Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Материалы для урока по развитию речи с элементами лингвистического анализа (по Гончарову «Обломов») 1. Словарно-орфографическая работа (словарный диктант с заданием – образовать словосочетание с данными словами в роли или главных, или зависимых слов): мировоззрение (мировоззрение писателя, формировать мировоззрение); традиция (следовать традиции, развивать традиции, трудовые традиции); романтик (мечтательный романтик, восторженность романтика) прогрессивный (писатель); демократический (дух); мечтатель (восторженный мечтатель); творчество (дух творчества, творчество поэта); воображение (богатое воображение, воображение художника); иллюзии (строить иллюзии, беспочвенные иллюзии); замысел (первоначальный замысел, изменение замысла); воплощение (достойное воплощение, форма воплощения); Заметим, что при кажущейся простоте работа эта является достаточно сложной для учащихся. Но эффективность её очевидна, т.к. мы работаем над лексической сочетаемостью слов, и это, конечно, один из путей совершенствования речевой практики учащихся. 2. Составим предложения по опорным словам. Порядок таков: от слова – к словосочетанию, от словосочетания – к предложению, от предложения – к тексту на тему «Как Гончаров работал над романом «Обломов». а) впечатления – картины – лица – судьбы – мысли; б) жизненные впечатления – картины (яркие) действительности – лица героев – судьбы героев – авторская мысль; в) накапливались жизненные впечатления, составлялись картины действительности, вырисовывались лица героев, выстраивались их судьбы, формировалась авторская мысль; г) мир – замысел – слово д) мир романа – творческий замысел – слово писателя е) разрастался, поселялся мир будущего романа ж) творческий замысел приобретал законченный вид, замысел воплощался (претворялся) в писательское (художественное) слово Может быть, это натаскивание? Может быть, это приведет к штампам? Ни в коей мере. Многолетний опыт убеждает, что упражнения подобного типа – это работа над точностью и выразительностью речи. А дети не пишут, не будут писать одинаково; если же кто-то и воспользуется готовым фрагментом сочинения, то большой беды в этом нет: воспользуется раз, другой, а потом сам научится правильно выражать свою мысль. 3. А теперь обратимся к слову писателя. Напишем словарный диктант (а может быть, отберем сами в тексте слова и словосочетания с отрицательными местоимениями. Можно выбрать и другую тему, например, правописание неопределенных местоимений и наречий). Итак, словарный диктант: ничем не интересовался, ничего не совершил, ни с кем не хотел встречаться, ничто не мешает думать лежа, никакого конкретного желания, ни у кого не бывал, никто не знал и не видел, ни о чем не тревожился, ни на что не понадобится. Это все о ком? Конечно же, это о нем, об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. В этом романе перед нами история вполне «обыкновенная»; но очень печальная и не менее сложная. Попробуем в ней разобраться, используя литературоведческий и лингвистический анализ. Знакомясь с Обломовым, мы сразу обратили внимание на халат и диван как непременные атрибуты его существования (кстати, сразу три слова, написание которых подлежит запоминанию). Но если бы все свелось только к дивану и халату (а мы, только так и говорили об Обломове), то все было бы слишком просто, если не сказать упрощенно. В свое время ведь говорил Пушкин о «вольности праздной» как о подруге размышления» («Деревня»). И у Вяземского есть «Ода халату»: Как я в твоем уступчивом уборе В движениях был портного не рабом, Так мысль моя носилась на просторе С надеждою и памятью вдвоем. Итак: мысль – надежда – память. Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость. Вяземский противопоставил халат фраку и мундиру, и похоже, что для него быть в халате – это быть самим собой. Не то же ли самое и у Обломова? Сказал ведь ему Штольц: «Да ты поэт, Илья!». 4. Откроем 6 главу романа Обломов. Что же делал он дома? Читал? Писал? Учился?...поэты задели его за живое..он стал юношей, как все. И для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветание сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения пульса, сердца, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели. Он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности. Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов: он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал…над бедствиями человечества, испытывал безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц… Сладкие слезы потекут по щекам его… Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли. Ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерение, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его…в одну минуту быстро изменит 2-3 позы, привстанет до половины на постели… Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиг и тогда, господи! Каких чудес могли бы ожидать от такого высокоусилия! Все это мы прочли с карандашом в руках. Какой высокий порыв! Мысли – желания – намерения – стремления! Но подвиг не состоялся. В самом деле, с другой стороны – страдания – но безыменные; куда-то; вероятно бывало; меняются 2-3 позы, герой привстает на постели… Подвиг не состоялся, и снова солнце, великолепно садящееся за чей-то дом, и снова солнце великолепно опускается за 4-х этажный дом. Вот и все. Теперь можно говорить не только о том, «что такое Обломовщина», но и о том, кто такой Обломов. И еще о том, что роман Гончарова удивительно современен. И нам обязательно надо осознать громадную ценность того духовного достояния, которое заключено и в герое, и во всяком человеке, и в нас, и которое мы должны отыскать и развить в себе. Словарик сибарит – праздный, изнеженный роскошью человек; эпикуреец – 1) последователь учения древнегреческого философа-материалиста и атеиста Эпикура; 2) человек, выше всего ставящий личное удовольствование и чувственные наслаждения; апатия – состояние полного безразличия, равнодушия. лень – 1) отсутствия желания действовать, любовь к безделью; 2) в значении сказуемого работать лень (категория состояния). леность – склонность к лени. | |
Просмотров: 1596 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|