Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок литературы 10 класс
Краткосрочное планирование
Ф.И.О. и место работы Ульянова Виктория Анатольевна
КГУ «Общеобразовательная школа №25» Предмет: русская литература Класс: 10-ый
Тема урока (№43): Драматургия А.П.Чехова. Пьеса «Вишневый сад».
Эпиграф. А.П.Чехов пишет какую-то большую вещь... (М.Горький)
Цель: Показать учащимся особенности драматургии А.П.Чехова, художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад»
Ожидаемый результат: Учащиеся познакомятся с историей создания пьесы, с ее жанровым своеобразием, проведут фрагментарный анализ текста.
Критерии успеха: Ученик А – Ученики научатся выделять лейтмотив в произведении, будут давать оценку происходящему в пьесе с точки зрения представителей нового и старого мира.
Ученик В – ученики будут развивать навык анализа одного явления с разных позиций
Ученик С – учащиеся научаться находить комическое в пьесе
Ключевые идеи/подход: Использование модулей «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», создание коллаборативной среды

Учебник:
(рекомендованный МОН РК) «Русская классическая литература и современность», 10 класс, Алматы «Жазушы», 2014 г.
Ход урока/заметки учителя:
Время Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Оценивание Ресурсы
Формативное
(ОдО) Суммативное (ОО)
8.00-8.05 Психологический настрой учащихся на работу, работа с текстом:
«Чувствую, что теперь нужно писать не так, не о том, а как-то иначе, о чем-то другом, для кого-то другого, строго и честного» (из письма М.Горького о Чехове)
Вопросы к классу:
- О каком творческом этапе А.П.Чехова идет речь?
- О ком сказал А.П.Чехов: «Для кого-то другого, строго и честного»?

Сообщение темы урока. Отвечая на впорос, учащиеся определяют, что речь идет о создании драматических произведений, о конце 1890-х годов, когда в настроениях и восприятии жизни А.П.Чехова происходит перелом.
Ученики предполагают и обосновывают свой ответ, что более честные и строгие – это зрители в театре, которые видят игру актеров и верят им. Тексты (на каждую парту), тетради
8.05-8.12 Сообщение учащегося «Особенности драматургии А.П.Чехова. История создания пьесы» (опережающее задание)
Модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», Диалоговое обучение»
В помощь учителю. Замысел пьесы относится к началу 1901 года. В 1902 году формировался сюжет, а с конца февраля до октября 1903 года пьеса писалась (прерывалась из-за болезни). Автобиографичность произведения: дед писателя был крепостным, а отец открыл свое дело; за неуплату долгов дому Чехова грозила продажа с аукциона (дом выкупил служащий Г.Селиванов, который несколько лет жил в этом доме и считался длугом Чехова); после продажи дома А.П.Чехов получил свободу и независимости, как Аня в пьесе после продажи имения.
В основу пьесы легла мысль об общественно-историческом развитии России во второй половине 19-начала 20 веков.Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса. Индивидуальная работа – работа в парах
Составить краткий конспект «История создания пьесы», подготовить «толстые» вопросы к выступающему Само- и взаимооценка конспектов по парам
(«Лестница успеха») Оценка за сообщение Тетради, конспекты
8.12-8.22 Работа с текстом по группам (текст читается в группах, обсуждается и предлагается свой вариант заключительного предложения).
Текст Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама смена хозяев вишневого сада, сколько нечто другое – с его точки зрения, куда более существенное, более важное. Предстоящая продажа имения за долги, связанные с этим жизненные перипетии, являются для него лишь поводом для объяснения событий и обстоятельств иного рода. Не конфликты старых и новых владельцевв вишневого сада интересуют Чехова – ему хочется рассказать... (учащиеся на постерах дописывают предложение).
В помощь учителю. Ему хочется рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении ее будущего в этом процессе.
Модули «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Обучение критическому мышлению» Презентация ответов каждой группы, запись в тетради Оценка работы каждой группы по критериям (грамотность изложения, доступность, четкость и конкретность)
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Тетардь, постер, доска
8.22-8.25 Слово учителя о жанровом своеобразии:
Литературоведы определяют «Вишневый сад» как лирическую комедию. Сам А.П.Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс».
Работа в парах сменного состава:
- Что давало автору основание определить так жанр произведения?
В помощь учителю. Имеются комедийные персонажи (Шарлотта, Епиходов, Яша, Дуняша), комедийные положения. Чехов вкладывает в слово «комедия» такое драматическое призведение, в котором критически оцениваются общетсвенные нравы, воспароизводится дух эпохи, отражаются законоерности жизни, времени.В общем жизнеутверждающем тоне «Вишневого сада» отразились новые настроения эпохи, поэтому автор не разрешал называть свое произведение драмой.
Фарс – комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. Обсуждают, представляют по парам (выборочно) свои ответы, аргументируют их.
Оценить свою работу (на пальцах) Тетради, доска
8.25-8.30 Работа с текстом пьесы «Вишневый сад»
1. В название «Вишневый сад» писатель внес одновременно конретное и обобщенно-поэтическое содержание.
- Расскройте их
( характерная принадлежность дворянской усадьбы и олицетворение России, ее богатства, красоты, поэзии)
2. – Что является лейтмотивом пьемы?
( Мотив продажи, гибели вишневого сада. Лейтмотив – ведущий мотив, господствующий образ, настроение, иногда художественная деталь, повторяющаяся в произведении)
Вишневый сад все время находится в центре внимания, то он описывается вблизи из окна детской ( 1-ое действие), то вдалеке (2-ое действие). О нем говорят все герои, но для каждого сад имеет свое значение. Чтение, анализ содержания, запись в тетради Самооценка на полях тетради «Символ» (звездочка – «отлично», квадрат – «хорошо», треугольник – «удовлетворительно», отрезок – «не все пока получается», точка – «нужно поработать над собой» Тексты пьесы
8.30-8.42 Работа по группам. Изобразить на постере, что говорят о вишневом саде герои, какие стороны его видят.
Группа №1 – Фирс
Группа №2 –Раневская, Гаев
Группа №3 – Лопахин
Группа №4 – Петя Трофимов, Аня
В помощь учителю.
Фирс – воплощение барского расцвета, богатства. В его воспоминаниях о той поре, когда вишневый сад давал доходы («Денег было!»), знали способы, как мариновать, сушить, варить вишню, чувствуется рабское сожаление об утрате барского благополучия.
Раневская и Гаев – олицетворение прошлого, предмет дворянской гордости («и в энциклопедическом словаре упоминается про этот сад»), напоминание об ушедшей молодости, утраченном беззаботном счастье («О, мой милый, мой недный, прекрасный сад!»)
Лопахин – для него в саду «замечательно... только то, что он очень большой», что в умелых руках может приносить большой доход. Тоже вызывает воспоминания о прошлом: здесь дед и отец его были рабарми. С садом связаны планы на будущее, он предмет его гордости, олицетворения его силы – «Вишневый сад теперь мой!»
Петя Трофимов и Аня – для студента вишневый сад – воплощение крепостного уклада жизни, он не разрешает себе любоваться красотой сада, без сожаления расстается с ним. Внушает эти же мыли Ани. Трофимов – «Вся Россия – наш сад!», Аня – «Мы посадим новый сад!». Работа в группах, заполнение постера, выступление спикеров Оценка работы каждой группы по критериям (грамотность изложения, наличие примеров, четкость и конкретность)
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Оценка по результатам работы в группах, показывающие знание текста, умение анализировать
8.42-8.45 Домашнее задание (записаоно на доске)
Группа №1 – подготовить темы сочинения по пьесе «Вишневый сад»
Группа №2 – подготовить вопросы по 1,2 действиям
Группа №3 - подготовить вопросы по 3,4 действиям
Группа №4 – ответить на вопрос: В чем двойственность образа Пети Трофимова?
Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся Заполнение рефлексивных листов, «лестница успеха» в тетради. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Доска, тетради

Заметки учителя/Рефлексия: Данный урок построен в соответствии с учетом возрастных особенностей учащихся, программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений учеников, знания ими текста художественного произведения. Урок был нaпpaвлeн нa фopмиpoвaниe у учaщиxcя знaний пo тeмe уpoкa, coвepшeнcтвoвaниe умeния cлушaть дpуг дpугa в процессе фopмиpoвaния coбcтвeнных пpeдcтaвлeний пo тeмe, нa paзвитиe умeния работать во взаимодействии друг с другом. Главным для меня было – создание коллаборативной среды. К сожалению, еще нельзя сказать, что она полностью создана на уроке: выделяются отдельные пары и группы, в которых определенные учащиеся не хотят работать во взаимодействии с другими ребятами. От урока к уроку эффективность парной и групповой работы повышается, что прослеживается в листах обратной связи, однако максимальный эффект еще не достигнут.
Основой урока стал модуль «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», так как диалог между учителем и учеником, учеником и учеником, в силу возрастных особенностей десятиклассников, помогает наладить эмоциональный фон в классе, создать плодотворную среду для восприятия знаний.

Материал к уроку
Работа по группам. Закончи предложение.
Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама смена хозяев вишневого сада, сколько нечто другое – с его точки зрения, куда более существенное, более важное. Предстоящая продажа имения за долги, связанные с этим жизненные перипетии, являются для него лишь поводом для объяснения событий и обстоятельств иного рода. Не конфликты старых и новых владельцевв вишневого сада интересуют Чехова – ему хочется рассказать...
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Полина9724 (2015-03-16)
Просмотров: 1311 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 1:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru