Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Аздарханова Бакытгуль Мураткановна Учитель русского языка и литературы КММ «Кокжайыкская средняя школа» Тема: Повесть И.С.Тургенева «Вешние воды»: «любовь земная» и «любовь небесная». Цель: выявление в повести содержания двух разных категорий: любви земной и любви небесной. Задачи: - Формировать нравственную культуру, чувство долга и ответственности; продолжить изучение творчества И.С.Тургенева как писателя-лирика, увидеть, какое значение в его жизни имело такое чувство как любовь; научиться анализировать и сопоставлять образы, выявлять типичные черты в характере русского дворянина 19 века. - Развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания в проблемной ситуации; использовать связную речь для выражения своих мыслей. - Через «разговор по душам» выяснить отношение учеников к таким нравственным понятиям, как долг, порядочность, любовь. Оборудование: проектор, толковый словарь русского языка, презентация, карточки. Ход урока: 1. Организация класса. Психологический настрой на урок. Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь. 2. Вступительное слово учителя: Ребята, мы продолжаем работу над изучением творчества какого русского писателя? Ответы учащихся. Вы получили домашнее задание: приготовить презентацию по творчеству И.С.Тургенева. У доски с защитой презентации выступает Похтель Вова. 3. Работа по теме урока: - Тургенева с полным правом можно назвать певцом любви. Любовь для него – подвиг. И он воспевает как силу, способную противостоять всему и даже смерти, и даже эгоизму, в котором он всегда видел главного врага человечества. И вот именно для того, чтобы провести человека через самое большое жизненное испытание – через испытание любовью и, таким образом, показать, на что может быть способен русский человек, Тургенев и создавал такие произведения, как повесть «Вешние воды». 4. Беседа: - А начнем мы наш сегодняшний разговор с попытки понять, о чем говорит нам название повести. Откройте толковый словарь и ответьте на вопрос: что значит «вешние»? Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы). - Но ведь в повести речь идет не о природе, а о людях. Как тогда мы можем понять название произведения? У И.С. Тургенева выражение «вешние воды» употребляется применительно к человеку. Это своего рода метафора. Любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток. С другой стороны, это стремительное течение жизни – было и унеслось в прошлое, миновало. - Да, я думаю, что вы правы. Об этом говорит и эпиграф повести. Прочтите его и попробуйте объяснить, как он раскрывает основное содержание произведения. Какое из предложенных вам толкований названия соответствует эпиграфу? Весёлые годы, Счастливые дни – Как вешние воды Промчались они! (Из старинного романса.) - А теперь давайте вспомним героев произведения. Назовите их. Джемма, Дмитрий Павлович Санин, Мария Николаевна Полозова, Ипполит Полозов. - Кто из них главный герой? Дмитрий Павлович Санин. - Как Тургенев начинает свою повесть? - О чём напомнил Санину маленький гранатовый крестик, найденный им под слоем пожелтевшей бумаги? - Вспомните главу 27-ю (встреча в саду). О чем говорят Санин и Джемма? Какое чувство владеет ими? Счастливы ли они? - Как же случилось, что герои не сберегли свое прекрасное чувство, этот великий дар судьбы? Кто в этом виноват? Чтобы ответить на этот вопрос, вы будете работать по группам. 3. Работа в парах. - Чтобы понять человека, нужно всмотреться в его лицо, вдуматься в причины поступков. Тургенев не анализирует душевную жизнь своих героев. О чувствах и мыслях говорят их жесты, взгляды, интонации, маленькие, но выразительные детали. Он умеет найти ту главную деталь, через которую раскрывается состояние человеческой души и его собственные, авторские мысли и чувства. А делать выводы должен чуткий и наблюдательный читатель. Сейчас вы разделитесь на 2 пары, каждая из которых постарается найти часть ответа на интересующий нас вопрос. А в конце мы обобщим все ваши наблюдения и постараемся сделать вывод о том, что же стало причиной утраты чувства любви Саниным. 1 пара. Джемма. - Портрет Джеммы (гл. 2, начало и конец главы; гл.3, начало). «Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос… и особенно глаза, тёмно-серые, с чёрной каёмкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза…» Особого внимания, конечно, заслуживают ее глаза – тёмно-серые, великолепные, торжествующие, большие, распахнутые, тревожные. Они живут на лице Джеммы, в них отражаются все внутренние чувства и переживания героини. - Ее характер, душевные качества. Назовите три самых важных ее поступка, помогающих понять главное в характере. - Значение имени героини. Имя Джемма в переводе с итальянского – драгоценный камень: «Ведь она у меня красавица, как королева, - промолвила она с материнской гордостью, - да и королев таких на свете нет! - Да; оттого-то она и - Джемма! (известно, что на итальянском языке Джемма значит: драгоценный камень)». 2 пара. Санин. - Портрет Санина (гл. 14). Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя? «Во-первых, он был очень и очень недурён собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушно-весёлое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, хороших баричей… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, - вот вам весь Санин». Расплывчатость черт наводит на мысль о неопределённости героя, его неспособности проявить твёрдость характера, сделать правильный выбор. «Голубые глазки» характерны для ребёнка, а не для взрослого мужчины. Такие люди часто попадают под влияние другой сильной личности. Хорошо, если это влияние будет положительным, а если нет? - Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере. 1 пара. Мария Николаевна Полозова. - Портрет Марии Николаевны Полозовой. (С кем сравнивает автор героиню?) - Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере. - Какое сравнение М.Н. Полозовой (с кем?) настораживает вас? Это пресмыкающееся и хищная птица. Змея и ястреб (гл. 42). Женщина-кентавр, полузверь и полубог. (Конец главы 42.) Змея – Мария Николаевна, Санин – жертва. (Даже косы Марии Николаевны напоминали двух крупных золотистых змей.) 2 пара. Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске. Джемма Мария Николаевна Искренность, чистота, верность, одухотворённость, способность глубоко чувствовать и безоглядно, бескорыстно любить в сочетании с силой характера. Сильная женщина, не связанная ни религиозными, ни нравственными установками. Вопрос об измене, долге, любви просто не стоит для героини. Светлый, вдохновляющий образ, возвышенный и возвышающий – «любовь небесная». Роковая, порочная, притягивающая силой. Любовь-стихия, любовь-страсть - «любовь земная». -Раскрыть символическое значение подарков героинь. - Что говорят подарки об их обладательницах? Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова – железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним. Из жесткого кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться. Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования, и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце, и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды – это символ не только мимолетности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений. 4. Беседа После сообщений, сделанных парами, проводится итоговая беседа. - Что несла Санину любовь Джеммы? Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви? - Можно ли встречу Дмитрия Санина с Марией Николаевной Полозовой (глава 38) считать испытанием любви героя к Джемме? Если да, то почему? (Зачитать эпизод из текста, подтверждающий мысль.) - Можно ли сцену конной прогулки Санина и Полозовой (гл. 42) считать кульминационной в развитии действия? - Что несёт Санину любовь графини Полозовой? Чувство Полозовой – это любовь-страсть, любовь-разрушение. Герой попадает в плен этой властной, увлекающей красоты. Из-за мягкости своего характера он не в состоянии преодолеть её соблазняющую силу. - Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить сокровенные чувства человеческой души. А вот молния страсти Санина к Полозовой сожгла не только чувство любви к Джемме, она опустошила героя духовно. - Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье? Герой в финале повести глубоко одинок несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя. Тургенев не презирает Санина, он заставляет его задуматься и обрести силу. Повесть завершается элегическим аккордом. Но, выражаясь словами Пушкина, печаль героя светла, она облагораживает человека. IV. Итог урока – составить синквейн. Что для каждого из вас значит любовь? Стоит ли любить или можно прожить и без этого чувства? Составьте синквейн на тему «Любовь» используя план синквейна. V. Этап информации о домашнем задании: 1. Составить кластер на тему: «Главные герои повести «Вешние воды». 2. Дать развернутый ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, причина личной трагедии Дмитрия Санина?» VI. Этап рефлексии. | |
Просмотров: 3204 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|