Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Поэзия бардов: понятие бардовской песни и ее специфика (11 класс)
Поэзия бардов: понятие бардовской песни и ее специфика (11 класс)
Цель: знать специфику бардовской поэзии и научиться выразительному чтению этих песен-стихов.
Задачи:
- показать место авторской песни в развитии культуры страны;
- познакомить с поэтами-бардами 60-90-х годов;
-показать специфику бардовской песни;
- развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение выделять главное;
-совершенствовать навыки устной речи;
- воспитывать интерес к поэзии, формировать эстетическое чувство.


Эпиграф: Поэзия, будь громкой или тихой,
Не будь тихоней, лживой никогда…
Е.Евтушенко.
1 стадия - «Вызов»
1. Актуализация имеющихся знаний: анкета (раздается каждому ребенку, они заполняют эту анкету)
- вы знаете, что такое стихи?
- каких авторов вы можете назвать?
- а вам нравятся стихи?
- какие: современные или 19 века?
- кого вы можете процитировать?
- можете назвать тематику стихов 19 века? 20 века?
На выполнение данного задания отводится 2 минуты. Озвучиваются ответы, т.е. проходит обработка данных анкеты.
2. Пробуждение познавательного интереса к изучению материала – на интерактивной доске проецируется видеоролик о В.В. Высоцком и звучит его песня «Здесь лапы у елей дрожат…».
Учителем задаются «Толстые и тонкие» вопросы:
- о ком этот видеоролик?
- В. Высоцкий – это кто? (поэт-песенник, может быть кто-то скажет, что он бард? Еще в 50-е годы зародилась поэзия, которая, наверняка, вам знакома. Это авторская поэзия, когда автор сочиняет слова, музыку и сам исполняет под гитару).
- Назовите имена ещё известных вам бардов (дети говорят, учитель помогает назвать Б.Окуджаву, А. Розенбаума, афганские песни).

3. Определение темы и цели урока:
- Как вы думаете, так какова тема нашего сегодняшнего урока?! ( Поэты-песенники, т.е. барды.)
- Скажите, а почему мы выделили отдельным уроком тему бардовской поэзии? (дети высказывают свои предположения, но непременно кто-нибудь скажет об особенностях исполнения и т. Д.)
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока (выслушиваются ответы и делают запись в тетради темы, цели и эпиграфа).
- Внимательно прочитайте еще раз эпиграф. О чем говорит Е. Евтушенко, известный советский поэт? (Учитель акцентирует внимание на эпиграфе, так как в нем заключается суть, направленность бардовской поэзии. И это является «мостиком» при переходе к следующей стадии урока).

2 стадия – «Стадия осмысления»
Класс делится на 4 группы, в группах распределяются функции: спикер, секретарь, сборщик информации, аналитик, актер. Кратко проговариваются обязанности каждого члена группы.
1. Получение новой информации – каждая группа получает задание:
а) проработать текст, в котором говорится о бардовской поэзии, немного об истории возникновения этого понятия, о специфике такой поэзии, тематике;
б) изучить в кратком объеме творчество поэта-барда (1 группа- В. Высоцкий, 2 группа – Б. Окуджава, 3 группа – А. Розенбаум, 4 группа – песни об Афганистане);
в) выразительное чтение стихов.

Учителем предлагается до начала работы каждой группы прослушать песни этих бардов. Выполнение задания на стадии осмысления происходит с помощью стратегии «Инсерт». Каждый ребенок получает текст с общей информацией. В каждой группе на столе есть ноутбук для поиска информации о конкретно заданном поэте и его произведений.
Работа с текстом с помощью стратегии «Инсерт» (на полях ученики делают пометки, согласно требованиям стратегии):

уже знал новое для меня думаю иначе не понял, есть вопрсы
v + - ?

Из Википедии: БАРДЫ, 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии) .
2) Поэты и музыканты, исполнители собственных, т. н. авторских песен.
БАРД-РОК, одно из направлений российской рок-музыки. Развивался под влиянием серьезной поэзии и особенно бардовской (авторской) песни (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава) с кон. 1970-х гг. Стилистически безупречный образец бард-рока первой продемонстрировала группа «Аквариум» Б. Б. Гребенщикова.
и т. д.
Авторская (бардовская) песня — песенный жанр возникший в середине XX века в СССР, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; идеалистическая направленность.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина» , а также ранние песни М. Анчарова) . Чаще всего (хотя и не всегда) авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали А. Галич, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Е. Клячкин, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старчик, А. Суханов, В. Долина, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси») . К авторской песне примыкает также творчество А. Дольского и Тимура Шаова.
Изначально бардовскими называли песни непрофессиональных авторов. Но этот критерий профессионализма слишком условен и обманчив. И многие бардовские песни можно причислить к шедеврам песенного творчества, а их авторов - к творцам в лучшем смысле этого слова .
Наиболее полная характеристика бардовской песни, как жанра, как особого направления поэтического и музыкального искусства, приведена в работах Ю. А. Андреева, Н. Е. Кутейниковой, Б. А. Савченко, Р. А. Шипова и др.. В чем же секрет растущего интереса к бардовской песне не только в России, но и в странах Дальнего Зарубежья. Ведь не так давно сам Булат Шалвович Окуджава публично высказывался, что бардовской песни, как жанра, больше не существует. Неужели ошибся Мэтр? А как же тогда полные концертные залы, многотысячные собрания любителей этого жанра на фестивальных полянах страны? И официальные власти сегодня активно содействуют процессу, а не препятствуют ему, как это было раньше. И все довольны. Народ – атмосферой праздника с элементами ностальгии, политики и власть – возможностью предстать перед народом благодетелями, маститые барды – приличными гонорарами за отработанные концертные программы и работу в жюри. Ну а если предположить, что прав был Булат Шалвович? Что последняя бардовская песенка уже давно спета, что дальновидных режиссеров-идеологов от власти уже давно осенило, что контролировать такое не предсказуемое явление, как бардовская песня, легче, если перехватить инициативу и возглавить все бардовское движение, определив пути его развития по заранее намеченному сценарию.

информация из интернет - сообщества:
Бардовские песни-это песни, которые придумывает сам народ под обычную гитару. Обычно поют на философские темы, но по-простому, про жизнь, про быт, про любовь, про отдых. Короче про все, пускай иногда коряво, но с душой. Душевность-непременна и служит пропуском в клубы самодеятельной песни, которые есть в каждом городе. Есть свои кумиры, есть Грушинский фестиваль. Но это не фольк и не частушки.

Еще в 50-е годы зародилась поэзия, которая, наверняка, вам знакома. Это авторская поэзия, когда автор сочиняет слова, музыку и сам исполняет под гитару.
Что характерно для бардовской поэзии? Жанр поэтической песни стал очень популярным в 70-80-е годы. Речь идет об "авторской песне" Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.
Кризис «громкой» поэзии: утрата надежды на обновление страны, исчерпанность чувств, утрата веры.
Е. Евтушенко: «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта».
А.Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».


2. Соотнесение старых и новых знаний - каждый член группы работает со своим текстом, делает в тетради необходимые записи (на работу с общим текстом – 7-8 минут, на поиск информации о поэте и её обработку – 10 минут).
3. Критический и сравнительный анализ с помощью приема «Картография» позволяет быстро систематизировать в хронологической последовательности биографию поэта и этапы творчества.

Защита постеров каждой группой, выразительное чтение стихов.

3 стадия – «Рефлексия»

1. Анализ своей деятельности по достижению намеченной цели – используется прием
« 6 шляп мышления».

« 6 шляп мышления»:
Белая шляпа: используется для концентрации внимания на информации. Надевая белую шляпу, мы концентрируемся на доводах и фактах. Полезно задать себе вопросы, какой информацией о проблеме мы обладаем, каких фактов нам не хватает, и где мы можем их получить
Красная шляпа: отвечает за интуицию и чувства. В этом режиме важно анализировать свои ощущения и предчувствия относительно рассматриваемой проблемы, не задаваясь вопросами, почему проблема произошла, кто в этом виноват и что делать в итоге.
Черная шляпа: надевая ее, можно позволить себе высказать опасения, проявить осторожность и дать критическую оценку ситуации. Это защитит нас от необдуманных действий и позволит рассмотреть возможные риски при решении проблемы.
Желтая шляпа: переключение на положительные эмоции. Надевая ее, мы должны заняться поиском положительных сторон и преимуществ, которые мы приобретаем в той проблемной ситуации, которая сложилась.
Зеленая шляпа: неординарность и креатив. В этом режиме мышления мы должны придумать пути выхода из сложившейся ситуации, найти альтернативные варианты и новые идеи, которые позволят решить проблему. Чем креативнее будут наши мысли, тем лучше.
Синяя шляпа: отвечает за управление самим процессом решения задачи. Это единственная из шляп, надевая которую, нужно не мыслить, а действовать. Обычно ее следует использовать в самом начале процесса работы, чтобы определить содержание и в самом конце, чтобы дать анализ работе над проблемой и наметить новые цели.
2. Размышление, рождение нового знания – вернулись к эпиграфу:
- Так что хотел сказать Е. Евтушенко? О чем? (ответы учеников о громкой поэзии, так как исполняется на сцене бардовская поэзия, популярность, проблемы, которые затрагивают поэты и во всю мощь о них говорят).
- А почему поэзия и тихая? (обращение к читателю, его внутреннему миру; возрождение классических традиций поэзии; темы природы, деревни, неразрывная связь с родиной; обращение к духовности).

3. Постановка учениками новых целей – таким образом, озвучена тема следующего урока «Тихая поэзия» Н. Рубцова и намечена цель: научиться чувствовать внутренний мир стихов поэта.

Группы определяют, в какой степени и доле участия работал каждый член группы. Озвучивают оценки, учитель вносит коррективы. Задается домашнее задание: наизусть любое на выбор стихотворение В. Высоцкого; инд. задание 2 ученикам – биография Н.Рубцова, используя прием «Картография»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: toma8821 (2015-01-17) | Автор: Пилипенко Тамара E
Просмотров: 1589 | Комментарии: 1 | Теги: поэзия бардов | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru