Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

О воспитании интереса к урокам русского языка
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожале¬нию, не у всех школьников пользуется популярностью.
Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунк¬туационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к нашему предмету очень важна и актуальна.
Есть целый ряд условий, способ¬ствующих возникновению заинтересо¬ванного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школь¬ника в процессе самостоятельного «открытия» новых знаний, разнообра¬зие информации и способов действий в процессе учебного труда, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, достаточная трудность обучения (при его посильности). Нако¬нец, нужно почаще вспоминать слова Л. Н. Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика — люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».
В основе нашей работы по воспи¬танию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразитель¬ным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и краси¬вых языков мира. Красота и богат¬ство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой — пробудить интерес к слову.
Так, изучая в V классе согласные звуки, учащиеся читают вслух выска¬зывания писателей о русском языке, записанные на плакатах:
«Русский язык... красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместите¬лен» (А. И. Куприн).
«Русский народ создал язык «яркий, как радуга вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый» (А. Н. Толстой).
Ученики объясняют значение слов послушен, ловок, вместителен, сравни¬вают высказывания А. И. Куприна и А. Н. Толстого и решают, что общего в их оценках русского языка,— оба писателя говорят о его певучести, заду¬шевности.
И далее, в процессе беседы, уча¬щиеся узнают, что напевность, благо¬звучие русского языка обусловлены соотношением в нем гласных и соглас¬ных звуков. В нашей речи преобладают мелодичные звуки (их 74,5%): глас¬ные, звонкие согласные. Остальные звуки немузыкальные, т. е. шумные, глухие. Согласные играют важную смыслоразличительную роль.
Ученики получают задание выделить гласные и согласные звуки одного и того же слова: забота: [а], [о], [а] — [з], [б], [т]; родина: [о], [и], [а] — [р], [д’] [н]; край: [а] — [к], [р], [и].
— По каким звукам легче узнать эти слова? (По согласным.) Действи¬тельно, смыслоразличительная способ¬ность согласных звуков сильнее, чем у гласных.
Дальше учащиеся сравнивают выска¬зывания о языке и также нахо¬дят общее в этих определениях.
На дом учащиеся получают задание выучить высказывания о языке, подоб¬рать примеры, показывающие, в чем же состоит богатство и мелодичность рус¬ского языка, почему его называют гибким и красивым.
Изучая тему «Звонкие и глухие согласные звуки», я обращаюсь к книге Л. П. Крысина «Жизнь слова», где рассказывается о том, как звуки оце¬ниваются носителями языка по различ¬ным признакам — по величине, силе, красоте. Важно показать учащимся, что при произнесении звуков возни¬кают различные впечатления и образы. Так, звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного зво¬на. Раскрывая выразительные возмож¬ности фонетического строя русской речи, чаще всего я прибегаю к поэ¬тическим текстам, ибо поэзия — искус¬ство звучащего слова, она во многом сродни музыке. Как интересно, напри¬мер, понаблюдать за [л] и [р] в хорошо известном детям стихотворении Ф. И. Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Читаем стихотворение А. Прокофь¬ева, в котором наполнено смыслом, обыграно само звучание отдельных слов:
Да, есть слова глухие,
Они мне не родня,
Но есть слова такие,
Что посильней огня!
Они других красивей —
С могучей буквой «Р».
Ну, например, Россия,
Россия, например!
Наполненное светом,
Оно горит огнем,
И гимном слово это
Гремит в стихе моем!
Глухие шипящие и свистящие звуки ассоциируются с таинственными ноч¬ными шорохами, шумом ветра, легкими шагами, шуршанием, чуть слышным шелестом листьев. Примеры подобрать очень легко.
Как видим, изобразительные воз¬можности русского языка раскрыва¬ются перед учащимися наиболее полно, когда, для анализа или иллюстрации приводятся строки из произведений великих мастеров слова.
Изучение «Фонетики» раскрывает возможности и для формирования чувства языковой нормы, что в свою очередь способствует эстетическому воспитанию учащихся. Например, про¬изношение [что] обычно вызывается зрительным образом слова, поэтому упражнения в правильном произно¬шении сочетания [чт] мы проводим, используя книжные тексты, когда уче¬ники могут непосредственно восприни¬мать зрительный образ слова. Кроме того, и примеры мы подбираем такие, чтобы их хотелось читать правильно, например, стихотворение А. Фета «Я пришел к тебе с приветом» или пушкинские слова: «Что за рос¬кошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Я стараюсь подбирать и та¬кие стихотворные примеры, где про¬изношение нужных слов подсказы¬вается рифмой:
Чуть растопит солнце вешнее
На дворе у нас снежок,
Птичьи домики — скворечники
Мы сколотим из досок.
(О. В ы со т с к а я ).
В результате учащиеся начинают требовательнее и внимательнее отно¬ситься и к своей речи.
Программа V класса позволяет по¬казать школьникам структуру всего здания языка, в фундаменте которого лежат звуки русской речи и слоги. Далее мы должны им показать и уро¬вень слова с его лексическим значе¬нием, многозначностью, синонимами, антонимами. Истинная любовь к родно¬му языку — в бережном отношении к его ресурсам, в заботе о точности, об¬разности и выразительности своей речи, в стремлении к гармоническому един¬ству смысла и формы в своих выска¬зываниях, что главным образом дости¬гается умелым отбором языковых средств. Обо всем этом мы и говорим на уроках, изучая лексику.
Эпиграфом к уроку «Однозначные и многозначные слова» беру высказывание Н.В.Гоголя: «Дивишься дра¬гоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Пятиклассники записывают сле¬дующий текст: «В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать...»
—Вдумайтесь в смысл этого пред¬ложения: слово, если рассматривать его с разных сторон, разное — «с одно¬го-то боку зеленое», «с другого румя¬ное». А главное: «Ты умей его, девица, повертывать...» Вот и давайте учиться «повертывать» слово, владеть им. Мно¬гие слова могут иметь не одно, а несколько значений — они многознач¬ны. Разбирая многозначные слова (дорога, язык, корень), дети могут вспомнить и привести свои стихотвор¬ные примеры, пословицы, поговорки.
В итоге учащиеся приходят к выводу: богатство языка — это богатство мыс¬лей. Чем лучше человек знает язык, тем глубже и точнее будут выражены его мысли.
Чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, я читаю несколько примеров детской речи, записанных К. Чуков¬ским:
1) Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
— Почему ты не повесил ее сушить? —-спросила мать.
— Я не достал до солнышка,— ответил Петя.
2) Мальчика спрашивают о сестре:
— Что же это твоя Иришка с петухами ложится?
— Она с петухами не ложится — они клюются: она одна в свою кроватку ло¬жится.
Возможно и такое задание:
Определите, в каком значении — прямом или переносном — употреблены выделенные слова:
Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
— Золотые руки растят.
(Е. Серова).
Анализируется отрывок из стихотво¬рения О. Берггольц «Мой дом»:
А в доме, где жила я много лет,
Откуда я ушла зимой блокадной,
По вечерам опять в окошках свет.
Он розоватый, праздничный, нарядный...
Но этих окон праздничный уют
Такой забытый свет в сознанье будит,
Что верится: там добрые живут,
Хорошие, приветливые люди...
Учащиеся убеждаются, что благо¬даря использованию в тексте одних и тех же слов в прямом и переносном значениях достигается особая вырази¬тельность: переносное значение слова воспринимается особенно ярко в резуль¬тате сопоставления с его прямым зна¬чением.
Когда класс устал, уместна и шутка:
Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
Зачем спешить?
Идет сильный дождь. По улице медлен¬но идет человек. Прохожий спрашивает его:
— Почему вы идете так медленно под дождем?
— А зачем спешить,— отвечает он,— впереди идет такой же сильный дождь.
Слова А. И. Герцена: «Главный характер нашего языка состоит в чрез¬вычайной легкости, с которой все выра¬жается на нем» — эпиграф к уроку «Синонимы».
Проводим маленький лингвистиче¬ский эксперимент (конечно, элементар¬ный).
— Прочитайте первую строфу из стихотворения Г. Граубина «В утреннем лесу»:
От сырости ежится цапля,
Нахохлились кряквы, тихи.
Дрожит изумрудная капля
В зеленой ладошке ольхи.
— Найдите прилагательные-синони¬мы, понаблюдайте, как изменится смысл и звучание этих строк, если первый синоним заменить вторым.
Дети делают интересные наблюде¬ния, например:
— Капля сольется с листом, и ее совсем не будет видно. А слово изумрудная показывает нам, что капля прозрачная, переливающаяся в лучах солнца.
Изучая синонимы, пятиклассники вдумываются в смысл слов, находят оттенки значений, стилистической и эмоциональной окраски. Главное — у них появляется желание говорить точ¬но, красиво.
При изучении темы «Словообразо¬вание» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных клас¬сах. Поэтому использую такие, напри¬мер, задания:
1. Определите, являются ли однокоренными слова шиповник, шипы, шипит.
У шиповника — шипы.
На шиповнике — бутоны.
Вот он блещет у тропы,
Ярко-красный и зеленый.
Он глаза мои слепит.
Он костер напоминает.
Он шиповник. Он шипит.
Искры алые роняет.
(А. Кушнер).
Установив значения слов, учащиеся придут к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы, и объ¬яснят, почему здесь появилось слово шипит.
2. Составьте текст, употребив в нем 2— 3 однокоренных слова.
3. Укажите и исправьте ошибки в пред¬ложениях.
1) «Вдали виднелся парусник, его паруса наполнены воздухом». 2) «На крышке была написана надпись».
Изучая приставки, учащиеся вдумы¬ваются в смысл слов К. И. Чуков¬ского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Основное время на уроке отводится выяснению значений приставок. Анали¬зируются примеры:
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
(Лермонтов).
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось.
(Лермонтов).
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль.
(Есенин).
— Образуйте глаголы с помощью при¬ставок и составьте с ними словосочета¬ния.
Учащиеся узнают, что приставка может изменять до неузнаваемости смысл даже очевидно однокоренных слов, например: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.
На уроках по словообразованию я часто использую элементы заниматель¬ности. Например, предлагаю отгадать шараду, когда надо не разобрать, а собрать слово:
Корень мой находится в цене,—
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же — в дневнике я и в журнале.
(Оценка.)
Игра «Собери слово»: учащиеся составляют слово, взяв указанные мор¬фемы из разных слов.
обдумать
ясно
пилить
писать
Внимание к значению приставки, корня, суффикса оказывает положи¬тельное влияние на речевое развитие учащихся, так как вырабатывает уме¬ние свободно и правильно использо¬вать возможности языка для более четкого выражения мысли.
Пятиклассники любят неожидан¬ности, загадки — я это использую для воспитания интереса к предмету. На первом уроке по теме «Морфология» был записан текст из книги М. В. Панова «И все-таки она хорошая!».
«Есь такая скаска. Козел постлал казу заорехоми. Пошла она и нивернулозь... Нед казы сорехами, нетт коззы зкальон-ными!»
Текст вызвал необычайное оживле¬ние в классе, каждому хотелось испра¬вить его. Были заданы вопросы:
— Для чего служит язык?
— Как записан текст?
— Можно ли отказаться от правил правописания?
— К чему приводит несоблюдение ор¬фографических правил?
— Что нужно знать, чтобы решить вопрос о слитном и раздельном напи¬сании слов?
— Как определить, какие окончания написаны правильно, а какие нет?
В результате класс пришел к выводу, что знание частей речи необходимо, чтобы грамотно писать.
Выполняя упр. 769, ученики при¬знают, что русским литературным язы¬ком они владеют не безупречно, что им нужно научиться правильно обра¬зовывать формы некоторых слов. Де¬лаем вывод: чтобы соблюдать нормы литературного языка, не допускать грамматических ошибок, нужно изучать морфологию.
Таким образом, тщательный подбор дидактического материала во многом помогает воспитывать у учащихся любовь к русскому языку. Большинство пятиклассников приняло активное участие в «Неделе русского языка», у многих появляются вопросы, с кото¬рыми они обращаются к учителю, а на уроках они гораздо внимательнее и любознательнее.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: valentina (2010-02-10) | Автор: Мешалкина В.В. E
Просмотров: 3602 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 5:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru