
                        В) углекислый газ;     Д) пар.
11 вопрос.  Пейзаж в литературном произведении – это …?
                       А) описание мебели;       С) описание одежды;
                       В) описание лица;           Д) описание природы .
12 вопрос.  Чтобы равенство было верным, какой знак действий надо
                     поставить?

                                        33    ?    10   =    0, 75       
                                        40          11
                   
                       А) +  (сложения);            С) : (деления);
                       В) х (умножения);           Д) – (вычитания).

НЕСГОРАЕМЫЙ ПРИЗ.
   Подведение итогов, награждение победителей, самых активных болельщиков.

        «За семью печатями» (6 класс)
Цель:   повторение  сведений по орфографии, лексике, этимологии.
Оборудование:  плакат  с названием игры «За семью печатями»; плакаты с рисунками к заданиям 3, 6, 7; карточки с ребусами; карточки с глаголами к заданию 4; листы для записей участникам; плакат с именами участников; воздушные шары; ручки или карандаши  для участников.

ХОД  ИГРЫ.
     Здравствуйте, ребята!
     Мы  встретились с вами, чтобы провести необычную игру, само название которой звучит загадочно: «За семью печатями». Вы, конечно, уже поняли, что нашим участникам сегодня надо будет потрудиться, чтобы открыть эти семь печатей-замочков. А задача участников, на первый взгляд, проста: просто надо отвечать правильно на заданные вопросы по русскому языку.
Удачи участникам! Хорошего настроения  зрителям! Поехали!

1.  Во  время прослушивания этого  вопроса  вы должны записать слова, которые рифмуются  с заданными словами.

  Простое слово «промежуток».
                                         В театре несколько минуток,
                                         Пока начнётся новый акт,
   Мы называем все … (антракт).
                                         На время что-то прекратив,
                                         Мы объявляем … (перерыв).
         В борьбе, в труде устали слишком-
     Дают уставшим … (передышку).
                                        После урока непременно
Нужна ребятам … (перемена).

ВНИМАНИЕ! ВОПРОС  1 –ОЙ  ПЕЧАТИ.
Как  называются записанные  слова?  (Синонимы).

2.   Возьмите, пожалуйста, ручки или карандаши.
   Конкурс называется «Слова-перевёртыши». Внимательно слушайте задание.
    Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец.
-  Здравствуй, отец!
-  Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, чтобы с любого конца это слово читай – всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь слева направо читай, хочешь наоборот – всё одинаково.
    Задумался солдат, не знает, как к старику обратиться. Может, вы ему поможете?  (Дед  Тит).
    А  старик продолжил свой рассказ. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика моего чудное  растёт растение. А имя бабки моей с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева – всё одинаково.
     Долго  думал солдат. Так и не смог отгадать старикову загадку.
           ВНИМАНИЕ! ВОПРОС  2-ОЙ  ПЕЧАТИ.
Где живёт дед? Какое чудо-растение растёт около домика старика? Как звать его бабку? Кем он служил в армии?  ( Шалаш. Боб. Анна или Алла. Кок.)
  Пока участники игры думают, мы поиграем со зрителями. Назовите слова-перевёртыши. Очки будут добавлены вашей команде. Если вы назовёте словосочетание или предложение, то вы поможете своей команде сразу двумя очками. Поддержите своих!

  (Наган, кок, оно, потоп, тот, довод, мадам, цыц, заказ, боб, доход, казак, топот.
   Тут как тут, око за око. Ты сыт? А ты сама сыта? Искать такси. Я не реву- уверен я.
    А  роза упала на лапу Азора! (А.Фет). Аргентина манит негра (Н.Булгаков)

                                  МУЗЫКАЛЬНАЯ   ПАУЗА.

3.   Конкурс третий, исторический.
   За  холмами  расположено ущелье. Вход в него преграждают воины из прошлых веков. У них на головах  шлемы.
      -  Вас ошеломить? – спрашивают они.

…   Воин в Древней Руси носил шлем, но называли  его шелом. Во  время боя, получив сильный удар по шлему (шелому), воин мог упасть без сознания
на землю – его ошеломили. Ошеломить – сильно ударить.
          ВНИМАНИЕ! ВОПРОС  3 –ЕЙ  ПЕЧАТИ.
Какое новое значение со временем приобрело слово  «ошеломить»?
( Поразить каким–либо известием).
                                   МУЗЫКАЛЬНАЯ  ПАУЗА.
4.   У  каждого из вас  есть листок и ручка.
        А  задание будет  таким. От данных слов образуйте глаголы  1  лица настоящего или будущего простого времени. Выделите  корни в записанных глаголах (писать, морозить, пустить, купить, бродить, носить).
ВНИМАНИЕ! ВОПРОС  4-ОЙ  ПЕЧАТИ.
Как  называется фонетический процесс, который произошёл в записанных глаголах? ( Чередование звуков).
5.                       ХВАСТЛИВАЯ  БУКВА.
   Расскажу я вам, ребята, не сказку, а быль. Кому-то из вас мой рассказ поможет грамотнее писать, другим даст полезный урок.
    Все вы знаете о том, что в русском языке есть слова, которые пишутся не так, как произносятся. К ним относятся  и слова с непроизносимыми согласными в корне.
    Почему они называются непроизносимыми? Конечно же, потому, что согласные в таких словах не произносятся, но пишутся. Много таких слов: это и СОЛНЦЕ, и НЕСЧАСТНЫЙ, и НЕНАСТНЫЙ…  Но  о них вы услышите в другой раз, а сейчас я расскажу вам о слове… Нет, слово это называть не буду. Его вы назовёте сами.
     Итак, есть в русском языке буква. Вся такая кругленькая и пышная, как
Ватрушка! Сладкая и душистая, как Варенье! Бывает Весёлой и Ветреной…
В  общем  Всякой. А  сколько слов начинается с этой буквы!
     И вот однажды сама буква стала это замечать. Загордилась, начала частенько повторять:
-   Я  Великая и Великолепная! Я Всегда у Всех на Виду!
    Слушали – слушали буквы и решили наказать свою своенравную соседку по алфавиту. Посоветовались  и сказали:
-     Поместим её в такое слово, где она вообще не могла бы себя проявить: стоять – пусть стоит, а звука обозначать не будет.
      И такое слово нашлось. Самое интересное, что и изменить-то это слово так, чтобы её было слышно хоть чуть-чуть, невозможно. Да  и однокоренные слова не дают букве звуковые  права.
       Вот  так и лишилась буква своих  звуковых  прав, стала немного скромнее, поняла, что каким бы красивым ни было начало слова, очень многое зависит от конца.                        (По  Е.Гащенко)
               ВНИМАНИЕ! ВОПРОС  5 – ОЙ  ПЕЧАТИ.
Назовите букву-хвастунью. Запишите 3 однокоренных слова с этой буквой.
(Буква «В». Чувство- чувствовать- чувствующий).

                                     МУЗЫКАЛЬНАЯ  ПАУЗА.

6.   Вы  немного отдохнули?
        А теперь – за работу!
   На  плакате вы видите нарисованное озеро. По-видимому, здесь произошло что-то серьёзное. Одна из букв тонет. (На плакате нарисовано озеро, в котором тонет буква Ь, рядом, спасая её, плавают – еш… и –иш…, -т..ся  и –тся, -ч…).
              ВНИМАНИЕ! ВОПРОС  6-ОЙ  ПЕЧАТИ.
   Подумайте, какое правило надо вспомнить, чтобы не дать утонуть этому знаку? Приведите примеры. ( Правописание Ь после шипящих в глаголах неопределённой формы и во 2 лице единственного числа).
7.   Каждому из участников розданы карточки с ребусами (по классам).
              ВНИМАНИЕ!  ВОПРОС  7 – ОЙ  ПЕЧАТИ.
Какое слово зашифровано в ребусе?
(Существительное, прилагательное, глагол).

Пока   жюри подводит итоги, мы проведём 
                                МУЗЫКАЛЬНУЮ   ПАУЗУ.
Объявление  результатов  и победителей.
Спасибо   всем  участникам   и  болельщикам! 

P.S.   Болельщики могут  принять  участие в каждом конкурсе, принося очки своей команде или игроку.

      «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
  Цель:  развитие общего кругозора учащихся, повторение сведений по русскому языку  и литературе.
                  I   ГЕЙМ. Разминка.
                         Вопросы для 1-ой команды.
1. Отец Буратино (папа Карло).
2. Царица цветов  (роза).
3. Русский Санта-Клаус (дед Мороз).
4. Морские разбойники  (пираты).
5. Самое крупное млекопитающее Земли (кит).
6. Новогоднее дерево (ель).
7. «Пятёрочник» в школе (отличник).
8. Книжка для записей (блокнот).
9. Делу время, потехе - … (час).
10. Сестра карандаша (ручка).
11. Что тает во рту, а не в руках? (ММдемс)
12. Семью девять (шестьдесят три)
13. Квадратный корень из ста (десять).
14. Как зовут фокусника, друга Хрюши и Каркуши? (Рахат Лукумыч)
15. Таблетки для храбрости кота  Леопольда (озверин).
16. Пыхтелки и сопелки поёт …? (Винни Пух)
17. Мультяшный медвежонок в шапке (Умка).
18. Лучший друг Винни Пуха (Пятачок).
19. Что находится после корня слова? (суффикс).
20. Как зовут почтальона Печкина? (Игорь Иванович).
                                    Вопросы для 2-ой команды.
1. Готовь сани летом, а телегу - … (зимой).
2. Сто в квадрате (десять тысяч).
3. Главный врач Буратино (Карабас).
4. Новогодняя «лампочка» в торте (свеча).
5. Сколько чудес совершается в сказке? (три)
6. Восемью семь (пятьдесят шесть).
7. Самое длинношеее животное (жираф).
8. Сколько гномов было у Белоснежки? (семь)
9. Кто из героев гражданской войны погиб, переправляясь через реку Урал?
                                                                                                                   (Чапаев)
10. Чему все возрасты покорны? (любви)
11. Кто летит клином и курлычет? (журавли)
12. Сказочный сторож леса (леший).
13. Миллион в просторечии (лимон).
14. У нас 18 часов, а в Москве … (15).
15. Раньше был цирюльник, а теперь … (парикмахер).
16. Царь зверей (лев).
17. Нет зверя страшнее  (кошки).
18. Высотный дом в Штатах (небоскрёб).
19. «Сестра» перчатки (варежка, рукавица).
20. В какой деревне живёт дядя Фёдор? (Простоквашино)
Примечание.  Все вопросы командам задаются в быстром темпе. Ребята должны также быстро отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ ставится одно очко. Ведущий комментирует правильность каждого ответа словами «верно-неверно».
                                      Музыкальная пауза.
                              II  ГЕЙМ. «Тёмная лошадка».
Участникам игры задаются несколько вопросов, по которым они должны узнать знакомого им человека. В нашем случае это был завуч школы. Побеждает в этом гейме тот, кто первым узнает неизвестного человека.
1. Она тоже «рулевой» школы.
2. Она пришла к нам с картины  Васнецова, а живёт в сказочном районе «Три богатыря».
3. Она и сыновей своих назвала, как героев из книг. Один почти князь Игорь, а другой каждое лето ездит отдыхать к коту Матроскину и собаке Шарику в Простоквашино? (Игорь и Фёдор)
                                      Как вы думаете, кто же это?
После того как ребята узнают  «тёмную лошадку», разгаданный задаёт каждой команде по 2 вопроса.
1. «Дела давно минувших дней,
     Преданья старины глубокой…
     С друзьями, в гриднице высокой
     Владимир-солнце пировал…
По какому случаю пировал киевский князь? Постарайтесь ответить строками из текста (в этом случае команда получает  не одно, а два очка)     
             («… Меньшую дочь он отдавал
             За князя храброго Руслана»)
2. Как сейчас мы называем слова «давно минувших дней»?
                                                             (устаревшие слова, или архаизмы)
3. Представьте себе, что мы попали в  XVII  или  XIX  века. Мы – люди занятые, и каждый день – и завтра, и сегодня- у нас расписан по минутам. Как в XVII  и   XIX  веках  мы бы произнесли эти слова «завтра» и «сегодня»?  (за утро, сей день).
4. А теперь представьте, что каждый из вас сидит на уроке божием и говорит: «Я есть человек». Как эту же фразу мы бы сказали в XVIII веке?  (Аз есмь человек).
                                     Музыкальная пауза.
                      III ГЕЙМ. «Заморочки из мешочка».
  Каждая из команд для гейма «Ты мне, я – тебе» готовит по 1 вопросу по русскому языку или литературе. Вопросы должны быть не очень сложными, но интересными.
В мешочке должны быть 2 бочонка, под номерами которых будут скрываться призы. Какие это будут номера, организаторы решают сами. (У нас это были 4 и 7).Что предложить участникам в качестве приза, решают они же. Если оба призовых бочонка  вытащит одна команда, ну что ж – на то он и счастливый случай.
4 – «счастливый случай» (приз)
9 – исправьте ошибку в предложении: Овчарка шла рядом с девочкой, которая несла в зубах газету (Овчарка, которая шла рядом с девочкой, несла в зубах газету).
13 – как вы думаете, какое из словосочетаний правильнее употребить ?
        «Ходить за грибами» или «ходить по грибы»? И почему?
(Правильными будут оба словосочетания, т.к. в них предлоги будут синонимичными, но нужно учесть, что словосочетание с предлогом «по» употребляется чаще всего в разговорной речи).
7- «счастливый случай» (приз)
22 – просклоняйте существительное «торты». Не забудьте об ударении.
29 – «… великая школа, глубоко его назначение, - писал Н.В.Гоголь, - он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой и  полезный урок». О чём говорит Н.В.Гоголь, что имеет, по его мнению, такое большое общественное и воспитательное значение? (Театр)
11 – угадай по рифме строки и назови автора произведения и его название.
                                              … одинокий
                                              … голубом
                                              … далёкой
                                              … родном.
(«Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?»   М.Ю.Лермонтов.«Парус»)

3- «Ты мне, я – тебе». Каждая команда задаёт  друг другу тот вопрос, который она приготовила. Постараться, чтобы этот бочонок всё-таки «попался», ведь ребята готовились к этому заданию.
1 – подберите прилагательные-эпитеты к именам существительным, которые часто встречаются в сказках (по 3 каждой команде. Если команда не может ответить на вопрос, заработать дополнительное очко может противник).

Молодец (добрый), девица (красная), солнце (ясное), конь (вороной), лес (дремучий), вода (живая и мёртвая).
Музыкальная пауза.
IV   ГЕЙМ.  «Гонка за лидером».
Вопросы для 1-ой команды.
1. Что мыла мама в 1-ом классе? (раму)
2. Главная значимая часть слова (корень).
3. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).
4. Изображение природы в литературном произведении (пейзаж).
5. Сказка, в которой живут Кай и Герда («Снежная королева»).
6. «Семь раз отмерь, один раз …» (отрежь).
7. «Не имей сто рублей, а имей сто …» (друзей).
8. «Лик его ужасен,
      Движенья быстры:
      Он прекрасен.
      Он весь – как божия гроза». Кто это?    (Пётр I)
9. Первая поэма А.С.Пушкина («Руслан и Людмила»).
10. Какое прозвище было у Пушкина в Лицее? (Обезьяна с Тигром).
                                  Вопросы для 2-ой команды.
1. Главный учебник первоклассника (букварь).
2. Кто из русских поэтов XIX века прожил всего 27 лет? (М.Ю.Лермонтов)
3. Форму слова или новое слово образует окончание? (форму слова)
4. Устойчивые сочетания слов, лексическое значение которых определяется полностью (фразеологизмы)
5. Описание человека в художественной литературе (портрет).
6. Лучший друг человека (книга).
7. Название стихотворения М.Ю.Лермонтова, рассказывающего о войне 1812 года («Бородино»).
8. Профессия Герасима в «Муму» (дворник).
9. Продолжите фразу.    «У Лукоморья дуб зелёный,
                                            Златая цепь на дубе том.
                                            И днём, и ночью кот учёный
                                            Всё ходит по цепи кругом».

                                           («Идёт направо – песнь заводит,
                                              Налево – сказки говорит»).
10. У родственников какого русского писателя был домашний театр? (у Гоголя).
Дополнительные вопросы командам
(Задаются лишь в том случае, если в основной игре победитель не выявлен)
1-ой команде.
1. Переносной домик туриста (палатка).
2. Столица США (Вашингтон).
3. Как звали няню Пушкина (Арина Родионовна).
4. Большая полосатая кошка (тигр).
5. «Брат» сметаны (майонез).
2-ой команде.
1. Кто изображён на Государственном флаге Казахстана? (беркут)
2. Король всех танцев (вальс).
3. Птица мира (голубь).
4. Символ счастья (подкова).
5. Кто в русских былинах пролежал на печи 33 года? (Илья Муромец).

Оформление, призы командам, самому активному игроку, самому активному болельщику продумывают организаторы игры-викторины.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: collegy (2010-01-30) | Автор: Игровые технологии, Баженова Г.К.
Просмотров: 5468 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 11:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru