Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Имя существительное
Ход урока:

1. Орг.момент
2. Чистописание
3. Вводное слово учителя

- Дорогие ребята! У нас сегодня необычный урок, на который пришло много гостей. Они хотят узнать, что вы знаете по русскому языку. Я буду задавать вам вопросы, давать разные задания. За правильный ответ вы будете получать призовые карточки, а в конце урока мы определим Знатоков русского языка – детей, получивших наибольшее количество карточек
А о чём будет урок, вы узнаете, выполнив первое задание.

А) Спишите стихотворение и подумайте, о какой части речи пойдёт разговор:
Мама, папа, брат, семья.
Счастье, радость, красота.
Парта, книга, ученик –
Изучаем мы язык.

- В русском языке очень много разных слов. Когда-то давно их было решено разделить на большие группы. Что это за группы? Как узнать, какой частью речи является слово? На какие части можно разделить части речи? Назовите самостоятельные (служебные) части речи.

4. Повторение об имени существительном
- Что такое имя существительное?

А) Из слов, которые вы видите на доске, выберете и запишите имена существительные. (На доске прикреплены слова: здоровье, прыжок, прыгать, кричать, работа, весёлый, место, крикливый, крик, мороз, веселье, кашель)

- Прочитайте слова, которые вы выписали. Докажите, что это имена существительные.
- Почему имена существительные имеют два вопроса?

Б) Распределите слова в два столбика – одушевлённые и неодушевлённые существительные. (Детям предлагаются слова: солнце, дерево, класс, врач, соль, конь, девочка, ветка, эхо, птица, день, комар)

В) С помощью суффиксов превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые.
Груз - …, аптека - …, журнал - …, автомобиль - …

- Что ещё знаете об именах существительных?

- Послушайте загадки и догадайтесь, как зовут маму, подругу и дядю. (Имя, отчество)
Мою маму зовут Света, а её папу – Миша. Мою подругу зовут Ира, а её папу – Боря. Моего дядю зовут Саша, а его папу – Коля.

- Как пишутся имена собственные? Какие слова относятся к собственным именам существительным?

Г) Допишите имена собственные:
Город…, река…, космонавт…, писатель…

- Как изменяются имена существительные?

Д) Отгадайте загадки, напишите отгадки. Что общего у этих слов?
1. Вверх – вниз, вверх – вниз
Кататься хочешь – на нас садись. (Качели)

2. Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)

3. Зубы имеют,
А зубной боли не знают. (Грабли)

4. Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их (Санки)

- Запишите несколько слов, имеющих форму только единственного числа

- Что ещё мы не сказали про имя существительное?

Е) Спишите слова, подчеркните лишнее слово в каждой строчке. Объясните, почему оно лишнее.
Линейка, ручка, карандаш, резинка
Воробей, ручей, ночь, конь
Поле, мороз, стекло, утро

5.Итог урока

О чём мы говорили на уроке?
Что же такое имя существительное?
Что вам больше всего запомнилось?

Разгадайте кроссворд, дайте характеристику словам-отгадкам
1. Небесное светило
2. Ступеньки, ведущие вверх
3. Растение, растущее на болоте

На какое правило все эти слова? Как проверить слово с непроизносимым согласным?

6. Домашнее задание
Стр. 48 – 59, повторить правило

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Елена16 (2010-02-10) | Автор: Елена Анатольевна Кожемякина
Просмотров: 2335 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-04, 2:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru