Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по развитию речи по Гончарову «Обломов»
Материалы для урока по развитию речи с элементами лингвистического анализа
(по Гончарову «Обломов»)


1. Словарно-орфографическая работа (словарный диктант с заданием – образовать словосочетание с данными словами в роли или главных, или зависимых слов):
мировоззрение (мировоззрение писателя, формировать мировоззрение);
традиция (следовать традиции, развивать традиции, трудовые традиции);
романтик (мечтательный романтик, восторженность романтика)
прогрессивный (писатель);
демократический (дух);
мечтатель (восторженный мечтатель);
творчество (дух творчества, творчество поэта);
воображение (богатое воображение, воображение художника);
иллюзии (строить иллюзии, беспочвенные иллюзии);
замысел (первоначальный замысел, изменение замысла);
воплощение (достойное воплощение, форма воплощения);

Заметим, что при кажущейся простоте работа эта является достаточно сложной для учащихся. Но эффективность её очевидна, т.к. мы работаем над лексической сочетаемостью слов, и это, конечно, один из путей совершенствования речевой практики учащихся.

2. Составим предложения по опорным словам.
Порядок таков: от слова – к словосочетанию, от словосочетания – к предложению, от предложения – к тексту на тему «Как Гончаров работал над романом «Обломов».
а) впечатления – картины – лица – судьбы – мысли;
б) жизненные впечатления – картины (яркие) действительности – лица героев – судьбы героев – авторская мысль;
в) накапливались жизненные впечатления, составлялись картины действительности, вырисовывались лица героев, выстраивались их судьбы, формировалась авторская мысль;
г) мир – замысел – слово
д) мир романа – творческий замысел – слово писателя
е) разрастался, поселялся мир будущего романа
ж) творческий замысел приобретал законченный вид, замысел воплощался (претворялся) в писательское (художественное) слово
Может быть, это натаскивание? Может быть, это приведет к штампам? Ни в коей мере. Многолетний опыт убеждает, что упражнения подобного типа – это работа над точностью и выразительностью речи. А дети не пишут, не будут писать одинаково; если же кто-то и воспользуется готовым фрагментом сочинения, то большой беды в этом нет: воспользуется раз, другой, а потом сам научится правильно выражать свою мысль.

3. А теперь обратимся к слову писателя. Напишем словарный диктант (а может быть, отберем сами в тексте слова и словосочетания с отрицательными местоимениями. Можно выбрать и другую тему, например, правописание неопределенных местоимений и наречий).
Итак, словарный диктант:
ничем не интересовался,
ничего не совершил,
ни с кем не хотел встречаться,
ничто не мешает думать лежа,
никакого конкретного желания,
ни у кого не бывал,
никто не знал и не видел,
ни о чем не тревожился,
ни на что не понадобится.
Это все о ком? Конечно же, это о нем, об Илье Ильиче Обломове, главном герое романа. В этом романе перед нами история вполне «обыкновенная»; но очень печальная и не менее сложная. Попробуем в ней разобраться, используя литературоведческий и лингвистический анализ. Знакомясь с Обломовым, мы сразу обратили внимание на халат и диван как непременные атрибуты его существования (кстати, сразу три слова, написание которых подлежит запоминанию).
Но если бы все свелось только к дивану и халату (а мы, только так и говорили об Обломове), то все было бы слишком просто, если не сказать упрощенно.
В свое время ведь говорил Пушкин о «вольности праздной» как о подруге размышления» («Деревня»).
И у Вяземского есть «Ода халату»:
Как я в твоем уступчивом уборе
В движениях был портного не рабом,
Так мысль моя носилась на просторе
С надеждою и памятью вдвоем.
Итак: мысль – надежда – память.

Очевидно, в халате привольно телу и душе, он олицетворяет личную независимость. Вяземский противопоставил халат фраку и мундиру, и похоже, что для него быть в халате – это быть самим собой. Не то же ли самое и у Обломова? Сказал ведь ему Штольц: «Да ты поэт, Илья!».

4. Откроем 6 главу романа Обломов. Что же делал он дома? Читал? Писал? Учился?...поэты задели его за живое..он стал юношей, как все. И для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветание сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения пульса, сердца, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели. Он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности.
Освободясь от деловых забот, Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире.
Ему доступны были наслаждения высоких помыслов: он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал…над бедствиями человечества, испытывал безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц…
Сладкие слезы потекут по щекам его…
Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли. Ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерение, зажгут всю кровь в нем, задвигаются мускулы его…в одну минуту быстро изменит 2-3 позы, привстанет до половины на постели… Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиг и тогда, господи! Каких чудес могли бы ожидать от такого высокоусилия!
Все это мы прочли с карандашом в руках.
Какой высокий порыв! Мысли – желания – намерения – стремления!
Но подвиг не состоялся.
В самом деле, с другой стороны – страдания – но безыменные; куда-то; вероятно бывало; меняются 2-3 позы, герой привстает на постели… Подвиг не состоялся, и снова солнце, великолепно садящееся за чей-то дом, и снова солнце великолепно опускается за 4-х этажный дом.
Вот и все. Теперь можно говорить не только о том, «что такое Обломовщина», но и о том, кто такой Обломов. И еще о том, что роман Гончарова удивительно современен.
И нам обязательно надо осознать громадную ценность того духовного достояния, которое заключено и в герое, и во всяком человеке, и в нас, и которое мы должны отыскать и развить в себе.
Словарик

сибарит – праздный, изнеженный роскошью человек;
эпикуреец – 1) последователь учения древнегреческого философа-материалиста и атеиста Эпикура; 2) человек, выше всего ставящий личное удовольствование и чувственные наслаждения;
апатия – состояние полного безразличия, равнодушия.
лень – 1) отсутствия желания действовать, любовь к безделью; 2) в значении сказуемого работать лень (категория состояния).
леность – склонность к лени.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: LutoshkinaVS (2015-02-14) | Автор: Лутошкина Валентина Семеновна
Просмотров: 1522 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 6:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru