Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока по теме: "Семейные страницы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир".
1. Введение. Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. А. Сухомлинский Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? В. В. Маяковский Уроки литературы… Среди прочих предметов колледжа, как специальных предметов, так и общеобразовательных, они стоят особняком, потому что знания, умения и навыки здесь, пожалуй, чуть-чуть уступают самому главному умению, не прописанному ни в каких образовательных стандартах,- умению быть Человеком. Задача моя безмерно сложна. Необходимо построить урок так, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, но смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту, какие-то нравственные ориентиры для себя, для своего собственного жизненного пути. Непростое это занятие – вести по страницам многотомного произведения Л. Н. Толстого подростков, не видевших жизни, помогать распутывать хитросплетения интриги романов Ф. М. Достоевского читателям совсем другого века, вместе с ними искать свет в беспросветье булгаковской Москвы… Как помочь ещё юным читателям увидеть то, что хотел показать писатель? Как дать почувствовать то, что любило его сердце? Непростое это дело, но интересное и увлекательное. Стремлюсь к тому, чтобы обычный академический час превращался в праздник мысли, поединок позиций, интересный диалог, поиск истины. В портфолио (приложение № 1: открытые уроки) содержится описание опыта воспитания вдумчивого и творческого читателя, конспекты уроков, некоторые из которых даны очень подробно, в них включены даже примерные варианты ответов учащихся; другие представлены более схематично. Чтение – это искусство. Для меня это аксиома. Об этом искусстве размышлял А. И. Ильин «О чтении». «… Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание: оно требует сосредоточенного внимания и твёрдого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца… Читать – значит искать и находить; ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо производить - значит творить. Это борьба за духовную встречу… И тому, кто никогда не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного». По чтению можно узнать и определить человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает; и все мы незаметно становимся тем, что мы вычитываем из прочтённого, -как бы букетом собранных нами в чтении цветов». « У каждого человека свои звёзды», - гласит половица. Хочется приблизиться к звезде, свет которой когда-то заворожил меня и привёл в профессию … Свои звёзды есть и у учащихся. Помочь найти их, и научиться идти через тернии к своим звёздам – моя задача. Тема урока: «Семейные страницы в романе Л. Н . Толстого «Война и мир» Цели урока: формирование умения отбирать, систематизировать, обобщать необходимый материал для рассуждения об образе героя произведения, учитывая его эволюцию; - строить рассуждение на проблемную тему, отбирая необходимый материал; - характеристика, сравнение и оценивание героев эпизода; - соотнесение отдельных эпизодов с целью углубления характеристики персонажа; - осмысление характеров героев в их эволюции. Задача урока: показать, что толстовский идеал - патриархальная семья с её святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». Тип урока: закрепление и систематизация знаний. Методы и приёмы: решение проблемных ситуаций, работа в группах, аналитическое чтение, беседа, опережающие индивидуальные домашние задания. Оборудование урока: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации к роману, фрагменты фильма «Война и мир», тексты романа. Основной тезис урока. Семья – оплот нации, источник духовных и физических сил; нравственный фундамент человеческой личности. Ход урока. Эпиграфы. Что нужно человеку для счастья? Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям. Л. Н. Толстой Вы, Лев Николаевич, один из тех людей, слова которых возвышают душу и делают слёзы даже высокими и которых хочется в минуту горя заплакать и горячо поцеловать руку, как у родного отца. И. Бунин 1. Организационный этап урока. 2. Вводно- мотивационный этап урока. Слово учителя. Большая часть романа «Война и мир» посвящена русскому дворянству начала XIX века. Мы знакомимся с семейными гнёздами главных героев :Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, которые, по сути, близки друг другу в смысле размеренности жизни, спокойствия, подчиненности общим правилам, существовавшим в высших слоях общества того времени. Все их члены ходят на балы, развлекаются, ведут светские беседы. Сегодня на уроке нам предстоит разобраться: «Как отражается мысль семейная у Толстого-писателя, Толстого- философа в романе «Война и мир», прототипами героев которого были члены семьи самого писателя и его жены Софьи Андреевны Берс». Для этого побываем в гостях у этих семей. 3. Семья Ростовых. (Фрагмент фильма.) Вспомните, когда мы знакомимся с этой семьёй? - Именины в семье Ростовых. Сжато перескажите этот эпизод. Познакомьте с членами семьи. Рассказ можно построить по плану. 1. Приём хозяевами гостей. Характер их беседы. 2. Приход молодёжи. Её интересы, поведение. 3. Подарок графини Анны Друбецкой, его значение. 4. Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев. 5. Развлечения и обычаи у Ростовых. 6. Сцены охоты. 7. У дядюшки. 8. Ряженые. 9. Ночь в Отрадном. 10. Возвращение Николая домой после ранения. 4. Индивидуальные задания. 1. Наташа как дочь и сестра. 2. Николай Ростов как брат и сын. 3. Ростовское в Пете. Учитель. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери к дочери подчеркивает одним именем – Наталья (греч.-«родная»). Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью с ее патриархальный укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Стоя на народной точке зрения, автор считает нравственным стержнем семьи – мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства. - Какой рисует Толстой графиню Ростову? Мать – синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Николай, Наташа, Петя. В «Войне и мире « дано такое описание материнского горя, равного которому по силе производимого впечатления, трудно найти у другого писателя. Старая графиня, получив известие о гибели Пети, едва не потеряла рассудок, она кричит те же самые слова, которые кричали матери и жёны во все войны: «Нет. Неправда. Он лжёт… Убили… Ха – ха, ха-ха неправда». Так кричали матери и в Чечне, и в Цхинвали. После смерти Пети и мужа Толстой называет её старость «бессильной и бесцельной», заставит сначала духовно, а потом и физически умереть. Она сделала уже своё дело жизни. 5. Коллективная творческая работа. Составим кодекс семьи Ростовых. Простота Радушие Естественность поведения Сердечность Взаимная любовь Открытость Доверчивость Благородство Чуткость Близость в языке и обычаях к народу Отсутствие корысти, расчёта В доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины. 6. - Но только ли к радости и счастью приведёт открытость, доверчивость младших Ростовых? Чувство патриотизма заставит Николая преодолеть страх, стать мужественным, храбрым человеком, получить крест. А желание подвига уведёт из жизни Петю. И скупые слёзы Денисова будут ему лучшим памятником. Как часто слово семья, семейство употребляет Толстой для обозначения дома Ростовых. Каким тёплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова. За этим словом - мир, согласие, любовь. Хорошие они люди – Ростовы. Я не ошибусь, если скажу, что каждый из нас был бы счастлив, живя в такой семье. А теперь погостим немного у Болконских в Лысых Горах. 7. - Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством, патриархальным укладом. Детей Болконские и Ростовы любят больше, чем себя: графиня Ростова не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от добра к детям. 8. Болконские. (Фрагмент фильма) Беседа с учащимися. - Чем интересна личность старика Болконского Толстому и нам, читателям? - Почему старик Болконский требователен к дочери до деспотизма? - Как проявится порода Болконских в князе Андрее? Николеньке Болконском? - Как и когда заявит о себе отцовская гордость в княжне Марье? - В каких сценах с особой силой проявляется чувство отцовства в старике Болконском? - Как воплотит Марья отцовский идеал семьи? По- отцовски требовательна она станет к своим детям, наблюдая за их поведением, поощряя за добрые поступки и наказывая, за злые. Мудрая жена, она сумеет воспитать в Николае потребность советоваться с собой, а, заметив, что его симпатии - на стороне младшей дочери Наташе, попеняет ему за это. Она будет укорять себя за недостаточную, как ей кажется, любовь к племяннику. Но мы знаем, что слишком чиста душой и честна Марья, что она никогда не изменит памяти любимого брата, что для неё Николенька – продолжение князя Андрея. «Андрюшей» назовёт она своего старшего сына. Толстой пишет: « Никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности, хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая-то забота, смягчённость сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту…» 9. Толстой пишет о хороших манерах, царствовавших в доме старого князя. Назовите их. 1. Гордость 2. Деятельность 3. Глубокое уважение друг к другу 4. Порядок во всём 5. Порядочность 6. Патриотизм 7. Закрытость. Живут головой, умом. 8. Лучше больно, чем стыдно Дети для людей «несемейных» - крест, обуза, тяжесть. И только для «семейных» они – счастье, смысл жизни, сама жизнь. С какой любовью и бережением берёт на руки детей Николай, Пьер! Помните одинаковое выражение на лице Николая и его любимицы - черноглазой Наташи. А помните, с какой любовью Наташа вглядывается в родные ей черты лица младшего сына, находя его похожим на Пьера! Марья счастлива в семье. Ни одной похожей на счастливые семейные картины мы не найдём у Курагиных. Друбецких, Бергов. 10. - Что вы можете сказать о семье Курагиных? Мать завидовала счастью старшей дочери. Анатоль – красив, богат, привык к поклонению. Он глуп и поверхностен. Он не задумывается о жизни, о любви – он этого не умеет. У него всё просто, без мыслей, по - звериному. Никакого душевного волнения к Наташе он не испытывает, просто жажда обладания, наслаждения. Такова и Элен. - Что присуще этой семье? Эгоизм, корысть, угодничество перед людьми высшими по сословию, богатству, отсутствие нравственности, неумение любить, дружить. 11. - Составьте визитную карточку семей (работа в группах). Ростовы. «Кто к нам ходит, делает нам приятное». Болконские. Кто к нам не ходит, делает приятное, кто ходит – одолжение». Курагины: «Нам приятны только те, кто нам нужен» 12. Дискуссия. - В какой семье вы бы хотели жить? Свой ответ аргументируйте. И ещё на один момент хотелось бы обратить ваше внимание. 13. Семейный мир для любимых героев Толстого - мир детства. В самые трудные моменты своей жизни Андрей и Николай вспоминают родных. Андрей на Аустерлицком поле вспоминает о доме, Марье; под пулями - о наказе отца. Раненый Ростов в минуты забытья видит родной дом и всех своих. У любимых героев Толстого свой мир, высокий, мир добра и красоты, детский чистый мир. В мир зимней сказки переносят себя Наташа и Николай в святочную ночь. В волшебном сне наяву проводит последнюю в своей жизни ночь на дорожке 15 –летний Петя Ростов. И мир музыки тоже объединяет героев, возвышая, одухотворяя их. Вспомните музыкальные страницы романа. И книги в жизни этих героев играют важную роль. Андрей запасается книгами в Брюнне «на поход». Николай положил себе за правило не покупать новые книги, пока не прочитает прежней. Книги в руках Наташи, Марьи и никогда у Элен. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которые сохраняет человек – это, по убеждению Л. Н. Толстого, и есть сердцевинка нравственности, суть прекрасного в человеке. - Найдите в романе подтверждение этим мыслям. Детская улыбка у Пьера, детская улыбка у юнкера Николая Ростова. Андрей на Праценской горе закричал детским голосом. По-детски несчастными глазами будет смотреть на Андрея Кутузов, узнав о смерти старика Болконского, своего боевого друга. Детским выражением крайней обиды (слезами) будет отвечать Марья на вспышки беспричинного гнева своего мужа. 14 - Определите одним словом стержень семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Семья Ростовых – любовь Семья Болконских - порядочность Курагиных – расчёт, ложь, эгоизм Обобщение. Какая же семья является идеалом для Толстого? Идеал семьи Толстого Забота Умение Взаимоотношения, старших каждого построенные на о младших доброте и правде и младших больше отдавать о старших чем брать - Какая семья стала идеалом в романе «Война и мир»? Пьера и Наташи. В эпилоге Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющих основу семейственности Стр. 207 том 4. Так заканчивается великая книга великого писателя. Художественный мир, сотворённый гением Толстого, велик и огромен. (Обращение к эпиграфу урока). Слова И. Бунина поддерживают то значение, которое имеет творчество и сама личность Льва Николаевича Толстого. Посмотрите ещё раз на портрет писателя. На нас смотрит мудрый человек, тонкий психолог, глубокий мыслитель. Толстой – исследователь человеческой души, утверждал, что «люди как реки»: у каждого своё русло, свой исток. Исток это – родной дом, семья, ее традиции, уклад. «Родительский дом – начало начал». Звучит запись песни «Родительский дом» в исполнении Мартынова. Рефлексия. Обобщение учителя. Около 2 столетий отделяет нас, сегодняшних читателей непростого XXI века, от тех событий, которые описаны в романе «Война и мир». Но те вечные вопросы, которые решают герои романа, важны и для нас. Что такое добро, что такое зло? Что такое красота, честь, достоинство, дружба, любовь, счастье? Социологи провели исследование с подростками. На вопрос, каковы составляющие вашего счастья, 70% подростков ответили: «Счастливая семья». Я хочу пожелать вам счастливых семей в будущем, чтобы от вас шло добро и любовь, были счастливы ваши дети. Чтобы литературные герои помогли вам, мальчики, увидеть и сохранить в своей жизни Наташу, не променять её на «нижегородские леса и пензенские имения», как это сделал Борис Друбецкой. И чтобы в каждой из вас, девочки, была не только Наташа с её жаждой жизни, любви и счастья, но и Марья Болконская с её добротой, смирением, с её жалостью к людям и скрытой мечтой о любви и о нём. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению. Темы сочинений. 1. Мысль «семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». 2. Любимые герои Толстого. 3. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Мастер (2015-01-30) | Автор: Екатерина Ивановна E
Просмотров: 891 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru