Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тематический кейс. Наречие с частицами НЕ и НИ. Ф.И.______________________________________________________________________ 1. Задание 1. По лексическому значению угадайте существительное, которое должно начинаться с не, запишите: 1) Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, — это ______________. 2) Вымысел, лживое сообщение — это ___________________________. 3) Незнание, неосведомленность — это ___________________________. 4) Невоспитанный, грубый человек — это ______________________. 5) Малообразованный, а также несведущий в чем-то — это _____________________. 6) Простодушие, наивность — это ____________________________. Задание 2. К данным фразеологическим оборотам подберите синонимичные наречия. Трудиться не покладая рук - работать спустя рукава – учиться с грехом пополам – схватывать на лету – надоесть хуже горькой редьки – как из рога изобилия – расти как на дрожжах – уснул как убитый – выполнить работу без сучка без задоринки - 2) Наречия или местоимения? Задание. Внимательно прочитайте данные предложения. Определите, какой частью речи являются выделенные слова — наречием или местоимением? 1) Нигде не видно жилья. 2) Ничем не измерить просторы полей. 3) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. 4) Некем тебя заменить. 2. Объяснение нового материала. 1) Не и ни в отрицательных наречиях. Не и ни в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: негде — нигде, некогда — никогда. Под ударением пишется не, в безударном положении — ни: несколько — нисколько. IV. Закрепление нового материала. Задание 1. Выберите правильную букву в словах: е или и? Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно, н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, некогда н_ предполагал. Задание 2. Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий словосочетания. Какие наречия не имеют противопоставленных пар? Негде — нигде. Некуда — никуда. Неоткуда — ниоткуда. Некогда — никогда. Незачем — …… никак.… нисколько. Задание 3. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи. (Задание выполняется устно) 1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине. 2) На чужбине чувствуешь себя путником, которому (н_)где приклонить голову. 3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет. 4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости… 5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить. Задание 4. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ. 1) (Не, ни)где не видно жилья. 2) (Не, ни)чем не измерить простора полей. 3) (Не, ни)когда не предполагал, что (не, ни)чего (не, ни)испугаюсь, (не, ни)с чем не соглашусь. 4) (Не.ни)как (не, ни)удавалось стронуться с места. 5) Писем ждать было (не, ни)откуда. Задание 5. Восстановите текст. Вставьте пропущенные отрицательные наречия. 1) Ум — одежда, которая………… не износится, знание — родник, который …………..не исчерпаешь. 2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится …………. 3) Приходится вертеться, если …………….. деться. 4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было…………. . 5) Но ………….. не ожидал, что мне с ним будет интересно. 6) Она ………….. не походила на свою сестру. | |
Просмотров: 789 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|