Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Доклад: «Формирование коммуникативной компетенции как условие повышения качества преподавания русского языка»
Доклад:
«Формирование коммуникативной компетенции
как условие повышения качества преподавания
русского языка»

Милюкова Оксана Александровна

2014 г.

Именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за её пределами.
Н. А. Назарбаев (из Послания Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан-2050»)
В современном мире мерилом богатства наиболее развитых стран становится производство, распространение и потребление знания, а социальное расслоение общества будет определяться отношением к знанию, к возможностям его создания и использования. Поэтому повышение качества образования является одной из актуальных проблем, как для Казахстана, так и для всего мирового сообщества. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание и организацию образовательного процесса, переосмысление целей, задач и результатов образования.
Одной из главных стратегических задач, отмеченных в Концепции развития образования до 2015 года, разработанной Министерством образования и науки РК, является задача «через обучение языкам воспитывать высококультурную языковую личность».
Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей.
Компетенция- владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Включает в себя:
1. знания, которые должны быть усвоены;
2. умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы;
3. развитие личности школьника

Одной из ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы является коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи, умения и навыки анализа текста и собственно коммуникативные — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения с учетом адресата и стиля речи.
Формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса. Свободное владение языком, которое позволит уверенно общаться с различными людьми в различных ситуациях - это одна из новых целей, которую ставит современная жизнь перед учеником.
Но в современном мире возникает одна из ключевых проблем - проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся как анализ результативности работы учителя и школы. Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих воспитанников. Почему возникает проблема коммуникативной компетенции? Потому что мы видим привычную картину: ребёнок у телевизора, ребёнок с телевизионной приставкой, ребёнок с плеером, учащийся у компьютера. Сколько времени может в течение дня проводить ребёнок с техникой? Не считали? Я поинтересовалась у своих учеников и выяснила, что эти четыре - шесть часов незаметно для них пролетают, когда они усаживаются «поиграть» один на один или с группой возле «мыслящего», но бессловесного и бесчувственного игрока. А возьмите и посчитайте, сколько часов это будет в течение месяца и года! Всё это время ребёнок оказывается в духовном вакууме, когда у него отсутствует общение (и письменное, и устное). А ведь именно общение является важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто им не обладает, грозит изоляция от общества.
Учащиеся испытывают затруднения в учебной деятельности, связанные с традициями школьного урока в области риторики и коммуникации. Им трудно говорить перед классом; делать сообщения по ключевым словам и конспекту, если нужно сделать самостоятельный вывод; они не умеют слушать другого человека; ждать возможности высказать свое мнение; считаться с мнением одноклассников.
Мы привыкли к тому, что речь учителя на уроке преобладает, «убивая» речь ученика. Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось активной речи ученика, а учитель в большей степени был дирижером этого процесса?
Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется через обучение содержанию предмета, развитие прикладных исследовательских и социально - коммуникативных умений, личностно - ориентированный аспект учебной коммуникации. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.
Общение является неотъемлемой частью любого урока. Большие возможности для активизации коммуникативной деятельности школьников имеются на уроках русского языка и литературы. Речевому развитию на этих уроках всегда уделялось и уделяется серьезное внимание. Проводится работа по увеличению словарного запаса, объема высказываний учащихся на уроках; отрабатывается произношение; особое значение придается пониманию детьми обращенной к ним речи. Программой предусмотрены уроки по развитию речи. Но коммуникативное развитие только в этом направлении предполагает лишь количественное накопление и качественные изменения. Основным же критерием формирования коммуникативной личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т. е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. А это возможно только при определенной организации обучения, когда главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка учебных задач, требующих поиска новых способов действия.
Очень важно, чтобы каждый учащийся в течение учебной четверти неоднократно оказался в роли говорящего, произносящего перед классом 2-3 минутный ответ, и не менее важно, чтобы результатом работы было ощущение успеха или осознание его перспективы. Поэтому задача учителя заключается в создании рабочей атмосферы, условием чего является не только общий интерес к предмету, но и владение культурой общения.
Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрывать собственное «я» учащегося. «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу», - говорил Бенджамин Франклин.
Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.
Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении, письме. «Обучать общению, общаясь» – без этих условий нет урока.
Поэтому развитие учебного сотрудничества в процессе обучения следует планировать по двум линиям: «учитель - ученик» и «ученик-ученик».
В своей работе с учащимися на уроках русского языка я часто использую учебный диалог, так как овладение языком возможно только в ситуации речевого общения.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности
Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».
Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
Диалог на уроках может быть двух видов:
информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и
интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).
Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).
На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
Формы работы на уроке: групповая форма работы; «Собирание правила» по материалам учебника; диалог; учебная дискуссия; коммуникативные игры; работа с художественным текстом; отработка грамматических и пунктуационных норм и др.
Задания такого типа дают возможность использовать навыки логического и абстрактного мышления, развивают умение обобщать и проводить сравнение, включать интуицию, воображение, и, конечно же, работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями).
Диалоговая технология требует большой подготовительной работы самого учителя. И организовать диалог в МКШ мы можем только при парной форме работы (групповая возможна при проведении уроков в Ресурсном центре).
Но диалог на уроках имеет и свои преимущества: этот метод дает возможность детям совместно восхищаться красотой и богатством русского языка, а процесс кропотливого поиска истины вместе с одноклассниками пробуждает интерес и вкус к слову.
К сожалению, есть дети, которые трудно идут на контакт со сверстниками, они замкнуты, и обучение у них «нерадостное», воспринимается без энтузиазма. Таким детям трудно будет жить в большем социуме.
Благодаря диалогическому обучению и складывается сотрудничество. Пассивных учащихся с каждым уроком меньше, потому что каждому хочется выразить свое мнение, свои мысли. А когда работа идет в парах, уже происходит и соперничество: каждый старается говорить грамотнее, опираться на текст и факты. Получается, что диалогический подход решает не только образовательные проблемы, но и вызывает интерес детей друг к другу, развивает критическое мышление и самооценку в сравнении с другими.
Учащиеся учатся «слышать» друг друга, грамотно формулируют вопросы, приобретают навыки обсуждения и высказывания своих идей, совместно решают проблемные вопросы, появляется чувство уверенности в себе, максимальная свобода развития и саморазвития учащихся, от учения – запоминания информации к учению-развитию, вовлечение в работу слабоуспевающих учеников.
Учебный диалог позволяет по-новому построить структуру урока, где главное место принадлежит не учителю, а ученику, который при правильной организации может продолжить обучение самостоятельно.

В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становиться мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становиться возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
Как видим, коммуникативная культура - важнейшее проявление общей культуры человека, функциональная речевая компетентность гражданина современного общества, состоятельность речемыслительной деятельности будущего первоклассного специалиста, независимо от того, в какой сфере будет находиться его профессиональный интерес. Поэтому формирование коммуникативной компетенции при изучении всего школьного курса русского языка и литературы позволяет выполнить общественный заказ на подготовку ученика как самообучающейся, саморегулирующейся личности, успешно адаптирующейся в нашей социальной действительности.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: wwwMOksanaA (2015-01-17) | Автор: Милюкова Оксана Александровна E
Просмотров: 1981 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 4:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru