Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Цикл занятий на тему "Романтизм в русской литературе"
Занятие 1
Урок-конференция на тему «Романтизм в русской литературе»

Цель занятия: Обеспечить в ходе занятия углубленное усвоение знаний о романтизме в русской литературе 1-й половины XIX века.

Учебно-воспитательные задачи: Сформировать умения ориентироваться в литературных явлениях: собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал по предложенной теме. Содействовать формированию элементарных навыков библиографической работы. Развивать у учащихся познавательные интересы к литературе.
Методические советы: Учащиеся разделены на три творческие группы. Отбор в группы проводится без учета уровней дифференциации. Каждая группа получает творческое задание: написать реферат по предложенной теме. Учитель оказывает помощь в подборе литературы для реферата.
Оборудование. Портреты: В.А. Жуковского, М. Протасовой, К. Батюшкова, Дж. Байрона, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Ход занятия.
Ведущий: Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великих людей, которые оставили значимый след в литературе русского романтизма. Ребята проделали большую работу, и сейчас нашему вниманию будет представлены три реферата:
1. Жуковский родоначальник русского романтизма.
2. К.Н. Батюшков – поэт, стоявший у истоков русского романтизма.
3. Байрон и русские поэты.
(Творческие группы выступают с рефератами, которые прилагаются к конспекту занятия).
– Подводя итог мне хотелось бы спросить, что дало вам это занятие? (высказывания учащихся)

Занятие 6
Лирика Федора Ивановича Тютчева – эпилог русского романтизма.
Цель занятия: Познакомить учащихся с творчеством Тютчева – завершителем романтического направления в русской литературе.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о лирике Тютчева.
2. Продолжить формировать навыки приема работы с тестом.
3. Содействовать эстетическому воспитанию школьников через знакомство с произведениями литературы.
Ход занятия.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Ф.И. Тютчева (1803-1873). Вам предстоит послушать лекцию, в основу которой взят материал из книги А.М. Гуревича «Романтизм в русской литературе». После лекции выполните тест. По его результатам мы узнаем, насколько хорошо усвоен материал.

Завершителем романтического направления в русской литературе Ф.И. Тютчев (1803–1873) может быть назван не только по сути своего творчества, но и по обстоятельствам личного, биографического свойства. Почти ровесник Пушкина (он был моложе его всего на четыре года), уже к середине 1820-х годов достигший творческой зрелости, Тютчев выступил с первой крупной публикацией лишь десятилетие спустя. В 1836 году в пушкинском журнале «Современник» были напечатаны – без указания имени автора – сразу двадцать четыре его стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» (поэт находился тогда на дипломатической службе в Мюнхене).
Еще позже узнала Тютчева читающая публика. Только в 1854 году (когда поэту было пятьдесят лет!) был издан наконец первый сборник его стихотворений, высоко оцененный литературной общественностью и критикой. Но в это время в русской литературе уже безраздельно господствовал реализм.
Художническая судьба Тютчева оказалась, таким образом, вдвойне необычна. Не только позднее признание отличало ее. Это была судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность принципам романтического искусства.
Стихи Тютчева знакомы нам с детства. Всем памятны его «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою...», «Зима не даром злится...», «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...») – поэтически проникновенные зарисовки русской природы. Вообще преобладание пейзажей – едва ли не самая приметная черта тютчевской лирики. И все же пейзажной назвать ее нельзя: картины природы служат поэту лишь средством выражения глубоких,
напряженных, трагических раздумий о жизни и смерти, о человеке и мироздании.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоположных сил, столкновении стихий, в беспрерывной смене дня и ночи, круговороте времен года. Переходные, промежуточные моменты ее жизни особенно привлекают поэта. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной...»), или же осенний вечер – предвестие зимы («Есть в светлости осенних вечеров...»). Он воспевает не грозу в разгар лета, а «весенний, первый гром» «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит.
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...
(1836)
Поразительны, неожиданны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие динамику и противоборство природных сил. Солнечный полдень поэт называет «мглистым», пышность древесного убора – «ветхой», сияние ночного моря – «тусклым». «Воздушная арка» радуги, говорит он, «полнеба обхватила и в высоте изнемогла».
Самое же главное – природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе, «резвяся и играя», вешние воды «бегут и будят сонный брег», а майские дни «толпятся» веселым хороводом. Уступая дорогу весне, зима «злится», «хлопочет», «ворчит», «бесится». Темно-зеленый сад «сладко дремлет», «лазурь небесная смеется», «полураздетый лес грустит», в бурю вершины исполинских деревьев «тревожно ропщут», «как совещаясь меж собой», с высоты небес
глядят «чуткие звезды».
Все это не просто олицетворения, не просто метафоры. Творчески усвоивший учение немецкого философа-идеалиста Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека, в его психике. Природа для Тютчева – не мертвое царство, но живой организм. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. В одном из своих программных стихотворений он утверждал:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(1836)
Природа и человек образуют в поэзии Тютчева некое глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. «Дума за думой, волна за волной – два проявленья стихии одной», – сказано, например, в стихотворении «Волна и дума» (1851). Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция многих его произведений, построенных на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой.
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет свет, и звук немеет
В оцепененье ледяном,—
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она все льется— и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.
Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льется юности веселой,
Не блещет резвая струя,—
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот —
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот.
(1836)
Перед нами композиционный прием, прямо выражающий основы тютчевского миросозерцания!
Впрочем, композиция такого двухчастного стихотворения может быть и обратной: то или иное душевное состояние раскрывается в нем сначала, а затем следует соответствующая ему картина природы (так построено, например, стихотворение «Когда в кругу убийственных забот», 1849). И эта обратимость сопоставлений еще усиливает уподобление природы человеку, а человека природе.
Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Поражает диапазон его художнического видения. Душе поэта близок и «паутины тонкий волос», что «блестит на праздной борозде», и океан вселенной, который «объемлет шар земной». Характерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море
ночное...», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...», «Как весел грохот летних бурь...», «Люблю грозу в начале мая...». В слиянии с природой, полном растворении в ней видит поэт высшее блаженство, доступное на земле человеку:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
(1835)
Прекрасный, вечный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как противоположность, как антипод мира человеческих отношений, человеческой деятельности. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено у него, кажется, до последних пределов. Не только современное общество не может удовлетворить поэта. Глубоко трагичной представляется ему судьба человечества в целом. Политика, история, культура – все кажется ему зыбким, призрачным, обреченным на уничтоженье и гибель.
Контраст между вечной природой и бесследно исчезающими поколениями людей с большой силой передан в одном из последних тютчевских стихотворений «От жизни той, что бушевала здесь...» (1871):
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный.
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

И уж совсем непрочно, призрачно – в глазах поэта – индивидуальное существование, бытие отдельной личности. Человек для него – «мыслящий тростник», «ничтожная пыль», «злак земной». С удивительной легкостью исчезает он с лица земли;
Как дымный столп светлеет в вышине! –
Как тень внизу скользит неуловима!.;
«Вот наша жизнь, – промолвила ты мне, –
Не светлый дым, блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма...»
(1848-1849)

Но и мир природы, вечный по сравнению с человеком и человечеством, выглядит у Тютчева неустойчивым, непрочным. В глубине природы, думает поэт, скрыт «хаос» – некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия. Все видимое, сущее – лишь временное порождение, всплеск этой хаотической бездны. Не только цивилизация, но вся природа в ее нынешних формах существует, но мысли Тютчева, на грани уничтожения и обречена
на гибель:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
(«Последний катаклизм», 1829)

Ни у кого из русских романтиков трагическое миросозерцание не принимало еще таких грандиозных, космических масштабов!
Стихийная катастрофичность жизни не просто ужасает поэта. Она представляется ему возвышенно-прекрасной, позволяющей личности раскрыть заложенные в ней неисчислимые внутренние возможности, проявить могущество своего духа, тоже в чем-то родственного стихийным силам вселенной. Поэтому так влекут человека видимые проявления хаоса – ночь, буря, ветер, гроза:
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает понести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..
(«О чем ты воешь, ветр ночной?..», 1835)
Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно! Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, беспомощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному.
Вот почему столь невыносимо для поэта спокойное, бесцветное, томительное существование. Его «сердце, полное тревоги», привлекают «грозовые» моменты жизни: игра страстей, предельная острота переживаний, полное напряжение душевных сил. Для него несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических свершений. «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые», – провозглашает он в стихотворении «Цицерон» (1830). А в другом стихотворении признается:

Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает,
И огнь, сокрытый и глухой,
Слова и строки пожирает,
Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом!..
(1830)
Одной из центральных в тютчевской лирике стала тема любви.
Любовь для поэта – «и блаженство, и безнадежность», напряженное, катастрофическое чувство, несущее человеку и страдание, и счастье.
С особой драматичностью тема любви раскрывается в цикле стихотворений позднего Тютчева, посвященных Е.А. Денисьевой: «О, как убийственно мы любим...» (1851), «Я очи знал, –о, эти очи!..» (1852), «Последняя любовь» (1852 — 1854), «Есть и в моем страдальческом застое...» (1865), «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» (1865) и др. Это стихи, проникнутые мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле, но тем не менее единственно
доступном человеку.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

«Блаженно-роковое» чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще.
Можно сказать, следовательно, что в творчестве Тютчева получает исключительное развитие одна из основных сторон романтического миросозерцания: ощущение трагичности жизни, катастрофичности бытия. Неимоверно разросшееся, охватившее историю, культуру, общество, судьбу человечества в целом, оно распространяется даже на мир природы, становится полным, всеобщим. И потому столь неотчетливы в его поэзии контуры иного, идеального мира, к которому так страстно стремились
писатели-романтики.
Тютчев оставил нам небольшое литературное наследие – немного больше трехсот стихотворений. Но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей».
Завершитель русского романтизма, Тютчев в то же время выходит уже за его пределы. Ощущение катастрофичности бытия, не позволяющее искать спасения в сфере идеала и даже мечтать о преобразовании жизни, делает его творчество предвестием тех художественных течений, которые получили распространение в русской поэзии в конце XIX – начале XX века, и прежде всего – символизма.

Тест
1. В каком издании были напечатаны первые стихотворения Ф.И. Тютчева?
а) журнале «Современник» (*)
б) альманахе «Северные цветы»
в) «Литературной газете»
2. Кто из поэтов в своем журнале в 1836 году напечатал сразу 24 стихотворения Ф.И. Тютчева?
а) В.А. Жуковский
б) А.А. Дельвиг
в) А.С. Пушкин (*)
3. В каком году стихи Ф.И. Тютчева вышли отдельной книжкой?
а) 1854 (*)
б) 1836
в) 1873
4. Кому Ф.И. Тютчев посвятил цикл стихотворений о любви7
а) М. Протасовой
б) Е.А. Денисьевой (*)
в) А.Керн
5. Автором каких стихотворений является Ф.И. Тютчев?
а) «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро»;
б) «Весенний дождь», «Ласточки пропали…», «Рыбка»;
в) «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою…», «Весенние воды». (*)
6. Что выражают картины природы в произведениях Тютчева?
а) покой и умиротворение;
б) закономерность природных циклов;
в) раздумья о жизни и смерти, о человеке и мироздании. (*)
7. Выбрать пример употребления метафоры в произведениях Тютчева.
а) «Зима еще хлопочет и на весну ворчит…»;
б) «…паутины тонкий волос…»; (*)
в) «Весь день стоит как бы хрустальный…».
8. Чем является природа для Тютчева?
а) живым организмом; (*)
б) мертвым царством;
в) хаотичной бездной.
9. Стихотворения с каким названием нет у Тютчева?
а) «Волна и дума»;
б) «Пловец»; (*)
в) «Есть в осени первоначальной…»
10. Мир природы у Тютчева противопоставлен:
а) миру иллюзий;
б) миру человеческих отношений; (*)
в) сказочному миру.
11. Литературное наследство Тютчева составило:
а) более ста стихотворений;
б) более тридцати стихотворений;
в) более трехсот стихотворений. (*)
12. Лирика Тютчева явилась
а) эпилогом русского романтизма; (*)
б) расцветом русского романтизма;
в) истоком русского романтизма.
13. Кто из поэтов сказал, что небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей»?
а) А.С. Пушкин
б) А.А. Фет (*)
в) В.А. Жуковский
14. Тютчева можно назвать
а) теоретиком романтизма
б) родоначальником русского романтизма
в) завершителем русского романтизма (*)

Итог занятия.

Занятие 2
Урок-путешествие по страницам «Южных поэм» А.С. Пушкина

Цель занятия: Обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о «южных» поэмах Пушкина, рекомендованных для самостоятельного изучения.

Учебно-воспитательные задачи: Формировать у учащихся умения анализировать прочитанные произведения: выделять главное, обобщать, логически излагать мысли. Содействовать развитию умения самостоятельно добывать знания. Развивать эмоции учащихся, создавая с этой целью на занятии эмоциональной ситуации.

Оборудование: 1. Карта путешествий (с указанием названий станций, которые соединены между собой стрелками).
2. Кроссворд (ключевое слово «Романтизм»).

Слово учителя.
Сегодня на занятии мы отправляемся в литературное путешествие по страницам «Южных поэм» А.С. Пушкина, которые стали образцом романтической лирики. Созданные в годы южной ссылки поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья – разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и завершенная в Михайловском поэма «Цыганы» (1824) – творческое достижение Пушкина – романтика.
- Как вы думаете, без чего не отправляются в дорогу путешественники? (без карты)
- Правильно, в нашем путешествии помощником будет карта, на которой указаны все станции и конечный пункт путешествия. Итак, творческими группами, удобно разместившись по местам, мы отправляемся в путешествие.

1-я станция: «Познавательная».
- Ребятам было дано задание, используя дополнительную литературу, подготовить небольшое сообщение, которое мы теперь заслушаем, о творчестве А.С. Пушкина в период южной ссылки.
2-я станция: «Теоретическая»
Задание: Участники команд берут по билету с вопросами. Через минуту обсуждения команды начинают отвечать.

Билет № 1
1. Дайте общую характеристику героев «Южных поэм» А.С. Пушкина.
2. К какому роду литературы относятся «Южные поэмы»? Почему?
3. Проанализируйте следующие строки из поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник»
Отступник света, друг природы,
Покинул он родной предел
И в край далекий полетел
С веселым призраком свободы.

Билет № 2
1. Расскажите о романтическом конфликте в поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник».
2. Почему в «Братьях – разбойниках» и «Бахчисарайском фонтане» Пушкин делает попытку обойтись без героя – индивидуалиста, построив поэму на одном только «экзотическом» материале?
3. Прокомментируйте фразу из письма поэта П.А. Вяземского своему приятелю А.И. Тургеневу: «Я благодарил его (Пушкина) и за то, что он не отнимает у нас бедных заключенных, надежду плавать и с кандалами на ногах».

3-я станция: «Творческая».
Учащиеся читают наизусть отрывки, либо инсценируют диалоги из «Южных поэм» Пушкина.

4-я станция: «Эрудит».
Работа с кроссвордом. (При оценке учитывается скорость выполнения задания каждой из творческих групп и правильность ответа)

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1. Фамилия английского поэта, под влиянием которого сложились в творчестве Пушкина характер демонического бунтаря и сам жанр романтической поэмы. (Байрон)
2. Имя романтического героя поэмы «Цыганы». (Алеко)
3. Какая литературная героиня из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» изображена в приведенном отрывке:
Узрела небеса чужие:
Недавно милою красой
Она цвела в стране родной.
Седой отец гордился ею
И звал отрадою своею.
(Мария)
4. Название хижины на Кавказе. (Сакля)
5. Отрывком из какой поэмы, не дошедшей до нас, являются «Братья – разбойники» А.С. Пушкина? («Разбойники»)
6. Закончите строку из поэмы «Цыганы»
Птичка божия не знает
Ни заботы, ни …
(труда)
7. Столица Крымского ханства, речь о ней идет в одной из «Южных поэм» А.С. Пушкина.
(Бахчисарай)
8. Кем являются братья-разбойники по своей сути.
(злодеями)
9. Жилище ханских жен в поэме «Бахчисарайский фонтан»
(гарем)

Конечный пункт путешествия.
Слово учителя.
Наше путешествие подошло к концу. Правильно выполнив кроссворд вы прочли ключевое слово – романтизм. Именно романтизм стал центральным событием литературной жизни первой половины XIX века в России. Центральной фигурой русского романтизма в ту пору был, конечно, А.С. Пушкин – автор так называемых «южных» поэм и ряда романтических стихотворений.

Итоги занятия.

Занятие 4
Тема: «Демон Лермонтова и Демон Врубеля».

Цель: Углубить знания учащихся о лермонтовском образе Демона через знакомство с иллюстрациями М.А. Врубеля.
Учебно-воспитательные задачи: Формировать умения делать сопоставительный анализ. Содействовать эстетическому воспитанию через знакомство с произведениями живописи и литературы. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческий подход к предложенным заданиям.
Оборудование:
1. Иллюстрации М.А. Врубеля к поэме «Демон».
2. Тексты поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова.
3. Эпидиаскоп.

Методические советы: Чтобы не разбивать эмоциональное восприятие рисунков и текста, необходимый комментарий лучше вывести за пределы композиции, заранее подготовить с учениками соответствующие сообщения:
1. Первые изображения художником Демона (одесские и киевские искания, «Демон сидящий»).
2. Иллюстрация к поэме «Голова Демона на фоне гор».
3. «Демон поверженный».

Слово учителя.
Выдающийся русский художник конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель вошел в историю русской книжной графики как непревзойденный иллюстратор произведений М.Ю. Лермонтова.
Всю жизнь Врубель отдавал свои работы, даже стоившие ему огромного труда, за бесценок, всю жизнь он раздаривал, раздавал и не берег их. И нередко потом случайные обладатели сокровищ продавали работы художника за крупные суммы. Врубель был беден и голодал, рассказывал один из друзей художника, «голодал среди окружающего богатства».
И рядом с мягкостью, с добротой, с беззащитной и доверчивой практичностью жили в художнике страстность и мятежность – «порывы», «натиск». Он умел принимать неожиданные, но твердые решения. Он отдавался своему искусству пылко, самозабвенно, фантастически. Его светлая, восторженная мечта о красоте и совершенстве мира и человека воплотилась в символических, незабываемых образах Весны, Царевны-Лебедь, Микулы Селяниновича, Леля, Морской царевны; сказка стала вечной спутницей его творчества. В своих сюжетах, в своих красках он противопоставил серой обыденности сказку. И мечта художника все больше начинала обретать тот драматический колорит, который так сближал ее с лермонтовским драматическим романтизмом.
В озарении светлой мечты в пылкости чувств и мощи темперамента был залог радости Врубеля. Но в том же был источник его мучений: «Мучаюсь и работой, мучаюсь и порывами к кубку жизни». Но бедность не роняла художника в собственных глазах. И все-таки иногда в строках, обращенный к сестре, самому близкому для него тогда человеку, прорывалось тяжелое чувство неприкаянности и духовного одиночества.

Подготовленный ученик: Врубель не проникся лермонтовским пафосом обличения. Но он обратился к титаническим образам трагических героев писателя – и нашел в них отклик своему страданию. Именно в киевскую пору бедствий, разочарований, размышлений об обманутых надеждах он пришел к темам своих будущих лермонтовских иллюстраций. Первое изображение Демона относится к 1885 году. Художник начал работать над образом Демона в Одессе, где прожил полгода, надеясь перебраться туда из Киева. Затем он вернулся в Киев. И характерно, что к этому уже году относится известный драматический автопортрет Врубеля: в его напряженном взгляде – мучительная тоска; в линии плотно сжатых губ – горечь отчужденности.
Демон Лермонтова – образ могучий, но и загадочный, и есть немало разноречивых его толкований. Врубель нашел в тоске «духа изгнанья» отклик собственной муке; ему была близка мощь лермонтовского отрицания зла и несправедливости, мятежность лермонтовского протеста против оков, губящих необъятные силы. И вместе с тем художник, бывший в стороне от общественного движения, отразил в Демоне не только собственную тоску, но и настроение тех современников, кто, подобно ему, задыхался в гнетущей атмосфере эпохи 80-х годов, кто страдал в мире приземленности идеалов и подавления свободы.
Врубель пришел к Лермонтову «изнутри», как точно и образно говорит известный искусствовед и проницательный исследователь творчества поэта С.Н. Дурылин.
Врубелю ставили в вину, что он многое не показал, многое упустил: не дал картин прекрасной природы, не нарисовал седого Гудала, не изобразил боя в горах… Главной заботой, болью художника был Демон, Демон тоскующий, Демон, возрожденный любовью к добру, Демон, потрясенный крушением надежд. Поразительно мастерство, с которым в этих рисунках Врубель воспроизвел накал чувств, стремительность движения, колорит Востока. Кажется, что эти выполненные в основном черной акварелью рисунки сияют переливами красок.
Учитель:
- А теперь мы предлагаем посмотреть выставку иллюстраций к поэме М.Ю. Лермонтова.
«Летящий Демон», «Верблюды с ужасом глядели», «Несется конь быстрее лани», «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя»), «Демон у стен монастыря», «Демон и Тамара» («Люби меня!»), «Тамара в гробу», «Ангел с душой Тамары и Демон», «Голова Демона на фоне гор», «Монастырь на Кавказе. К этим иллюстрациям нужно, конечно, присоединить репродукцию картины «Демон сидящий», которую Врубель написал еще до создания знаменитых иллюстраций. Картина «Демон сидящий» явилась прелюдией к лермонтовской теме в творчестве мастера. Большое впечатление,
произведенное этой картиной на современников, было причиной того, что в 1890 году издатель И.Н. Кушнерев пригласил Врубеля принять участие в иллюстрировании собрания сочинений Лермонтова. В кушнеревском издании было помещено одиннадцать иллюстраций Врубеля к поэме, но подготовил их художник значительно больше (некоторые рисунки не вошли в издание, некоторые имели варианты).
Работая над образами к поэме «Демон», художнику удалось проникнуть в самую суть лермонтовского замысла. Возник пластический образ демона сильного, мужественного, гордого, мятущегося в своей неутоленной жажде «познания и свободы». Подлинной поэтической прелестью, одухотворенностью, женственностью проникнуты у художника все изображения Тамары. Сейчас уже трудно представить себе образы Лермонтова иначе чем так, как они были запечатлены в акварелях Врубеля. Это самое бесспорное подтверждение высоких художественных достоинств иллюстраций, их огромной силы воздействия.
Подготовленный ученик:
В образе Демона, говорит Дурылин, – Врубель, подобно Лермонтову, создавал величайшую протестующую антитезу своей эпохе». Таким «дух изгнанья» еще не выглядит в «Демоне сидящем», и Врубель об этом говорил сам.
«Вот уже с месяц, – рассказывал он в письме к сестре, – я пишу Демона. Т. е. не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Эта великолепная, но еще не воплотившая «монументальный» образ Демона картина широко известна. «Монументальный» Демон дан Врубелем вскоре же – в иллюстрациях к поэме, в «Голове Демона на фоне гop».

Лицо Демона, с запекшимися губами, со страдающим, горящим взором, поражает глубиной тоски, непосильной даже для такого могучего духа. Это Демон уже после потери Тамары: «И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои...» Но это по-прежнему Демон несломленный, одинокий, страдающий, но «властный и величавый», гордый и мятежный: «И вновь остался он, надменный...»
Задание: А теперь давайте сопоставим «Демона сидящего» (1890) и иллюстрацию «Голова Демона на фоне гор». Это поможет нам уяснить смысл этого символического образа, то, чем был Демон для Лермонтова и Врубеля.
Подготовленный ученик: Новую работу художника над образам Демона отделяют от поры иллюстрирования поэмы несколько лет. Это были для Врубеля и счастливые, и тяжелые годы.
С конца 1899 года Врубель начал работать над картиной «Демон летящий». Эта незаконченная вещь оказалась последним воплощением лермонтовского Демона. Все безысходнее становилась тоска художника, все фатальнее он приближался к образу Демона поверженного. «Демон поверженный» был представлен на выставке «Мира искусства» в 1902 году.
Врубель работал над этой вещью исступленно, в страшном напряжении
последних сил, по четырнадцать и более часов в сутки, никуда не выходя,
почти не разговаривая с близкими. И, уже поместив картину на выставку, он продолжал заниматься ею. Утром, до прихода посетителей, он являлся в зал – и принимался снова и снова переписывать Демона. В памяти свидетелей этих мучительных попыток художника сохранился бесконечно меняющийся облик Демона. «Были моменты, – рассказывает Яремич, когда по лицу его лились слезы. Затем он снова ожесточался».
Сегодня мы не знаем этой картины такой, какой она когда-то была. В поисках большего эффекта Врубель нередко вводил в краски легко изменяющиеся бронзовые порошки, и со временем краски жухли, вещи темнели... Эта трагическая участь постигла и последнее полотно художника. И только по воспоминаниям мы можем судить, каким впечатляющим был когда-то «Демон поверженный». «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы, – вспоминает А. Блок. – ... Юноша... будто обессилевший от каких-то мировых объятий; сломанные руки, простертые крылья; а старый вечер льет и льет золото в синие провалы... Снизу ползет синий сумрак ночи
и медлит затоплять золото и перламутр...»
Демона поверженного, обессилевшего, страдающего от злобы отчаяния, нет у Лермонтова. Такого Демона написал Врубель. Но что хотел исправить художник? Есть свидетельства, что он хотел поднять Демона, что он собирался написать новое полотно, сделать Демона снова могучим, летящим – лермонтовским Демоном. Этого замысла Врубелю уже не удалось
осуществить.
Задание: Сопоставьте «Голову Демона на фоне гор» (тот же рисунок) и «Демон поверженный».
- Следующее задание требует творческого подхода. Перед вами ряд иллюстраций Врубеля к поэме Лермонтова «Демон». Вам необходимо подготовить композицию по поэме и соединить выразительное чтение текста с демонстрацией рисунков через эпидиаскоп.

Итог занятия: Сейчас уже трудно представить образ Демона иначе чем так, как он запечатлен в акварелях Врубеля, которые помогли нам понять вселенскую тоску Демона, его образ одинокой, страдающей, но «властный и величавый», гордый и мятежный.

Занятие 3
Романтическая поэзия Лермонтова
Учебно-воспитательные задачи:
1. Продолжить обучение целостному высказыванию о лирическом произведении.
2. Содействовать обогащению словарного запаса за счет работы с лексикой романтического мировосприятия Лермонтова.
3. Обратить особое внимание на выразительное чтение произведений.

Ход занятия.
Учитель. Сегодня мы поговорим о романтической поэзии Лермонтова. Сделаем анализ нескольких стихотворений, послушаем полюбившиеся нам лермонтовские строки.
Подготовленный ученик. Сообщение на тему: «Лермонтов – центральная фигура романтического движения 1830-х годов».
Чтение отрывков из повести М. Сизовой «Из пламя и света» о романтическом мире лермонтовского детства («Моя дума, я помню с детских лет чудесного искала…»)
Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»
Чем необычен мир, открывающийся в стихотворении?
Обратите внимание на два его «полюса»: небо и земля! Сравните эту
традиционную романтическую тему в поэзии Жуковского и Лермонтова.
Как меняется голос поэта и почему?
Почему стихотворение движется от полной тайн и умиротворенности
картины к строкам, исполненным восторга, а затем — к страстной
исповеди, полной отчаяния, вопросов, в которых звучит безысходность?..
Почему на совершенно иной ноте завершается стихотворение?
Отработка лексики романтического мировосприятия Лермонтова (внемлет голосу природы… вслушивается в ее тайны… устремленность в просторы Вселенной… космические пределы лермонтовской мечты… слияние с природой, упоение ее гармонией и совершенством…)
Выразительное чтение элегии «Выхожу один я на дорогу…».
Твое мнение о стихотворении Лермонтова. Его художественное своеобразие и смысл.
Чтение и анализ «Думы».
К какому стихотворению Лермонтова близка «Дума»? Сопоставьте их. Как сказался в «Думе» «железный стих» поэта? Принимаете ли вы его «горечь и злость»? В чем поэт видит призвание человека, его совершенство и счастье? Как надо читать лермонтовскую «Думу»?
Расширение глагольной лексики со значением лермонтовского отношения к миру (взыскательно судит, иронизирует и досадует, укореняет, развенчивает, негодует, клеймит, горестно размышляет, обнажает, подвергает бесстрашному анализу, страстно надеется, взывает).
Чтение и анализ стихотворения «Поэт».
Ваше мнение о стихотворении. В чем секрет его убедительности и поэтической силы? Сравните стихотворение «Поэт» с «Думой»: случайно ли они созданы в одном и том же 1838 году, последовавшем за годом гибели
Пушкина? Мысль Лермонтова и ее воплощение в слове и стихе. Какое стихотворение Пушкина вызывает в памяти «Поэт» Лермонтова? Сопоставьте их.
Чтение наизусть любимых страниц Лермонтова с обоснованием выбора.
Итоги занятия.

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Oksana7355 (2015-03-28) | Автор: Романтизм в русской литературе E
Просмотров: 1132 | Теги: А.С. Пушкин, М.А. Врубель, Ф.И. Тютчев, романтизм, М.Ю. Лермонтов | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 12:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru