Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Стабаева Шолпан Зайкеновна, учитель русского языка и литературы КГУ «Дзержинская основная школа Тимирязевского района СКО» «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.» 2015 год В настоящее время просто впитывать факты и сведения – практически ничего не значит, ещё меньше это будет значить в будущем. То, что всегда значимо и сегодня, и в будущем, - так это обучиться тому, как учиться. Следовательно, задача учителя очень тонкая и требует истинно высокого призвания. При истинном обучении нет места авторитарности, нет места и учительскому эгоизму. К.Роджерс. Прежде чем приступить к рассмотрению приемов и методов технологии критического мышления я хочу ответить на вопрос: «Что такое критическое мышление и почему оно занимает ключевую позицию в современной жизни?». Критическое мышление (КМ) есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) –представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. ТРКМЧП дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Большое значение в технологии развития критического мышления через чтение и письмо отводится приемам ТРКМ на формирование навыков работы с художественным текстом и развитием мыслительной деятельности обучающихся. Мысль остается живой, только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Формирование КМ предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция повышает надежность образования потому, что становится осознанным, рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. На любой из трех фаз урока я использую один из простых приемов: это – Таблица «тонких» и «толстых» вопросов». На фазе Вызова - задаю вопросы, на которые мои ученики хотели бы получить ответы при изучении темы. На фазе Осмысления – этот прием служит для фиксации вопросов по ходу чтения. На фазе Рефлексии – служит для понимания пройденного. Есть множество вопросов по каждой фазе урока, но нет смысла их перечислять. Ведь критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность: • Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся; • Повышать познавательное отношение к прочитанному; • Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера. Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру. Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов: 1) Изменила отношение детей к уроку литературного чтения. 2) Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом. 3) Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности. 4) Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”. 5) Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. | |
Просмотров: 684 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|