Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Программа прикладного курса по русскому языку "Самоменеджмент. Развитие культуры связной речи"
КГУ «Володарская средняя школа»
«Володар орта мектебі» КММ

ПРОГРАММА
ПРИКЛАДНОГО КУРСА
«Самоменеджмент.
Развитие культуры связной речи»


Мұғалім: Калиева
Учитель: Гульшат Уразбаевна
Облыс, қала, ауданы, ауыл: СКО, район Г.Мусрепова
Область, город, район, село: с. Володарское
Мектеп, гимназия, лицей: К ГУ «Володарская
Школа, гимназия, лицей: средняя школа»
Пән: Орыс тілі
Предмет: Русский язык
Сынып: 11
Класс: 11

Пояснительная записка.
Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и литература». Исходя из национальной стратегии образовательной политики Республики Казахстан, данный предмет обеспечивает непрерывное образование на всех этапах школьного обучения.
Язык — это наша история, наше богатство, культура. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Самоменеджмент и эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».
Актуальность курса заключается в том, что многие ученики в старших классах не могут ясно выразиться, представить себя. В будущем их трудовая занятость будет напрямую зависеть от умения представить себя при собеседовании, и, чаще всего, от умения работать с деловыми бумагами. Курс предполагает не только развитие навыков культуры речи, но и совершенствования и расширения знаний и навыков составления деловых бумаг, умения правильно общаться не только в живую, но и в интернет-сети.
Самоменеджмент – это:
 Умение самопрезентации (правильно представить себя, свою работу).
 Навыки ораторского мастерства
 Изучение дебатного искусства
 Навыки составления документации
 формирование информационной компетентности
Прикладной курс рассчитан на 34 часа, он включает в себя 4 модуля:
 Модуль №1 «Введение. Самоменеджмент».
 Модуль №2 «Культура речи»
 Модуль № 3 «Разговорная речь»
 Модуль №4 «Научная речь»
 Модуль № 5 «Культура профессиональной и деловой речи»
Практическая значимость состоит в том, что изученный материал может быть использован будущими выпускниками в вузе, а также при трудоустройстве и последующей трудовой занятости.

Цель: формирование языковой, лингвистической, этнокультуроведческой и коммуникативной компетенций в условиях современной конкурентоспособности.
Задачи прикладного курса на завершающем этапе обучения:
– реализация мировоззренческого, познавательного и воспитательного потенциала учебной дисциплины;
– усиление коммуникативной направленности курса, ориентирование на более высокий уровень речевой подготовки;
– расширение круга сведений из области культуры речи, стилистики, речеведения;
– воспитание языковой культуры посредством исправления языковых ресурсов.

Речеведческий материал отбирается с ориентацией на формирование устной и письменной речи. Повышение уровня речевой культуры учащихся требует последовательной рабо¬ты по расширению их словарного запаса и, с другой стороны, работы по овладению нормами речевого поведения в определенных коммуникативных ситуациях.

Содержание программы.
№ Содержание Кол-во
часов сроки Форма проведения Форма контроля Лит-ра
Модуль №1 «Введение. Самоменеджмент». 1 04.09
1. Самоменеджмент. Формирование поликультурной личности. 1 04.09 Дискуссия,
проблемные
задания
ОС, конспект

Модуль №2 «Культура речи» 14 11.09-
25.12
1 Ораторское мастерство. Способы ведения деловой беседы. 1 11.09 Дискуссия,
опрос. Выполнение практических заданий
2 Культура электронного общения и e-mail 1 18.09 Опрос,
глоссарий,
круглый стол Выполнение практических заданий.
3\4 Нормы литературной речи как наука. Речевая и поведенческая культура 2 25.09
02.10 Работа по словарям (орфоэпический, грамматический, толковый, словарь иностранных слов) Выполнение практических заданий.
5\6 Литературный язык и его нормы 2 09.10
16.10 Дискуссия,
групповой турнир Выполнение практических заданий.
7\8 Лексические нормы. Новые слова и трудности их употребления 2 23.10
30.10 Дискуссия,
интервью-пара проблемные задания
9\10 Грамматические нормы 2 13.11
20.11 Опрос,
викторина Выполнение практических заданий.
11\12 Коммуникативный аспект культуры речи. 2 27.11
04.12 Работа по словарям (орфоэпический, грамматический, толковый, словарь иностранных слов) Выразительное чтение стихотворения.
13 Функциональные разновидности языка 1 11.12 лекция Выполнение практических заданий.
14 Практикум 1 25.12 Выполнение практических заданий. Зачет
Модуль № 3 «Разговорная речь» 6
1\2 Условия успешного общения 2 эссе
3 Причины коммуникативных неудач 1 Дискуссия,
эссе Викторина,
глоссарий,
метод выявления ошибок
4 Стратегии и тактики разговорной речи 1 Опрос,
пресс-конференция Зачёт по скороговоркам.
5 Речевые жанры разговорной речи 1 Дискуссия,
глоссарий,
метод выявления ошибок,
6 Практикум 1 Выполнение практических заданий. Выполнение тестового задания и последующим анализом ошибок
Модуль №4 «Научная речь» 3
1 Логическая схема научного текста.
1. Жанры научной речи. 1 Лекция Выполнение практических заданий.
2 Технология научной работы: несколько рекомендаций. 1 Лекция,
Групповая работа
3 Методические рекомендации к написанию рефератов и курсовых работ 1 Лекция,
Групповая работа Зачет
Модуль № 5 «Культура профессиональной и деловой речи» 10
1\2 Культура профессиональной речи.
Аттестация понятия «специальный язык». 2 Дискуссия,
ролевая игра Выполнение практических заданий.
3\4 Особенности и нормы официально-делового стиля.
2 Дискуссия,
проблемные
задания ОС, конспект
5\6 Язык официально-делового текста. 2 Дискуссия Выполнение практических заданий.
7\8 Жанры документации. Композиционные особенности служебных документов. 2 Лекция Составление документов
9 Практикум 1 Выполнение практических заданий. Выполнение тестового задания и последующим анализом ошибок
10 Итоговое занятие 1 Групповая работа зачет

Календарно-тематическое планирование.

Введение. Самоменеджмент. (1 час).
1 1 Самоменеджмент. Формирование поликультурной личности. 1
Культура речи (14 ч.)
2 1 Ораторское мастерство. Способы ведения деловой беседы. 1
3 2 Культура электронного общения и e-mail 1
4/5 3\4 Нормы литературной речи как наука. Речевая и поведенческая культура 2
6/7 5\6 Литературный язык и его нормы 2
8/9 7\8 Лексические нормы. Новые слова и трудности их употребления 2
10/11 9\10 Грамматические нормы 2
12/13 11\12 Коммуникативный аспект культуры речи. 2
14 13 Функциональные разновидности языка 1
15 14 Практикум 1
Разговорная речь (6 ч.)
16/17 1\2 Условия успешного общения 2
18 3 Причины коммуникативных неудач 1
19 4 Стратегии и тактики разговорной речи 1
20 5 Речевые жанры разговорной речи 1
21 6 Практикум 1
Научная речь (3 ч.)
22 1 Логическая схема научного текста.
2. Жанры научной речи. 1
23 2 Технология научной работы: несколько рекомендаций. 1
24 3 Методические рекомендации к написанию рефератов и курсовых работ 1
Культура профессиональной и деловой речи (10 ч.)
25/
26 1\2 Культура профессиональной речи.
Аттестация понятия «специальный язык». 2
27/
28 3\4 Особенности и нормы официально-делового стиля.
2
29/
30 5\6 Язык официально-делового текста. 2
31/
32 7\8 Жанры документации. Композиционные особенности служебных документов. 2
33 9 Практикум 1
34 10 Итоговое занятие 1

В результате изучения прикладного курса ученики должны:
Знать:
1. Предысторию культуры речи: - античная риторика;
- теория и практика русского красноречия.
2. Норму как категория литературного языка.
3. Современную языковую ситуацию русского литературного языка в конце ХХ века.
4. Ораторскую речь. Логические, психологические и коммуникативные основы ораторской речи.
5. Риторические действия. Подготовка речи, выбор темы, сбор материала, объём речи, содержание информативной речи, агитационной.
6. Композицию публичной речи.
7. Технику речи: ритмика, интонация, дикция, жест.
8. Культуру научной и профессиональной речи. Логическую схему научного текста.
9. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.
10. Типы документов. Композиционные особенности служебных документов. Культуру составления документа; способы изложения материала, соразмерность частей, отбор речевых форм и т.п.
11. Деловой этикет. Стилистику деловой речи. Лексические, фразеологические и грамматические средства официально-делового стиля. Правила оформления документов.
Уметь:
1. Выполнить все упражнения учебной программы;
2. методически грамотно применять полученные знания на практике;
3. грамотно составлять свою речь;
4. составить речь по защите научной работы;
5. грамотно составлять документы;
6. распознавать отклонения от нормы языка
7. совершенствовать собственную речь.

ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
№ Название Год и место издания
1.1 Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
1.2 Русский язык и культура речи. / Под ред. О. Я. Гойхмана. М.: ИНФРА, 2004
1.3 Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов, 2001
1.4 Макарова О.В., УМК по культуре речи Петропавловск, 2009

Дополнительная литература
№ Название Год и место издания
2.1 Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 2001
2.2 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов-на-Дону, 1995
2.3 Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2000
2.4 Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990
2.5 Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре речи. М., 1990
2.6 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993
2.7 Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1999
2.8 Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1998
2.9 Кондубаева М.Р. Основы культуры речи. Алматы, 1997
2.10 Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. Ростов- н/Д, 1997
2.11 Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры речи. М., 1999
2.12 Норманн Б.Ю. Грамматика говорящего. Спб., 1994
2.13 Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974
2.14 Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980. М., 1980
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulshat9802 (2015-01-28)
Просмотров: 282 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 10:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru