Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Краткосрочное планирование Ф.И.О. и место работы Ульянова Виктория Анатольевна КГУ «Общеобразовательная школа №25» Предмет: русская литература Класс: 10-ый Тема урока (№43): Драматургия А.П.Чехова. Пьеса «Вишневый сад». Эпиграф. А.П.Чехов пишет какую-то большую вещь... (М.Горький) Цель: Показать учащимся особенности драматургии А.П.Чехова, художественное своеобразие пьесы «Вишневый сад» Ожидаемый результат: Учащиеся познакомятся с историей создания пьесы, с ее жанровым своеобразием, проведут фрагментарный анализ текста. Критерии успеха: Ученик А – Ученики научатся выделять лейтмотив в произведении, будут давать оценку происходящему в пьесе с точки зрения представителей нового и старого мира. Ученик В – ученики будут развивать навык анализа одного явления с разных позиций Ученик С – учащиеся научаться находить комическое в пьесе Ключевые идеи/подход: Использование модулей «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», создание коллаборативной среды Учебник: (рекомендованный МОН РК) «Русская классическая литература и современность», 10 класс, Алматы «Жазушы», 2014 г. Ход урока/заметки учителя: Время Деятельность учителя Деятельность обучающихся Оценивание Ресурсы Формативное (ОдО) Суммативное (ОО) 8.00-8.05 Психологический настрой учащихся на работу, работа с текстом: «Чувствую, что теперь нужно писать не так, не о том, а как-то иначе, о чем-то другом, для кого-то другого, строго и честного» (из письма М.Горького о Чехове) Вопросы к классу: - О каком творческом этапе А.П.Чехова идет речь? - О ком сказал А.П.Чехов: «Для кого-то другого, строго и честного»? Сообщение темы урока. Отвечая на впорос, учащиеся определяют, что речь идет о создании драматических произведений, о конце 1890-х годов, когда в настроениях и восприятии жизни А.П.Чехова происходит перелом. Ученики предполагают и обосновывают свой ответ, что более честные и строгие – это зрители в театре, которые видят игру актеров и верят им. Тексты (на каждую парту), тетради 8.05-8.12 Сообщение учащегося «Особенности драматургии А.П.Чехова. История создания пьесы» (опережающее задание) Модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», Диалоговое обучение» В помощь учителю. Замысел пьесы относится к началу 1901 года. В 1902 году формировался сюжет, а с конца февраля до октября 1903 года пьеса писалась (прерывалась из-за болезни). Автобиографичность произведения: дед писателя был крепостным, а отец открыл свое дело; за неуплату долгов дому Чехова грозила продажа с аукциона (дом выкупил служащий Г.Селиванов, который несколько лет жил в этом доме и считался длугом Чехова); после продажи дома А.П.Чехов получил свободу и независимости, как Аня в пьесе после продажи имения. В основу пьесы легла мысль об общественно-историческом развитии России во второй половине 19-начала 20 веков.Смена хозяев вишневого сада является своеобразным символом этого процесса. Индивидуальная работа – работа в парах Составить краткий конспект «История создания пьесы», подготовить «толстые» вопросы к выступающему Само- и взаимооценка конспектов по парам («Лестница успеха») Оценка за сообщение Тетради, конспекты 8.12-8.22 Работа с текстом по группам (текст читается в группах, обсуждается и предлагается свой вариант заключительного предложения). Текст Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама смена хозяев вишневого сада, сколько нечто другое – с его точки зрения, куда более существенное, более важное. Предстоящая продажа имения за долги, связанные с этим жизненные перипетии, являются для него лишь поводом для объяснения событий и обстоятельств иного рода. Не конфликты старых и новых владельцевв вишневого сада интересуют Чехова – ему хочется рассказать... (учащиеся на постерах дописывают предложение). В помощь учителю. Ему хочется рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении ее будущего в этом процессе. Модули «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Обучение критическому мышлению» Презентация ответов каждой группы, запись в тетради Оценка работы каждой группы по критериям (грамотность изложения, доступность, четкость и конкретность) Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» Тетардь, постер, доска 8.22-8.25 Слово учителя о жанровом своеобразии: Литературоведы определяют «Вишневый сад» как лирическую комедию. Сам А.П.Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс». Работа в парах сменного состава: - Что давало автору основание определить так жанр произведения? В помощь учителю. Имеются комедийные персонажи (Шарлотта, Епиходов, Яша, Дуняша), комедийные положения. Чехов вкладывает в слово «комедия» такое драматическое призведение, в котором критически оцениваются общетсвенные нравы, воспароизводится дух эпохи, отражаются законоерности жизни, времени.В общем жизнеутверждающем тоне «Вишневого сада» отразились новые настроения эпохи, поэтому автор не разрешал называть свое произведение драмой. Фарс – комедия легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. Обсуждают, представляют по парам (выборочно) свои ответы, аргументируют их. Оценить свою работу (на пальцах) Тетради, доска 8.25-8.30 Работа с текстом пьесы «Вишневый сад» 1. В название «Вишневый сад» писатель внес одновременно конретное и обобщенно-поэтическое содержание. - Расскройте их ( характерная принадлежность дворянской усадьбы и олицетворение России, ее богатства, красоты, поэзии) 2. – Что является лейтмотивом пьемы? ( Мотив продажи, гибели вишневого сада. Лейтмотив – ведущий мотив, господствующий образ, настроение, иногда художественная деталь, повторяющаяся в произведении) Вишневый сад все время находится в центре внимания, то он описывается вблизи из окна детской ( 1-ое действие), то вдалеке (2-ое действие). О нем говорят все герои, но для каждого сад имеет свое значение. Чтение, анализ содержания, запись в тетради Самооценка на полях тетради «Символ» (звездочка – «отлично», квадрат – «хорошо», треугольник – «удовлетворительно», отрезок – «не все пока получается», точка – «нужно поработать над собой» Тексты пьесы 8.30-8.42 Работа по группам. Изобразить на постере, что говорят о вишневом саде герои, какие стороны его видят. Группа №1 – Фирс Группа №2 –Раневская, Гаев Группа №3 – Лопахин Группа №4 – Петя Трофимов, Аня В помощь учителю. Фирс – воплощение барского расцвета, богатства. В его воспоминаниях о той поре, когда вишневый сад давал доходы («Денег было!»), знали способы, как мариновать, сушить, варить вишню, чувствуется рабское сожаление об утрате барского благополучия. Раневская и Гаев – олицетворение прошлого, предмет дворянской гордости («и в энциклопедическом словаре упоминается про этот сад»), напоминание об ушедшей молодости, утраченном беззаботном счастье («О, мой милый, мой недный, прекрасный сад!») Лопахин – для него в саду «замечательно... только то, что он очень большой», что в умелых руках может приносить большой доход. Тоже вызывает воспоминания о прошлом: здесь дед и отец его были рабарми. С садом связаны планы на будущее, он предмет его гордости, олицетворения его силы – «Вишневый сад теперь мой!» Петя Трофимов и Аня – для студента вишневый сад – воплощение крепостного уклада жизни, он не разрешает себе любоваться красотой сада, без сожаления расстается с ним. Внушает эти же мыли Ани. Трофимов – «Вся Россия – наш сад!», Аня – «Мы посадим новый сад!». Работа в группах, заполнение постера, выступление спикеров Оценка работы каждой группы по критериям (грамотность изложения, наличие примеров, четкость и конкретность) Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» Оценка по результатам работы в группах, показывающие знание текста, умение анализировать 8.42-8.45 Домашнее задание (записаоно на доске) Группа №1 – подготовить темы сочинения по пьесе «Вишневый сад» Группа №2 – подготовить вопросы по 1,2 действиям Группа №3 - подготовить вопросы по 3,4 действиям Группа №4 – ответить на вопрос: В чем двойственность образа Пети Трофимова? Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся Заполнение рефлексивных листов, «лестница успеха» в тетради. Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения» Доска, тетради Заметки учителя/Рефлексия: Данный урок построен в соответствии с учетом возрастных особенностей учащихся, программных требований, содержания материала, необходимого уровня знаний и умений учеников, знания ими текста художественного произведения. Урок был нaпpaвлeн нa фopмиpoвaниe у учaщиxcя знaний пo тeмe уpoкa, coвepшeнcтвoвaниe умeния cлушaть дpуг дpугa в процессе фopмиpoвaния coбcтвeнных пpeдcтaвлeний пo тeмe, нa paзвитиe умeния работать во взаимодействии друг с другом. Главным для меня было – создание коллаборативной среды. К сожалению, еще нельзя сказать, что она полностью создана на уроке: выделяются отдельные пары и группы, в которых определенные учащиеся не хотят работать во взаимодействии с другими ребятами. От урока к уроку эффективность парной и групповой работы повышается, что прослеживается в листах обратной связи, однако максимальный эффект еще не достигнут. Основой урока стал модуль «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», так как диалог между учителем и учеником, учеником и учеником, в силу возрастных особенностей десятиклассников, помогает наладить эмоциональный фон в классе, создать плодотворную среду для восприятия знаний. Материал к уроку Работа по группам. Закончи предложение. Судьба барского поместья сюжетно организует пьесу, но в ней нет развития действия в привычном понимании. Автора занимает не столько сама смена хозяев вишневого сада, сколько нечто другое – с его точки зрения, куда более существенное, более важное. Предстоящая продажа имения за долги, связанные с этим жизненные перипетии, являются для него лишь поводом для объяснения событий и обстоятельств иного рода. Не конфликты старых и новых владельцевв вишневого сада интересуют Чехова – ему хочется рассказать... | |
Просмотров: 1311 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|