Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по развитию речи по Гончарову «Обломов»
Материалы для урока по развитию речи с элементами лингвистического анализа
(по Гончарову «Обломов»)


1. Словарно-орфографическая работа (словарный диктант с заданием – образовать словосочетание с данными словами в роли или главных, или зависимых слов):
мировоззрение (мировоззрение писателя, формировать мировоззрение);
традиция (следовать традиции, развивать традиции, трудовые традиции);
романтик (мечтательный романтик, восторженность романтика)
прогрессивный (писатель);
демократический (дух);
мечтатель (восторженный мечтатель);
творчество (дух творчества, творчество поэта);
воображение (богатое воображение, воображение художника);
иллюзии (строить иллюзии, беспочвенные иллюзии);
замысел (первоначальный замысел, изменение замысла);
воплощение (достойное воплощение, форма воплощения);

Заметим, что при кажущейся простоте работа эта является достаточно сложной для учащихся. Но эффективность её очевидна, т.к. мы работаем над лексической сочетаемостью слов, и это, конечно, один из путей совершенствования речевой практики учащихся.

2. Составим предложения по опорным словам.
Порядок таков: от слова – к словосочетанию, от словосочетания – к предложению, от предложения – к тексту на тему «Как Гончаров работал над романом «Обломов».
а) впечатления – картины – лица – судьбы – мысли;
б) жизненные впечатления – картины (яркие) действительности – лица героев – судьбы героев – авторская мысль;
в) накапливались жизненные впечатления, составлялись картины действительности, вырисовывались лица героев, выстраивались их судьбы, формировалась авторская мысль;
г) мир – замысел – слово
д) мир романа – творческий замысел – слово писателя
е) разрастался, поселялся мир будущего романа
ж) творческий замысел приобретал законченный вид, замысел воплощался (претворялся) в писательское (художественное) слово
Может быть, это натаскивание? Может быть, это приведет к штампам? Ни в коей мере. Многолетний опыт убеждает, что упражнения подобного типа – это работа над точностью и выразительностью речи. А дети не пишут, не будут писать одинаково; если же кто-то и воспользуется готовым фрагментом сочинения, то большой беды в этом нет: воспользуется раз, другой, а потом сам научится правильно выражать свою мысль.

3. А теперь обратимся к слову писателя. Напишем словарный диктант (а может быть, отберем сами в тексте слова и словосочетания с отрицательными местоимениями. Можно выбрать и другую тему, например, правописание неопределенных местоимений и наречий).
Итак, словарный диктант:
ничем не интересовался,
ничего не совершил,
ни с кем не хотел встречаться,
ничто не мешает думать лежа,
никакого конкретного желания,
ни у кого не бывал,
никто не знал и не видел,
ни о чем не тревожился,
ни на что не понадобится.
Это все о ком? Конечно же, это о нем, об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. В этом романе перед нами история вполне «обыкновенная»; но очень печальная и не менее сложная. Попробуем в ней разобраться, используя литературоведческий и лингвистический анализ. Знакомясь с Обломовым, мы сразу обратили внимание на халат и диван как непременные атрибуты его существования (кстати, сразу три слова, написание которых подлежит запоминанию).
Но если бы все свелось только к дивану и халату (а мы, только так и говорили об Обломове), то все было бы слишком просто, если не сказать упрощенно.
В свое время ведь говорил Пушкин о «вольности праздной» как о подруге размышления» («Деревня»).
И у Вяземского есть «Ода халату»:
Как я в твоем уступчивом уборе
В движениях был портного не рабом,
Так мысль моя носилась на просторе
С надеждою и памятью вдвоем.
Итак: мысль – надежда – память.

Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость. Вяземский противопоставил халат фраку и мундиру, и похоже, что для него быть в халате – это быть самим собой. Не то же ли самое и у Обломова? Сказал ведь ему Штольц: «Да ты поэт, Илья!».

4. Откроем 6 главу романа Обломов. Что же делал он дома? Читал? Писал? Учился?...поэты задели его за живое..он стал юношей, как все. И для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветание сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения пульса, сердца, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели. Он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности.
Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире.
Ему доступны были наслаждения высоких помыслов: он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал…над бедствиями человечества, испытывал безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц…
Сладкие слезы потекут по щекам его…
Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли. Ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерение, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его…в одну минуту быстро изменит 2-3 позы, привстанет до половины на постели… Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиг и тогда, господи! Каких чудес могли бы ожидать от такого высокоусилия!
Все это мы прочли с карандашом в руках.
Какой высокий порыв! Мысли – желания – намерения – стремления!
Но подвиг не состоялся.
В самом деле, с другой стороны – страдания – но безыменные; куда-то; вероятно бывало; меняются 2-3 позы, герой привстает на постели… Подвиг не состоялся, и снова солнце, великолепно садящееся за чей-то дом, и снова солнце великолепно опускается за 4-х этажный дом.
Вот и все. Теперь можно говорить не только о том, «что такое Обломовщина», но и о том, кто такой Обломов. И еще о том, что роман Гончарова удивительно современен.
И нам обязательно надо осознать громадную ценность того духовного достояния, которое заключено и в герое, и во всяком человеке, и в нас, и которое мы должны отыскать и развить в себе.
Словарик

сибарит – праздный, изнеженный роскошью человек;
эпикуреец – 1) последователь учения древнегреческого философа-материалиста и атеиста Эпикура; 2) человек, выше всего ставящий личное удовольствование и чувственные наслаждения;
апатия – состояние полного безразличия, равнодушия.
лень – 1) отсутствия желания действовать, любовь к безделью; 2) в значении сказуемого работать лень (категория состояния).
леность – склонность к лени.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: LutoshkinaVS (2015-02-14) | Автор: Лутошкина Валентина Семеновна
Просмотров: 367 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-01-18, 7:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1489]
Школьный психолог [505]
История [715]
Опыт [481]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [224]
Мастер-класс [209]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [249]
Английский язык [787]
Великие открытия [19]
Университет здоровья [128]
Математика [1156]
Химия [381]
Классному руководителю [637]
Биология [583]
Думаем, размышляем, спорим [93]
Казахский язык и литература [1781]
Краеведение [93]
Начальная школа [3948]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [359]
Сельская школа [71]
Профильное обучение [69]
Демократизация и школа [24]
Физика [296]
Экология [182]
Дошколенок [1524]
Особые дети [275]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [622]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [449]
Мой Казахстан [229]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1172]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [74]
ИЗО и черчение [217]
Физическая культура [524]
Немецкий язык [52]
Технология [286]
Самопознание [390]
Профессиональное образование [104]
Школьная библиотека [80]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [19]
Педагогические программы [5]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru