Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

разработка урока
План открытого урока по проектной технологии в 8 классе.
Тема: Художественная деталь. Работа с текстом рассказа А.П.Чехова «Хамелеон».
Цели:
- знакомство учащихся с художественными особенностями создания характеров рассказа: название произведения, говорящие фамилии, речевая характеристика, художественные детали;
- продолжать формировать умения анализа эпического произведения; учить пониманию роли художественной детали в произведении;
- получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
- повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;
- предоставление каждому возможностей самореализации;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
- получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.
- воспитывать неприятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства, учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно;
Форма проведения урока: защита учащимися творческих проектов, инсценирование.
Оборудование: портрет А.П.Чехова; текст рассказа, иллюстрации к рассказу “Хамелеон”, карточки с толкованием словарных слов, решето, узелок, карточки с названиями художественных деталей рассказа, карточки со словами, «дерево совести», листочки к дереву.
Опережающие задания: поиск по Интернету, изучение биографии Чехова, истории создания рассказа «Хамелеон», вдумчивое чтение коротких рассказов писателя, словарная работа.
Подготовительная работа: учащиеся до урока делятся на группы по интересам, что дает возможность реализовать гуманно-личностный подход в обучении и воспитании; реквизиты для инсценирования, материал учащихся для защиты проекта.

Эпиграф:
Чехов умеет писать так, чтобы словам
было тесно, а мыслям – просторно.
А.М.Горький
А.П.Чехов – изумительный мастер лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха; словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ «Хамелеон», постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
- А.П.Чехов прожил недолгую жизнь, всего 44 года, но она целиком была наполнена работой.
Рассказ "Хамелеон" он написал в 1884 году, в этот год Чехов закончил Московский университет, где учился на врача.
Однако, будучи еще студентом, с 1880 года, Антон Павлович начинает печатать свои короткие юмористические рассказы под псевдонимом "Антоша Чехонте".
- Давайте обратимся к портрету А.П.Чехова (портрет Чехова, художник С.А. Серов)
Здесь писатель изображен в тот период времени, когда после окончания университета он был полон сил и стремился сделать и себя, и мир вокруг лучше, добрее, нравственнее.
Однако это было очень непростое время для России. После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-ые годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина "Отечественные записки, издан указ о "кухаркиных детях".
А.П.Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству.
Гордость, самоуважение было не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали.
"Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба", - признавался А.П.Чехов.
Чехов по праву считается мастером короткого рассказа. За долгие годы работы в юмористических журналах Чехов отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой объем вмещать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны обширные, подробные описания, длинные монологи. Именно поэтому в произведениях Чехова на первый план выступает художественная деталь, несущая огромную смысловую нагрузку.

Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

- Сегодня по теме урока подготовили проектную работу Асем и Замзагуль.
В литературе определены при работе над проектом шесть стадий. Схематично это выглядит так:
Этапы работы Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Разработка проектного задания.
1.1.Выбор темы проекта. Учитель составляет, отбирает возможные темы и предлагает их учащимся или участвует в обсуждении тем, предложенных школьниками. Ученики обсуждают и принимают решение по выбору темы.
1.2.Подготовка теоретического материла: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучении литературы, работа в сети Интернет. Учитель разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности школьника, рекомендует литературу по теме исследования. Учащийся изучает литературу по теме исследования, при этом работает с разными источникам
1.3 Сбор материала: составление картотеки языковых единиц. Учитель показывает, как методом сплошной выборки составляется картотека языковых единиц. Учащийся составляет картотеку на определённом языковом материале.
2. Разработка проекта. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют исследовательскую деятельность.
3.Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся оформляют результаты своей работы в соответствии с требованиями ГОСТа
4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Учитель знакомит учащихся с требованиями конференций различного уровня. Учащиеся обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: открытая защита, доклад, тезисы статьи.
5. Презентация (защита проекта) Учитель организует экспертизу работы: пишет отзыв и находит внешних рецензентов. Учащиеся докладывают о результатах своей работы.
6. Рефлексия. Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других.

(прилагаются слайды учеников).
Тема проекта: «Художественная деталь в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
Проблема, актуальность: (зачем нам это изучать)

Цель: ( для чего я это делаю? Какого результата хочу достичь?)

- Как же удавалось ему в своих маленьких, с незатейливым сюжетом рассказах так мастерски высветить ситуацию, раскрыть характеры персонажей?

Гипотеза: (предположение, какой будет результат)

Метод: (что нужно сделать, чтобы получить результат)

Практическая деятельность: (исследование)
(сбор информации, выполнение заданий, распределение времени, соцопрос)
Призывая на помощь художественную деталь, а, не углубляясь в сложную психологию, писатель демонстрирует нам бурную смену чувств Очумелова во время непростого разбирательства. Снимая и надевая свою шинель, полицейский надзиратель как бы сменяет маски, и вместе с тем меняется его речь, настроение, отношение к ситуации.
О внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя при расследовании случая, говорят короткие фразы «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» и «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто...». Постепенно мы чувствуем, как унижается Очумелов, даже не перед генералом, хозяином щенка, а перед самим животным. Надзиратель преклоняется перед сильными мира сего, всеми силами стремится им угодить, наплевав на свое человеческое достоинство. Ведь от них зависит его карьера.

Мы при чтении с первого предложения рассказа заметили, что не раз упоминается «новая шинель» - это образное выражение новой должности.
“Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке”.
– Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель? Несложный арифметический подсчет показывает: четыре раза! Следовательно, эта деталь для автора очень важна.
Шинель Очумелова в рассказе А. П. Чехова – яркая художественная деталь. Это и отличительный признак конкретного полицейского надзирателя, и символ государственной власти вообще, и постоянно меняющая цвет, подобно хамелеону, справедливость закона, толкование которого зависит от социальной принадлежности обвиняемого.
Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?
Вседозволенность. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.
Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!
Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.
5. Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".
Учитель. Еще какими способами раскрывается образ героя?
Ученик. Его поступками.
Учитель. Проследим по тексту: сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собаки? От чего это зависит?
Ученик. 6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.
Как меняется тон его высказываний?
Ученик. 6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.
Учитель. В начале нашего разговора мы упомянули о художественных деталях, которые помогли нам познакомиться с Очумеловым, это шинель и крыжовник. Какие еще художественные детали вы заметили в тексте?
Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.
Открытые двери лавок, сонные физиономии - это детали создают зримую точность обстановки.
Как вы думаете, смех в рассказе – это смех веселого или грустного человека? (глаза собаки) – деталь.

Чехов – мастер художественной детали. Давайте посмотрим, как деталь может характеризовать человека.( Каждую деталь записывают в тетради, вывешивается название на доске.)
«Шинель», « узелок и решето с конфискованным крыжовником», «окровавленный палец», «слезящиеся глаза собаки».

Итак, прочитано только первое предложение рассказа. Что же мы узнали? Во-первых, действительно, описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других, казалось бы, необходимых компонентах портрета. Мы как бы “не видим” лица Очумелова, шинель – это все, что читатель знает о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! Во-вторых, на дворе – лето (в руках у городового – решето с конфискованным крыжовником), почему же полицейский надзиратель идет в шинели? Возможно, ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание “высоты” собственного положения. А поскольку символом власти полицейского надзирателя является шинель, то ее хозяин согласен потерпеть жару. В-третьих, вероятно, шинель все-таки расстегнута: трудно представить, что после слов Очумелова: “Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!” – городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет ее сначала расстегивать. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площади, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут “хрюкины” и им подобные.
Словарная работа.
Конфискованный – запрещенный товар на крупную сумму денег, который забирают у владельца в наказание за нарушение закона.

Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.
Очумелов – очумел, стал наглым, нагло врет;

Хрюкин – хрюкает, говорит лишь бы что;

Елдырин –Лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.
Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.
Лексическое значение слова "Хамелеон" - ящерица, которая меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды.
Учитель. Достаточно ли знать только прямое значение слова?.
Ученик. Нет, Чехов употребляет это слово в переносном значении. Хамелеон - это человек, который меняет свое мнение в зависимости от окружающей обстановки. Очумелов меняет свое мнение в зависимости от чина хозяина собаки.
Хамелеонство Очумелова выражается в следующих чертах:
• по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;
• по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;
• по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.
Учитель. Кого еще из героев рассказа можно назвать "хамелеоном"?
Ученик. В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Результат: (что получилось) (вывод по каждому заданию)

Анализ результатов: (сравнить результаты с гипотезой)

Вывод по проекту:

Защита проекта: (разные формы: устное сообщение, презентация, создание нового продукта)

Вывод урока: (учитель)
Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя. Чехов придавал детали большое значение, считал, что она «возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя», который о многом должен догадываться сам.
Насыщен художественными деталями рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», в котором писатель высмеивает чиноугодничество и приспособленчество. Каждая мелочь здесь играет на раскрытие образов. Герои рассказа имеют такие фамилии, которые говорят сами за себя и зачастую не нуждаются в дополнительных эпитетах: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин.
- Сущность характера Очумелова заключается в том, что правда и справедливость для него не имеют никакого значения: кто сильнее, тот и прав! Полицейский надзиратель потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.
Название произведения всегда имеет особое значение, так как в нем всегда заключена основная мысль повествования и краткое его содержание.
Рассказ Чехова имеет название «Хамелеон», идея хамелеонства показывается в рассказе в переносном смысле. Здесь хамелеон – это беспринципный человек, который очень легко меняет свое отношение к жизни, свои позиции в зависимости от сложившейся ситуации. Рассказ содержит в себе сатирическое обобщение.
Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?
Ученик. Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер! Типичность

Рефлексия.
Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.

Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.

Порок – отрицательные качества человека, его плохие черты.

Перед вами деревья совести. Запишите на листочках те качества, которые должны быть с вами всегда.
( Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.)
Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.
Итог урок. (учитель)

Выставление отметок.

А закончить наш урок мне хотелось бы замечательным стихотворением Леонида Филатова.

- Вот вы говорите, что слезы людские – вода?
- Да.
_ Все катаклизмы проходят для вас без следа?
- Да.
……………………………………………….
- И вам все равно, что кого-то постигла беда?
- Да.
И вам наплевать, если где-то горят города?
- Да.
…………………………………………..
- А совесть, скажите, тревожит ли вас иногда?
- Да…
- Но вам удается ее усмирить без труда?
- Да.
- А если разрушили созданный вами семейный очаг?
- Так…
- Жестоко расправились с членами вашей семьи?
- И?
- И вам самому продырявили пулею грудь?
-Жуть!
- Неужто бы вы и тогда мне ответили «да»?
- Нет!
- А вы говорите, что слезы людские – вода?
- Нет…
- Все катаклизмы проходят для вас без следа?
- Нет!

- Так, значит, вас что-то тревожит еще иногда?

П.В. - А что делать, если все вокруг приспосабливаются, также преклоняются перед сильными мира сего, если до сих пор существуют эти пороки, если жить по - другому невозможно.
( Нужно каждому начинать с себя, легко ругать других за пороки, но за них жизнь не проживёшь, поэтому сам оставайся чистым, будь в ладу со своей совестью, если каждый начнет с себя, то мир изменится к лучшему.)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: зарлыковна (2015-02-16) E
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 7:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru