Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Урок русского языка в 7 классе. Тема: Причастие как особая форма глагола. (Лекция с элементами беседы.) Цель урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия: формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий. Оборудование: ОСК «Причастие», таблица, сказка, компьютер. Ход урока I. План. 1. Причастие как особая форма глагола. 2. Признаки прилагательного у причастия. 3. Признаки глагола у причастия. 4. Использование причастий в речи. II.Лекция с элементами беседы. Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу . М.В. Ломоносов 1. Использование таблицы «Причастие» с указанием признаков прилагательного и глагола ( Инсценировка сказки). 2. Признаки глагола и прилагательного у причастия (см. упр. 40, стр. 21). 3. Оформление алгоритма. Признаки глагола и прилагательного у причастия Причастие Признаки глагола Признаки прилагательного 1. Признак по действию. 2. Вид (сов. и несов.) 3. Время (наст. и прош.) 1. Вопрос (Какой? Какая? Какое?) 2. Род. 3. Число. 4. Падеж. 5. Синтаксическая роль. 4. Обучающая игра «Суть». Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме? Открой § 7, стр. 27. Назови эти признаки и допиши. Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 6, стр. 2; § 7, стр. 27 и выделить суть ответа на поставленный вопрос. 4. Возвратность 5. Переходность. 6. Краткая или полная форма. 5. Использование причастий в речи. Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.) Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса. За столом сидят ученики и читают книгу. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса За столом сидят ученики, читающие книгу. Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной. III.Движение темы. 1.Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении. 2. Тренировочные упражнения. а) Упр.45. Научились ли вы узнавать причастия? Определение морфологических признаков. Распахивающая – несов. в., наст. вр., невозвр., перех., полн., ж. р., ед. ч., в.п. б) Дифференцированное задание. Задача: определить степень усвоения причастия, уметь различать прилагательные и причастия. 1 в. На «3». 2 в. На «4» и «5». 1 вариант. 1. Укажите причастие. 1. черный 2. чернеет 3. чернеющий 4. черноватый 5. чернея х 2.Укажите словосочетание « прич.+ сущ.». 1. спящий щенок 2. белая мгла 3. зеленый цвет 4. спелая ягода 5. теплый ветер х 3. Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.». 1. рекомендуемая программа 2. слушающий музыку 3. зажженный фонарь 4. светлое небо 5. собранные грибы 4. Найдите в предложении причастие. 1 2 3 4 5 6 7 Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. Ключ: 1 2 3 4 3 1 4 5 2 вариант. 1.Укажите причастие. 1. белый 2. белеет 3. белеющий 4. беловатый 5. белея х 2. Укажите словосочетание « прич.+ сущ.». 1. болотная трава 2. горячая печь 3. спеющая ягода 4. мелкий брод 5. последний лист 6. темный горизонт х 3.Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.». 1. читающий мальчик 2. читальный зал 3. созревающие зерна 4. скошенная трава 5. каменный дом 6. поющие птицы х 4. Укажите словосочетания «прич. + сущ.». 1. вспаханное поле 2. смеющийся ребенок 3. смелый борец 4. горячий напиток 5. горящий костер 6. покрасневший плод 5. Найдите в предложении причастие. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 У Чехова был запоминающийся низкий бас с густым металлом, гибкие 11 12 13 14 15 16 интонации, переливающиеся в какой-то лёгкий распев. (М.Громов.) Ключ: 1 2 3 4 5 3 3 2;5 1;2;5;6 4;12 IV. Подытожим урок. Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». | |
Просмотров: 1571 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|