Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Поурочный конспект по теме "Употребление предлогов в падежных формах" 7 класс
Краткосрочное планирование.
Учитель Смайлова АА
Предмет русский язык 7 класс
Дата проведения
Тема урока «Употребление предлогов в падежных формах»
Цель обучения (когнитивная): б) повторить морфологические признаки предлога;
в) показать роль предлога в словосочетании и предложении
Цель (личностного развития): развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.
Ожидаемые результаты:
А:ученик знает названия служебных частей речи служебные части речи
В:ученик умеет применять ранее изученную информацию в новой ситуации, может подобрать примеры служебных частей речи
С:ученик использует знания о чередовании звуков в конкретной ситуации, объясняет причину чередования
Время Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы оценивания Используемые модули
1-10 Мотивационный Приветствие
Разминка (НИШ)
Распределение по группам
Каково лексическое значение слова лаборатория?
Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.
А что означает прилагательное лингвистический? (относящийся к лингвистике – науке о языке)
Словарно – орфографическая разминка (у доски 1 человек).
Показаться из-за туч, расположиться в лесу, сделать в течение недели, изо всех сил, подо мной, близ леса, из оранжереи, висел надо мной, вследствие дождя, несмотря на непогоду, в продолжение недели.
Какие служебные части речи вы можете назвать?
Назовите производные и непроизводные предлоги.
Назовите словосочетания.
Почему близ леса, в течение недели не являются словосочетанием? Приветствуют, выполняют разминку.
Делятся на группы (пазлы)

Обсуждают в группах ЛЗ слова

Записывают словарный диктант (один у доски).Самоконтроль Формативное прием большого пальца

суммативное НП
ВО
ОдО
11-35

Операционный

Слово учителя.
Сегодняшнее лабораторное исследование поможет нам раскрыть тайны предлога: его значение, разряды, правописание.
Вспомните, какие этапы бывают в лабораторной работе? (Гипотеза, опыт, вывод.)
Опыт № 1
Гипотеза. Для чего служат предлоги?
С какими частями речи употребляются?
Как пишутся со словами – слитно или раздельно?
Эксперимент.
А. Тест ( выполняет каждый) Приложение 1
Проверка теста фронтально.
Для чего служит предлог?
От каких самостоятельных частей речи могут быть образованы предлоги?
Выводы:
1.предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении; 2.предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными;
3.никогда не употребляются с глаголами, прилагательными и наречиями;
4. предлоги со словами пишутся раздельно.
Устная разминка
Можно ли прийти домой с улицы?
Можно ли прийти домой со школы?
Может ли быть крем от чистки обуви?
Можно ли принести с магазина мясо?
Можно ли принести со двора ведро?
Можно ли оплатить за билет?
Можно ли делится о своих достижениях?
Можно ли разъяснять о правилах поведения?
Можно ли купить таблетки для головной боли?
Могут ли быть капли для бессонницы?
Опыт № 2
Гипотеза. Какие бывают предлоги по происхождению?
Как пишутся производные предлоги?
Эксперимент
А. На какие две группы делятся предлоги по происхождению? Распределите на 2 колонки предлоги – производные и непроизводные (учитель читает, двое у доски):
Ввиду нехватки времени, иметь в виду, не смотря на ноги, несмотря на непогоду, читал в течение дня, водовороты в течении реки, благодаря хозяина за приём, бросился навстречу сестре, надеялся на встречу с другом, вдумайся в следствие теоремы, вследствие непогоды, указал на подобие треугольников, закладка наподобие бабочки, в заключение доклада, находиться в заключении.
Проверка. От каких частей речи образуются производные предлоги?
Как отличить производные предлоги от самостоятельных частей речи?
Устная разминка
Я буду читать существительные с предлогом, а вы назовите их более короткие синонимы, то есть замените производные предлоги непроизводными:
вследствие бурана (из-за),
насчёт похода (о),
ввиду заморозков (из-за),
в течение дня (за),
спустя несколько лет (через),
пробираться сквозь заросли (через),
сидят возле костра (у).
Вывод: чаще всего можно рассматривать синонимичные пары производных и непроизводных предлогов.
Опыт № 3
мы допускаем ошибки.
Гипотеза. Должно ли быть связано употребление предлога с падежом существительного и смыслом предложения?
Эксперимент
А. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите предложения в исправленном виде. (Приложение 5)
Проверка фронтально.
Б. Образуйте словосочетания, определите падеж существительных (задание на 2 парты; соединить разрезанные полоски). (Приложение 6)
Вывод. Употребление предлогов связано с падежом существительных и смыслом высказывания.
Устная разминка
От какой части речи образованы производные предлоги: близ, посредством, несмотря на, в лице, после, в продолжение, навстречу, включая, мимо, благодаря, наподобие, в течение, сверх.
Слово учителя. Вот и подошла к концу экспериментальная часть нашей встречи. Результат любой исследовательской работы должен быть оформлен в виде выводов. Перед вами проект для подготовки результатов лабораторной работы работа на парту). (Приложение 7).

Работают в группах

Выполняют тест (самостоятельно)

Обсуждают в группах

Делают выводы в группе

Обсуждают в группах

Работают в
группах

Работают в группе



формативное

Формативное

Формативное

формативное НП
ВО
КМ
ОдО

36-45 Рефлексия П48 упр.389,390 (1 группа) Упр. 392,395 (2 группа)
Формативное КМ
ОО
ИКТ

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест
1. Для чего служит предлог?
а) выражает оттенки значения;
б) служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях;
в) выражает чувства;
г) связывает части сложного предложения.

2. Укажите производный предлог.
а) ввиду недостатка времени;
б) пришёл из школы;
в) в течении реки;
г) цветет перед окном.

3. Укажите непроизводный предлог.
а) в продолжение недели;
б) благодаря мужеству;
в) верить в дружбу;
г) ходит вокруг дома.

4. Укажите составной предлог.
а) по;
б) за;
в) согласно;
г) в течение.

5. Укажите предлог, образованный от наречия.
а) посредством;
б) поверх;
в) невзирая;
г) за счёт.

6. Укажите предлог, образованный от деепричастия.
а) в течение;
б) наподобие;
в) мимо;
г) благодаря.

7. В каком примере допущена ошибка в употреблении падежной формы существительного?
а) благодаря судьбы;
б) согласно приказу;
в) вследствие нарушения;
г) в заключение доклада.

Приложение 2
Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи.
Одна кошка (в)первые (по)шла (по)улице. (Про)йдя (не)много, она (за)метила дом и (за)глянула (в)окно, (в)котором только что загорелся свет. (В)комнате кошка (у)видела (у)стола пятерых детей. (На)одном был маскарадный костюм. Кошка забралась (на)дерево и стала наблюдать (за)детьми.

. Приложение 3
Найдите лишнее слово или сочетание слов в предложенных рядах:
1. без, к, ради, от, согласно, также, над
2. благодаря брата, благодаря брату, благодаря мужеству
3. насчёт работы, на счёт банка, насчёт похода
4. оглянулся вокруг, вокруг оси, обойти вокруг дома
5. (на)встречу с писателями, выйти (на)встречу гостям, иду тебе (на)встречу
6. (не)взирая на усталость, (не)смотря на запрет врачей, (не)смотря в глаза
7.(в)виду предстоящего отъезда, находиться (в)виду неприятеля, иметь (в)виду
8.(в)следствие слабого зрения, (в)течение пяти минут, (в)последствии это появилось в печати

Приложение 4
Вставьте в предложение нужные предлоги:
Мы встретили старых друзей при выходе … метро.
Все разошлись по домам по … собрания.
Не встретил ни одного человека в … часа.
Нас пригласили участвовать … соревновании.
… нам бежала женщина.
Солдаты действуют … приказу командира.
Испуганный котенок выскочил прямо … угла.
… непогоды прогулка была отменена.

Приложение 5
Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите предложения в исправленном виде.
1.Благодаря снежным заносам движение прервано.
2. Авария на станции произошла благодаря небрежности стрелочника.
3. Нужно обратить внимание к этой проблеме.
4. Однако, согласно неписаных законов, они являются героями.
5. Говорят, что вы нашли общий язык в семье шахтёра.
6. Сегодня мы озабочены о том, кем станут нынешние школьники.
7. Сегодня мы выясним о том, куда пойдут выпускники школы.
8. Благодаря дождю интересная экскурсия не состоялась.

Приложение 6
Образуйте словосочетания, определите падеж существительных

Учиться на факультете иностранных языков.
Жить на техникуме
Приехать в курсах
Прийти из Кавказе
Учиться в Европу
Вернуться из Урал
Возвращаться с магазина
Заниматься на школы
Ехать на работы

Приложение 7
В русском языке есть самостоятельные и … части речи.
Служебные части речи – это … .
Служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении, называется … .
Предлоги со словами всегда пишутся … . Их следует отличать от … .
Предлоги бывают непроизводные и … .
Непроизводные предлоги – это, например, … .
Производными называются такие предлоги, которые … .
Производные предлоги могут быть образованы от … . (примеры)


Лист оценивания_________________
Работа в группе- _____
Словарный диктант- _____
Выполнение упражнения№____- ____
Оценка за урок-______

Лист оценивания_________________
Работа в группе- _____
Словарный диктант- _____
Выполнение упражнения№____- ____
Оценка за урок-______

Лист оценивания_________________
Работа в группе- _____
Словарный диктант- _____
Выполнение упражнения№____- ____
Оценка за урок-______

Лист оценивания_________________
Работа в группе- _____
Словарный диктант- _____
Выполнение упражнения№____- ____
Оценка за урок-______

Лист оценивания_________________
Работа в группе- _____
Словарный диктант- _____
Выполнение упражнения№____- ____
Оценка за урок-______

Лист оценивания_________________
Работа в группе- _____
Словарный диктант- _____
Выполнение упражнения№____- ____
Оценка за урок-______

Лист оценивания_________________
Работа в группе- _____
Словарный диктант- _____
Выполнение упражнения№____- ____
Оценка за урок-______

Лист оценивания_________________
Работа в группе- _____
Словарный диктант- _____
Выполнение упражнения№____- ____
Оценка за урок-______

Лист оценивания_________________
Работа в группе- _____
Словарный диктант- _____
Выполнение упражнения№____- ____
Оценка за урок-______
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Smaylova (2015-02-03)
Просмотров: 1302 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru