Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Занятие 1 Урок-конференция на тему «Романтизм в русской литературе» Цель занятия: Обеспечить в ходе занятия углубленное усвоение знаний о романтизме в русской литературе 1-й половины XIX века. Учебно-воспитательные задачи: Сформировать умения ориентироваться в литературных явлениях: собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал по предложенной теме. Содействовать формированию элементарных навыков библиографической работы. Развивать у учащихся познавательные интересы к литературе. Методические советы: Учащиеся разделены на три творческие группы. Отбор в группы проводится без учета уровней дифференциации. Каждая группа получает творческое задание: написать реферат по предложенной теме. Учитель оказывает помощь в подборе литературы для реферата. Оборудование. Портреты: В.А. Жуковского, М. Протасовой, К. Батюшкова, Дж. Байрона, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Ход занятия. Ведущий: Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великих людей, которые оставили значимый след в литературе русского романтизма. Ребята проделали большую работу, и сейчас нашему вниманию будет представлены три реферата: 1. Жуковский родоначальник русского романтизма. 2. К.Н. Батюшков – поэт, стоявший у истоков русского романтизма. 3. Байрон и русские поэты. (Творческие группы выступают с рефератами, которые прилагаются к конспекту занятия). – Подводя итог мне хотелось бы спросить, что дало вам это занятие? (высказывания учащихся) Занятие 6 Лирика Федора Ивановича Тютчева – эпилог русского романтизма. Цель занятия: Познакомить учащихся с творчеством Тютчева – завершителем романтического направления в русской литературе. Учебно-воспитательные задачи: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о лирике Тютчева. 2. Продолжить формировать навыки приема работы с тестом. 3. Содействовать эстетическому воспитанию школьников через знакомство с произведениями литературы. Ход занятия. Сегодня мы познакомимся с творчеством Ф.И. Тютчева (1803-1873). Вам предстоит послушать лекцию, в основу которой взят материал из книги А.М. Гуревича «Романтизм в русской литературе». После лекции выполните тест. По его результатам мы узнаем, насколько хорошо усвоен материал. Завершителем романтического направления в русской литературе Ф.И. Тютчев (1803–1873) может быть назван не только по сути своего творчества, но и по обстоятельствам личного, биографического свойства. Почти ровесник Пушкина (он был моложе его всего на четыре года), уже к середине 1820-х годов достигший творческой зрелости, Тютчев выступил с первой крупной публикацией лишь десятилетие спустя. В 1836 году в пушкинском журнале «Современник» были напечатаны – без указания имени автора – сразу двадцать четыре его стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» (поэт находился тогда на дипломатической службе в Мюнхене). Еще позже узнала Тютчева читающая публика. Только в 1854 году (когда поэту было пятьдесят лет!) был издан наконец первый сборник его стихотворений, высоко оцененный литературной общественностью и критикой. Но в это время в русской литературе уже безраздельно господствовал реализм. Художническая судьба Тютчева оказалась, таким образом, вдвойне необычна. Не только позднее признание отличало ее. Это была судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность принципам романтического искусства. Стихи Тютчева знакомы нам с детства. Всем памятны его «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою...», «Зима не даром злится...», «Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...») – поэтически проникновенные зарисовки русской природы. Вообще преобладание пейзажей – едва ли не самая приметная черта тютчевской лирики. И все же пейзажной назвать ее нельзя: картины природы служат поэту лишь средством выражения глубоких, напряженных, трагических раздумий о жизни и смерти, о человеке и мироздании. Природа у Тютчева изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоположных сил, столкновении стихий, в беспрерывной смене дня и ночи, круговороте времен года. Переходные, промежуточные моменты ее жизни особенно привлекают поэта. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете («Есть в осени первоначальной...»), или же осенний вечер – предвестие зимы («Есть в светлости осенних вечеров...»). Он воспевает не грозу в разгар лета, а «весенний, первый гром» «в начале мая». Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне: Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит. И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась... (1836) Поразительны, неожиданны тютчевские эпитеты и метафоры, передающие динамику и противоборство природных сил. Солнечный полдень поэт называет «мглистым», пышность древесного убора – «ветхой», сияние ночного моря – «тусклым». «Воздушная арка» радуги, говорит он, «полнеба обхватила и в высоте изнемогла». Самое же главное – природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит. Весенний гром грохочет в небе, «резвяся и играя», вешние воды «бегут и будят сонный брег», а майские дни «толпятся» веселым хороводом. Уступая дорогу весне, зима «злится», «хлопочет», «ворчит», «бесится». Темно-зеленый сад «сладко дремлет», «лазурь небесная смеется», «полураздетый лес грустит», в бурю вершины исполинских деревьев «тревожно ропщут», «как совещаясь меж собой», с высоты небес глядят «чуткие звезды». Все это не просто олицетворения, не просто метафоры. Творчески усвоивший учение немецкого философа-идеалиста Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека, в его психике. Природа для Тютчева – не мертвое царство, но живой организм. Она внутренне близка и понятна человеку, родственна ему. В одном из своих программных стихотворений он утверждал: Не то, что мните вы, природа. Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... (1836) Природа и человек образуют в поэзии Тютчева некое глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. «Дума за думой, волна за волной – два проявленья стихии одной», – сказано, например, в стихотворении «Волна и дума» (1851). Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция многих его произведений, построенных на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой. Поток сгустился и тускнеет, И прячется под твердым льдом, И гаснет свет, и звук немеет В оцепененье ледяном,— Лишь жизнь бессмертную ключа Сковать всесильный хлад не может: Она все льется— и, журча, Молчанье мертвое тревожит. Так и в груди осиротелой, Убитой хладом бытия, Не льется юности веселой, Не блещет резвая струя,— Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот — И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот. (1836) Перед нами композиционный прием, прямо выражающий основы тютчевского миросозерцания! Впрочем, композиция такого двухчастного стихотворения может быть и обратной: то или иное душевное состояние раскрывается в нем сначала, а затем следует соответствующая ему картина природы (так построено, например, стихотворение «Когда в кругу убийственных забот», 1849). И эта обратимость сопоставлений еще усиливает уподобление природы человеку, а человека природе. Лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Поражает диапазон его художнического видения. Душе поэта близок и «паутины тонкий волос», что «блестит на праздной борозде», и океан вселенной, который «объемлет шар земной». Характерны начала его стихотворений: «Как хорошо ты, о море ночное...», «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...», «Как весел грохот летних бурь...», «Люблю грозу в начале мая...». В слиянии с природой, полном растворении в ней видит поэт высшее блаженство, доступное на земле человеку: Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши. Чувства – мглой самозабвенья Переполни через край!.. Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай! (1835) Прекрасный, вечный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как противоположность, как антипод мира человеческих отношений, человеческой деятельности. Обычное для романтиков противопоставление природы и цивилизации доведено у него, кажется, до последних пределов. Не только современное общество не может удовлетворить поэта. Глубоко трагичной представляется ему судьба человечества в целом. Политика, история, культура – все кажется ему зыбким, призрачным, обреченным на уничтоженье и гибель. Контраст между вечной природой и бесследно исчезающими поколениями людей с большой силой передан в одном из последних тютчевских стихотворений «От жизни той, что бушевала здесь...» (1871): Природа знать не знает о былом, Ей чужды наши призрачные годы, И перед ней мы смутно сознаем Себя самих — лишь грезою природы. Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный. Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной. И уж совсем непрочно, призрачно – в глазах поэта – индивидуальное существование, бытие отдельной личности. Человек для него – «мыслящий тростник», «ничтожная пыль», «злак земной». С удивительной легкостью исчезает он с лица земли; Как дымный столп светлеет в вышине! – Как тень внизу скользит неуловима!.; «Вот наша жизнь, – промолвила ты мне, – Не светлый дым, блестящий при луне, А эта тень, бегущая от дыма...» (1848-1849) Но и мир природы, вечный по сравнению с человеком и человечеством, выглядит у Тютчева неустойчивым, непрочным. В глубине природы, думает поэт, скрыт «хаос» – некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия. Все видимое, сущее – лишь временное порождение, всплеск этой хаотической бездны. Не только цивилизация, но вся природа в ее нынешних формах существует, но мысли Тютчева, на грани уничтожения и обречена на гибель: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них! («Последний катаклизм», 1829) Ни у кого из русских романтиков трагическое миросозерцание не принимало еще таких грандиозных, космических масштабов! Стихийная катастрофичность жизни не просто ужасает поэта. Она представляется ему возвышенно-прекрасной, позволяющей личности раскрыть заложенные в ней неисчислимые внутренние возможности, проявить могущество своего духа, тоже в чем-то родственного стихийным силам вселенной. Поэтому так влекут человека видимые проявления хаоса – ночь, буря, ветер, гроза: О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает понести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О, бурь заснувших не буди – Под ними хаос шевелится!.. («О чем ты воешь, ветр ночной?..», 1835) Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно! Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, беспомощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Вот почему столь невыносимо для поэта спокойное, бесцветное, томительное существование. Его «сердце, полное тревоги», привлекают «грозовые» моменты жизни: игра страстей, предельная острота переживаний, полное напряжение душевных сил. Для него несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических свершений. «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые», – провозглашает он в стихотворении «Цицерон» (1830). А в другом стихотворении признается: Как над горячею золой Дымится свиток и сгорает, И огнь, сокрытый и глухой, Слова и строки пожирает, Так грустно тлится жизнь моя И с каждым днем уходит дымом Так постепенно гасну я В однообразье нестерпимом!.. (1830) Одной из центральных в тютчевской лирике стала тема любви. Любовь для поэта – «и блаженство, и безнадежность», напряженное, катастрофическое чувство, несущее человеку и страдание, и счастье. С особой драматичностью тема любви раскрывается в цикле стихотворений позднего Тютчева, посвященных Е.А. Денисьевой: «О, как убийственно мы любим...» (1851), «Я очи знал, –о, эти очи!..» (1852), «Последняя любовь» (1852 — 1854), «Есть и в моем страдальческом застое...» (1865), «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» (1865) и др. Это стихи, проникнутые мукой и болью, тоской и отчаяньем, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле, но тем не менее единственно доступном человеку. О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! «Блаженно-роковое» чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще. Можно сказать, следовательно, что в творчестве Тютчева получает исключительное развитие одна из основных сторон романтического миросозерцания: ощущение трагичности жизни, катастрофичности бытия. Неимоверно разросшееся, охватившее историю, культуру, общество, судьбу человечества в целом, оно распространяется даже на мир природы, становится полным, всеобщим. И потому столь неотчетливы в его поэзии контуры иного, идеального мира, к которому так страстно стремились писатели-романтики. Тютчев оставил нам небольшое литературное наследие – немного больше трехсот стихотворений. Но, как справедливо сказал поэт Афанасий Афанасьевич Фет, небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей». Завершитель русского романтизма, Тютчев в то же время выходит уже за его пределы. Ощущение катастрофичности бытия, не позволяющее искать спасения в сфере идеала и даже мечтать о преобразовании жизни, делает его творчество предвестием тех художественных течений, которые получили распространение в русской поэзии в конце XIX – начале XX века, и прежде всего – символизма. Тест 1. В каком издании были напечатаны первые стихотворения Ф.И. Тютчева? а) журнале «Современник» (*) б) альманахе «Северные цветы» в) «Литературной газете» 2. Кто из поэтов в своем журнале в 1836 году напечатал сразу 24 стихотворения Ф.И. Тютчева? а) В.А. Жуковский б) А.А. Дельвиг в) А.С. Пушкин (*) 3. В каком году стихи Ф.И. Тютчева вышли отдельной книжкой? а) 1854 (*) б) 1836 в) 1873 4. Кому Ф.И. Тютчев посвятил цикл стихотворений о любви7 а) М. Протасовой б) Е.А. Денисьевой (*) в) А.Керн 5. Автором каких стихотворений является Ф.И. Тютчев? а) «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро»; б) «Весенний дождь», «Ласточки пропали…», «Рыбка»; в) «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою…», «Весенние воды». (*) 6. Что выражают картины природы в произведениях Тютчева? а) покой и умиротворение; б) закономерность природных циклов; в) раздумья о жизни и смерти, о человеке и мироздании. (*) 7. Выбрать пример употребления метафоры в произведениях Тютчева. а) «Зима еще хлопочет и на весну ворчит…»; б) «…паутины тонкий волос…»; (*) в) «Весь день стоит как бы хрустальный…». 8. Чем является природа для Тютчева? а) живым организмом; (*) б) мертвым царством; в) хаотичной бездной. 9. Стихотворения с каким названием нет у Тютчева? а) «Волна и дума»; б) «Пловец»; (*) в) «Есть в осени первоначальной…» 10. Мир природы у Тютчева противопоставлен: а) миру иллюзий; б) миру человеческих отношений; (*) в) сказочному миру. 11. Литературное наследство Тютчева составило: а) более ста стихотворений; б) более тридцати стихотворений; в) более трехсот стихотворений. (*) 12. Лирика Тютчева явилась а) эпилогом русского романтизма; (*) б) расцветом русского романтизма; в) истоком русского романтизма. 13. Кто из поэтов сказал, что небольшая книжка стихов Тютчева была «томов премногих тяжелей»? а) А.С. Пушкин б) А.А. Фет (*) в) В.А. Жуковский 14. Тютчева можно назвать а) теоретиком романтизма б) родоначальником русского романтизма в) завершителем русского романтизма (*) Итог занятия. Занятие 2 Урок-путешествие по страницам «Южных поэм» А.С. Пушкина Цель занятия: Обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о «южных» поэмах Пушкина, рекомендованных для самостоятельного изучения. Учебно-воспитательные задачи: Формировать у учащихся умения анализировать прочитанные произведения: выделять главное, обобщать, логически излагать мысли. Содействовать развитию умения самостоятельно добывать знания. Развивать эмоции учащихся, создавая с этой целью на занятии эмоциональной ситуации. Оборудование: 1. Карта путешествий (с указанием названий станций, которые соединены между собой стрелками). 2. Кроссворд (ключевое слово «Романтизм»). Слово учителя. Сегодня на занятии мы отправляемся в литературное путешествие по страницам «Южных поэм» А.С. Пушкина, которые стали образцом романтической лирики. Созданные в годы южной ссылки поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья – разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и завершенная в Михайловском поэма «Цыганы» (1824) – творческое достижение Пушкина – романтика. - Как вы думаете, без чего не отправляются в дорогу путешественники? (без карты) - Правильно, в нашем путешествии помощником будет карта, на которой указаны все станции и конечный пункт путешествия. Итак, творческими группами, удобно разместившись по местам, мы отправляемся в путешествие. 1-я станция: «Познавательная». - Ребятам было дано задание, используя дополнительную литературу, подготовить небольшое сообщение, которое мы теперь заслушаем, о творчестве А.С. Пушкина в период южной ссылки. 2-я станция: «Теоретическая» Задание: Участники команд берут по билету с вопросами. Через минуту обсуждения команды начинают отвечать. Билет № 1 1. Дайте общую характеристику героев «Южных поэм» А.С. Пушкина. 2. К какому роду литературы относятся «Южные поэмы»? Почему? 3. Проанализируйте следующие строки из поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник» Отступник света, друг природы, Покинул он родной предел И в край далекий полетел С веселым призраком свободы. Билет № 2 1. Расскажите о романтическом конфликте в поэме А.С. Пушкина «Кавказский пленник». 2. Почему в «Братьях – разбойниках» и «Бахчисарайском фонтане» Пушкин делает попытку обойтись без героя – индивидуалиста, построив поэму на одном только «экзотическом» материале? 3. Прокомментируйте фразу из письма поэта П.А. Вяземского своему приятелю А.И. Тургеневу: «Я благодарил его (Пушкина) и за то, что он не отнимает у нас бедных заключенных, надежду плавать и с кандалами на ногах». 3-я станция: «Творческая». Учащиеся читают наизусть отрывки, либо инсценируют диалоги из «Южных поэм» Пушкина. 4-я станция: «Эрудит». Работа с кроссвордом. (При оценке учитывается скорость выполнения задания каждой из творческих групп и правильность ответа) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Фамилия английского поэта, под влиянием которого сложились в творчестве Пушкина характер демонического бунтаря и сам жанр романтической поэмы. (Байрон) 2. Имя романтического героя поэмы «Цыганы». (Алеко) 3. Какая литературная героиня из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» изображена в приведенном отрывке: Узрела небеса чужие: Недавно милою красой Она цвела в стране родной. Седой отец гордился ею И звал отрадою своею. (Мария) 4. Название хижины на Кавказе. (Сакля) 5. Отрывком из какой поэмы, не дошедшей до нас, являются «Братья – разбойники» А.С. Пушкина? («Разбойники») 6. Закончите строку из поэмы «Цыганы» Птичка божия не знает Ни заботы, ни … (труда) 7. Столица Крымского ханства, речь о ней идет в одной из «Южных поэм» А.С. Пушкина. (Бахчисарай) 8. Кем являются братья-разбойники по своей сути. (злодеями) 9. Жилище ханских жен в поэме «Бахчисарайский фонтан» (гарем) Конечный пункт путешествия. Слово учителя. Наше путешествие подошло к концу. Правильно выполнив кроссворд вы прочли ключевое слово – романтизм. Именно романтизм стал центральным событием литературной жизни первой половины XIX века в России. Центральной фигурой русского романтизма в ту пору был, конечно, А.С. Пушкин – автор так называемых «южных» поэм и ряда романтических стихотворений. Итоги занятия. Занятие 4 Тема: «Демон Лермонтова и Демон Врубеля». Цель: Углубить знания учащихся о лермонтовском образе Демона через знакомство с иллюстрациями М.А. Врубеля. Учебно-воспитательные задачи: Формировать умения делать сопоставительный анализ. Содействовать эстетическому воспитанию через знакомство с произведениями живописи и литературы. Развивать эмоциональную отзывчивость, творческий подход к предложенным заданиям. Оборудование: 1. Иллюстрации М.А. Врубеля к поэме «Демон». 2. Тексты поэмы «Демон» М.Ю. Лермонтова. 3. Эпидиаскоп. Методические советы: Чтобы не разбивать эмоциональное восприятие рисунков и текста, необходимый комментарий лучше вывести за пределы композиции, заранее подготовить с учениками соответствующие сообщения: 1. Первые изображения художником Демона (одесские и киевские искания, «Демон сидящий»). 2. Иллюстрация к поэме «Голова Демона на фоне гор». 3. «Демон поверженный». Слово учителя. Выдающийся русский художник конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель вошел в историю русской книжной графики как непревзойденный иллюстратор произведений М.Ю. Лермонтова. Всю жизнь Врубель отдавал свои работы, даже стоившие ему огромного труда, за бесценок, всю жизнь он раздаривал, раздавал и не берег их. И нередко потом случайные обладатели сокровищ продавали работы художника за крупные суммы. Врубель был беден и голодал, рассказывал один из друзей художника, «голодал среди окружающего богатства». И рядом с мягкостью, с добротой, с беззащитной и доверчивой практичностью жили в художнике страстность и мятежность – «порывы», «натиск». Он умел принимать неожиданные, но твердые решения. Он отдавался своему искусству пылко, самозабвенно, фантастически. Его светлая, восторженная мечта о красоте и совершенстве мира и человека воплотилась в символических, незабываемых образах Весны, Царевны-Лебедь, Микулы Селяниновича, Леля, Морской царевны; сказка стала вечной спутницей его творчества. В своих сюжетах, в своих красках он противопоставил серой обыденности сказку. И мечта художника все больше начинала обретать тот драматический колорит, который так сближал ее с лермонтовским драматическим романтизмом. В озарении светлой мечты в пылкости чувств и мощи темперамента был залог радости Врубеля. Но в том же был источник его мучений: «Мучаюсь и работой, мучаюсь и порывами к кубку жизни». Но бедность не роняла художника в собственных глазах. И все-таки иногда в строках, обращенный к сестре, самому близкому для него тогда человеку, прорывалось тяжелое чувство неприкаянности и духовного одиночества. Подготовленный ученик: Врубель не проникся лермонтовским пафосом обличения. Но он обратился к титаническим образам трагических героев писателя – и нашел в них отклик своему страданию. Именно в киевскую пору бедствий, разочарований, размышлений об обманутых надеждах он пришел к темам своих будущих лермонтовских иллюстраций. Первое изображение Демона относится к 1885 году. Художник начал работать над образом Демона в Одессе, где прожил полгода, надеясь перебраться туда из Киева. Затем он вернулся в Киев. И характерно, что к этому уже году относится известный драматический автопортрет Врубеля: в его напряженном взгляде – мучительная тоска; в линии плотно сжатых губ – горечь отчужденности. Демон Лермонтова – образ могучий, но и загадочный, и есть немало разноречивых его толкований. Врубель нашел в тоске «духа изгнанья» отклик собственной муке; ему была близка мощь лермонтовского отрицания зла и несправедливости, мятежность лермонтовского протеста против оков, губящих необъятные силы. И вместе с тем художник, бывший в стороне от общественного движения, отразил в Демоне не только собственную тоску, но и настроение тех современников, кто, подобно ему, задыхался в гнетущей атмосфере эпохи 80-х годов, кто страдал в мире приземленности идеалов и подавления свободы. Врубель пришел к Лермонтову «изнутри», как точно и образно говорит известный искусствовед и проницательный исследователь творчества поэта С.Н. Дурылин. Врубелю ставили в вину, что он многое не показал, многое упустил: не дал картин прекрасной природы, не нарисовал седого Гудала, не изобразил боя в горах… Главной заботой, болью художника был Демон, Демон тоскующий, Демон, возрожденный любовью к добру, Демон, потрясенный крушением надежд. Поразительно мастерство, с которым в этих рисунках Врубель воспроизвел накал чувств, стремительность движения, колорит Востока. Кажется, что эти выполненные в основном черной акварелью рисунки сияют переливами красок. Учитель: - А теперь мы предлагаем посмотреть выставку иллюстраций к поэме М.Ю. Лермонтова. «Летящий Демон», «Верблюды с ужасом глядели», «Несется конь быстрее лани», «Демон и Тамара» («Не плачь, дитя»), «Демон у стен монастыря», «Демон и Тамара» («Люби меня!»), «Тамара в гробу», «Ангел с душой Тамары и Демон», «Голова Демона на фоне гор», «Монастырь на Кавказе. К этим иллюстрациям нужно, конечно, присоединить репродукцию картины «Демон сидящий», которую Врубель написал еще до создания знаменитых иллюстраций. Картина «Демон сидящий» явилась прелюдией к лермонтовской теме в творчестве мастера. Большое впечатление, произведенное этой картиной на современников, было причиной того, что в 1890 году издатель И.Н. Кушнерев пригласил Врубеля принять участие в иллюстрировании собрания сочинений Лермонтова. В кушнеревском издании было помещено одиннадцать иллюстраций Врубеля к поэме, но подготовил их художник значительно больше (некоторые рисунки не вошли в издание, некоторые имели варианты). Работая над образами к поэме «Демон», художнику удалось проникнуть в самую суть лермонтовского замысла. Возник пластический образ демона сильного, мужественного, гордого, мятущегося в своей неутоленной жажде «познания и свободы». Подлинной поэтической прелестью, одухотворенностью, женственностью проникнуты у художника все изображения Тамары. Сейчас уже трудно представить себе образы Лермонтова иначе чем так, как они были запечатлены в акварелях Врубеля. Это самое бесспорное подтверждение высоких художественных достоинств иллюстраций, их огромной силы воздействия. Подготовленный ученик: В образе Демона, говорит Дурылин, – Врубель, подобно Лермонтову, создавал величайшую протестующую антитезу своей эпохе». Таким «дух изгнанья» еще не выглядит в «Демоне сидящем», и Врубель об этом говорил сам. «Вот уже с месяц, – рассказывал он в письме к сестре, – я пишу Демона. Т. е. не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая, уныло задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Эта великолепная, но еще не воплотившая «монументальный» образ Демона картина широко известна. «Монументальный» Демон дан Врубелем вскоре же – в иллюстрациях к поэме, в «Голове Демона на фоне гop». Лицо Демона, с запекшимися губами, со страдающим, горящим взором, поражает глубиной тоски, непосильной даже для такого могучего духа. Это Демон уже после потери Тамары: «И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои...» Но это по-прежнему Демон несломленный, одинокий, страдающий, но «властный и величавый», гордый и мятежный: «И вновь остался он, надменный...» Задание: А теперь давайте сопоставим «Демона сидящего» (1890) и иллюстрацию «Голова Демона на фоне гор». Это поможет нам уяснить смысл этого символического образа, то, чем был Демон для Лермонтова и Врубеля. Подготовленный ученик: Новую работу художника над образам Демона отделяют от поры иллюстрирования поэмы несколько лет. Это были для Врубеля и счастливые, и тяжелые годы. С конца 1899 года Врубель начал работать над картиной «Демон летящий». Эта незаконченная вещь оказалась последним воплощением лермонтовского Демона. Все безысходнее становилась тоска художника, все фатальнее он приближался к образу Демона поверженного. «Демон поверженный» был представлен на выставке «Мира искусства» в 1902 году. Врубель работал над этой вещью исступленно, в страшном напряжении последних сил, по четырнадцать и более часов в сутки, никуда не выходя, почти не разговаривая с близкими. И, уже поместив картину на выставку, он продолжал заниматься ею. Утром, до прихода посетителей, он являлся в зал – и принимался снова и снова переписывать Демона. В памяти свидетелей этих мучительных попыток художника сохранился бесконечно меняющийся облик Демона. «Были моменты, – рассказывает Яремич, когда по лицу его лились слезы. Затем он снова ожесточался». Сегодня мы не знаем этой картины такой, какой она когда-то была. В поисках большего эффекта Врубель нередко вводил в краски легко изменяющиеся бронзовые порошки, и со временем краски жухли, вещи темнели... Эта трагическая участь постигла и последнее полотно художника. И только по воспоминаниям мы можем судить, каким впечатляющим был когда-то «Демон поверженный». «Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы, – вспоминает А. Блок. – ... Юноша... будто обессилевший от каких-то мировых объятий; сломанные руки, простертые крылья; а старый вечер льет и льет золото в синие провалы... Снизу ползет синий сумрак ночи и медлит затоплять золото и перламутр...» Демона поверженного, обессилевшего, страдающего от злобы отчаяния, нет у Лермонтова. Такого Демона написал Врубель. Но что хотел исправить художник? Есть свидетельства, что он хотел поднять Демона, что он собирался написать новое полотно, сделать Демона снова могучим, летящим – лермонтовским Демоном. Этого замысла Врубелю уже не удалось осуществить. Задание: Сопоставьте «Голову Демона на фоне гор» (тот же рисунок) и «Демон поверженный». - Следующее задание требует творческого подхода. Перед вами ряд иллюстраций Врубеля к поэме Лермонтова «Демон». Вам необходимо подготовить композицию по поэме и соединить выразительное чтение текста с демонстрацией рисунков через эпидиаскоп. Итог занятия: Сейчас уже трудно представить образ Демона иначе чем так, как он запечатлен в акварелях Врубеля, которые помогли нам понять вселенскую тоску Демона, его образ одинокой, страдающей, но «властный и величавый», гордый и мятежный. Занятие 3 Романтическая поэзия Лермонтова Учебно-воспитательные задачи: 1. Продолжить обучение целостному высказыванию о лирическом произведении. 2. Содействовать обогащению словарного запаса за счет работы с лексикой романтического мировосприятия Лермонтова. 3. Обратить особое внимание на выразительное чтение произведений. Ход занятия. Учитель. Сегодня мы поговорим о романтической поэзии Лермонтова. Сделаем анализ нескольких стихотворений, послушаем полюбившиеся нам лермонтовские строки. Подготовленный ученик. Сообщение на тему: «Лермонтов – центральная фигура романтического движения 1830-х годов». Чтение отрывков из повести М. Сизовой «Из пламя и света» о романтическом мире лермонтовского детства («Моя дума, я помню с детских лет чудесного искала…») Чтение и анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» Чем необычен мир, открывающийся в стихотворении? Обратите внимание на два его «полюса»: небо и земля! Сравните эту традиционную романтическую тему в поэзии Жуковского и Лермонтова. Как меняется голос поэта и почему? Почему стихотворение движется от полной тайн и умиротворенности картины к строкам, исполненным восторга, а затем — к страстной исповеди, полной отчаяния, вопросов, в которых звучит безысходность?.. Почему на совершенно иной ноте завершается стихотворение? Отработка лексики романтического мировосприятия Лермонтова (внемлет голосу природы… вслушивается в ее тайны… устремленность в просторы Вселенной… космические пределы лермонтовской мечты… слияние с природой, упоение ее гармонией и совершенством…) Выразительное чтение элегии «Выхожу один я на дорогу…». Твое мнение о стихотворении Лермонтова. Его художественное своеобразие и смысл. Чтение и анализ «Думы». К какому стихотворению Лермонтова близка «Дума»? Сопоставьте их. Как сказался в «Думе» «железный стих» поэта? Принимаете ли вы его «горечь и злость»? В чем поэт видит призвание человека, его совершенство и счастье? Как надо читать лермонтовскую «Думу»? Расширение глагольной лексики со значением лермонтовского отношения к миру (взыскательно судит, иронизирует и досадует, укореняет, развенчивает, негодует, клеймит, горестно размышляет, обнажает, подвергает бесстрашному анализу, страстно надеется, взывает). Чтение и анализ стихотворения «Поэт». Ваше мнение о стихотворении. В чем секрет его убедительности и поэтической силы? Сравните стихотворение «Поэт» с «Думой»: случайно ли они созданы в одном и том же 1838 году, последовавшем за годом гибели Пушкина? Мысль Лермонтова и ее воплощение в слове и стихе. Какое стихотворение Пушкина вызывает в памяти «Поэт» Лермонтова? Сопоставьте их. Чтение наизусть любимых страниц Лермонтова с обоснованием выбора. Итоги занятия. Источник: http://collegy.ucoz.ru/publ/0-0-0-0-1 | |
Просмотров: 1132 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|