Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

разработка урока по русской литературе
Разработка урока

Предмет: русская литература
Класс: 5-ый
Учитель русского языка и литературы: Ульянова Виктория Анатольевна
КГУ «Общеобразовательная школа №25» г.Сатпаев, Карагандинская область

Тема «Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Цель: Познакомить учащихся с творчеством Л.Н.Толстого, определить тему и идею рассказа «Кавказский пленник».
Ожидаемый результат: Учащиеся познакомятся с отдельными сведениями из творческой биографии Л.Н.Толстого, прочитают фрагменты рассказа «Кавказский пленник».
Критерии успеха: Ученики познакомятся с теоретическими понятиями «рассказ», «антитеза», научатся выделять тему и идею в произведении, сравнивать героев, будут развивать критическое мышление.
Ключевые идеи/подход: Использование модулей «Обучение талантливых и одаренных учеников», «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении. Диалоговое обучение», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», создание коллаборативной среды

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка и цели и мотивации учения. Психологический настрой учащихся на эффективную работу.
Вопрос к классу:
- Чем детский писатель отличается от писателя, который пишет для взрослых?
Отвечая на данный вопрос, учащиеся приходят к выводу, что произведения, написанные для детей, имеют свои особенности. Из этого вывода учитель «подводит» учеников к теме урока.
Сообщение темы урока
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
2. Слово учителя. Рассказ о творчестве Л.Н.Толстого. Рассмотрение понятий «рассказ», «антитеза». Учитель сразу комментирует работу, которую учащиеся будут выполнять во время слушания рассказа учителя, - написание краткого конспекта по услышанному. Помимо этого, учитель сообщает учащимся, что свой конспект они будут представлять и оценивать по критериям в парах.
Учащиеся записывают краткий конспект «Творчество Л.Н.Толстого» со слов учителя, тем самым развивая навык внимательного слушания и умения составлять конспект (данный вид работы можно делать только в том классе, где учитель систематически развивает навык написания конспекта, в ином случае, ученики просто не справятся с тем, что нужно одновременно слушать учителя и фиксировать главное).
3. Работа в парах по конспекту.
Учащиеся зачитывают другу другу свой краткий конспект, дополняют свою работу по материал конспекта другого, выставляют оценки другу другу по заданным критериям.
4. Выразительное чтение фрагментов рассказа «Кавказский пленник» (учителем либо подготовленным учеником), работа по вопросам (устно, по необходимости в тетрадях и на доске):
- Почему автор называет свой рассказ «быль»?
- Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Жилин, а Костылин?
- Что заставило Жилина и Костылина принять решение не дожидаться провожатых солдат?
- Каковы причины того, что Жилин оказался в плену?
- Как характеризует Костылина его поступок?
5. Составление «тонких» и «толстых» вопросов по прочитанному тексту в парах сменного состава.
Учитель меняет пары и предлагает учащимся составить свои вопросы, сразу делая акцент на «толстых» вопросах. Затем пары презентуют свои вопросы (количество вопросов зависит от наличия времени на уроке, все непрозвучавшие вопросы фиксируются парами на вопросном листе, который крепится на доске; вопросы с этого листа могут послужить домашним заданием либо могут быть использованы на следующем уроке). Пары оценивают свою работу на «Лестнице успеха».
6. Работа в группах. Учащиеся в группах определяют тему и идею художественного произведения и готовят свою презентацию на постере. Учитель напоминает правила работы в группе и распределяет обязанности членов группы (это могут делать и сами ученики).
Важно каждой группе дать возможность презентовать свои выводы по теме и идее рассказа «Кавказский пленник». В ходе выступления спикеров групп учитель дает комментарии сам либо приглашает к сотрудничеству другие группы. Главное, чтобы учащиеся разобрались в теме и идее рассказа. После выступления группы организуется оценивание ее работы другими группами.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учащимся предлагается заполнить рефлексивные листы, ответив на следующие вопросы:
- Какая работа на уроке показалась тебе самой интересной, почему?
- Чему научил тебя этот рассказ?
- Оцени свою работу на уроке ( оценка точками: 5 точек – звездочка – я отлично поработал, 4 точки – квадрат – я хорошо справился с работой, 3 точки – треугольник – могу поставить себе удовлетворительную оценку, 2 точки – отрезок – мог бы работать сегодня лучше, 1 точка – точка- сегодня своей работой не доволен).
8. Домашнее задание
Каждому ученику необходимо письменно в тетради ответить на три вопроса (один вопрос ученик выбирает из вопросного листа, расположенного на доске, два вопроса – из учебника (№№ 5,7, стр. 163 по учебнику «Русская словесность», 5 класс, Алматы «Атамұра», 2010 г.)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: vika11031973 (2015-03-24) | Автор: Ульянова Виктория Анатольевна E
Просмотров: 683 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 3:30 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru