Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока "Правописание сложных имен прилагательных"
КГУ «Володарская средняя школа»



на тему: "Правописание сложных имён прилагательных".

(5 класс)



Подготовила и провела: Калиева Г.У.

2014 г.

Цели: развивая логическое мышление, повторить основы правописания сложных прилагательных; расширять словарный запас в различных сферах жизни с целью развития коммуникативности; развивать навыки грамотного письма; используя словесную живопись, воспитывать эмоциональность речи, слова как отражения действительности.
Тип урока: урок - закрепление.
Вид урока: урок – художественная экскурсия
Оборудование: мини-дневники, интерактивная доска, презентация PowerPoint, таблица-теория, карточки, пирамида теоретического опроса, цвета для этапа урока «Я — художник», текст для словесной живописи (РМ).
Методы: словесное описание, интерактивный, интеграционный.
Ход урока
I. Организационный момент. Опрос по домашнему заданию (пирамида), карточки, задание на доске.
Карточка № 1
Задание: Запишите в 2 столбика сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.
(Рыбо)ловецкое судно, (сине)зеленые волны, (горько)соленое море, (трех)мачтовый бриг, (носо)рожья туша, (седо)бородый человек, (водо)непроницаемый плащ, (юго)западный ветер, (темно)серый плащ, (бело)розовые облака.
Карточка № 2
Задание: Образуй от полных имен прилагательных краткую форму:
Печальный – печален. Красивая, полное, резкий, честный, белая, деревянный, тонкий, пластиковый.
Задание на доске: Определи разряды имён прилагательных.
Большой шар, володарская улица, красивый почерк, умный товарищ, утренний кофе, волчий след, охотничьи привычки, детская площадка, мамин брат, молодой человек, легкий ветер, хорошее начало.
II. Актуализация опорных знаний
1. Слово учителя
— Внимание! Интрига! (Загадка) Сейчас вы услышите стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах», в котором говорится о бережном отношении к языку, о важности обогащения своей лексики «чистейшими» словами. В этом стихотворении одна часть речи — царица.
Ваше задание — узнать ее и выбрать слова, которые сложны для вас с точки зрения написания. Будьте внимательны! /.../
Слова бывают разные —
То дельные, то праздные. То честные, правдивые,
То ласково-фальшивые. Есть чистые, алмазные,
А есть свинцово-грязные. /.../Поэт, тебе назначено
Засеять душу зернами. Так сей же не иначе,
Как чистейшими, отборными. Не злыми, не сварливыми,
А добрыми, правдивыми.
— Какая же часть речи царствует в этом стихотворении и будет царствовать сегодня на уроке? (Прилагательное)
— Скажите, пожалуйста, есть ли в тексте слова, в написании которых вы не уверены? (Ласково-фальшивые и свинцово-грязные)
— Это сложные прилагательные. Как мы их напишем? Докажите.
2. объявление темы урока
III. Постановка целей и задач урока
IV. Закрепление раннее изученного материала.
1. Слово учителя
— Сложные прилагательные состоят из двух основ, но пишутся по-разному.
Написание сложных прилагательных
Через дефис Слитно
Прочитайте и проанализируйте предложения.
1) (Ярко) белая вспышка молний прорезала ночное небо.
2) Нам предстояла поездка в (северо) восточную территорию на Новосибирских островах.
3) (Горько)солёный вкус ещё долго оставался на губах.
Попробуйте объяснить правописание сложных имен прилагательных.
Назови «третье лишнее».
1. (Немецко) французский , (садово) огородный, (железно) дорожный.
2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.
3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный.
2. распределительный диктант-миниатюра
Задание
Записать под таблицей слова по нужным колонкам.
Бело-розовый, медеплавильный, зеленовато-синий, юго-западный, химико-биологический, сельскохозяйственный, выпукло-вогнутый.
3. Слово учителя
Отдохнем и поиграем!
Прочитайте и отгадайте загадки.
1) Есть на речка лесо-рубы
В серебристобурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
2) Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет –
Ярко-красный глазок глянет.
3) В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А за ней синеет гвоздь –
Кислосладких ягод гроздь.
4) Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Прогулялся валко,
Шаткоровной сделалась площадка.
Все ли сложные имена существительные и имена прилагательные написаны правильно? Исправьте ошибки.
— Итак, когда сложные прилагательные пишутся через дефис?
— А когда слитно?
— Позднее вы узнаете и другие случаи написания сложных прилагательных.
V. Закрепление материала
1. Конструктор.
Образуйте от исходных сочетаний сложные прилагательные (1 и 2 вариант):

1. Лечебный и профилактический -->
горький и соленый -->
английский и французский -->
густой и зеленый -->
декоративный и прикладной -->
красный и коричневый -->
молочный и мясной -->
серебристый и серый -->
2. Внешняя политика -->
голубые глаза -->
густая листва -->
Дальний Восток -->
двадцать градусов -->
красные щеки -->
строительство мостов -->
черные плоды -->
2. «Я — художник»
У ч и т е л ь. Перед вами — цвета. Но истинный художник не любит чистых цветов: он смешивает краски, получая оттенки.
Посмотрите на зимние фотографии Казахстана. Какое разнообразие красок!
Представим себя на 2 минутки художниками и смешаем краски, не забывая правил русского языка.
3. проблемный вопрос (3 балла)
— Есть ли отличие (и в чем, если есть), с орфографической точки зрения, между словами: сероглазый и молочно-серый; юго-западный и западноевропейский?
— Запишите эти пары слов: слитно, дефис.
4. Развитие речи (задание ученика).
 ...Решение должно было быть (едино)душным.
 Гроза поднималась над Михайловским, росла на вечернем небе, как громадный (средне)вековый город.
 Внизу за суходолом виднелась пойма реки, вся в зарослях (бледно)розовой таволги.
 (Светло)глазая девочка вышла на улицу и снова села у калитки.
 Городок уходил в солнечный тусклый туман, в тишину и даль летнего дня, и (низко)рослые леса уже охватывали нас темным кругом.
 За рекой стояли, как шары (серо)зеленого дыма, вековые ивы и ракиты.
 Дед пощупал лодку корявыми пальцами, понюхал ее, поковырял, похлопал по надутым бортам и сказал с уважением: «(Воздухо)дувная вещь!»
 В бездонном провале пряталось заколдованное озеро с (темно)оливковой хвойной водой.
 Далеко по дворам кричали (разно)голосые петухи, предсказывали ясные дни, легкие морозы, зимнюю тишину.
 (Широко)трубный пароход сверкал протертыми до кристальной игры стеклами.
5. Контроль
Словесная живопись
— А как работает художник слова? Он тоже подбирает сложные, точные слова. Попробуем себя и в этом качестве. Перед вами текст, но из него исчезли все сложные прилагательные, их нужно восстановить.
Задание
Записать словосочетания сложное прилагательное + существительное. (Работа на 5 минут.)
ТЕКСТ
Вот мы прошли... переезд и окунулись в очарование леса. Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На ... фоне листвы выделяются... пятна осин. С... стороны деревьев виднеется... мох. От дерева к дереву протянуты тонкие... нити липкой паутины. Морозы не ударили, поэтому на вкус плоды рябины еще... . (Проверка задания — чтение отредактированного текста.
Слова для справок: (кисло)горький, (железно)дорожный, (тускло)зеленый, , (темно)красный, (северо)западный, (янтарно)желтый, (серебристо)жемчужный.
У ч и т е л ь. Правда, прекрасная картина у нас получилась? И мы бережно отнеслись к словам, как нам советовал поэт.
VI. Итог урока
1. Беседа
— Какие цели перед нами стояли в начале урока?
— Мы их достигли?
— Как пишутся сложные прилагательные? (2 балла)
— Как пишутся слова из стихотворения (на доске)? Почему так?
(2 балла)
2. оценивание (мини-дневники)
3. «психологическое поглаживание»
— Большое спасибо за урок.
VII. Домашнее задание
Самостоятельно составить текст со сложными прилагательными, чтобы он был словесной картиной. «Зимний день»

Карточка № 1
Задание: Запишите в 2 столбика сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.
(Рыбо)ловецкое судно, (сине)зеленые волны, (горько)соленое море, (трех)мачтовый бриг, (носо)рожья туша, (седо)бородый человек, (водо)непроницаемый плащ, (юго)западный ветер, (темно)серый плащ, (бело)розовые облака.
__________________________________________________________________________
Карточка № 2
Задание: Образуй от полных имен прилагательных краткую форму:
Печальный – печален. Красивая, полное, резкий, честный, белая, деревянный, тонкий, пластиковый.
__________________________________________________________________________
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulshat9802 (2015-01-28)
Просмотров: 717 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 5:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru