Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Мир фразеологизмов
Удивительный мир фразеологизмов
(Открытый урок в 6 классе)

Цели: 1. Углубить знания о выразительности фразеологизмов;
2. Обогатить речь учащихся образными фразеологическими
выражениями;
3. Прививать любовь к народной мудрости и красоте языка.

Задачи: развивать навыки учащихся самостоятельно находить

фразеологизмы в текстах, производить синонимическую замену

фразеологизмов, тренировать орфографические и пунктуационные
навыки
развивать кругозор учащихся.

Тип урока: обобщение знаний

ХОД УРОКА:

I. Организационная часть І

II. Мотивация учебной деятельности учеников

Объявление темы и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учеников

1. Проверка домашнего задания.

2. Эвристическая беседа.

ІV. Опрос домашнего задания: Составить кластер по теме «Лексика»(Слайд 1)

V. Новая тема:
Учитель. 1.Что такое фразеологизм? Это мудрость народа, заключенная в одной фразе. Это устойчивое выражение, имеющее переносное значение и интересную историю. Слова в фразеологизмах не отделяются друг от друга. Каждый фразеологизм несёт своё значение и свою историю. Фразеологизмы – это целая страна со своими особенностями и законами Сегодня мы познакомимся с ними поближе.
В их волшебном царстве всегда кипит жизнь. Журналист сломя голову мчится на работу; кузнец в кузнице трудится не покладая рук; студенты плетутся с экзаменов: одни с сияющими лицами, другие - повесив нос; старушки на лавочке возле дома перемывают кому-то кости; а некоторые просто высунули нос из окна и наблюдают, что происходит на улице. Город этот – мирный и трудолюбивый. Никто не держит на другого зуб – жизнь прекрасна, зачем играть друг другу на нервах? Никто не работает здесь спустя рукава. Потому что все назубок знают: даже если руки не золотые, не стоит их опускать. (слайд)
2. Выписать из данного текста фразеологизмы.
3.Разминка: Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:
Прятаться за чужую …. Стоять … за кого-нибудь. Найти общий … . Положить … на полку. Не видать как своих … . Как снег на … . Чужими … жар загребать. Работать не покладая … . Набрать в … воды. Совать свой … в чужие дела. Со всех … . … кровью обливается.

3. Проблемный вопрос: Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы?

1. Фразеологизмы – антонимы. К данным фразеологизмам подобрать фразеологизмы- антонимы.
Набраться сил – выбиться из сил.
Не давать покоя – оставить в покое.
Приносить пользу – наносить вред.
Выйти из себя – взять себя в руки.
Набраться терпения – потерять терпение.
Вступить в строй – выйти из строя.

4. Исследование: «Откуда пришли фразеологизмы»?
Рассказать о происхождении данных фразеологизмах.
1. «Медвежья услуга».Это крылатое выражение вошло в русский язык из
басни И.А.Крылова «Пустынник и медведь». Медведь; охраняя сон
человека, ударил камнем муху, сидящую на лбу спящего. От этого удара
пострадала не только муха, но и человек
2. .«Бить баклуши». Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши)
для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм.
3. Аршин проглотить. Стоит, словно аршин проглотил. Значение. Держаться неестественно прямо.
Происхождение. Турецкое слово «аршин», означающее меру длины в один локоть, давно уже стало русским. До самой революции русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами - деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр. Представьте себе, как должен выглядеть человек, проглотивший такую линейку, и вы поймете, почему это выражение применяется по отношению к чопорным и надменным людям.
4. Двуликий Янус.Она лжива, изворотлива и лицемерна, настоящий двуликий Янус
Значение. Двуличный, лицемерный человек
Происхождение. В римской мифологии бог всякого начала. Его изображали с двумя лицами - молодого человека и старца, - смотрящими в противоположные стороны. Одно лицо обращено в будущее, другое -в прошлое.
5. Яблоко раздора. Эта проездка - настоящее яблоко раздора, неужели ты не можешь уступить, пусть он едет.
Значение. То, что порождает конфликт, серьезные противоречия.
Происхождение. Пелей и Фетида, родители героя Троянской войны Ахиллеса, забыли пригласить на свою свадьбу богиню раздора Эриду. Эрида очень обиделась и тайно бросила на стол, за которым пировали боги и смертные, золотое яблоко; на нем было написано: «Прекраснейшей». Поднялся спор между тремя богинями: супругой Зевса Герой, Афиной - девой, богиней мудрости, и прекрасной богиней любви и красоты Афродитой.
Судьей между ними был избран юноша Парис, сын троянского царя Приама. Парис отдал яблоко подкупившей его Афродите; Афродита за это заставила жену царя Менелая, прекрасную Елену, полюбить юношу. Оставив мужа, Елена уехала в Трою, и, чтобы отомстить за такую обиду, греки начали многолетнюю войну с троянцами. Как видите, яблоко Эриды и на самом деле привело к раздору.



5. Проблемный вопрос: Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы?

1. Фразеологизмы – антонимы. К данным фразеологизмам подобрать фразеологизмы- антонимы.
Набраться сил – выбиться из сил.
Не давать покоя – оставить в покое.
Приносить пользу – наносить вред.
Выйти из себя – взять себя в руки.
Набраться терпения – потерять терпение.
Вступить в строй – выйти из строя.

6. Игра» Что кому?» Вспомните известные вам устойчивые выражения и распределите между животными слова из списка, используя в данных выражениях союз «как». Какое значение имеют данные фразеологизмы?
Собаке – дробина
Слону – зонтик
Рыбке – масленица
Коту – пятая нога
Кобыле – седло
Корове - просо
Курице - хвост
Дробина, зонтик, масленица, пятая нога, седло, хвост, просо

7. Игра: «Назови одним словом». Подобрать к каждому фразеологическому обороту слово-синоним:
Ни одной сухой нитки метко
Держать язык за зубами неожиданно
Хоть глаз выколи тесно
Обводить вокруг пальца темно
Не в бровь, а в глаз опытный
Стреляный воробей мокрый
Намять бока молчать
8 Физкультминутка (слайд )
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побъем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

9 Тесты: 1 Найти фразеологизм, который обозначает «пудрить мозги»:

а) критиковать;

б) одурачивать;

в) скрывать;

г) убегать.

2.. Найти фразеологизм, который обозначает «запомнить»:

а) не сунуть носа;

б) остаться с носом;

в) зарубить на носу;

г) за нос водить.

3. Найти фразеологизм, обозначающий «очень быстро»
а) очертя голову
б) с ног на голову
в) с головы до ног
г) ноги в руки

10. Творческая работа: «Фразеологический зверинец».
Вместо точек вставить названия животных:
Хитёр как…
Труслив как…
Нем как …
Грязный как …
Упрям как…
Колючий как…
Здоров как…
Болтлив как…
11. Это интересно! Что можно держать при помощи фразеологизмов?
1.ДЕРЖИ!!! (прочитать)

По ветру — нос! Пистолетом — хвост!
Себя — в руках! Рот — на замках!
Голову — в холоде! Живот — в голоде!
Порох — сухим, себя к сплетням — глухим!
Ноги — в тепле! Попа — в подоле'!
За зубами — язык! Внутри — оскорбленья и крик!
Востро' — ушки! Да чтобы — на макушке!
Руку на пульсе, снова и снова! Держи слово!
Себя — в узде! На высоте! Всегда и везде!

2.Прочитать фразеологизмы со словом «ВОДА»
Буря в стакане воды – большие волнения по ничтожному поводу
Вилами по воде писано – еще не известно как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом Аналогично: толочь воду в ступе
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
Возить воду (на ком-л.) – обременять тяжелой работой, пользуясь его покладистым характером
Вывести на чистую воду – разоблачить темные дела, уличить во лжи
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, без плохих последствий
Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратятся
Дуть на воду, обжегшись на молоке — излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Как в воду глядел – как будто знал заранее, предвидел, точно предсказал события
Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез
Как в воду опущенный – печальный, грустный
Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования
Как две капли воды – очень похожи, неотличимы
Как не знаешь брода, то не лезь и в воду – предупреждение не принимать поспешных действий
Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться,
Как с гуся вода – все человеку нипочем
Много воды утекло с тех пор – много времени прошло
Носить воду в решете – попусту тратить время
Седьмая вода на киселе – очень дальнее родство
Спрятать концы в воду – скрыть следы преступления
Тише воды, ниже травы – скромно, незаметно себя вести
Толочь в ступе воду – заниматься бесполезным делом.
Составить 3 предложения с данными фразеологизмами.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ В КАРТИНКАХ Иностранцы не могут правильно перевести фразеологизмы, потому что это устойчивые словосочетания и они имеют переносное значение. Один иностранец решил проиллюстрировать фразеологизмы и вот что у него получилось:


Посмотрите, правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, и скажите, как ты понимаешь их смысл?

12. Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах:
1. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …

2. Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …

3. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…

4.Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши …
13. Вот что получается из фразеологизмов:

В магазине «Баш на баш» обновление ассортимента!

Скатерти-самобранки — отбранят за вас кого скажете.

Два сапога — пара: сапог-скороход и сапог-самопляс (идешь и пляшешь).

Дудка-самогудка — соседям всем побудка.

Лук-самострел — с прицелом, самонаводящимся на Царевен-Лягушек (только по удостоверениям Иван-царевичей)

Ковер-самолет с навигатором по Тридевятому царству и Тридесятому государству.

Перо-самописка (с встроенным помощником поэта — само рифмы находит)

Очки-самогляды — для тех, кто смотрит в книгу, а видит фигу.

Лейки-самополивайки — сугубо для тех, кто сами садики садили.

VІ. Рефлексия.
1. Работа с фразеологическим словарём
Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогает словарь. У вас у каждого на парте лежат фразеологический словарь. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма « Крокодиловы слёзы» и «Манна небесная».
Для чего нам нужен словарь?
Наш урок подходит к концу. И говорим всем : : «До свидания!»
VІІ. Подведение итогов урока.
Ребята, вам понравился урок?…) Что мы с вами сегодня делали на уроке? Какие фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы , обобщали наши знания, находили значения фразеологизмов)..Какие новые фразеологизмы вы узнали?
VІІІ. Домашнее задание: Составить рассказ, используя в каждом предложении фразеологизм.

Анализ урока

Цели урока ставились следующие:

познакомить с понятиями «фразеологизм», «крылатые выражения» ; расширить

представления учащихся об истории фразеологизмов ; обучить навыкам

нахождения фразеологизмов в художественном тексте; развивать навыки

выразительного чтения;

Основная дидактическая цель реализовывалась следующим образом: учтены все требования программы; учащиеся заинтересовались материалом, работали увлечённо; в ходе урока задания усложнялись ( от простого к сложному)

Были учтены и задачи развития: учащиеся вовлечены в совершение мыслительных операций.

Основные принципы дидактики были соблюдены: использовалась наглядность, учащиеся активно работали вместе с учителем; материал подбирался с учётом доступности для этого возраста; теория и практика были связаны между собой.

Решались воспитательные задачи: подбор дидактического материала помог реализовать воспитательную цель - формирование интереса к творчеству И.Крылова и к литературе в целом.

Учащиеся работали активно, с интересом. Обращалось внимание на культуру речи ( особо актуально).

Домашнее задание соответствует теме урока и уровню обученности.

Была проведена рефлексия.

Я считаю, что поставленные цели и задачи реализовать удалось.

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/21-0-0-0-1
Категория: Русский язык и литература | Добавил: mila2350 (2015-01-24) | Автор: Мир фразеологизмов E W
Просмотров: 2547 | Теги: фразеологизмы | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 5:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru