Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.» 2015 год
Стабаева Шолпан Зайкеновна, учитель русского языка и литературы
КГУ «Дзержинская основная школа Тимирязевского района СКО»
«Использование
технологии развития критического мышления
на уроках литературного чтения.»
2015 год

В настоящее время просто впитывать факты и сведения – практически ничего не значит, ещё меньше это будет значить в будущем. То, что всегда значимо и сегодня, и в будущем, - так это обучиться тому, как учиться. Следовательно, задача учителя очень тонкая и требует истинно высокого призвания. При истинном обучении нет места авторитарности, нет места и учительскому эгоизму.
К.Роджерс.

Прежде чем приступить к рассмотрению приемов и методов технологии критического мышления я хочу ответить на вопрос: «Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?». Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) –представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМЧП дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.
Большое значение в технологии развития критического мышления через чтение и письмо отводится приемам ТРКМ на формирование навыков работы с художественным текстом и развитием мыслительной деятельности обучающихся. Мысль остается живой, только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Формирование КМ предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция повышает надежность образования потому, что становится осознанным, рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности.
На любой из трех фаз урока я использую один из простых приемов: это – Таблица «тонких» и «толстых» вопросов». На фазе Вызова - задаю вопросы, на которые мои ученики хотели бы получить ответы при изучении темы. На фазе Осмысления – этот прием служит для фиксации вопросов по ходу чтения. На фазе Рефлексии – служит для понимания пройденного.
Есть множество вопросов по каждой фазе урока, но нет смысла их перечислять. Ведь критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:
• Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
• Повышать познавательное отношение к прочитанному;
• Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.
Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:
1) Изменила отношение детей к уроку литературного чтения.
2) Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.
3) Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.
4) Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.
5) Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: SholpanStabaieva (2015-02-07) | Автор: Шолпан E
Просмотров: 289 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 10:53 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru