Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока в 7 классе на тему:"Причастие как особая форма глагола"
Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Причастие как особая форма глагола. (Лекция с элементами беседы.)

Цель урока: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия: формировать умение различать причастия и прилагательные; способствовать усвоению и обогащению синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.

Оборудование: ОСК «Причастие», таблица, сказка, компьютер.

Ход урока
I. План.
1. Причастие как особая форма глагола.
2. Признаки прилагательного у причастия.
3. Признаки глагола у причастия.
4. Использование причастий в речи.
II.Лекция с элементами беседы.
Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу .
М.В. Ломоносов
1. Использование таблицы «Причастие» с указанием признаков прилагательного и глагола
( Инсценировка сказки).
2. Признаки глагола и прилагательного у причастия (см. упр. 40, стр. 21).
3. Оформление алгоритма.
Признаки глагола и прилагательного у причастия
Причастие

Признаки глагола Признаки прилагательного
1. Признак по действию.
2. Вид (сов. и несов.)
3. Время (наст. и прош.) 1. Вопрос (Какой? Какая? Какое?)
2. Род.
3. Число.
4. Падеж.
5. Синтаксическая роль.

4. Обучающая игра «Суть».
Какие признаки глагола и прилагательного не указаны нами в алгоритме?
Открой § 7, стр. 27. Назови эти признаки и допиши. Правила игры «Суть»: в течение 5 мин. учащимся необходимо просмотреть § 6, стр. 2; § 7, стр. 27 и выделить суть ответа на поставленный вопрос.

4. Возвратность
5. Переходность. 6. Краткая или полная форма.

5. Использование причастий в речи.
Сравнить предложения, определить роль причастий в речи ( компьютер.)

Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса.
За столом сидят ученики и читают книгу. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса
За столом сидят ученики, читающие книгу.

Вывод: Употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь более яркой, выразительной.

III.Движение темы.

1.Составить связный рассказ о причастии по следующему плану: что такое причастие, что общего у прилагательного и причастия, чем они отличаются, какова роль причастия в предложении.

2. Тренировочные упражнения.
а) Упр.45. Научились ли вы узнавать причастия? Определение морфологических признаков.
Распахивающая – несов. в., наст. вр., невозвр., перех., полн., ж. р., ед. ч., в.п.
б) Дифференцированное задание.
Задача: определить степень усвоения причастия, уметь различать прилагательные и причастия.
1 в. На «3».
2 в. На «4» и «5».

1 вариант.

1. Укажите причастие.
1. черный
2. чернеет
3. чернеющий
4. черноватый
5. чернея
х
2.Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».
1. спящий щенок
2. белая мгла
3. зеленый цвет
4. спелая ягода
5. теплый ветер
х
3. Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».
1. рекомендуемая программа
2. слушающий музыку
3. зажженный фонарь
4. светлое небо
5. собранные грибы

4. Найдите в предложении причастие.
1 2 3 4 5 6 7
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию.

Ключ:

1 2 3 4
3 1 4 5

2 вариант.
1.Укажите причастие.
1. белый
2. белеет
3. белеющий
4. беловатый
5. белея
х
2. Укажите словосочетание « прич.+ сущ.».
1. болотная трава
2. горячая печь
3. спеющая ягода
4. мелкий брод
5. последний лист
6. темный горизонт
х
3.Укажите словосочетание « прилаг. + сущ.».
1. читающий мальчик
2. читальный зал
3. созревающие зерна
4. скошенная трава
5. каменный дом
6. поющие птицы
х
4. Укажите словосочетания «прич. + сущ.».
1. вспаханное поле
2. смеющийся ребенок
3. смелый борец
4. горячий напиток
5. горящий костер
6. покрасневший плод

5. Найдите в предложении причастие.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
У Чехова был запоминающийся низкий бас с густым металлом, гибкие
11 12 13 14 15 16
интонации, переливающиеся в какой-то лёгкий распев. (М.Громов.)

Ключ:

1 2 3 4 5
3 3 2;5 1;2;5;6 4;12

IV. Подытожим урок.
Докажите справедливость слов М.В.Ломоносова о том, что причастия «служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Эля4599 (2015-03-26) | Автор: Хахар Рахме Губаровна E
Просмотров: 588 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 6:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru