Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Дифференцированный подход в учебно-познавательной деятельности и самостоятельной работе учащихся.
Процесс обучения – это направленное, последовательное изменяющееся взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития школьника.
В последнее время мы много говорим и работаем над преодолением пробелов в знаниях, умениях учащихся. А ведь тормозом в обучении школьников явля¬ется и недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников.. Чтобы добиться каких-то сдвигов в этом направлении, прежде всего необходимо выяснить, насколько сформированы на¬выки самоконтроля, умение выделять главное, сравнивать, уровень развития произвольного и непроизвольного вни¬мания, критичности мышления, опреде¬лить тип памяти каждого ученика. Толь¬ко учитывая реальные учебные возмож¬ности всех учащихся, можно организо¬вать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцирован¬ное обучение на уроке.
Дифференциация – это основа индивидуально-ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать индивидуальные особенности учащегося, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных способностей. Главным критерием оценки при педагогической технологии уровневой дифференциации является ее эффективность и результативность, обучения каждого на уровне его возможностей.
На наш взгляд, дифференциация за¬даний по объему и трудности дает слиш¬ком мало для развития учебных воз¬можностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоя¬тельности учащихся при выполнении за¬дания. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя — довести этих учащихся до уровня средних, обу¬чить их приемам рациональной умст¬венной деятельности. Работа организу¬ется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возра¬стала, а доза помощи учителя посте¬пенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера,— именно это позволит им максимально реализовать и развить свои учебные возможности.
Для подобной дифференциации мы в своей практике используем образцы выполнения задания, указание на пра¬вила, на которые опирается данное упражнение, выбор правильного реше¬ния из предложенного ряда (например, предлагается несколько схем состава слова, из которых нужно выбрать ту, которая соответствует составу данного слова), используем памятки-опоры, па¬мятки-планы, памятки-алгоритмы и т. д.
Организуя учебную деятельность, на своих уроках стараемся создать условия, при которых ученик в меру своих сил и возможностей добивается успехов в учебе. Для этого применяем задания по уровням с возрастающей сложностью.
Устанавливая уровень развития, на¬пример, зрительной памяти, учитель по¬казывает учащимся записанные на до¬ске 10 слов и предлагает объяснить их правописание, составить с ними слово¬сочетания, разобрать их по составу и т. д. Учащиеся записывают слова по памяти. Соотношение количества запи¬санных и предложенных слов (напри¬мер, 7/10) характеризует уровень раз¬вития зрительной памяти.
Вот задания для учащихся с недоста¬точно хорошо развитой зрительной па¬мятью.
I. О какой части речи идет речь?
Подберите слово с указанными призна¬ками.
1. Что? Нач. форма...
2. Неодуш.; нариц.; ж. р.; 1 скл.; ед. ч.; вин. п.
3. Что? ________, _ _ _ _ _.
После того как ребята подберут су¬ществительное, им предлагается запи¬сать морфологический разбор этого су¬ществительного по памяти. Далее сле¬дует самопроверка задания.
П. Проверьте, правильно ли выполнен разбор.
Читающая (девочка) — причастие.
1. Какая девочка? читающая (признак по действию). Нач. форма — читающий.
2. Действит.; наст, вр.; несов. вид; им. п.; ед. ч.; ж. р.
3. Какая? читающая.

III. Выполните задание на выбор:
1. Запишите морфологический разбор этого причастия по памяти.
2. Сделайте морфологический разбор при¬частия сражающегося (взвода).
3. Подберите причастие с данными при¬знаками:
 Какого?
 Действит.; наст, вр.; несов. вид; р. п.; ед. ч.; м. р.
 Какого?
IV. Игра «Кто зоркий?». Прочитайте вни¬мательно предложение, записанное на до¬ске: Сибирь — богатая страна с густыми лесами, со степями и широкими реками, с холмами, переходящими в горные цепи. Найдите орфограммы, которые «спрята¬лись» в этом предложении.
Сформулируйте вопросы и задайте их классу.
Запишите предложение по памяти и про¬верьте себя.

Во всех случаях учащиеся, которые чувствуют себя неуверенно, могут по¬смотреть на записи на доске и получить помощь, поддержку, когда им трудно.
Работа над развитием зрительной па¬мяти приносит большую пользу. У многих учащихся возникает желание само¬стоятельно заниматься в этом направле¬нии. Им я предлагаю рекомендации «Как развить зрительную память»:
1. Открой словарик, выбери три слова на любую букву.
2. Молча смотри на каждое слово не¬сколько секунд (5 секунд).
3. Закрой книгу, попробуй записать сло¬ва по памяти, соблюдая их последователь¬ность.
4. Через десять минут (после отдыха) повтори тренировку, но с другими словами.
5. Если убедился, что три слова тебе под силу, увеличь объем до 4—5 слов (до 10 слов и больше).
Дифференцированный подход к уча¬щимся очень важен при организации работы над орфографическими ошибка¬ми, которая является важным средст¬вом повышения грамотности учащихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка «Как работать над орфогра¬фическими ошибками»:
1. Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его.
2. Устно объясни правописание.
3. Найди проверочное слово, подбери два примера на это правило (река — реки; идешь — несешь, поешь; не был — не писал, не знал).
4. Если слово из словаря, подбери не¬сколько родственных слов, составь слово¬сочетание или предложение (интересный — интерес, интересоваться, интересно, инте¬ресный рассказ).
В рабочих тетрадях слабых учеников учитель первоначально сам выполняет эту работу над ошибками, давая обра¬зец. Через определенное время он делает только часть записи, остальное выполняет ученик. Некоторые ребята забывают делать эту работу, в их тетра¬дях учитель оставляет такую запись: Работа над ошибками.
1. ...
2. ...
3. ...
Домашние задания я тоже предлагаю дифференцированные. Три варианта рассчитаны на учеников
1) увлеченных, легко усваивающих материал,
2) испы¬тывающих определенные затруднения,
3) имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе.
Задание даю обязательно в первой половине уро¬ка, когда ребята еще не устали и внима¬ние их не рассеивается. Но очень часто, если ребята хорошо потрудились на уро¬ке, обхожусь вообще без домашнего задания. Это является эффективным стимулом для активной работы класса на уроке.
Приведу примеры дифференцирован¬ных домашних заданий по теме «Имя существительное» в V классе.
Имя существительное как часть речи.
1-й урок.
I. Подберите синонимы, определите скло¬нение, падеж: радость, талант, работа, храбрость, желание, горе.
II. Составьте план § 66, расскажите о сущ. по этому плану.
III. Выпишите из упр. 772 только су¬ществительные.
I) Прочитайте предложения.
2) Найдите сло¬ва, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.
3) Выпишите слова, четко проговаривая слова по слогам.
2-й урок.
I. Запишите существительные, обозна¬чающие возраст, профессию, качество, чувство, событие, металл, насекомое, ку¬старник, гору.
П. Составить 4—5 предложе¬ний по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье», употребив существительные, которые обозначают признак и действие как предмет.
III. От данных слов образовать существительные.

Существительные собственные и нарицательные.
I. Составьте заявку на радиопередачу. Укажите, о ком или о чем вы хотели бы по¬слушать. Можете указать любимого писате¬ля, ученого, героя, любимую книжку. Ука¬жите адрес. Употребите собственные имена существительные.
II. Упр. 803. Подберите к именам нарицательным имена собственные.
III. Упр. 807. Спишите, вставляя пропущенные буквы в имена собственные.

Морфологический разбор имени существительного,
I—II. Вспомните свою любимую песен¬ку или стихотворение. Выпишите два суще¬ствительных и сделайте их морфологиче¬ский разбор.
III. Из упр. 845 выберите существитель¬ные 3-го скл., выполните морфологический разбор, пользуясь планом и образцом на с. 241—242.

Род имен существительных.
I. Составьте словосочетания (прил.+ сущ.) со словами; толь, тюль, мозоль, шампунь, туфля, фланель, вестибюль. Поль¬зуйтесь орфографическим словарем.
П. Составьте предложения.
Мышь (пробежать, маленький). Рельс (лопнуть, стальной). Впечатление (остать¬ся, незабываемый). Сомнение (появиться, сильный).
III. Упр. 810. Выпишите из текста имена существительные в три колонки: 1) ж.р.; 2) м.р.; 3) ср.р. Графически обозначьте окончания.

Имена существительные, имеющие только форму множественного числа.
I. Составьте задание «Найти лишнее» по теме урока.
II. Найти лишнее: 1) ворота, 2) двери, 3) сани, 4) салазки.
III. Упр.828. Выборочный диктант.

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
I. Составьте меню, употребив существи¬тельные, имеющие форму только мн. числа.
И. Упр. 834. Вставьте пропущенные по смыслу имена существительные в нужном падеже. Определите их число.
III. Упр. 835. Выпишите имена существительные в следующем порядке:
1) имеющие оба числа;
2) имеющие только единственное число;
3) имеющие только множественное число.

Три склонения имен существительных.
I. Напишите коротенькую записку с просьбой товарищу зайти за вами, чтобы пойти вместе в кино, на каток, в библиотеку. Используйте существительные всех трех склонений. Склонение обозначьте.
П. Вместо цифр запишите существитель¬ные нужных склонений. 331 211 123. Ис¬пользуйте словарные слова.
III. Проверьте, правильно ли записаны слова по столбикам:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
зима поход корабль
газета дождь смерть
даль вещь жизнь
яркая осень январь

Падеж имен существительных.
I. Подготовьте сообщение о происхожде¬нии названий падежей. (См.: Панов.Б. Т. «Внеклассная работа по русскому языку», с. 44—45.)
II. Вспомните 2—3 пословицы о книгах, запишите их, определите падеж существи¬тельных.
III. Просклоняйте существительное кни¬га.

К оценке знаний, умений учащихся тоже подхожу дифференцированно, т. е. учитываю и личностные критерии. Ведь очень важно отметить ученика, который отстает в силу разных причин, но ста¬рается догнать класс.
К уроку контроля я подбираю зада¬ния разных уровней с учетом подго¬товленности ребят по предмету, их раз¬вития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизве¬дения материала, содержат определен¬ную дозу помощи. Задания второго ва¬рианта направлены на применение зна¬ний, умений в новой ситуации, уста¬новление связей между понятиями. За¬дания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую сте¬пень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Так, на уроке контроля в VI классе по теме «Лексика» предлагаются следующие задания по вариантам:
I. 1) Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омо¬нимы: печальный, влажный, сердитый, сы¬рой, ленивый, работа, грустный, бокс (стрижка), труд, мокрый, трудолюбивый, бокс (спортивная игра).
2) Подберите синонимы к словам стро¬ить, храбрый и антонимы к словам жара, враг. Что обозначают омонимы: месяц, Месяц; овсянка, овсянка?
3) Составьте и запишите предложения так, чтобы слова плачет, золотой, камен¬ный были употреблены сначала в прямом, а потом в переносном значении.
II. 1) Выпишите только профессиональ¬ные слова: кафтан, барабан, октава, свек¬ла, кровать, космос, нота, гамма, дерево, аккорд,
2) Приведите примеры заимствований (не менее пяти слов).
3) Докажите, что слова лапти, фунт, ботфорты — устаревшие.
III. 1) Что такое неологизмы?
2) Когда профессиональные слова стано¬вятся общеупотребительными?
3) Какие слова старше по возрасту: космонавт, Советы, субботник, колхоз, пио¬нер, целинный?
IV. 1) Замените фразеологические обо¬роты словами-синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, пове¬сить нос.
Слова для справок: лгать, близко, мед¬ленно, грустить.
2) Замените фразеологические обороты словами-синонимами: себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, кожа да кости.
3) Замените слова близкими по смыслу фразеологическими оборотами: бездельни¬чать, плохо, много, грустить; или подберите по 3—5 фразеологизмов с общим для них словом: нос, язык, глаз.
Предлагая задания различной труд¬ности, учитель дает всем учащимся воз¬можность справиться с ними, поверить в свои силы, поддерживает интерес к учению, дает возможность почувство¬вать радость посильного труда.
.
Дифференцированный подход к уча¬щимся можно осуществить и на уроках по развитию речи, например при под¬готовке к изложению.
1. Учащимся V класса, имеющим сла¬бую подготовку по предмету и низкий уро¬вень развития зрительной памяти, предлагается дома заранее познакомиться с текстом изложения по учебнику.
2. На уроке изложения слабоуспеваю¬щим учащимся дается больше времени для восприятия материала. В то время, когда класс уже приступил к самостоятельной ра¬боте, с ребятами, затрудняющимися в вос¬произведении текста, работает учитель. Все они собираются в одну группу и негромко, чтобы не мешать остальным, отвечают на вопросы учителя, пересказывают текст по плану, объясняют правописание отдельных орфограмм.
3. При работе над сочинением отдельным учащимся предлагаются карточки с опорны¬ми словами, с планом изложения, с воз¬можным началом или заключительной частью. И т.д.
Дифференцированный подход к уча¬щимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с зада¬ниями, вселяет уверенность в собствен¬ных силах, способствует повышению ин¬тереса к учебной деятельности, форми¬рует положительные мотивы учения. Но все это требует знания возможно¬стей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся.

Литература:
1. Булгакова В.И. «Проблемное обучение – понятие и содержание». «Воспитание школьника», 1985год. № 8.
2. Кобдикова Ж.У. «Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения в средней школе». – Монография. – Алматы: «Print», 2000, с.165.
3. Лернер И.Я. «Процесс обучения и его закономерности». – М; Педагогика, 1980, с.96.
4. Логинова О.Б. «Уровневая дифференциация обучения». – Москва, 1994.
5. Пидкасистый П.И. Роспедагогика. – М, 1995.
6. Селевко Г.К. «Дифференциация обучения». – Ярославль, 1995.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: valentina (2010-02-10) | Автор: Мешалкина В.В. E
Просмотров: 2799 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 4:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru