Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тема: Повесть И.С.Тургенева «Вешние воды»: «любовь земная» и «любовь небесная».
Аздарханова Бакытгуль Мураткановна
Учитель русского языка и литературы
КММ «Кокжайыкская средняя школа»
Тема: Повесть И.С.Тургенева «Вешние воды»: «любовь земная» и «любовь небесная».
Цель: выявление в повести содержания двух разных категорий: любви земной и любви небесной.
Задачи:
- Формировать нравственную культуру, чувство долга и ответственности; продолжить изучение творчества И.С.Тургенева как писателя-лирика, увидеть, какое значение в его жизни имело такое чувство как любовь; научиться анализировать и сопоставлять образы, выявлять типичные черты в характере русского дворянина 19 века.
- Развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания в проблемной ситуации; использовать связную речь для выражения своих мыслей.
- Через «разговор по душам» выяснить отношение учеников к таким нравственным понятиям, как долг, порядочность, любовь.
Оборудование: проектор, толковый словарь русского языка, презентация, карточки.
Ход урока:
1. Организация класса. Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
2. Вступительное слово учителя: Ребята, мы продолжаем работу над изучением творчества какого русского писателя? Ответы учащихся.
Вы получили домашнее задание: приготовить презентацию по творчеству И.С.Тургенева. У доски с защитой презентации выступает Похтель Вова.
3. Работа по теме урока:
- Тургенева с полным правом можно назвать певцом любви. Любовь для него – подвиг. И он воспевает как силу, способную противостоять всему и даже смерти, и даже эгоизму, в котором он всегда видел главного врага человечества.
И вот именно для того, чтобы провести человека через самое большое жизненное испытание – через испытание любовью и, таким образом, показать, на что может быть способен русский человек, Тургенев и создавал такие произведения, как повесть «Вешние воды».
4. Беседа:
- А начнем мы наш сегодняшний разговор с попытки понять, о чем говорит нам название повести. Откройте толковый словарь и ответьте на вопрос: что значит «вешние»?
Вешний – весенний (о времени, погоде, состоянии природы).
- Но ведь в повести речь идет не о природе, а о людях. Как тогда мы можем понять название произведения?
У И.С. Тургенева выражение «вешние воды» употребляется применительно к человеку. Это своего рода метафора. Любовь нахлынула, захватила, унесла, как вешний поток. С другой стороны, это стремительное течение жизни – было и унеслось в прошлое, миновало.
- Да, я думаю, что вы правы. Об этом говорит и эпиграф повести. Прочтите его и попробуйте объяснить, как он раскрывает основное содержание произведения. Какое из предложенных вам толкований названия соответствует эпиграфу?
Весёлые годы,
Счастливые дни –
Как вешние воды
Промчались они!
(Из старинного романса.)
- А теперь давайте вспомним героев произведения. Назовите их.
Джемма, Дмитрий Павлович Санин, Мария Николаевна Полозова, Ипполит Полозов.
- Кто из них главный герой?
Дмитрий Павлович Санин.
- Как Тургенев начинает свою повесть?
- О чём напомнил Санину маленький гранатовый крестик, найденный им под слоем пожелтевшей бумаги?
- Вспомните главу 27-ю (встреча в саду). О чем говорят Санин и Джемма? Какое чувство владеет ими? Счастливы ли они?
- Как же случилось, что герои не сберегли свое прекрасное чувство, этот великий дар судьбы? Кто в этом виноват? Чтобы ответить на этот вопрос, вы будете работать по группам.
3. Работа в парах.
- Чтобы понять человека, нужно всмотреться в его лицо, вдуматься в причины поступков. Тургенев не анализирует душевную жизнь своих героев. О чувствах и мыслях говорят их жесты, взгляды, интонации, маленькие, но выразительные детали. Он умеет найти ту главную деталь, через которую раскрывается состояние человеческой души и его собственные, авторские мысли и чувства. А делать выводы должен чуткий и наблюдательный читатель.
Сейчас вы разделитесь на 2 пары, каждая из которых постарается найти часть ответа на интересующий нас вопрос. А в конце мы обобщим все ваши наблюдения и постараемся сделать вывод о том, что же стало причиной утраты чувства любви Саниным.
1 пара. Джемма.
- Портрет Джеммы (гл. 2, начало и конец главы; гл.3, начало).
«Нос у ней был несколько велик, но красивого, орлиного ладу, верхнюю губу чуть-чуть оттенял пушок; зато цвет лица, ровный и матовый, ни дать ни взять слоновая кость или молочный янтарь, волнистый лоск волос… и особенно глаза, тёмно-серые, с чёрной каёмкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза…»
Особого внимания, конечно, заслуживают ее глаза – тёмно-серые, великолепные, торжествующие, большие, распахнутые, тревожные. Они живут на лице Джеммы, в них отражаются все внутренние чувства и переживания героини.
- Ее характер, душевные качества. Назовите три самых важных ее поступка, помогающих понять главное в характере.
- Значение имени героини.
Имя Джемма в переводе с итальянского – драгоценный камень: «Ведь она у меня красавица, как королева, - промолвила она с материнской гордостью, - да и королев таких на свете нет! - Да; оттого-то она и - Джемма! (известно, что на итальянском языке Джемма значит: драгоценный камень)».

2 пара. Санин.
- Портрет Санина (гл. 14). Что вас настораживает в его облике? О чём предупреждает автор читателя?
«Во-первых, он был очень и очень недурён собою. Статный, стройный рост, приятные, немного расплывчатые черты, ласковые голубоватые глазки, золотистые волосы, белизна и румянец кожи – а главное: то простодушно-весёлое, доверчивое, откровенное, на первых порах несколько глуповатое выражение, по которому в прежние времена тотчас можно было признать детей степенных дворянских семей, хороших баричей… наконец, свежесть, здоровье – и мягкость, мягкость, - вот вам весь Санин».
Расплывчатость черт наводит на мысль о неопределённости героя, его неспособности проявить твёрдость характера, сделать правильный выбор. «Голубые глазки» характерны для ребёнка, а не для взрослого мужчины. Такие люди часто попадают под влияние другой сильной личности. Хорошо, если это влияние будет положительным, а если нет?
- Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере.

1 пара. Мария Николаевна Полозова.
- Портрет Марии Николаевны Полозовой. (С кем сравнивает автор героиню?)
- Внутренние качества. Три самые важные поступка, помогающие понять главное в характере.
- Какое сравнение М.Н. Полозовой (с кем?) настораживает вас?
Это пресмыкающееся и хищная птица. Змея и ястреб (гл. 42). Женщина-кентавр, полузверь и полубог. (Конец главы 42.)
Змея – Мария Николаевна, Санин – жертва. (Даже косы Марии Николаевны напоминали двух крупных золотистых змей.)
2 пара. Сопоставить нравственные качества героинь и оформить как таблицу на доске.

Джемма Мария Николаевна
Искренность, чистота, верность, одухотворённость, способность глубоко чувствовать и безоглядно, бескорыстно любить в сочетании с силой характера. Сильная женщина, не связанная ни религиозными, ни нравственными установками. Вопрос об измене, долге, любви просто не стоит для героини.
Светлый, вдохновляющий образ, возвышенный и возвышающий – «любовь небесная». Роковая, порочная, притягивающая силой. Любовь-стихия, любовь-страсть - «любовь земная».

-Раскрыть символическое значение подарков героинь.
- Что говорят подарки об их обладательницах?
Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова – железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним. Из жесткого кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться.
Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования, и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце, и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти её образ) – во всём этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды – это символ не только мимолетности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений.
4. Беседа
После сообщений, сделанных парами, проводится итоговая беседа.
- Что несла Санину любовь Джеммы?
Любовь Санина к Джемме возникла неожиданно и преобразила всё существо героя. У Санина, полюбившего нежную и кроткую Джемму, внезапно вырастают крылья, и он, подобно птице, взлетает над повседневным, будничным. Что может быть выше и чище такой любви?
- Можно ли встречу Дмитрия Санина с Марией Николаевной Полозовой (глава 38) считать испытанием любви героя к Джемме? Если да, то почему?
(Зачитать эпизод из текста, подтверждающий мысль.)
- Можно ли сцену конной прогулки Санина и Полозовой (гл. 42) считать кульминационной в развитии действия?
- Что несёт Санину любовь графини Полозовой?
Чувство Полозовой – это любовь-страсть, любовь-разрушение. Герой попадает в плен этой властной, увлекающей красоты. Из-за мягкости своего характера он не в состоянии преодолеть её соблазняющую силу.
- Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить сокровенные чувства человеческой души.
А вот молния страсти Санина к Полозовой сожгла не только чувство любви к Джемме, она опустошила героя духовно.
- Что стало с Дмитрием Саниным в финале повести? Обрёл ли он своё счастье?
Герой в финале повести глубоко одинок несмотря на то, что живёт в окружении людей, относящихся к нему с уважением. Санин пуст духовно. Жизнь предстала перед ним бессмысленной дорогой в никуда. Гранатовый крестик, подарок Джеммы, единственная память о ней. Герой мечтает о встрече и делает всё, чтобы эта встреча состоялась. Принесёт ли она Санину душевное успокоение? Кто знает, может, что-то и изменится в жизни героя. Тургенев не презирает Санина, он заставляет его задуматься и обрести силу.
Повесть завершается элегическим аккордом. Но, выражаясь словами Пушкина, печаль героя светла, она облагораживает человека.
IV. Итог урока – составить синквейн. Что для каждого из вас значит любовь? Стоит ли любить или можно прожить и без этого чувства? Составьте синквейн на тему «Любовь» используя план синквейна.
V. Этап информации о домашнем задании:
1. Составить кластер на тему: «Главные герои повести «Вешние воды».
2. Дать развернутый ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, причина личной трагедии Дмитрия Санина?»
VI. Этап рефлексии.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Бакалёк (2015-02-05) | Автор: Бакытгуль E W
Просмотров: 3204 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 5:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru