Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Достучаться до каждого разума и сердца»
«Достучаться до каждого разума и сердца»
(Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы)


«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка»,- писал когда-то К.Д. Ушинский, и к его мнению мы постоянно должны прислушиваться, иначе потеряем поколениями взлелеянный русский язык.
Следовательно, на уроках русского языка и литературы нам необходимо воспитывать языковую личность с ценностным взглядом на язык. Урок дорог и ценен уже тем, что это синтез обучения и воспитания .
Руководствуясь программой и учебником, учитель открывает необозримое поле деятельности для использования активных форм обучения и творчества. Отсюда новый подход и к задачам урока. Сегодня акценты к целям урока расставлены несколько по-иному:
1. конкретно - познавательная цель, связанная с необходимостью понять, осознать, разрешить конкретную учебную и проблемную ситуацию (Например, разъяснить слова « навалилась особенная тоска «что хотел подчеркнуть автор, почему «особенная»?)
2. коммуникативно-развивающая, при реализации, которой вырабатываются умения интерактивного общения учащихся в процессе совместного познания 3-я глава из романа И.Тургенева «Отцы и дети» Решается вопрос об учениках Базарова С Ситниковым и Кукшиной все понятно: они пародия на нигилистов. А Аркадий? Читаем в романе:
«Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь…»
Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк…»
Прокомментируйте этот эпизод.
Почему «не посмотрел назад», а «бросил кос венный взгляд»? Аркадий на минуту забыл про свою роль нигилиста, не дай бог, донеслись до Базарова его восторженно произнесенные слова.
Деликатный Николай Петрович сразу почувствовал, что сын «поет с чужого голоса». Достаточно было несколько строчек , чтобы усомниться в нигилизме Аркадия . Тургенев уже в самом начале романа талантливо расставил все на свои места:
3. социально-ориентированная, воспитывающая качества, необходимые для адекватной социализации индивида, цель. (Весной солнце стало светить в окно кабинета , мальчики сразу занялись «солнечными зайчиками» , только что рожденный из ничего солнечный зайчик во время письменной работы заскользил по классу, пригладил волосы девочек ,» исследовал» их фигур, «улыбнулся» им, заскользил по учительскому столу, дальше классного журнала не рискнул. Заметив такое волнение среди мужской половины в связи с «рождением» солнечного зайчика, через день учитель предложил классу неожиданное сочинение-миниатюру «Жизнеописание солнечного зайчика» Конечно, работы были яркие , написанные с определенной любовью к этому фантастическому существу. Неожиданным было заключение:» Учительница подвинула журнал , солнечный зайчик перепугался , бросился наутек и с тех пор больше не появляется в этом кабинете .)
Решение этих задач возможно различными способами:
а \ метод проб и ошибок \ типичный и менее желательный\;
б \ пассивное использование алгоритмов «выполняй по образцу» не носит продуктивного характера. Например, даны корни слов, по схеме приставка –корень- окончание , образуй новые слова
в\ активное применение различных алгоритмов: дано несколько текстов небольшого объема, которые нужно распределить по темам, по группам, соответственно заданию.
г \ эвристические способы решения задач/ задания, требующие творческого подхода: по словарю, по теме, по настроению, написать мини-сочинение, продолжить предложенный текст , изменить адресат.
Учитель, используя различные варианты решения поставленных задач, избегая методического однообразия, повторов и репродукции, повышает уровень мотивации к познавательной деятельности у школьников, что заставляет их активно включаться в учебный процесс.
Психологи уверены, что, чем больше театра, импровизации на уроке, перевоплощения, тем эффективнее идет процесс активизации среди учащихся. Но мы замечаем, что в учебниках задания от класса к классу теряют занимательность, живость, становятся все более сухими. Нужна зарядка не только для ума, но и для эмоциональной сферы.
При изучении темы «Цитаты и способы цитирования «учитель может поставить перед собой вопрос: «Как сделать цитату частью текста, как можно интерпретировать цитату?»
Молчит его святая лира:
Душа вкушает сладкий сон,
И меж детей ничтожных мира ,
Быть может, всех ничтожней он…
А.С.Пушкин, «Поэт»
Задаем ученикам вопросы на восприятие.
Каково положение поэта в обществе? \ Он независим, вне мира, вне времени \
Что такое «святая лира»? \ Инструмент, посредством которого поэт приносит «священную жертву»\
Почему его лира сейчас молчит? \Поэт не вдохновлен \
Что можно сказать о лирическом герое? \ Лирический герой не отличается от других, «быть может, всех ничтожней он»\
Что нужно, чтобы душа поэта встрепенулась? \ Нужен «божественный глагол « - вдохновение которое пробуждает спящую душу, заставляет ее пробудиться , « как пробудившийся орел» , он выше всех птиц летает, он ближе всех к Богу, поэтому автор сравнивает полет орла с душой Поэта.
Учащиеся постигают сами муки творчества при работе над сиквейном .Как трудно подбираются слова, как не хватает красочных эпитетов, разнообразных глаголов, выражающих одно и то же состояние , как сложно «подвести черту» под сочиненное, то есть сделать вывод по теме. В результате получаются строчки стихов-сиквейна, которые восхищают не только самого автора творения:
Любовь.
Красивая, жестокая, всевластная.
Увлекает, манит, завораживает.
Любовь с каждым днем становится сильнее-
Болезнь.

Счастье.
Вечное, истинное, долгожданное.
Приходит, ослепляет, возвышает.
Счастье для нас - самое главное…
Миг!

Человек.
Особенный, простой, своеобразный.
Рождается, растет и уходит.
Мы братья все.
Друзья.

Проверить себя на креативность у каждого есть возможность, тем более, что ни у кого нет сомнения, что с этой задачей не справятся. И, как я заметила, после подобной творческой работы легче решаются учебные задачи: какой смысл вложен автором в рассказ или отдельный эпизод, к чему призывает автор, чему учит, кому адресован текст, почему так расставлены знаки препинания в авторском тексте.
Тема «Текст «После того как определены признаки текста, можно предложить ученикам план анализа текста. Обращается внимание на то, что вначале дается общая характеристика текста (стиль, тема, общая цель автора текста). Затем внимательно рассматриваем средства выразительности, а это уже выходит за рамки программы русского языка: необходимо задействовать полученные знания на уроках литературы. Это и работа над группой средств по функционально-стилевой окраске, чем оправдано применение данных средств. Есть ли фразеологизмы с эмоционально-оценочным содержанием, есть ли лексика ограниченного употребления, использованы ли системно- семантические группы слов (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы). Завершается работа над текстом обобщенной характеристикой его.
Текст небольшой по объему.
Сад цветет, и каждый нагружается в нем ароматом. Так и человек бывает, как цветущий сад: любит всех, и каждый в его любовь входит.
Начало любви - во внимании, потом в избрании, потом в достижении, потому что любовь без дела мертва.
Но мне кажется, любовь, вытекающая из цветущего сада, как ручей – ручей любви, претерпев необходимые испытания, должен прийти в океан, который так же, как и сад цветущий, существует и для всех, и для каждого.
М.М.Пришвин.
Итак, перед нами текст, основная идея которого передается при помощи многочисленных средств изобразительности, а стилистический строй отличается приподнятостью и небытовым книжным характером. Эмоциональность в тексте несколько приглушена, эмоциональное содержание текста имеет глубинный характер.
Текст целостен по своим выразительным средствам: одни и те же приемы множатся в нем и дополняют друг друга. Художественные образы помогают читателю не только понять, но и прочувствовать замысел автора.
Так через художественное слово ученик входит в область жизни, при этом радуясь, удивляясь и сопереживая литературному герою.
Интересен с точки зрения детей урок написания письма родителям (подбор разных ситуаций) подготовкой к общественному смотру знаний по роману «Евгений Онегин» были увлечены и ученики, и родители.
Каждый, принимающий участие в коллективном творчестве, обладает характерной особенностью: приобретает качества личности сам в процессе собственной деятельности. Задача учителя при подборе активных форм обучения состоит в том, чтобы создать потребность в данном виде деятельности.
В группах колледжа с казахским языком обучения в цикл общих гуманитарных дисциплин включен предмет «Русский язык». Следовательно, студенты имеют возможность овладеть грамотностью как залогом взаимопонимания, а это залог уважения друг к другу, это залог собственного достоинства. Хотя, нужно отметить, многие учащиеся после девятого класса из общеобразовательных школ поступают в колледж с приличными знаниями по языку межнационального общения. Таким образом, продолжая изучение орфографии уже в более сложном варианте, параллельно обращается внимание на развитие речи, несмотря на то, что между орфографией и развитием речи существуют определенные различия. Вместе с тем работа по развитию речи и формированию навыков правописания имеет много точек пересечения. У них общая цель: повышение уровня речевой культуры студентов. Успех по работе по развитию речи положительно сказывается на обучении орфографии и наоборот. Хорошо сформированные навыки правописания – необходимое условие успешной работы по развитию устной и письменной речи студентов. Эту проблему можно рассмотреть с точки зрения трех основных направлений, которые выделяет современная методика. В качестве основного направления рассматривается работа по обогащению словарного запаса студентов, которая преследует две основные цели: активизацию процесса спонтанного усвоения русской лексики и пополнения запаса специально отобранными словами. Эти цели требуют воспитания внимания к неизвестным словам и потребности выяснить их значение, развития языкового чутья и интереса к семантике слова, формирования навыков свободного и правильного употребления слов в речи. Материал усваивается лучше, если слово не только услышано, прочитано, произнесено, но и правильно написано. При отборе слов для разъяснения учитываются такие критерии: степень новизны слова для студентов, чаще всего успех достигается нахождением соответствующего синонима; важность его для понимания текста; степень сходства или несходства с соответствующим словом родного языка; необходимость введения русского слова в активный запас студентов. Работа над значением слова сопровождается комментариями по поводу его произношения и правописания . Этот этап предполагает не только работу над обогащением словарного запаса , но и обращает внимание на орфографию. Лексико-семантические упражнения на уточнение значения слов, подбор синонимов, антонимов, анализ лексических недочетов, их исправление вполне уместны при изучении орфографии, которая допускает, а иногда и требует семантизации слов, выяснения оттенков их значений. Обращаем внимание, что все орфограммы можно сопоставить и разделить на соответствующие правила: правильное произношение совпадает с написанием и правильное произношение не совпадает с написанием. Естественно, что большинство орфографических правил относится ко второй группе, потому что они отражают сущность орфографии, которая регулирует выбор правильных написаний в тех случаях, когда они не могут быть определены по произношению. Предупреждение орфографических ошибок сочетается с совершенствованием навыков правописания. Например, употребление слов картофель, рояль, тюль, шампунь, как существительных мужского рода (молодой картофель, концертный рояль, легкий тюль, душистый шампунь, и соответственно картофеля, рояля, тюля, шампуня, картофелем, роялем, тюлем, шампунем) поможет отнести эти существительные ко второму типу склонения, что необходимо для выбора правильного написания окончания предложного падежа единственного числа (о картофеле, на рояле, на тюле, в шампуне). Обучение нормативному употреблению предлогов благодаря, согласно, вопреки с дательным падежом, а не с родительным также играет большую роль в предупреждении орфографических ошибок в окончаниях имен существительных (благодаря находке, согласно оценке, вопреки тревоге).
Таким образом, в систему работы по формированию орфографических навыков включаются упражнения, требующие анализа и продуцирования текстов. Нахождение и объяснение правил правописания в тексте всегда сложнее , чем в отдельных словах и даже предложениях, поскольку внимание студентов невольно переключается на содержание речи. Вместе с тем обращение к тексту позволяет при изучении орфографии выполнять попутно отдельные задания и по развитию речи: определять тему, основную мысль. особенности построения, стилевую принадлежность текста, решать задачи данного стиля, подбирать заглавия, находить микротемы, ключевое слово, кому адресован текст, переадресовать его, композиция текста, речевое оформление, средства языковой выразительности. Использование текстов требует вдумчивого подхода к их подбору. В каждом тексте заключен определенный воспитательный потенциал. Если рассматривать проблему экологии, которая сегодня выходит на первый план, то обращаем внимание студентов на отношение человека к природе , которое угрожает всему живому на земле. Как пройти мимо такого вопроса, что взаимодействие человека и природы становится исторической трагедией? Кто, как не писатель, должен взять на себя ответственность в решении этой проблемы? Ведь вовремя произнесенное мудрое слово уважаемым обществом писателем воздействует сильнее, чем любые постановления свыше. Рассматриваем природу как всенародное богатство через творчество Ч.Айтматова, О. Сулейменова М. Шаханова, писателей, лучше всего воспринимаемых в аудитории, где русский язык не является родным. Жестокость, хищничество, нравственное оскудение человека – закономерное следствие и порождение неразумного отношения к природе. Общественное сознание не мирится больше с истреблением заповедных лесов, загрязнением водоемов, уничтожением животных, занесенных в Красную книгу. Тексты, связанные с высокой тематикой, тем более, если они окрашены сильным чувством, уместно привлекать к обучению грамотности в том случае, когда планируется работа, не требующая коллективного анализа, детального объяснения орфограмм.
В группах которые не достигли достаточного уровня владения языком межнационального общения, возможны речевые ситуации при изучении глаголов несовершенного вида, а также глаголов в форме 2-го лица единственного числа. Нужно восстановить пропущенные реплики диалога и записать их:
- …?
- Я люблю читать книги.
- …?
- Иногда я покупаю книги, но чаще беру в библиотеке.
- …?
- Я читаю книги на казахском и русском языках.
- …?
- Особенно я интересуюсь книгами о…
- …?
- Из этих книг я узнаю много интересного о…
- …?
- Я советую тебе прочитать книгу, которая называется…
- …?
- В ней рассказывается о…
Таким образом, студенты развивают ситуацию в ее речевом выражении. Цель такой информации- стимулировать употребление определенных грамматических форм без указания на них. Некоторые ситуации требуют ключевых слов, которые привлекаются для того, чтобы речевая реакция обучаемого получила правильное направление, а также для того, чтобы студентам была легче использовать трудную лексику.
Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы \один или с друзьями \ оказались на необитаемом острове в Тихом океане. Что бы вы стали делать?
Ключевые слова: очутиться, находиться, осмотреть местность, изучить, искать, находить, найти, приспособить, проявить находчивость, использовать, обнаружить, открывать, открыть, спасаться, спастись. Это же задание можно предложить при изучении будущего времени, а также глаголов совершенного вида.
Существуют условия, помогающие максимальной эффективности работы по ситуациям: учет общих психологических закономерностей, благоприятно воздействующих на овладение русским языком; продуманный отбор ситуаций, соответствующих условиям и целям обучения; обоснованная методика использования речевых ситуаций на занятиях, их логическая и методическая взаимосвязь; специально отобранный языковой материал, реализующийся в рамках определенных речевых ситуаций. Учет этих условий позволит совершенствовать речевые навыки и развивать активность обучающихся при изучении любого раздела курса языка.
Самым интересным, можно считать, самым трудным, является исследование конкретной темы силами творчески настроенных учащихся. Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности .Самое раннее выражение этой идеи находим у философа Сократа (469-399 до н. э .)Знаменитое сократовское «Исследуем!» , сохраненное преданиями, определило и наш подход, к исследуемой проблеме «Дуэли в русской литературе». На рубеже 50-60–х годов Х1Х столетия замечательный врач Н.И.Пирогов был убежден, что обучение должно базироваться «на творческом успехе обучаемого». Этот взгляд Пирогова горячо поддерживал В. Я. Стоюнин, много сделавший для коллективного исследования литературных произведений с точки зрения их нравственного значения. Крупный ученый – литературовед Г,А, Гуковский обращал пытливое внимание к слову и образу, к деталям в тексте и вместе с тем к широким историко-литературным концепциям. Гуковский выступал против «пережевывания» на уроках того, что ученикам и так понятно, а усвоение литературного материала должно быть творческим, то есть «радостною победой». Современный взгляд на изучение литературы с точки зрения личностно-ориентированной философии позволяет исследовательскую работу учеников рассматривать с двух взаимодействующих сторон: как метод, пробуждающий интерес к литературе , как к искусству слова. опирающемуся на основы психологии, и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие творчески мыслящие наши ученики. Дорога к творческому школьному пути не может быть легкой, зато может стать отрадной, о которой замечательно сказал Вадим Шефнер:
Я в гору медленно лезу, ступени вверх прорубаю,
Усилья, усилья, усилья… Спина – будто натертая солью.
А вдруг это крылья, крылья прорезываются с болью?
Читая любое литературное произведение, мы «примеряем» образ героя, его поступки на себя и выбираем соответствующий нашему представлению об идеале для того, чтобы быть на него похожим, или, наоборот, подвергаем жестокой критике происходящее в художественном произведении.
У учеников вызвали интерес дуэли в русской литературе, так как в поступках героев увидели многие черты, присущие «героям нашего времени». После диспута «О чем говорит дуэль?» захотелось продолжить работу по данной теме , что оформилось в исследование «Дуэли в русской литературе с точки зрения теории современного психоанализа.» Постарались найти объяснение поведению героев Х1Х века у психологов ХХ века Э. Фрома и Э.Берна. В результате пришли к выводу, что не личные заблуждения сделали Онегина «героем с безнравственной душой, себялюбивой и сухой». Погоня Печорина за новой целью всякий раз приводит к разочарованию, опыты над другими опасны, а эксперименты над собой постоянно приводят к нежелательным результатам. Выдвинутая гипотеза, что влечение литературного героя к дуэли – это не просто художественный прием, а характериологические особенности личности, являющиеся причиной физического и нравственного самоуничтожения, была обоснована и подтверждена.
Все настраивает ученика на творчество: удовлетворение основных человеческих потребностей в безопасности, любви и взаимопонимании близких; уважение среди одноклассников и наставников и самоуважение, когда ученик имеет ясное представление о себе как о личности:
Спасибо, о Творец, что создал нас такими, -
Ведь это добрый знак.
Спасибо тем, кто не оставил нас слепыми.
Да будет так!
Профессор психологии Н.В.Маслова относится к образованию как к фундаментальной форме постижения бытия через естественный генетический код познания , назвав это «ноосферным образованием»,несущим в себе здоровьесберегающие технологии , так как никто, кроме самого ученика, не сможет войти в мир знаний. Отсюда приходится решать задачи нового мышления , интересоваться методами познания и самоорганизации; то есть научить ребенка самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике, научить самоорганизации , использовать все навыки и умения в процессе познания.
И тогда урок станет уроком творчества, культуры, высокой духовности, а это уже успех каждого ученика.
По мнению философа и поэта Серебряного века Вл.Соловьева, «стыд, жалость и благоговение- три вечные, незыблемые основы нравственной жизни человека» .Эти чувства выражают отношение к себе, отношение к другому и отношение к Абсолюту .Вся нравственность исходит из чувства стыда, а стыд удерживает человека от ложного пути, определяя сущность человека. Расширение поля зрения ученика через активные способы обучения – это результат осмысления себя в коллективе. В коллективном труде, творчестве, ведь самое незначительное достижение, замеченное, возможно, только самим учеником – это уже победа, это взгляд в будущее, где возможно достижение позитивных целей.
Перед чем может благоговеть в наш прагматический (деловой) век современный ученик?
Благоговение перед загадками мироздания, чудом природы, тайной жизни и смерти, совершенством красоты, творением искусства, высотой человеческого духа, памятью павших, да разве мало в продолжение многих лет обучения в школе возможностей восхититься, изумиться, приобщиться к тому великому, что называется «жить на земле».
Задача учителя – вместе с учениками настроиться на разные контексты понимания слова благоговение, а каждый ученик сам выберет, что для него сегодня наиболее актуально и важно, ибо понимание всегда индивидуально. Связь смысла и понимания отчетливо ощущал еще Пушкин: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу…»
Таким образом, помимо нашей воли расширяются рамки активных форм обучения, преломляясь в формирование ценностных ориентаций ученика и их отражения в учебном труде и жизненном выборе.

Источник: http://русский язык и литература

Категория: Русский язык и литература | Добавил: 123456 (2010-03-19) | Автор: Андреева Ливия Даниловна E
Просмотров: 1714 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 3:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru