Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник.»
Тема урока Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник.»
Общие цели: Формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник"; выявить их противопоставления; развивать аналитические способности и логическое мышление обучающихся на основе анализа былины; воспитывать патриотические чувства.

Результаты обучения:
Формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник"; выявить их противо- поставления;
развивать аналитические способности и логическое мышление обучающихся на основе анализа былины; воспитывать патриотические чувства.

Основные идеи:
Правильно дает характеристику героев былины, каждый ученик дает монологический ответ, вступает в диалог в группе или ведет диалог в паре, показывает работу с текстом, делает вывод, читает отрывок, развитие аналитических навыков работы с текстом.

Ресурсы: Учебник по русской словесности для 5 класса, раздаточный материал.

1 этап. Физминутка.

2 этап.Мозговой штурм.
Что такое былина?
Кто такие сказители?
Назовите отличия сказки от былины.
Какие виды былин вы знаете? Дайте им определения.
Расскажите о мире былин.
Каких героев - богатырей вы знаете?
Композиция былины.
Особенности былинного стиха.
К какому виду былин относится былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»? Почему?

3 этап. Групповая работа. Работают две группы.
Задания распределены по уровням.
Задания первого уровня- ученического.

1 группа работает с образом Ильи Муромца.

• Дайте характеристику Ильи Муромца, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.
• Из какого города выезжает Илья Муромец? Куда? Какие подвиги совершает по пути?
• Какой дорогой поехал в Киев? Почему? Почему отказался стать воеводою в Чернигове?
2 группа работает с образом Соловья Разбойника.

• Дайте характеристику Соловья Разбойника, опираясь на текст: кто он, его сила, поведение, эпитеты, гиперболы.
• Где находится и чем занимается Соловей? Как люди к нему относятся?
• Как вы думаете, кого олицетворяет Соловей Разбойник? Почему? На что указывает его отчество?

4 этап. Задания второго уровня - алгоритмического.

1 группа.

Определите кульминационный эпизод в былине. Что происходит с героем дальше?
Какие черты характера героя проявились во время боя?

Составить синквейн. Илья Муромец.

Пример. 1.Илья Муромец.
2.Сильный, храбрый.
3.Разгоняет,побеждает,защищает.
4.Богатырь освобождает земли от врага.
5. Герой.

2 группа.
Определите кульминационный эпизод в былине.
Какие черты характера героя проявились во время боя?

Составить синквейн. Соловей Разбойник.
Пример. 1. Соловей Разбойник.
2.Сильный,страшный.
3. Пугает, убивает, проигрывает.
4. Чужеземный враг слабее богатыря.
5.Завоеватель.

5 этап. Задания третьего уровня - эвристического.

Составить Диаграмму Венна.
Общее: Илья Муромец Соловей Разбойник

В составлении диаграммы принимают участие все ученики 1 и 2 группы: они сравнивают героев по характеру, поведению, действиям и т. д. И по очереди заполняют диаграмму.
Затем можно задать дополнительный вопрос. С какими сказочными героями можно сравнить Илью Муромца и Соловья Разбойника?
Вывод
Кто побеждает в противопоставлении двух героев?
В чём смысл этой победы?.

Рефлексия.
- Что такое былина? Кого воспевают в былинах?

- Как народ относится к богатырю – Илье Муромцу?

- Какие особенности этого жанра вы заметили?

Д.з. Написать мини-сочинение «Илья Муромец - защитник родной земли».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: IrinaB6928 (2015-01-29) | Автор: Боровикова Ирина Александровна E
Просмотров: 1161 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-01-24, 6:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1493]
Школьный психолог [505]
История [717]
Опыт [481]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [224]
Мастер-класс [213]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [250]
Английский язык [788]
Великие открытия [19]
Университет здоровья [128]
Математика [1163]
Химия [381]
Классному руководителю [641]
Биология [583]
Думаем, размышляем, спорим [93]
Казахский язык и литература [1782]
Краеведение [93]
Начальная школа [3952]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [361]
Сельская школа [71]
Профильное обучение [69]
Демократизация и школа [24]
Физика [296]
Экология [182]
Дошколенок [1524]
Особые дети [275]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [625]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [449]
Мой Казахстан [229]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1171]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [74]
ИЗО и черчение [217]
Физическая культура [526]
Немецкий язык [52]
Технология [286]
Самопознание [390]
Профессиональное образование [105]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [20]
Педагогические программы [5]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru