Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: урок-конкурс»
Урок по русской литературе
«Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: урок-конкурс»

Задачи и цель урока: проверить усвоение учащимися учебного материала; актуализировать и структурировать его в сознании учащихся, создав основу для последующего изучения творчества А.С.Пушкина и истории русской литературы в целом.
Ход урока

Вступительное слово учителя: Пушкин – явление необычайное не только в русской литературе, но и в истории русской культуры в целом. Именно он открывает период классической литературы, «золотой век» русской словесности.
Сегодня мы проведем урок-конкурс по повести «Капитанская дочка», над которым Пушкин начал работать в 1833 году. А какая дата проставлена Пушкиным на последней странице этого романа? (19 октября 1836 года – знаменательный для поэта день – 25 годовщина со дня открытия Лицея).
Теперь давайте вспомним содержание повести, ответив на следующие вопросы:
• В какой полк и кем был записан ещё до рождения Петруша Гринев?
(в Семеновский полк - сержантом)
• Когда Петруша выучился русской грамоте?
(с пятилетнего возраста Петруша был отдан на руки стремянному Савельичу, под надзором которого на двенадцатом году выучился русской грамоте).
• Кем был в своем отечестве француз Бопре?
( парикмахером, а потом в Пруссии солдатом).
• Чему, согласно контракту, обязан был учить Бопре Петрушу?
(французскому и немецкому языкам и всем наукам).
• Чтение какой книги производило в отце Петруши «удивительное волнение желчи»?
(Придворный календарь. Здесь помимо календарных и других сведений печатались списки высших и гражданских чинов, а также роспись дворцовых приемов).
• Эпиграфом к «Капитанской дочке» является русская пословица в сокращенном виде. Знаете ли вы её целиком?
(«Береги платье снову, а честь смолоду»).

Учитель: Предлагаю вам провести словарную работу, в ходе которой надо установить значение слов стремянный (слуга, ухаживающий за лошадью своего господина), контракт (договор, письменное соглашение), волнение желчи (раздражение).
Учитель: А теперь, ребята, мы проведем следующий тур конкурса, который называется «Узнай героя»:
1. Впереди стоял старик бодрый и высокого роста, в колпаке и в китайском халате. Увидев Гринева, он подошел, сказал несколько ласковых слов и стал опять командовать.
(капитан Иван Кузьмич Миронов)
2. Ко мне вошел молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.
(Швабрин)
3. Его за трезвое поведение пожаловали пятилетнему Петруше в дядьки. ( Савельич).
4. Девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. (Маша Миронова)
5. Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. (Пугачев)
6. Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах, любитель игры в бильярд и мастер рассказывать армейские анекдоты.
(Иван Иванович Зурин – ротмистр гусарского полка).
7. Ещё в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором. (Андрей Петрович Гринев)
8. Юный прапорщик находился на службе в Оренбурге от начала октября 1773 года до 24 февраля нынешнего года, в которое число он уже в команду не являлся. (Гринев Петр Андреевич)

Учитель: ребята, участвуя в очередном туре, вы должны выполнить следующее задание: вместо точек вставить нужные слова в следующих предложениях:
• Емельян Пугачев учинил непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора…(Петра III.)
• Петруша прилаживал мочальный хвост к … (мысу Доброй Надежды.)
• Шаматон – это …( бездельник, шалопай)
• Савельич был и денег, и белья, и дел моих…( рачитель)

Учитель: а теперь следующий тур конкурса – блиц-опрос:
1. Как звали отца Петра Гринева? (Андрей Петрович)
2. Как звали матушку Петруши? (Авдотья Васильевна)
3. Вспомните имя и фамилию Савельича (Архип Савельев)
4. Как звали жену капитана Миронова? (Василиса Егоровна)
5. Известно, что Петр Гринев увлекался сочинением стихов. О них позже с похвалой отозвался известный русский поэт. Назовите его. (Александр Петрович Сумароков).
6. Во времена правления какой царицы происходит действие повести? (Екатерины II).
Учитель: тур «Подумай и ответь» поможет еще раз проверить ваше знание повести:
• Как назвал Гринев мужика, который вывел его на дорогу во время метели? ( вожатым).
• Какой смысл в слово «вожатый» вкладывают герой и автор повести? (Проводник, знающий дорогу, ибо впоследствии он спасает Гринева и выведет его на правильный жизненный путь)
• Из-за чего произошла дуэль между Гриневым и Швабриным? (Из-за оскорбления Швабриным чести Маши Мироновой)
• За кого выдает себя Емельян Пугачев и на какой исторический пример ссылается? (За императора Петра III, ссылаясь на пример Григория Отрепьева)
• Когда и как состоялась последняя встреча Пугачева и Гринева? (Во время казни Пугачева, который « узнал его в толпе кивнул ему головою»)
Учитель: а теперь вас ждут тестовые задания:
1. Повесть «Капитанская дочка» относится к
а) классицизму
б) романтизму
в) реализму
2. В повести рассказывается о:
а) народном восстании
б) царствовании Екатерины II
в) русском обществе XVIII века
3. Основная тема повести:
а) история любви Петра Гринева и Маши Мироновой
б) рассказ о военной службе Петра Гринева
в) картина народного восстания
4. В «Капитанской дочке» действуют следующие исторические персонажи:
а) Александр II и Степан Разин
б) Екатерина II и Емельян Пугачев
в) Емельян Пугачев и Александр I
5. Основная проблема повести:
а) чести и долга
б) отцов и детей
в) любви и измены
6. А.С.Пушкин написал следующие произведения:
а) «Цыганы» и «Мцыри»
б) «Цыганы» и «Капитанская дочка»
в) «Цыганы» и «Недоросль»
Заключительное слово учителя: итак, ребята, мы сегодня поговорили о замечательной повести Пушкина «Капитанская дочка», в которой автор отразил важнейшее событие в жизни России – восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
Рефлексия:
• Какие чувства владели вами во время урока?
• Затруднялись ли вы отвечать на вопросы?
• О чем хотели бы сейчас спросить, кому бы адресовали свой вопрос?

Категория: Русский язык и литература | Добавил: 009 (2010-02-04) | Автор: Хомин Анатолий Иосифович E
Просмотров: 7587 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 3:42 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru