Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Маметкулова Замзагуль Биляловна, учитель СОШ № 4 г.Сарани Карагандинской области. Урок в 10 классе с казахским языком обучения. Тема урока: Наречие как часть речи. Цель урока: 1.Дать понятие о наречии, значении и грамматических особенностях наречия Задачи: 1.добиться усвоения знаний о наречии, его значении и грамматических особенностях; 2.воспитать сознательность в усвоении учебного материала,внимание, наблюдательность, толерантность во время работы, чувство коллективизма; 3.развитие умения анализировать. Тип урока: комбинрованный Методы и приёмы урока: словесный, наглядный, практический. Оборудование: таблицы, слайды, тексты. Ход урока: 1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к проведению урока). Психологическая подготовка учащихся к уроку. ІІ.Проверка домашнего задания. ІІІ.Повторение пройденного материала. «Проверьте себя!» 1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? А. Признаки существительного. Б.Признаки наречия. В. Признаки прилагательного. Г.Признаки глагола. 2. Определите глагольный признак причастия – вид. 1)Сохраняющий, объединяющий, обвиняемый, сеяный. 2)Сохранивший, объединенный, обвиненный, засеянный. А. Несовершенный вид. В. Совершенный вид. 3. Что такое причастный оборот? А. Причастие с определяемым словом. В. Причастие с зависимыми от него словами. 4. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс для каждых действительных причастий настоящего времени. 1)Нес...щий, работа...щий, улыба...щийся. 2)Дым...щий, крас...щий, люб...щий. А.Суффиксы –ущ-, -ющ- для причастий от глаголов І спряжения. В. Суффиксы –ащ-, -ящ- для причастий от глаголов ІІ спряжения. 5. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс для каждой цепочки страдательных прчастий настоящего времени. 1)Склоня...мый, управля...мый, разреза...мый. 2) Гон...мый, вид...мый, отвоз...мый. А. Суффиксы –ем-, -ом- для причастий от глаголов І спряжения. В. Суффиксы –им- для причастий от глаголов ІІ спряжения. 4. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс для каждых действительных причастий настоящего времени. 1)Нес...щий, работа...щий, улыба...щийся. 2)Дым...щий, крас...щий, люб...щий. А.Суффиксы –ущ-, -ющ- для причастий от глаголов І спряжения. В. Суффиксы –ащ-, -ящ- для причастий от глаголов ІІ спряжения. 5. Учитывая спряжение глагола, укажите нужный суффикс для каждой цепочки страдательных прчастий настоящего времени. 1)Склоня...мый, управля...мый, разреза...мый. 2) Гон...мый, вид...мый, отвоз...мый. А. Суффиксы –ем-, -ом- для причастий от глаголов І спряжения. В. Суффиксы –им- для причастий от глаголов ІІ спряжения. 6. Укажите слово, называющее добавочное действие основного глагола-сказуемого. Тихо улыбнувшись ему, она вошла в комнату. А. Улыбнувшись. Б. Тихо. В. Ему. 7. Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие? А. Признаки глагола. Б. Признаки прилагательного. В. Признаки наречия. 8. Какими суффиксами обладают деепричастия как особая форма глагола? А. –енн-, -нн-, -т-. Б. –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-. В. –а-, -я-, -вши-, -ши-, -в-. 9. Что называется деепричастным оборотом? А. Деепричастие с глаголом, который оно поясняет. Б. Деепричастие с зависимыми от него словами. 10. Укажите слитно пишущееся деепричастие с частицей не. А. (Не) решаясь. Б. (Не) зная. В. (Не) доумевая. Задание. Спишите, выделяя запятыми деепричастные обороты. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения. Найдите причастия. Укажите их синтасическую функцию. Есть ли в тексте местоимения? Устно определите их разряд. Тақия тастамақ. (Тюбетейка-невидимка) В игре принимают участие несколько детей. В начале всем нужно сесть образовав круг. Обходя этот круг с внешней стороны ведущий незаметно идет оставляя тюбетейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбетейку, заметил это- он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство станцевав спев песню или рассказав стихотворение. ІV.Объяснение новой темы. Понятие о наречии. Для обозначения предметов в русском языке существуют специальные слова – имена существительные, для обозначения признаков предметов – имена прилагательные, для обозначения действий – глаголы. Действия тоже имеют признаки, например: говорить шепотом, громко петь, быстро бежать, крепко спать. Слова шепотом, громко, быстро, крепко обозначают признаки действий. Признаки предметов также могут иметь свои признаки, например: очень интересный (журнал), по-дружески приветливое (письмо), чересчур кислые (вишни), совсем грустное (лицо). Слова очень, по-дружески, чересчур обозначают признаки других признаков. Слова, которые обозначают признаки действий и признаки других признаков, в грамматике называют наречиями. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? В какой степени?: читать (как?) внимательно; ехать (куда?) далеко; приехать (когда?) завтра; очень добрый (в какой степени добрый?) Общее грамматическое значение наречия – это признак действий или признак признаков. Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия: громко смеяться, прилежно учиться. Если наречие присоединяется к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака: очень веселый, слишком громко. По значению наречия делятся на следующие группы: 1. наречия образа действия (отвечают на вопросы как?каким образом?): громко, дружески, весело, шепотом, вдвоем; 2. наречия меры и степени (отвечают на вопросы в какой степени?насколько?): очень, немного, чересчур, совсем, вдвое; 3. наречия места (отвечают на вопросы где?куда?откуда?): далеко, справа, внизу, наверху, издали; 4. наречия времени (отвечают на вопросы когда?как долго?): давно, рано, сегодня, накануне, весной, ночью, допоздна; 5. наречия причины (отвечают на вопросы почему?отчего?): сгоряча, сослепу, поневоле: 6. наречия цели (отвечают на вопросы зачем?для чего?) Морфологическим признаком наречий является их неизменяемость. Они не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются. Синтаксические признаки наречий – в предложении являются обстоятельствами: Береги честь смолоду.(Посл.) Он всегда немного бледнел, когда смеялся. (В. Каверин.) Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных или от других наречий, образуя с ними словосочетания: быстро бежать, очень вкусный, слишком громко. Степени сравнения наречий. Наречия на –о, (-е), образованные от качественных прилагательных и похожие на краткие прилагательные в форме ср.р. (тихо, весело, громко и др.), могут иметь две формы степеней сравнения. Сравнительная степень наречий обозначает, что какой-то признак проявляется в большей (или меньшей) степени. Сегодня ты написал диктант грамотнее, чем прежде. В этом году я бегаю быстрее, чем в прошлом. Сравнительная степень может быть простой и сложной. Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов –ее, (-ей), -е, -ше: весело- веселее, высоко-выше, далеко- дальше. Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов более и менее; весело- более (менее) весело. Превосходная степень наречий обозначает, что какой-то признак проявляется в наибольшей степени. Превосходная степень наречий обычно имеет сложную форму, которая состоит из двух слов – сравнительной степени наречий и слова всех: написал грамотнее всех, прыгнул выше всех. V.Закрепление изученного материала. Рассмотрите опорную схему. С помощью каких суффиксов образуются сравнительная простая и сложная степени? В чем особенность превосходной степени наречия? Задание. Прочитайте отрывок из диалога писателей М.Шаханова и Ч.Айтматова. Выпишите группами словосочетания с наречиями, относящимися: 1) к глаголам, 2)к его особым формам, 3)к прилагательным и наречиям. М.Шаханов. -По телевидению как-то показывали беседу с человеком по имени Жума Жумаев, которого в младенчестве украли волки, среди которых он вырос. Многие годы он прожил подле волчицы вместе с ее волчатами и уже совсем одичал, когда его случайно обнаружили охотники. Сначала им пришлось погоняться за диким юношей, прежде чем удалось его поймать и посадить в железную клетку. «Когда люди посадили меня в клетку, моя мать (так он называл волчицу), рискуя жизнью, отчаянно пыталась освободить меня. Она кусала железные прутья клетки, кружила вокруг, пыталась проникнуть ко мне. К сожалению, охотники застрелили ее. Живя с волками, я не видел ничего плохого. Они очень справедливые. Но среди людей такие добрые отношения и помощь я встречал очень редко»,- рассказывает Жума. Ч.Айтматов. -До сих пор помню рассказ, услышанный мною в далеком детстве. Неподалеку от двора дома, где жил один чабан, ощенилась волчица. Чабан занимался своим делом и не трогал волчье семейство:волки жили сами по себе, не причиняя ему беспокойство. Так они тихо и мирно соседствовали друг с другом долгое время. Не раз аульные жигиты вознамеревались забрать волчат у волчицы, но чабан и близко не подпускал их. Нет на свете злее зверя, чем волчица, у которой отобрали волчат. Случись такое, и она незамедлительно перегрызет всех баранов в загоне. Да и волки- отец и мать семейства – тоже верно охраняли отару своего соседа, не подпуская своих дальних сородичей. И тут случилось неожиданное. Вылезшие из норы волчата, резвясь и играя на солнышке, нечаянно загубили одного ягненка, это увидел и чабан. На следующий день, выйдя посмотреть, как же теперь ведут себя волки, он с изумлением обнаружил в своей отаре незнакомого белого ягненка с болтающейся на шее веревкой. Любопытно то, что волки, «устыдившись» проделок своих волчат, в ту же ночь проникли в чужой загон, выкрали оттуда ягненка и «подарили» его соседу-чабану. Игра «Кто умнее?» Прочитайте текст. О какой проблеме идет речь? Озаглавьте текст. Выпишите все наречия в форме сравнительной степени. Как они образованы? К каким глаголам относятся, каким членом предложения являются? Что означает слово экология? Экология происходит от двух греческих слов: «эйкос»-дом, «логос»-наука. Значит, экология – это наука, которая изучает наш с тобой дом, окружающий мир. Почему об этой науке заговорили в последнее время? Да потому, что один жилец общего дома по имени Человек стал вести себя возмутительно, как разбойник и хулиган. Он оказался нечестным и опасным жильцом. В угоду своим бесчисленным желаниям и аппетитам – больше есть,лучше одеваться, комфортнее жить – он бездумно застроил среду обитания множеством вредных заводов, наводнил ее транспортом, вырубил множество лесов и осушил болота. Словом, наломал дров, не подумав о своих соседях – других живых обитателях дома. В коммунальной квартире такого безобразника давно бы призвали к порядку или вовсе выселили бы. Но жители не могут сделать этого, они тихо страдают и погибают. Долгое время Человек оставался безнаказанным. А теперь он одумался, потому что понял, что за свои удобства ему самому же приходится расплачиваться: мелеют реки, не восстановятся вырубленные леса, исчезают рыбы и звери. Да и самому человеку стало труднее дышать, труднее добывать пищу, он чаще болеет. Вот как отомстил дом-природа своему зарвавшемуся жильцу. Одумался Человек и теперь старается исправить положение, а сделать это очень трудно. И прежде чем что-то сделать, подумай о своих живых соседях. Если им будет плохо, будет плохо и тебе. Наука «экология» как раз и занимается изучением взаимоотношений живых существ и их сообществ в природе. (Из экологического букваря) Игра «Кто быстрее?» Образуйте от данных наречий формы простой сравнительной степени. Составьте с тремя предложения с придаточными сравнительными. Красиво – красивее; уверенно, свободно, взволнованно, удобно, энергично, активно, сильно, слабо. Громко – громче; дорого, звонко, резко, крепко, твердо, часто, тихо, сухо, строго, просто, ярко, Редко – реже; близко, гладко, жидко, низко, узко, сладко, высоко. VІ.Домашнее задание Выпишите сначала словосочетания, в которых наречия обозначают: 1)причину, 2)цель, 3)меру и степень действия, затем остальные словосочетания. Над наречиями поставьте вопросы, на которые они отвечают. Идти смело, защищать дружно, присутствовать иногда, тотчас явиться, очень рассердиться, гулять дотемна, находиться вблизи, сделать назло, мало читать, сломать нарочно, увеличить нагрузку вдвое, обидеть сгоряча, трижды начинать, всегда побеждать, встать рано, работать ночью, проснуться утром, открыть осторожно, говорить уверенно, виднеться вдали, сделать больно. VІІ.Рефлексия.5-ти минутное эссе. Что нового узнали на уроке? Что Вам особенно понравилось и запомнилось? Источник: http://Учебник 10 класса с казахским языком обучения под редакцией У.А.Жанпеисовой и А.А.Майбалаевой | |
Просмотров: 3953 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|