Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Кузнецова Т.В., учитель русского языка и литературы, СОШ № 83 им. Г.Мустафина гКараганда Цель: показать инновационные методы и приемы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Задачи: 1) метод ИКТ на уроках литературы; 2) виды письменных работ, развивающих мышление ребенка; 3) методы критического мышления и психология; 4) нестандартные формы работы. Современная школа не мыслится без использования ИКТ. На уроках литературы я чаще всего использую презентации и метод проекта. Например, при изучении творчества С. Есенина на заключительный урок были даны разноуровневые задания в том числе: подготовить проект по следующему плану: 1. Выбрать понравившееся стихотворение С. Есенина, определить его тему, идею. 2. Прочитать его выразительно наизусть, сопровождая слайдами, музыкой. 3. Найти и проанализировать художественно-изобразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры… 4. Обосновать свой выбор. Лучшими работами стали проекты по стихотворениям «Письмо к женщине» ( Руденко Л. И Хегай В.), стихотворение звучало на русском и английском языках, чтение сопровождалось подобранными слайдами и музыкой. Хан А. подготовила проект по ст. «Письмо матери», напоминание всем о любви к самому близкому человеку. Звучали также стихи М.Макатаева, посвященные С. Есенину на казахском языке. Дети, создавая свой проект, приобретают навыки исследовательской работы, придумывают, творят, делятся с одноклассниками. Практически всегда при изучении биографии писателя можно создать презентацию. Можно провести конкурс на лучшую презентацию. Создавая такую работу по творчеству Л.Н.Толстого, ученики включали в презентацию не только сведения из биографии писателя, но и кадры из фильма «Война и мир», ( лучшая работа была у Шемчук А.). В нашем МО учителей русского и английского языков создается база таких работ, чтобы их мог использовать любой учитель на своем уроке. В педагогике и психологии существует утверждение, что мышление ребенка, тем более творческое, развивается только тогда, когда есть вопрос и нет на него готового ответа. В соответствии с эти применяю такие виды письменных работ как сочинение-размышление на морально-этические темы «Советь», «Зависть», «Милосердие», «Доброта». Конечно, не каждый ребенок выберет такую тему для своего сочинения, для этого надо иметь определенную зрелость. И такие дети есть, конечно, их рассуждения, не всегда истина, но ведь каждый познает этот мир индивидуально, и я считаю, надо думать над такими темами. Для слабого ученика (Жанбосинова В), победой стала фраза: «Все-таки иногда меня мучает совесть». Иногда слабые дети пишут великолепные работы о маме, своей семье. Прочитать нежные теплые слова очень приятно, ведь многие в современном мире стесняются искренности. Особенно это радует, когда такая работа принадлежит слабому ученику (Ребрий Т., Щур К.) Всегда использую такой вид работы как изложение с творческим продолжением Метод незаконченного предложения взят из психологии. Например, читаю стихотворение В.Высоцкого «Я не люблю…» и предлагаю написать: а что не любите вы? Бывает, что это предметно-кулинарные перечисления, но иногда « не люблю плохих людей, когда кто-то хвалится своим богатством, когда тебя унижают, несправедливость…» Даже такой вид работы, как запись вывода в тетрадь после изучения произведения (рефлексия), требует от ученика элементарного умения обобщать, делать вывод. ( Что ты понял? Что запомнишь надолго? Чем хочешь поделиться?) Метод критическое мышление ( когда ребенок излагает свою версию) особенно удается при изучении коротких незнакомых рассказов. Например при изучении «Колымских рассказов» Шаламова «Молоко». Ученики думают и очень довольны, когда их версия совпадает с авторской. Не удаются такие виды работ как письмо писателю, письмо от имени какого-либо предмета. Это, видимо, многим тяжело психологически, поэтому я отказалась от таких видов работ. Понятно почему многие дети сегодня чаще выбирают написание сочинений на свободную тему, а не на литературную. Прослеживается желание получать от жизни как можно больше удовольствий. Зато смотрят в Интернете модные молодежные сериалы, обсуждают видеоролики, клипы (иногда возмутительные). Об этом беседы не приносят результата, тогда предлагаю написать размышление на такую тему: « Какие сериалы ты посмотрел, и чем они тебе понравились?» Любая письменная работа актуальна, так как речь неразрывно связана с мышлением и является показателем уровня развития ребенка. Иногда использую такие виды работ как стихотворение с незаконченной строчкой ( такое задание чаще выполняется в группе), беру какие-нибудь стихи Пушкина или др. поэта. Иногда получаются шедевры. При изучении темы «Односоставные предложения» в 8 классе предлагаю написать мини-сочинение, состоящие из односоставных предложений, из 10 назывных, определенно-личных, неопределенно-личных. Темы , например, такие «В школе», «Встреча с …», «Следствие ведут…», «Каникулы». Так дети постигают динамику речи. Потом можно прочитать подобное у Пушкина, Блока. Иногда использую такой вид рецензирования. Не проверяя работы, например, восьмиклассников прошу прочитать работу и написать карандашом рецензию старшеклассников. Затем проверяю, оценки ставлю обоим. Эффект потрясающий, многие читают рецензию с таким любопытством, какое редко увидишь. В рецензиях встречается: « Ты молодец, хорошо написал, особенно понравилось..» или «На этот раз у тебя получилось плохо, постарайся в следующий раз написать лучше, у тебя получится..» Кто-то радуется, соглашается, громко не соглашается, а кто-то берет резинку и стирает рецензию… Ну что ж, это тоже урок. Проводить письменные работы, развивающие творческий потенциал ученика всегда интересно. Учитель всегда в поиске. Недавно нашла в Интернете такой вид: описать комнату, двор, улицу, передавая настроение радости, грусти, восторга. Попробую. | |
Просмотров: 494 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|