Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок литературы 10 класс
Краткосрочное планирование
Ф.И.О. и место работы Ульянова Виктория Анатольевна
КГУ «Общеобразовательная школа №25» Предмет: русская литература Класс: 10-ый
Тема урока (№43): Драматургия А.П.Чехова. Пьеса «Вишневый сад».
Эпиграф. А.П.Чехов пишет какую-то большую вещь... (М.Горький)
Цель: Показать учащимся особенности драматургии А.П.Чехова, художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад»
Ожидаемый результат: Учащиеся познакомятся с историей создания пьесы, с ее жанровым своеобразием, проведут фрагментарный анализ текста.
Критерии успеха: Ученик А – Ученики научатся выделять лейтмотив в произведении, будут давать оценку происходящему в пьесе с точки зрения представителей нового и старого мира.
Ученик В – ученики будут развивать навык анализа одного явления с разных позиций
Ученик С – учащиеся научаться находить комическое в пьесе
Ключевые идеи/подход: Использование модулей «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», создание коллаборативной среды

Учебник:
(рекомендованный МОН РК) «Русская классическая литература и современность», 10 класс, Алматы «Жазушы», 2014 г.
Ход урока/заметки учителя:
Время Деятельность учителя Деятельность
обучающихся Оценивание Ресурсы
Формативное
(ОдО) Суммативное (ОО)
8.00-8.05 Психологический настрой учащихся на работу, работа с текстом:
«Чувствую, что теперь нужно писать не так, не о том, а как-то иначе, о чем-то другом, для кого-то другого, строго и честного» (из письма М.Горького о Чехове)
Вопросы к классу:
- О каком творческом этапе А.П.Чехова идет речь?
- О ком сказал А.П.Чехов: «Для кого-то другого, строго и честного»?

Сообщение темы урока. Отвечая на впорос, учащиеся определяют, что речь идет о создании драматических произведений, о конце 1890-х годов, когда в настроениях и восприятии жизни А.П.Чехова происходит перелом.
Ученики предполагают и обосновывают свой ответ, что более честные и строгие – это зрители в театре, которые видят игру актеров и верят им. Тексты (на каждую парту), тетради
8.05-8.12 Сообщение учащегося «Особенности драматургии А.П.Чехова. История создания пьесы» (опережающее задание)
Модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», Диалоговое обучение»
В помощь учителю. Замысел пьесы относится к началу 1901 года. В 1902 году формировался сюжет, а с конца февраля до октября 1903 года пьеса писалась (прерывалась из-за болезни). Автобиографичность произведения: дед писателя был крепостным, а отец открыл свое дело; за неуплату долгов дому Чехова грозила продажа с аукциона (дом выкупил служащий Г.Селиванов, который несколько лет жил в этом доме и считался длугом Чехова); после продажи дома А.П.Чехов получил свободу и независимости, как Аня в пьесе после продажи имения.
В основу пьесы легла мысль об общественно-историческом развитии России во второй половине 19-начала 20 веков.Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса. Индивидуальная работа – работа в парах
Составить краткий конспект «История создания пьесы», подготовить «толстые» вопросы к выступающему Само- и взаимооценка конспектов по парам
(«Лестница успеха») Оценка за сообщение Тетради, конспекты
8.12-8.22 Работа с текстом по группам (текст читается в группах, обсуждается и предлагается свой вариант заключительного предложения).
Текст Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама смена хозяев вишневого сада, сколько нечто другое – с его точки зрения, куда более существенное, более важное. Предстоящая продажа имения за долги, связанные с этим жизненные перипетии, являются для него лишь поводом для объяснения событий и обстоятельств иного рода. Не конфликты старых и новых владельцевв вишневого сада интересуют Чехова – ему хочется рассказать... (учащиеся на постерах дописывают предложение).
В помощь учителю. Ему хочется рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении ее будущего в этом процессе.
Модули «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Обучение критическому мышлению» Презентация ответов каждой группы, запись в тетради Оценка работы каждой группы по критериям (грамотность изложения, доступность, четкость и конкретность)
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Тетардь, постер, доска
8.22-8.25 Слово учителя о жанровом своеобразии:
Литературоведы определяют «Вишневый сад» как лирическую комедию. Сам А.П.Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс».
Работа в парах сменного состава:
- Что давало автору основание определить так жанр произведения?
В помощь учителю. Имеются комедийные персонажи (Шарлотта, Епиходов, Яша, Дуняша), комедийные положения. Чехов вкладывает в слово «комедия» такое драматическое призведение, в котором критически оцениваются общетсвенные нравы, воспароизводится дух эпохи, отражаются законоерности жизни, времени.В общем жизнеутверждающем тоне «Вишневого сада» отразились новые настроения эпохи, поэтому автор не разрешал называть свое произведение драмой.
Фарс – комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. Обсуждают, представляют по парам (выборочно) свои ответы, аргументируют их.
Оценить свою работу (на пальцах) Тетради, доска
8.25-8.30 Работа с текстом пьесы «Вишневый сад»
1. В название «Вишневый сад» писатель внес одновременно конретное и обобщенно-поэтическое содержание.
- Расскройте их
( характерная принадлежность дворянской усадьбы и олицетворение России, ее богатства, красоты, поэзии)
2. – Что является лейтмотивом пьемы?
( Мотив продажи, гибели вишневого сада. Лейтмотив – ведущий мотив, господствующий образ, настроение, иногда художественная деталь, повторяющаяся в произведении)
Вишневый сад все время находится в центре внимания, то он описывается вблизи из окна детской ( 1-ое действие), то вдалеке (2-ое действие). О нем говорят все герои, но для каждого сад имеет свое значение. Чтение, анализ содержания, запись в тетради Самооценка на полях тетради «Символ» (звездочка – «отлично», квадрат – «хорошо», треугольник – «удовлетворительно», отрезок – «не все пока получается», точка – «нужно поработать над собой» Тексты пьесы
8.30-8.42 Работа по группам. Изобразить на постере, что говорят о вишневом саде герои, какие стороны его видят.
Группа №1 – Фирс
Группа №2 –Раневская, Гаев
Группа №3 – Лопахин
Группа №4 – Петя Трофимов, Аня
В помощь учителю.
Фирс – воплощение барского расцвета, богатства. В его воспоминаниях о той поре, когда вишневый сад давал доходы («Денег было!»), знали способы, как мариновать, сушить, варить вишню, чувствуется рабское сожаление об утрате барского благополучия.
Раневская и Гаев – олицетворение прошлого, предмет дворянской гордости («и в энциклопедическом словаре упоминается про этот сад»), напоминание об ушедшей молодости, утраченном беззаботном счастье («О, мой милый, мой недный, прекрасный сад!»)
Лопахин – для него в саду «замечательно... только то, что он очень большой», что в умелых руках может приносить большой доход. Тоже вызывает воспоминания о прошлом: здесь дед и отец его были рабарми. С садом связаны планы на будущее, он предмет его гордости, олицетворения его силы – «Вишневый сад теперь мой!»
Петя Трофимов и Аня – для студента вишневый сад – воплощение крепостного уклада жизни, он не разрешает себе любоваться красотой сада, без сожаления расстается с ним. Внушает эти же мыли Ани. Трофимов – «Вся Россия – наш сад!», Аня – «Мы посадим новый сад!». Работа в группах, заполнение постера, выступление спикеров Оценка работы каждой группы по критериям (грамотность изложения, наличие примеров, четкость и конкретность)
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Оценка по результатам работы в группах, показывающие знание текста, умение анализировать
8.42-8.45 Домашнее задание (записаоно на доске)
Группа №1 – подготовить темы сочинения по пьесе «Вишневый сад»
Группа №2 – подготовить вопросы по 1,2 действиям
Группа №3 - подготовить вопросы по 3,4 действиям
Группа №4 – ответить на вопрос: В чем двойственность образа Пети Трофимова?
Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся Заполнение рефлексивных листов, «лестница успеха» в тетради. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения»
Доска, тетради

Заметки учителя/Рефлексия: Данный урок построен в соответствии с учетом возрастных особенностей учащихся, программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений учеников, знания ими текста художественного произведения. Урок был нaпpaвлeн нa фopмиpoвaниe у учaщиxcя знaний пo тeмe уpoкa, coвepшeнcтвoвaниe умeния cлушaть дpуг дpугa в процессе фopмиpoвaния coбcтвeнных пpeдcтaвлeний пo тeмe, нa paзвитиe умeния работать во взаимодействии друг с другом. Главным для меня было – создание коллаборативной среды. К сожалению, еще нельзя сказать, что она полностью создана на уроке: выделяются отдельные пары и группы, в которых определенные учащиеся не хотят работать во взаимодействии с другими ребятами. От урока к уроку эффективность парной и групповой работы повышается, что прослеживается в листах обратной связи, однако максимальный эффект еще не достигнут.
Основой урока стал модуль «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», так как диалог между учителем и учеником, учеником и учеником, в силу возрастных особенностей десятиклассников, помогает наладить эмоциональный фон в классе, создать плодотворную среду для восприятия знаний.

Материал к уроку
Работа по группам. Закончи предложение.
Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама смена хозяев вишневого сада, сколько нечто другое – с его точки зрения, куда более существенное, более важное. Предстоящая продажа имения за долги, связанные с этим жизненные перипетии, являются для него лишь поводом для объяснения событий и обстоятельств иного рода. Не конфликты старых и новых владельцевв вишневого сада интересуют Чехова – ему хочется рассказать...
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Полина9724 (2015-03-16)
Просмотров: 567 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru