Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Удивительный мир фразеологизмов (Открытый урок в 6 классе) Цели: 1. Углубить знания о выразительности фразеологизмов; 2. Обогатить речь учащихся образными фразеологическими выражениями; 3. Прививать любовь к народной мудрости и красоте языка. Задачи: развивать навыки учащихся самостоятельно находить фразеологизмы в текстах, производить синонимическую замену фразеологизмов, тренировать орфографические и пунктуационные навыки развивать кругозор учащихся. Тип урока: обобщение знаний ХОД УРОКА: I. Организационная часть І II. Мотивация учебной деятельности учеников Объявление темы и задач урока III. Актуализация опорных знаний учеников 1. Проверка домашнего задания. 2. Эвристическая беседа. ІV. Опрос домашнего задания: Составить кластер по теме «Лексика»(Слайд 1) V. Новая тема: Учитель. 1.Что такое фразеологизм? Это мудрость народа, заключенная в одной фразе. Это устойчивое выражение, имеющее переносное значение и интересную историю. Слова в фразеологизмах не отделяются друг от друга. Каждый фразеологизм несёт своё значение и свою историю. Фразеологизмы – это целая страна со своими особенностями и законами Сегодня мы познакомимся с ними поближе. В их волшебном царстве всегда кипит жизнь. Журналист сломя голову мчится на работу; кузнец в кузнице трудится не покладая рук; студенты плетутся с экзаменов: одни с сияющими лицами, другие - повесив нос; старушки на лавочке возле дома перемывают кому-то кости; а некоторые просто высунули нос из окна и наблюдают, что происходит на улице. Город этот – мирный и трудолюбивый. Никто не держит на другого зуб – жизнь прекрасна, зачем играть друг другу на нервах? Никто не работает здесь спустя рукава. Потому что все назубок знают: даже если руки не золотые, не стоит их опускать. (слайд) 2. Выписать из данного текста фразеологизмы. 3.Разминка: Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: Прятаться за чужую …. Стоять … за кого-нибудь. Найти общий … . Положить … на полку. Не видать как своих … . Как снег на … . Чужими … жар загребать. Работать не покладая … . Набрать в … воды. Совать свой … в чужие дела. Со всех … . … кровью обливается. 3. Проблемный вопрос: Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы? 1. Фразеологизмы – антонимы. К данным фразеологизмам подобрать фразеологизмы- антонимы. Набраться сил – выбиться из сил. Не давать покоя – оставить в покое. Приносить пользу – наносить вред. Выйти из себя – взять себя в руки. Набраться терпения – потерять терпение. Вступить в строй – выйти из строя. 4. Исследование: «Откуда пришли фразеологизмы»? Рассказать о происхождении данных фразеологизмах. 1. «Медвежья услуга».Это крылатое выражение вошло в русский язык из басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь». Медведь; охраняя сон человека, ударил камнем муху, сидящую на лбу спящего. От этого удара пострадала не только муха, но и человек 2. .«Бить баклуши». Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм. 3. Аршин проглотить. Стоит, словно аршин проглотил. Значение. Держаться неестественно прямо. Происхождение. Турецкое слово «аршин», означающее меру длины в один локоть, давно уже стало русским. До самой революции русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами - деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр. Представьте себе, как должен выглядеть человек, проглотивший такую линейку, и вы поймете, почему это выражение применяется по отношению к чопорным и надменным людям. 4. Двуликий Янус.Она лжива, изворотлива и лицемерна, настоящий двуликий Янус Значение. Двуличный, лицемерный человек Происхождение. В римской мифологии бог всякого начала. Его изображали с двумя лицами - молодого человека и старца, - смотрящими в противоположные стороны. Одно лицо обращено в будущее, другое -в прошлое. 5. Яблоко раздора. Эта проездка - настоящее яблоко раздора, неужели ты не можешь уступить, пусть он едет. Значение. То, что порождает конфликт, серьезные противоречия. Происхождение. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся спор между тремя богинями: супругой Зевса Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной богиней любви и красоты Афродитой. Судьей между ними был избран юноша Парис, сын троянского царя Приама. Парис отдал яблоко подкупившей его Афродите; Афродита за это заставила жену царя Менелая, прекрасную Елену, полюбить юношу. Оставив мужа, Елена уехала в Трою, и, чтобы отомстить за такую обиду, греки начали многолетнюю войну с троянцами. Как видите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору. 5. Проблемный вопрос: Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы? 1. Фразеологизмы – антонимы. К данным фразеологизмам подобрать фразеологизмы- антонимы. Набраться сил – выбиться из сил. Не давать покоя – оставить в покое. Приносить пользу – наносить вред. Выйти из себя – взять себя в руки. Набраться терпения – потерять терпение. Вступить в строй – выйти из строя. 6. Игра» Что кому?» Вспомните известные вам устойчивые выражения и распределите между животными слова из списка, используя в данных выражениях союз «как». Какое значение имеют данные фразеологизмы? Собаке – дробина Слону – зонтик Рыбке – масленица Коту – пятая нога Кобыле – седло Корове - просо Курице - хвост Дробина, зонтик, масленица, пятая нога, седло, хвост, просо 7. Игра: «Назови одним словом». Подобрать к каждому фразеологическому обороту слово-синоним: Ни одной сухой нитки метко Держать язык за зубами неожиданно Хоть глаз выколи тесно Обводить вокруг пальца темно Не в бровь, а в глаз опытный Стреляный воробей мокрый Намять бока молчать 8 Физкультминутка (слайд ) Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка). -- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побъем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие. 9 Тесты: 1 Найти фразеологизм, который обозначает «пудрить мозги»: а) критиковать; б) одурачивать; в) скрывать; г) убегать. 2.. Найти фразеологизм, который обозначает «запомнить»: а) не сунуть носа; б) остаться с носом; в) зарубить на носу; г) за нос водить. 3. Найти фразеологизм, обозначающий «очень быстро» а) очертя голову б) с ног на голову в) с головы до ног г) ноги в руки 10. Творческая работа: «Фразеологический зверинец». Вместо точек вставить названия животных: Хитёр как… Труслив как… Нем как … Грязный как … Упрям как… Колючий как… Здоров как… Болтлив как… 11. Это интересно! Что можно держать при помощи фразеологизмов? 1.ДЕРЖИ!!! (прочитать) По ветру — нос! Пистолетом — хвост! Себя — в руках! Рот — на замках! Голову — в холоде! Живот — в голоде! Порох — сухим, себя к сплетням — глухим! Ноги — в тепле! Попа — в подоле'! За зубами — язык! Внутри — оскорбленья и крик! Востро' — ушки! Да чтобы — на макушке! Руку на пульсе, снова и снова! Держи слово! Себя — в узде! На высоте! Всегда и везде! 2.Прочитать фразеологизмы со словом «ВОДА» Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала» Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратятся Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез Как в воду опущенный – печальный, грустный Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования Как две капли воды – очень похожи, неотличимы Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться, Как с гуся вода – все человеку нипочем Много воды утекло с тех пор – много времени прошло Носить воду в решете – попусту тратить время Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом. Составить 3 предложения с данными фразеологизмами. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В КАРТИНКАХ Иностранцы не могут правильно перевести фразеологизмы, потому что это устойчивые словосочетания и они имеют переносное значение. Один иностранец решил проиллюстрировать фразеологизмы и вот что у него получилось: Посмотрите, правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, и скажите, как ты понимаешь их смысл? 12. Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах: 1. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них обычно говорят: водой … 2. Мы исходили городок буквально вдоль и … И так устали мы в дороге, что еле … 3. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу окажешь… 4.Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, … Ребята слушать их не станут: От этой песни уши … 13. Вот что получается из фразеологизмов: В магазине «Баш на баш» обновление ассортимента! Скатерти-самобранки — отбранят за вас кого скажете. Два сапога — пара: сапог-скороход и сапог-самопляс (идешь и пляшешь). Дудка-самогудка — соседям всем побудка. Лук-самострел — с прицелом, самонаводящимся на Царевен-Лягушек (только по удостоверениям Иван-царевичей) Ковер-самолет с навигатором по Тридевятому царству и Тридесятому государству. Перо-самописка (с встроенным помощником поэта — само рифмы находит) Очки-самогляды — для тех, кто смотрит в книгу, а видит фигу. Лейки-самополивайки — сугубо для тех, кто сами садики садили. VІ. Рефлексия. 1. Работа с фразеологическим словарём Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогает словарь. У вас у каждого на парте лежат фразеологический словарь. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма « Крокодиловы слёзы» и «Манна небесная». Для чего нам нужен словарь? Наш урок подходит к концу. И говорим всем : : «До свидания!» VІІ. Подведение итогов урока. Ребята, вам понравился урок?…) Что мы с вами сегодня делали на уроке? Какие фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , обобщали наши знания, находили значения фразеологизмов)..Какие новые фразеологизмы вы узнали? VІІІ. Домашнее задание: Составить рассказ, используя в каждом предложении фразеологизм. Анализ урока Цели урока ставились следующие: познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить представления учащихся об истории фразеологизмов ; обучить навыкам нахождения фразеологизмов в художественном тексте; развивать навыки выразительного чтения; Основная дидактическая цель реализовывалась следующим образом: учтены все требования программы; учащиеся заинтересовались материалом, работали увлечённо; в ходе урока задания усложнялись ( от простого к сложному) Были учтены и задачи развития: учащиеся вовлечены в совершение мыслительных операций. Основные принципы дидактики были соблюдены: использовалась наглядность, учащиеся активно работали вместе с учителем; материал подбирался с учётом доступности для этого возраста; теория и практика были связаны между собой. Решались воспитательные задачи: подбор дидактического материала помог реализовать воспитательную цель - формирование интереса к творчеству И.Крылова и к литературе в целом. Учащиеся работали активно, с интересом. Обращалось внимание на культуру речи ( особо актуально). Домашнее задание соответствует теме урока и уровню обученности. Была проведена рефлексия. Я считаю, что поставленные цели и задачи реализовать удалось. Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/21-0-0-0-1 | |
Просмотров: 2547 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|