Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Рефлексивный отчет по изменениям в собственной практике учителя русского языка и литературы Шаховой Л.А.
Рефлексивный отчет по изменениям в собственной практике
учителя русского языка и литературы Шаховой Л.А.

После прохождения трехмесячных курсов повышения квалификации по программе Кембриджского университета, я приступила к практике по внедрению семи модулей на уроках русского языка и литературы в 9-х классах и в 6 классе; моими ожидаемыми результатами являлись сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
В настоящее время, в век стремительного развития науки, техники и культуры, все более возрастают требования к уровню развития личности. Умение современного человека критически, нестандартно мыслить, принимать объективные решения, основанные на способности самостоятельно добывать знания в области различных наук. Сегодня ученики должны знать и уметь гораздо больше, поэтому на своих урока я старалась использовать элементы семи модулей, помогающие обеспечить реализацию требований современного обучения и воспитания. Так же я поняла, что принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Ведь моя задача не только в передаче готовых знаний, а в мотивации детей самостоятельно добывать информацию, анализировать и подходить к выполнению заданий творчески. До прохождения курсов уроки были обычными и чаще напоминали лекционный характер, особенно уроки литературы, где большую часть урока я сама говорила, самые активные ученики были всегда в центре внимания. Мне стало понятно, применение личностно-ориентированных технологий обучения, технологии сотрудничества и свободного воспитания позволяет не только добиться высоких результатов в обучении, но и воспитать высокие нравственные качества: честность, взаимопомощь, стремление к знаниям, интерес к творчеству.
Я решила, что работа в группах, в парах (сменного состава) будет наиболее продуктивной. На каждом уроке использовала презентации, для более эффективного усвоения материала всеми учащимися (известно, что учащиеся зрительно запоминают лучше материал). Все задания продумывались с учетом возрастных особенностей детей.
С учащимися я провела ряд социометрических исследований по ресурсам, которые нам давали на курсах, чтобы ученики стали чувствовать себя более комфортно, работать друг с другом, свободно высказывать свое мнение, предлагать новые идеи, во время разминки шутить. В начале урока я проводила «Круг радости», где каждый ученик мог пожелать позитивный настрой на урок, на весь день. Такую же форму работы я уже проводила на уроках самопознания и на практике. До курсов на своих уроках я часто использовала интерактивную доску, (показ презентации, просмотр фильмов), но все это было дополнением к объяснению нового материала . Закрепление, проверка домашнего задания было традиционным и стандартным. Сейчас я заметила интерес у учащихся к предмету, к новым формам опроса домашнего задания, повторение пройденного материала или закрепление новой темы. Дети стали активными обучающимися, которые формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия. На моих уроках даже слабоуспевающие учащиеся стали с интересом слушать задания, поддерживать своих одноклассников, одним словом они стали активными участниками урока. Но не менее важной задачей каждого урока является понимание изучаемого материала. Большую помощь на уроках мне оказало учебное пособие по русскому языку для 9 класса издательство «Арман-ПВ» 2013г. «Рабочая тетрадь». Эта тетрадь помогает рационально использовать время на уроке, так в ней есть задания на критическое мышление, на проверку орфографии, на знание теории. На своих уроках я применяла наиболее распространенные приемы технологии критического мышления, такие как «Мозговой штурм», «Инсерт», «Кластер», «Синквей», таблица ЗХУ ( Знаю-Хочу узнать -Узнал). Благодаря использованию такой таблицы дети уточняли собственные знания по теме, выясняли те вопросы, которые их больше либо интересовали, либо они затруднялись по этой теме. При изучении большой темы учащийся видит все свои плюсы и минусы, то есть делает вывод: над чем ему нужно поработать. Больше всего детям понравилось работать над кластером, здесь они чувствуют себя уверенными, могут излагать так, как они сами хотят, а не под диктовку учителя. Так при составлении кластера по теме «ССП с противительными союзами», они показали усвоение данного материала с доказательством и примерами, а так же, выйдя к доске, смогли защитить свой проект. При такой форме работы учащиеся с низкой мотивацией смогли раскрыться, пропала скованность и застенчивость. Так Дубков Николай с удовольствием работал в группе, в своей рефлексии написал, что на таком уроке ему интереснее, лучше усваивается новый матариал, появляется желание работать со всеми в группе, есть взаимоподдержка и ивзаимоуважение. Дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию.

В диалоге учителя с учеником обе стороны стали равноправными партнерами в приобретении знаний. Еще Александер (2004) утверждал, что «беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед». На своих уроках я заметила, что работа в группе, в паре помогла слабоуспевающим раскрыться, дать возможность высказаться перед своими сверстниками, так как перед учителем у них был страх ответить неверно. Так раскрыли свои способности Семенча Ванесса, Дубков Николай, Родькин Дмитрий. Так же работа в паре позволяет лучше усвоить материал, на уроках я применяла такой вид работы, как взаимопроверка, взаимоопрос. В своей рефлексии учащиеся написали, что такая форма работы в группе им очень нравится, пропал страх, появилась уверенность в себе и есть желание получать знания. На своих уроках я постаралась создать такие условия, которые пробуждают интерес к предмету- это разные виды работ, которые раскрыли способности детей нестандартно мыслить. Так при изучении И.А.Гончарова «Обломов» Кочкарова Диана составила кластер «Образ Обломова» в виде схемы и с иллюстрациями.

Одним из важных моментов урока является оценивание. Раньше, до прохождения курсов я выставляла оценку ученику сама, комментируя своё решение, сейчас я смотрю на это по-другому.(Одним из значимых элементов этого определения является акцент на использовании данных учениками. При этом обращается внимание на то, что учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать. В начале были трудности с разработкой критериев оценивания. На первых уроках составляла сама, потом обратилась за помощью к коллегам, далее я заметила, что дети сами могут составлять критерии оценивания как других, так и себя. Меня удивило то, что учащиеся «не гнались» за хорошими оценками, они объективно подходили к оцениванию. На первом уроке я раздала оценочные листы с критериями оценивания, и была удивлена, что детям понравилось самим давать оценку (ведь их решение было главным нежели моё) и отнеслись они к этому серьёзно. На других уроках я предложила так же давать оценку друг другу, так например учащимся, которые работали у доски, они выставляли оценку, прикрепив стикер с оценкой к доске или на кластер, который составила каждая группа. На уроках каждый ученик получает карточку для самооценивания.
Карточка успешного ученика__________________

№ Вид работы оценивание
1 повторение
2 Работа в группе
3 Самостоятельная работа

Ф.И________________________
дата_______________________
№ Мп ми знает Не знает получилось


Проводя уроки в новом формате, я старалась задействовать каждого ученика, с учетом их типа мышления и уровня подготовленности, тогда как до курсов мои уроки были ориентированы лишь на среднего ученика. Ведь никому не секрет, что мы гонимся за показателем, и поэтому упускали из виду то, что не все учащиеся задействованы в процесс работы на уроке. Талантливые и одаренные были мало заметны на уроках, они чаще всего проявляли свои способности на предметных олимпиадах и конкурсах сочинений, стихотворений. Проводя уроки по-новому, у этих детей появилось желание самостоятельно что-то сделать, с опережающим заданием, используя ИКТ. Так на уроках они стали проявлять свои способности и умения, а остальные учащиеся смогли критериально оценить их работу.

В отношении талантливых и одаренных учеников эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Работая в группе или в паре, каждый ученик чувствует себя уверенно и равноправным по отношению к окружающим, он высказывает свои мысли, свои идеи. Таким образом формируются лидерские качества у учащихся. Лидерство как и обучение является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. Формируя лидерские качества у учащихся, мы сами должны быть таковыми. Проводя уроки по-новому, я заметила изменения не только на уроках, но в самой себе. Программа помогла мне понять, что человек развивается, пребывая в зоне комфорта. На занятиях акцентрируется все внимание на такие важные аспекты как саморегуляция и психологический настрой детей в классе.
Подводя итоги и делая выводы для себя, хочу отметить, что для стимулирования интереса учеников к предмету необходимо создать благо-приятную психологическую обстановка в классе. Очень важен настрой на работу, коллаборативная среда способствует налаживанию доброжелательных взаимоотношений не только с учителем, но и между учащимися. Такое начало урока очень понравилось ребятам. В своей рефлексии они писали, что настрой к уроку даёт им позитивные эмоции, а разминка позволяет отдохнуть, и с новыми силами продолжить работу на уроке. Реализуя семь модулей Программы на своих уроках, учащиеся научились: работать в группе, в парах, самостоятельно добывать знания через активную деятельность, критически мыслить и доказывать свою точку зрения, научились объяснять критерии оценивания. Результаты моих наблюдений показали, что диалог занимает центральное место на уроке, диалоговое обучение способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Я считаю, что программа выполнена полностью, учебный материал ребята усвоили. Материал давался в доступной форме. Объём достаточен.
Семь модулей Программы дают возможность каждому ученику раскрыться и быть активным на уроке. На моих уроках они по-новому взглянули на процесс обучения в целом. В дальнейшем я буду применять на каждом уроке ключевые модули программы.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Александровна4411 (2015-02-01) | Автор: Шахова Лилия Александровна E
Просмотров: 788 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru