Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Мир фразеологизмов
Удивительный мир фразеологизмов
(Открытый урок в 6 классе)

Цели: 1. Углубить знания о выразительности фразеологизмов;
2. Обогатить речь учащихся образными фразеологическими
выражениями;
3. Прививать любовь к народной мудрости и красоте языка.

Задачи: развивать навыки учащихся самостоятельно находить

фразеологизмы в текстах, производить синонимическую замену

фразеологизмов, тренировать орфографические и пунктуационные
навыки
развивать кругозор учащихся.

Тип урока: обобщение знаний

ХОД УРОКА:

I. Организационная часть І

II. Мотивация учебной деятельности учеников

Объявление темы и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учеников

1. Проверка домашнего задания.

2. Эвристическая беседа.

ІV. Опрос домашнего задания: Составить кластер по теме «Лексика»(Слайд 1)

V. Новая тема:
Учитель. 1.Что такое фразеологизм? Это мудрость народа, заключенная в одной фразе. Это устойчивое выражение, имеющее переносное значение и интересную историю. Слова в фразеологизмах не отделяются друг от друга. Каждый фразеологизм несёт своё значение и свою историю. Фразеологизмы – это целая страна со своими особенностями и законами Сегодня мы познакомимся с ними поближе.
В их волшебном царстве всегда кипит жизнь. Журналист сломя голову мчится на работу; кузнец в кузнице трудится не покладая рук; студенты плетутся с экзаменов: одни с сияющими лицами, другие - повесив нос; старушки на лавочке возле дома перемывают кому-то кости; а некоторые просто высунули нос из окна и наблюдают, что происходит на улице. Город этот – мирный и трудолюбивый. Никто не держит на другого зуб – жизнь прекрасна, зачем играть друг другу на нервах? Никто не работает здесь спустя рукава. Потому что все назубок знают: даже если руки не золотые, не стоит их опускать. (слайд)
2. Выписать из данного текста фразеологизмы.
3.Разминка: Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:
Прятаться за чужую …. Стоять … за кого-нибудь. Найти общий … . Положить … на полку. Не видать как своих … . Как снег на … . Чужими … жар загребать. Работать не покладая … . Набрать в … воды. Совать свой … в чужие дела. Со всех … . … кровью обливается.

3. Проблемный вопрос: Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы?

1. Фразеологизмы – антонимы. К данным фразеологизмам подобрать фразеологизмы- антонимы.
Набраться сил – выбиться из сил.
Не давать покоя – оставить в покое.
Приносить пользу – наносить вред.
Выйти из себя – взять себя в руки.
Набраться терпения – потерять терпение.
Вступить в строй – выйти из строя.

4. Исследование: «Откуда пришли фразеологизмы»?
Рассказать о происхождении данных фразеологизмах.
1. «Медвежья услуга».Это крылатое выражение вошло в русский язык из
басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь». Медведь; охраняя сон
человека, ударил камнем муху, сидящую на лбу спящего. От этого удара
пострадала не только муха, но и человек
2. .«Бить баклуши». Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши)
для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм.
3. Аршин проглотить. Стоит, словно аршин проглотил. Значение. Держаться неестественно прямо.
Происхождение. Турецкое слово «аршин», означающее меру длины в один локоть, давно уже стало русским. До самой революции русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами - деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр. Представьте себе, как должен выглядеть человек, проглотивший такую линейку, и вы поймете, почему это выражение применяется по отношению к чопорным и надменным людям.
4. Двуликий Янус.Она лжива, изворотлива и лицемерна, настоящий двуликий Янус
Значение. Двуличный, лицемерный человек
Происхождение. В римской мифологии бог всякого начала. Его изображали с двумя лицами - молодого человека и старца, - смотрящими в противоположные стороны. Одно лицо обращено в будущее, другое -в прошлое.
5. Яблоко раздора. Эта проездка - настоящее яблоко раздора, неужели ты не можешь уступить, пусть он едет.
Значение. То, что порождает конфликт, серьезные противоречия.
Происхождение. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся спор между тремя богинями: супругой Зевса Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной богиней любви и красоты Афродитой.
Судьей между ними был избран юноша Парис, сын троянского царя Приама. Парис отдал яблоко подкупившей его Афродите; Афродита за это заставила жену царя Менелая, прекрасную Елену, полюбить юношу. Оставив мужа, Елена уехала в Трою, и, чтобы отомстить за такую обиду, греки начали многолетнюю войну с троянцами. Как видите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.



5. Проблемный вопрос: Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы?

1. Фразеологизмы – антонимы. К данным фразеологизмам подобрать фразеологизмы- антонимы.
Набраться сил – выбиться из сил.
Не давать покоя – оставить в покое.
Приносить пользу – наносить вред.
Выйти из себя – взять себя в руки.
Набраться терпения – потерять терпение.
Вступить в строй – выйти из строя.

6. Игра» Что кому?» Вспомните известные вам устойчивые выражения и распределите между животными слова из списка, используя в данных выражениях союз «как». Какое значение имеют данные фразеологизмы?
Собаке – дробина
Слону – зонтик
Рыбке – масленица
Коту – пятая нога
Кобыле – седло
Корове - просо
Курице - хвост
Дробина, зонтик, масленица, пятая нога, седло, хвост, просо

7. Игра: «Назови одним словом». Подобрать к каждому фразеологическому обороту слово-синоним:
Ни одной сухой нитки метко
Держать язык за зубами неожиданно
Хоть глаз выколи тесно
Обводить вокруг пальца темно
Не в бровь, а в глаз опытный
Стреляный воробей мокрый
Намять бока молчать
8 Физкультминутка (слайд )
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побъем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

9 Тесты: 1 Найти фразеологизм, который обозначает «пудрить мозги»:

а) критиковать;

б) одурачивать;

в) скрывать;

г) убегать.

2.. Найти фразеологизм, который обозначает «запомнить»:

а) не сунуть носа;

б) остаться с носом;

в) зарубить на носу;

г) за нос водить.

3. Найти фразеологизм, обозначающий «очень быстро»
а) очертя голову
б) с ног на голову
в) с головы до ног
г) ноги в руки

10. Творческая работа: «Фразеологический зверинец».
Вместо точек вставить названия животных:
Хитёр как…
Труслив как…
Нем как …
Грязный как …
Упрям как…
Колючий как…
Здоров как…
Болтлив как…
11. Это интересно! Что можно держать при помощи фразеологизмов?
1.ДЕРЖИ!!! (прочитать)

По ветру — нос! Пистолетом — хвост!
Себя — в руках! Рот — на замках!
Голову — в холоде! Живот — в голоде!
Порох — сухим, себя к сплетням — глухим!
Ноги — в тепле! Попа — в подоле'!
За зубами — язык! Внутри — оскорбленья и крик!
Востро' — ушки! Да чтобы — на макушке!
Руку на пульсе, снова и снова! Держи слово!
Себя — в узде! На высоте! Всегда и везде!

2.Прочитать фразеологизмы со словом «ВОДА»
Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратятся
Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события
Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез
Как в воду опущенный – печальный, грустный
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Как две капли воды – очень похожи, неотличимы
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,
Как с гуся вода – все человеку нипочем
Много воды утекло с тех пор – много времени прошло
Носить воду в решете – попусту тратить время
Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство
Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.
Составить 3 предложения с данными фразеологизмами.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В КАРТИНКАХ Иностранцы не могут правильно перевести фразеологизмы, потому что это устойчивые словосочетания и они имеют переносное значение. Один иностранец решил проиллюстрировать фразеологизмы и вот что у него получилось:


Посмотрите, правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, и скажите, как ты понимаешь их смысл?

12. Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах:
1. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …

2. Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …

3. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…

4.Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
13. Вот что получается из фразеологизмов:

В магазине «Баш на баш» обновление ассортимента!

Скатерти-самобранки — отбранят за вас кого скажете.

Два сапога — пара: сапог-скороход и сапог-самопляс (идешь и пляшешь).

Дудка-самогудка — соседям всем побудка.

Лук-самострел — с прицелом, самонаводящимся на Царевен-Лягушек (только по удостоверениям Иван-царевичей)

Ковер-самолет с навигатором по Тридевятому царству и Тридесятому государству.

Перо-самописка (с встроенным помощником поэта — само рифмы находит)

Очки-самогляды — для тех, кто смотрит в книгу, а видит фигу.

Лейки-самополивайки — сугубо для тех, кто сами садики садили.

VІ. Рефлексия.
1. Работа с фразеологическим словарём
Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогает словарь. У вас у каждого на парте лежат фразеологический словарь. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма « Крокодиловы слёзы» и «Манна небесная».
Для чего нам нужен словарь?
Наш урок подходит к концу. И говорим всем : : «До свидания!»
VІІ. Подведение итогов урока.
Ребята, вам понравился урок?…) Что мы с вами сегодня делали на уроке? Какие фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , обобщали наши знания, находили значения фразеологизмов)..Какие новые фразеологизмы вы узнали?
VІІІ. Домашнее задание: Составить рассказ, используя в каждом предложении фразеологизм.

Анализ урока

Цели урока ставились следующие:

познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить

представления учащихся об истории фразеологизмов ; обучить навыкам

нахождения фразеологизмов в художественном тексте; развивать навыки

выразительного чтения;

Основная дидактическая цель реализовывалась следующим образом: учтены все требования программы; учащиеся заинтересовались материалом, работали увлечённо; в ходе урока задания усложнялись ( от простого к сложному)

Были учтены и задачи развития: учащиеся вовлечены в совершение мыслительных операций.

Основные принципы дидактики были соблюдены: использовалась наглядность, учащиеся активно работали вместе с учителем; материал подбирался с учётом доступности для этого возраста; теория и практика были связаны между собой.

Решались воспитательные задачи: подбор дидактического материала помог реализовать воспитательную цель - формирование интереса к творчеству И.Крылова и к литературе в целом.

Учащиеся работали активно, с интересом. Обращалось внимание на культуру речи ( особо актуально).

Домашнее задание соответствует теме урока и уровню обученности.

Была проведена рефлексия.

Я считаю, что поставленные цели и задачи реализовать удалось.

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/21-0-0-0-1
Категория: Русский язык и литература | Добавил: mila2350 (2015-01-24) | Автор: Мир фразеологизмов E W
Просмотров: 1072 | Теги: фразеологизмы | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru