Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Цикл занятий на тему "Романтизм в русской литературе"
Занятие 1
Урок-конференция на тему «Романтизм в русской литературе»

Цель занятия: Обеспечить в ходе занятия углубленное усвоение знаний о романтизме в русской литературе 1-й половины XIX века.

Учебно-воспитательные задачи: Сформировать умения ориентироваться в литературных явлениях: собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал по предложенной теме. Содействовать формированию элементарных навыков библиографической работы. Развивать у учащихся познавательные интересы к литературе.
Методические советы: Учащиеся разделены на три творческие группы. Отбор в группы проводится без учета уровней дифференциации. Каждая группа получает творческое задание: написать реферат по предложенной теме. Учитель оказывает помощь в подборе литературы для реферата.
Оборудование. Портреты: В.А. Жуковского, М. Протасовой, К. Батюшкова, Дж. Байрона, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Ход занятия.
Ведущий: Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великих людей, которые оставили значимый след в литературе русского романтизма. Ребята проделали большую работу, и сейчас нашему вниманию будет представлены три реферата:
1. Жуковский родоначальник русского романтизма.
2. К.Н. Батюшков – поэт, стоявший у истоков русского романтизма.
3. Байрон и русские поэты.
(Творческие группы выступают с рефератами, которые прилагаются к конспекту занятия).
– Подводя итог мне хотелось бы спросить, что дало вам это занятие? (высказывания учащихся)

Занятие 6
Лирика Федора Ивановича Тютчева – эпилог русского романтизма.
Цель занятия: Познакомить учащихся с творчеством Тютчева – завершителем романтического направления в русской литературе.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о лирике Тютчева.
2. Продолжить формировать навыки приема работы с тестом.
3. Содействовать эстетическому воспитанию школьников через знакомство с произведениями литературы.
Ход занятия.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Ф.И. Тютчева (1803-1873). Вам предстоит послушать лекцию, в основу которой взят материал из книги А.М. Гуревича «Романтизм в русской литературе». После лекции выполните тест. По его результатам мы узнаем, насколько хорошо усвоен материал.

Завершителем романтического направления в русской литературе Ф.И. Тютчев (1803–1873) может быть назван не только по сути своего творчества, но и по обстоятельствам личного, биографического свойства. Почти ровесник Пушкина (он был моложе его всего на четыре года), уже к середине 1820-х годов достигший творческой зрелости, Тютчев выступил с первой крупной публикацией лишь десятилетие спустя. В 1836 году в пушкинском журнале «Современник» были напечатаны – без указания имени автора – сразу двадцать четыре его стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» (поэт находился тогда на дипломатической службе в Мюнхене).
Еще позже узнала Тютчева читающая публика. Только в 1854 году (когда поэту было пятьдесят лет!) был издан наконец первый сборник его стихотворений, высоко оцененный литературной общественностью и критикой. Но в это время в русской литературе уже безраздельно господствовал реализм.
Художническая судьба Тютчева оказалась, таким образом, вдвойне необычна. Не только позднее признание отличало ее. Это была судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность принципам романтического искусства.
Стихи Тютчева знакомы нам с детства. Всем памятны его «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою...», «Зима не даром злится...», «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...») – поэтически проникновенные зарисовки русской природы. Вообще преобладание пейзажей – едва ли не самая приметная черта тютчевской лирики. И все же пейзажной назвать ее нельзя: картины природы служат поэту лишь средством выражения глубоких,
напряженных, трагических раздумий о жизни и смерти, о человеке и мироздании.
Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоположных сил, столкновении стихий, в беспрерывной смене дня и ночи, круговороте времен года. Переходные, промежуточные моменты ее жизни особенно привлекают поэта. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной...»), или же осенний вечер – предвестие зимы («Есть в светлости осенних вечеров...»). Он воспевает не грозу в разгар лета, а «весенний, первый гром» «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит.
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...
(1836)
Поразительны, неожиданны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие динамику и противоборство природных сил. Солнечный полдень поэт называет «мглистым», пышность древесного убора – «ветхой», сияние ночного моря – «тусклым». «Воздушная арка» радуги, говорит он, «полнеба обхватила и в высоте изнемогла».
Самое же главное – природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе, «резвяся и играя», вешние воды «бегут и будят сонный брег», а майские дни «толпятся» веселым хороводом. Уступая дорогу весне, зима «злится», «хлопочет», «ворчит», «бесится». Темно-зеленый сад «сладко дремлет», «лазурь небесная смеется», «полураздетый лес грустит», в бурю вершины исполинских деревьев «тревожно ропщут», «как совещаясь меж собой», с высоты небес
глядят «чуткие звезды».
Все это не просто олицетворения, не просто метафоры. Творчески усвоивший учение немецкого философа-идеалиста Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека, в его психике. Природа для Тютчева – не мертвое царство, но живой организм. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. В одном из своих программных стихотворений он утверждал:
Не то, что мните вы, природа.
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(1836)
Природа и человек образуют в поэзии Тютчева некое глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. «Дума за думой, волна за волной – два проявленья стихии одной», – сказано, например, в стихотворении «Волна и дума» (1851). Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция многих его произведений, построенных на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой.
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твердым льдом,
И гаснет свет, и звук немеет
В оцепененье ледяном,—
Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она все льется— и, журча,
Молчанье мертвое тревожит.
Так и в груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льется юности веселой,
Не блещет резвая струя,—
Но подо льдистою корой
Еще есть жизнь, еще есть ропот —
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шепот.
(1836)
Перед нами композиционный прием, прямо выражающий основы тютчевского миросозерцания!
Впрочем, композиция такого двухчастного стихотворения может быть и обратной: то или иное душевное состояние раскрывается в нем сначала, а затем следует соответствующая ему картина природы (так построено, например, стихотворение «Когда в кругу убийственных забот», 1849). И эта обратимость сопоставлений еще усиливает уподобление природы человеку, а человека природе.
Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Поражает диапазон его художнического видения. Душе поэта близок и «паутины тонкий волос», что «блестит на праздной борозде», и океан вселенной, который «объемлет шар земной». Характерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море
ночное...», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...», «Как весел грохот летних бурь...», «Люблю грозу в начале мая...». В слиянии с природой, полном растворении в ней видит поэт высшее блаженство, доступное на земле человеку:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
(1835)
Прекрасный, вечный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как противоположность, как антипод мира человеческих отношений, человеческой деятельности. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено у него, кажется, до последних пределов. Не только современное общество не может удовлетворить поэта. Глубоко трагичной представляется ему судьба человечества в целом. Политика, история, культура – все кажется ему зыбким, призрачным, обреченным на уничтоженье и гибель.
Контраст между вечной природой и бесследно исчезающими поколениями людей с большой силой передан в одном из последних тютчевских стихотворений «От жизни той, что бушевала здесь...» (1871):
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих — лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный.
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

И уж совсем непрочно, призрачно – в глазах поэта – индивидуальное существование, бытие отдельной личности. Человек для него – «мыслящий тростник», «ничтожная пыль», «злак земной». С удивительной легкостью исчезает он с лица земли;
Как дымный столп светлеет в вышине! –
Как тень внизу скользит неуловима!.;
«Вот наша жизнь, – промолвила ты мне, –
Не светлый дым, блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма...»
(1848-1849)

Но и мир природы, вечный по сравнению с человеком и человечеством, выглядит у Тютчева неустойчивым, непрочным. В глубине природы, думает поэт, скрыт «хаос» – некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия. Все видимое, сущее – лишь временное порождение, всплеск этой хаотической бездны. Не только цивилизация, но вся природа в ее нынешних формах существует, но мысли Тютчева, на грани уничтожения и обречена
на гибель:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
(«Последний катаклизм», 1829)

Ни у кого из русских романтиков трагическое миросозерцание не принимало еще таких грандиозных, космических масштабов!
Стихийная катастрофичность жизни не просто ужасает поэта. Она представляется ему возвышенно-прекрасной, позволяющей личности раскрыть заложенные в ней неисчислимые внутренние возможности, проявить могущество своего духа, тоже в чем-то родственного стихийным силам вселенной. Поэтому так влекут человека видимые проявления хаоса – ночь, буря, ветер, гроза:
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает понести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!..
(«О чем ты воешь, ветр ночной?..», 1835)
Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно! Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, беспомощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному.
Вот почему столь невыносимо для поэта спокойное, бесцветное, томительное существование. Его «сердце, полное тревоги», привлекают «грозовые» моменты жизни: игра страстей, предельная острота переживаний, полное напряжение душевных сил. Для него несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических свершений. «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые», – провозглашает он в стихотворении «Цицерон» (1830). А в другом стихотворении признается:

Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает,
И огнь, сокрытый и глухой,
Слова и строки пожирает,
Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом!..
(1830)
Одной из центральных в тютчевской лирике стала тема любви.
Любовь для поэта – «и блаженство, и безнадежность», напряженное, катастрофическое чувство, несущее человеку и страдание, и счастье.
С особой драматичностью тема любви раскрывается в цикле стихотворений позднего Тютчева, посвященных Е.А. Денисьевой: «О, как убийственно мы любим...» (1851), «Я очи знал, –о, эти очи!..» (1852), «Последняя любовь» (1852 — 1854), «Есть и в моем страдальческом застое...» (1865), «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» (1865) и др. Это стихи, проникнутые мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле, но тем не менее единственно
доступном человеку.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

«Блаженно-роковое» чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще.
Можно сказать, следовательно, что в творчестве Тютчева получает исключительное развитие одна из основных сторон романтического миросозерцания: ощущение трагичности жизни, катастрофичности бытия. Неимоверно разросшееся, охватившее историю, культуру, общество, судьбу человечества в целом, оно распространяется даже на мир природы, становится полным, всеобщим. И потому столь неотчетливы в его поэзии контуры иного, идеального мира, к которому так страстно стремились
писатели-романтики.
Тютчев оставил нам небольшое литературное наследие – немного больше трехсот стихотворений. Но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей».
Завершитель русского романтизма, Тютчев в то же время выходит уже за его пределы. Ощущение катастрофичности бытия, не позволяющее искать спасения в сфере идеала и даже мечтать о преобразовании жизни, делает его творчество предвестием тех художественных течений, которые получили распространение в русской поэзии в конце XIX – начале XX века, и прежде всего – символизма.

Тест
1. В каком издании были напечатаны первые стихотворения Ф.И. Тютчева?
а) журнале «Современник» (*)
б) альманахе «Северные цветы»
в) «Литературной газете»
2. Кто из поэтов в своем журнале в 1836 году напечатал сразу 24 стихотворения Ф.И. Тютчева?
а) В.А. Жуковский
б) А.А. Дельвиг
в) А.С. Пушкин (*)
3. В каком году стихи Ф.И. Тютчева вышли отдельной книжкой?
а) 1854 (*)
б) 1836
в) 1873
4. Кому Ф.И. Тютчев посвятил цикл стихотворений о любви7
а) М. Протасовой
б) Е.А. Денисьевой (*)
в) А.Керн
5. Автором каких стихотворений является Ф.И. Тютчев?
а) «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро»;
б) «Весенний дождь», «Ласточки пропали…», «Рыбка»;
в) «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою…», «Весенние воды». (*)
6. Что выражают картины природы в произведениях Тютчева?
а) покой и умиротворение;
б) закономерность природных циклов;
в) раздумья о жизни и смерти, о человеке и мироздании. (*)
7. Выбрать пример употребления метафоры в произведениях Тютчева.
а) «Зима еще хлопочет и на весну ворчит…»;
б) «…паутины тонкий волос…»; (*)
в) «Весь день стоит как бы хрустальный…».
8. Чем является природа для Тютчева?
а) живым организмом; (*)
б) мертвым царством;
в) хаотичной бездной.
9. Стихотворения с каким названием нет у Тютчева?
а) «Волна и дума»;
б) «Пловец»; (*)
в) «Есть в осени первоначальной…»
10. Мир природы у Тютчева противопоставлен:
а) миру иллюзий;
б) миру человеческих отношений; (*)
в) сказочному миру.
11. Литературное наследство Тютчева составило:
а) более ста стихотворений;
б) более тридцати стихотворений;
в) более трехсот стихотворений. (*)
12. Лирика Тютчева явилась
а) эпилогом русского романтизма; (*)
б) расцветом русского романтизма;
в) истоком русского романтизма.
13. Кто из поэтов сказал, что небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей»?
а) А.С. Пушкин
б) А.А. Фет (*)
в) В.А. Жуковский
14. Тютчева можно назвать
а) теоретиком романтизма
б) родоначальником русского романтизма
в) завершителем русского романтизма (*)

Итог занятия.

Занятие 2
Урок-путешествие по страницам «Южных поэм» А.С. Пушкина

Цель занятия: Обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о «южных» поэмах Пушкина, рекомендованных для самостоятельного изучения.

Учебно-воспитательные задачи: Формировать у учащихся умения анализировать прочитанные произведения: выделять главное, обобщать, логически излагать мысли. Содействовать развитию умения самостоятельно добывать знания. Развивать эмоции учащихся, создавая с этой целью на занятии эмоциональной ситуации.

Оборудование: 1. Карта путешествий (с указанием названий станций, которые соединены между собой стрелками).
2. Кроссворд (ключевое слово «Романтизм»).

Слово учителя.
Сегодня на занятии мы отправляемся в литературное путешествие по страницам «Южных поэм» А.С. Пушкина, которые стали образцом романтической лирики. Созданные в годы южной ссылки поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья – разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и завершенная в Михайловском поэма «Цыганы» (1824) – творческое достижение Пушкина – романтика.
- Как вы думаете, без чего не отправляются в дорогу путешественники? (без карты)
- Правильно, в нашем путешествии помощником будет карта, на которой указаны все станции и конечный пункт путешествия. Итак, творческими группами, удобно разместившись по местам, мы отправляемся в путешествие.

1-я станция: «Познавательная».
- Ребятам было дано задание, используя дополнительную литературу, подготовить небольшое сообщение, которое мы теперь заслушаем, о творчестве А.С. Пушкина в период южной ссылки.
2-я станция: «Теоретическая»
Задание: Участники команд берут по билету с вопросами. Через минуту обсуждения команды начинают отвечать.

Билет № 1
1. Дайте общую характеристику героев «Южных поэм» А.С. Пушкина.
2. К какому роду литературы относятся «Южные поэмы»? Почему?
3. Проанализируйте следующие строки из поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник»
Отступник света, друг природы,
Покинул он родной предел
И в край далекий полетел
С веселым призраком свободы.

Билет № 2
1. Расскажите о романтическом конфликте в поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник».
2. Почему в «Братьях – разбойниках» и «Бахчисарайском фонтане» Пушкин делает попытку обойтись без героя – индивидуалиста, построив поэму на одном только «экзотическом» материале?
3. Прокомментируйте фразу из письма поэта П.А. Вяземского своему приятелю А.И. Тургеневу: «Я благодарил его (Пушкина) и за то, что он не отнимает у нас бедных заключенных, надежду плавать и с кандалами на ногах».

3-я станция: «Творческая».
Учащиеся читают наизусть отрывки, либо инсценируют диалоги из «Южных поэм» Пушкина.

4-я станция: «Эрудит».
Работа с кроссвордом. (При оценке учитывается скорость выполнения задания каждой из творческих групп и правильность ответа)

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1. Фамилия английского поэта, под влиянием которого сложились в творчестве Пушкина характер демонического бунтаря и сам жанр романтической поэмы. (Байрон)
2. Имя романтического героя поэмы «Цыганы». (Алеко)
3. Какая литературная героиня из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» изображена в приведенном отрывке:
Узрела небеса чужие:
Недавно милою красой
Она цвела в стране родной.
Седой отец гордился ею
И звал отрадою своею.
(Мария)
4. Название хижины на Кавказе. (Сакля)
5. Отрывком из какой поэмы, не дошедшей до нас, являются «Братья – разбойники» А.С. Пушкина? («Разбойники»)
6. Закончите строку из поэмы «Цыганы»
Птичка божия не знает
Ни заботы, ни …
(труда)
7. Столица Крымского ханства, речь о ней идет в одной из «Южных поэм» А.С. Пушкина.
(Бахчисарай)
8. Кем являются братья-разбойники по своей сути.
(злодеями)
9. Жилище ханских жен в поэме «Бахчисарайский фонтан»
(гарем)

Конечный пункт путешествия.
Слово учителя.
Наше путешествие подошло к концу. Правильно выполнив кроссворд вы прочли ключевое слово – романтизм. Именно романтизм стал центральным событием литературной жизни первой половины XIX века в России. Центральной фигурой русского романтизма в ту пору был, конечно, А.С. Пушкин – автор так называемых «южных» поэм и ряда романтических стихотворений.

Итоги занятия.

Занятие 4
Тема: «Демон Лермонтова и Демон Врубеля».

Цель: Углубить знания учащихся о лермонтовском образе Демона через знакомство с иллюстрациями М.А. Врубеля.
Учебно-воспитательные задачи: Формировать умения делать сопоставительный анализ. Содействовать эстетическому воспитанию через знакомство с произведениями живописи и литературы. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческий подход к предложенным заданиям.
Оборудование:
1. Иллюстрации М.А. Врубеля к поэме «Демон».
2. Тексты поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова.
3. Эпидиаскоп.

Методические советы: Чтобы не разбивать эмоциональное восприятие рисунков и текста, необходимый комментарий лучше вывести за пределы композиции, заранее подготовить с учениками соответствующие сообщения:
1. Первые изображения художником Демона (одесские и киевские искания, «Демон сидящий»).
2. Иллюстрация к поэме «Голова Демона на фоне гор».
3. «Демон поверженный».

Слово учителя.
Выдающийся русский художник конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель вошел в историю русской книжной графики как непревзойденный иллюстратор произведений М.Ю. Лермонтова.
Всю жизнь Врубель отдавал свои работы, даже стоившие ему огромного труда, за бесценок, всю жизнь он раздаривал, раздавал и не берег их. И нередко потом случайные обладатели сокровищ продавали работы художника за крупные суммы. Врубель был беден и голодал, рассказывал один из друзей художника, «голодал среди окружающего богатства».
И рядом с мягкостью, с добротой, с беззащитной и доверчивой практичностью жили в художнике страстность и мятежность – «порывы», «натиск». Он умел принимать неожиданные, но твердые решения. Он отдавался своему искусству пылко, самозабвенно, фантастически. Его светлая, восторженная мечта о красоте и совершенстве мира и человека воплотилась в символических, незабываемых образах Весны, Царевны-Лебедь, Микулы Селяниновича, Леля, Морской царевны; сказка стала вечной спутницей его творчества. В своих сюжетах, в своих красках он противопоставил серой обыденности сказку. И мечта художника все больше начинала обретать тот драматический колорит, который так сближал ее с лермонтовским драматическим романтизмом.
В озарении светлой мечты в пылкости чувств и мощи темперамента был залог радости Врубеля. Но в том же был источник его мучений: «Мучаюсь и работой, мучаюсь и порывами к кубку жизни». Но бедность не роняла художника в собственных глазах. И все-таки иногда в строках, обращенный к сестре, самому близкому для него тогда человеку, прорывалось тяжелое чувство неприкаянности и духовного одиночества.

Подготовленный ученик: Врубель не проникся лермонтовским пафосом обличения. Но он обратился к титаническим образам трагических героев писателя – и нашел в них отклик своему страданию. Именно в киевскую пору бедствий, разочарований, размышлений об обманутых надеждах он пришел к темам своих будущих лермонтовских иллюстраций. Первое изображение Демона относится к 1885 году. Художник начал работать над образом Демона в Одессе, где прожил полгода, надеясь перебраться туда из Киева. Затем он вернулся в Киев. И характерно, что к этому уже году относится известный драматический автопортрет Врубеля: в его напряженном взгляде – мучительная тоска; в линии плотно сжатых губ – горечь отчужденности.
Демон Лермонтова – образ могучий, но и загадочный, и есть немало разноречивых его толкований. Врубель нашел в тоске «духа изгнанья» отклик собственной муке; ему была близка мощь лермонтовского отрицания зла и несправедливости, мятежность лермонтовского протеста против оков, губящих необъятные силы. И вместе с тем художник, бывший в стороне от общественного движения, отразил в Демоне не только собственную тоску, но и настроение тех современников, кто, подобно ему, задыхался в гнетущей атмосфере эпохи 80-х годов, кто страдал в мире приземленности идеалов и подавления свободы.
Врубель пришел к Лермонтову «изнутри», как точно и образно говорит известный искусствовед и проницательный исследователь творчества поэта С.Н. Дурылин.
Врубелю ставили в вину, что он многое не показал, многое упустил: не дал картин прекрасной природы, не нарисовал седого Гудала, не изобразил боя в горах… Главной заботой, болью художника был Демон, Демон тоскующий, Демон, возрожденный любовью к добру, Демон, потрясенный крушением надежд. Поразительно мастерство, с которым в этих рисунках Врубель воспроизвел накал чувств, стремительность движения, колорит Востока. Кажется, что эти выполненные в основном черной акварелью рисунки сияют переливами красок.
Учитель:
- А теперь мы предлагаем посмотреть выставку иллюстраций к поэме М.Ю. Лермонтова.
«Летящий Демон», «Верблюды с ужасом глядели», «Несется конь быстрее лани», «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя»), «Демон у стен монастыря», «Демон и Тамара» («Люби меня!»), «Тамара в гробу», «Ангел с душой Тамары и Демон», «Голова Демона на фоне гор», «Монастырь на Кавказе. К этим иллюстрациям нужно, конечно, присоединить репродукцию картины «Демон сидящий», которую Врубель написал еще до создания знаменитых иллюстраций. Картина «Демон сидящий» явилась прелюдией к лермонтовской теме в творчестве мастера. Большое впечатление,
произведенное этой картиной на современников, было причиной того, что в 1890 году издатель И.Н. Кушнерев пригласил Врубеля принять участие в иллюстрировании собрания сочинений Лермонтова. В кушнеревском издании было помещено одиннадцать иллюстраций Врубеля к поэме, но подготовил их художник значительно больше (некоторые рисунки не вошли в издание, некоторые имели варианты).
Работая над образами к поэме «Демон», художнику удалось проникнуть в самую суть лермонтовского замысла. Возник пластический образ демона сильного, мужественного, гордого, мятущегося в своей неутоленной жажде «познания и свободы». Подлинной поэтической прелестью, одухотворенностью, женственностью проникнуты у художника все изображения Тамары. Сейчас уже трудно представить себе образы Лермонтова иначе чем так, как они были запечатлены в акварелях Врубеля. Это самое бесспорное подтверждение высоких художественных достоинств иллюстраций, их огромной силы воздействия.
Подготовленный ученик:
В образе Демона, говорит Дурылин, – Врубель, подобно Лермонтову, создавал величайшую протестующую антитезу своей эпохе». Таким «дух изгнанья» еще не выглядит в «Демоне сидящем», и Врубель об этом говорил сам.
«Вот уже с месяц, – рассказывал он в письме к сестре, – я пишу Демона. Т. е. не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
Эта великолепная, но еще не воплотившая «монументальный» образ Демона картина широко известна. «Монументальный» Демон дан Врубелем вскоре же – в иллюстрациях к поэме, в «Голове Демона на фоне гop».

Лицо Демона, с запекшимися губами, со страдающим, горящим взором, поражает глубиной тоски, непосильной даже для такого могучего духа. Это Демон уже после потери Тамары: «И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои...» Но это по-прежнему Демон несломленный, одинокий, страдающий, но «властный и величавый», гордый и мятежный: «И вновь остался он, надменный...»
Задание: А теперь давайте сопоставим «Демона сидящего» (1890) и иллюстрацию «Голова Демона на фоне гор». Это поможет нам уяснить смысл этого символического образа, то, чем был Демон для Лермонтова и Врубеля.
Подготовленный ученик: Новую работу художника над образам Демона отделяют от поры иллюстрирования поэмы несколько лет. Это были для Врубеля и счастливые, и тяжелые годы.
С конца 1899 года Врубель начал работать над картиной «Демон летящий». Эта незаконченная вещь оказалась последним воплощением лермонтовского Демона. Все безысходнее становилась тоска художника, все фатальнее он приближался к образу Демона поверженного. «Демон поверженный» был представлен на выставке «Мира искусства» в 1902 году.
Врубель работал над этой вещью исступленно, в страшном напряжении
последних сил, по четырнадцать и более часов в сутки, никуда не выходя,
почти не разговаривая с близкими. И, уже поместив картину на выставку, он продолжал заниматься ею. Утром, до прихода посетителей, он являлся в зал – и принимался снова и снова переписывать Демона. В памяти свидетелей этих мучительных попыток художника сохранился бесконечно меняющийся облик Демона. «Были моменты, – рассказывает Яремич, когда по лицу его лились слезы. Затем он снова ожесточался».
Сегодня мы не знаем этой картины такой, какой она когда-то была. В поисках большего эффекта Врубель нередко вводил в краски легко изменяющиеся бронзовые порошки, и со временем краски жухли, вещи темнели... Эта трагическая участь постигла и последнее полотно художника. И только по воспоминаниям мы можем судить, каким впечатляющим был когда-то «Демон поверженный». «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы, – вспоминает А. Блок. – ... Юноша... будто обессилевший от каких-то мировых объятий; сломанные руки, простертые крылья; а старый вечер льет и льет золото в синие провалы... Снизу ползет синий сумрак ночи
и медлит затоплять золото и перламутр...»
Демона поверженного, обессилевшего, страдающего от злобы отчаяния, нет у Лермонтова. Такого Демона написал Врубель. Но что хотел исправить художник? Есть свидетельства, что он хотел поднять Демона, что он собирался написать новое полотно, сделать Демона снова могучим, летящим – лермонтовским Демоном. Этого замысла Врубелю уже не удалось
осуществить.
Задание: Сопоставьте «Голову Демона на фоне гор» (тот же рисунок) и «Демон поверженный».
- Следующее задание требует творческого подхода. Перед вами ряд иллюстраций Врубеля к поэме Лермонтова «Демон». Вам необходимо подготовить композицию по поэме и соединить выразительное чтение текста с демонстрацией рисунков через эпидиаскоп.

Итог занятия: Сейчас уже трудно представить образ Демона иначе чем так, как он запечатлен в акварелях Врубеля, которые помогли нам понять вселенскую тоску Демона, его образ одинокой, страдающей, но «властный и величавый», гордый и мятежный.

Занятие 3
Романтическая поэзия Лермонтова
Учебно-воспитательные задачи:
1. Продолжить обучение целостному высказыванию о лирическом произведении.
2. Содействовать обогащению словарного запаса за счет работы с лексикой романтического мировосприятия Лермонтова.
3. Обратить особое внимание на выразительное чтение произведений.

Ход занятия.
Учитель. Сегодня мы поговорим о романтической поэзии Лермонтова. Сделаем анализ нескольких стихотворений, послушаем полюбившиеся нам лермонтовские строки.
Подготовленный ученик. Сообщение на тему: «Лермонтов – центральная фигура романтического движения 1830-х годов».
Чтение отрывков из повести М. Сизовой «Из пламя и света» о романтическом мире лермонтовского детства («Моя дума, я помню с детских лет чудесного искала…»)
Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»
Чем необычен мир, открывающийся в стихотворении?
Обратите внимание на два его «полюса»: небо и земля! Сравните эту
традиционную романтическую тему в поэзии Жуковского и Лермонтова.
Как меняется голос поэта и почему?
Почему стихотворение движется от полной тайн и умиротворенности
картины к строкам, исполненным восторга, а затем — к страстной
исповеди, полной отчаяния, вопросов, в которых звучит безысходность?..
Почему на совершенно иной ноте завершается стихотворение?
Отработка лексики романтического мировосприятия Лермонтова (внемлет голосу природы… вслушивается в ее тайны… устремленность в просторы Вселенной… космические пределы лермонтовской мечты… слияние с природой, упоение ее гармонией и совершенством…)
Выразительное чтение элегии «Выхожу один я на дорогу…».
Твое мнение о стихотворении Лермонтова. Его художественное своеобразие и смысл.
Чтение и анализ «Думы».
К какому стихотворению Лермонтова близка «Дума»? Сопоставьте их. Как сказался в «Думе» «железный стих» поэта? Принимаете ли вы его «горечь и злость»? В чем поэт видит призвание человека, его совершенство и счастье? Как надо читать лермонтовскую «Думу»?
Расширение глагольной лексики со значением лермонтовского отношения к миру (взыскательно судит, иронизирует и досадует, укореняет, развенчивает, негодует, клеймит, горестно размышляет, обнажает, подвергает бесстрашному анализу, страстно надеется, взывает).
Чтение и анализ стихотворения «Поэт».
Ваше мнение о стихотворении. В чем секрет его убедительности и поэтической силы? Сравните стихотворение «Поэт» с «Думой»: случайно ли они созданы в одном и том же 1838 году, последовавшем за годом гибели
Пушкина? Мысль Лермонтова и ее воплощение в слове и стихе. Какое стихотворение Пушкина вызывает в памяти «Поэт» Лермонтова? Сопоставьте их.
Чтение наизусть любимых страниц Лермонтова с обоснованием выбора.
Итоги занятия.

Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Oksana7355 (2015-03-28) | Автор: Романтизм в русской литературе E
Просмотров: 354 | Теги: А.С. Пушкин, М.А. Врубель, Ф.И. Тютчев, романтизм, М.Ю. Лермонтов | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 11:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru