Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Кузнецова Т.В., учитель русского языка
и литературы, СОШ № 83 им. Г.Мустафина
гКараганда
Цель: показать инновационные методы и приемы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся.
Задачи: 1) метод ИКТ на уроках литературы;
2) виды письменных работ, развивающих мышление ребенка;
3) методы критического мышления и психология;
4) нестандартные формы работы.
Современная школа не мыслится без использования ИКТ. На уроках литературы я чаще всего использую презентации и метод проекта. Например, при изучении творчества С. Есенина на заключительный урок были даны разноуровневые задания в том числе: подготовить проект по следующему плану:
1. Выбрать понравившееся стихотворение С. Есенина, определить его тему, идею.
2. Прочитать его выразительно наизусть, сопровождая слайдами, музыкой.
3. Найти и проанализировать художественно-изобразительные средства: эпитеты, сравнения, метафоры…
4. Обосновать свой выбор.
Лучшими работами стали проекты по стихотворениям «Письмо к женщине» ( Руденко Л. И Хегай В.), стихотворение звучало на русском и английском языках, чтение сопровождалось подобранными слайдами и музыкой. Хан А. подготовила проект по ст. «Письмо матери», напоминание всем о любви к самому близкому человеку. Звучали также стихи М.Макатаева, посвященные С. Есенину на казахском языке.
Дети, создавая свой проект, приобретают навыки исследовательской работы, придумывают, творят, делятся с одноклассниками. Практически всегда при изучении биографии писателя можно создать презентацию. Можно провести конкурс на лучшую презентацию. Создавая такую работу по творчеству Л.Н.Толстого, ученики включали в презентацию не только сведения из биографии писателя, но и кадры из фильма «Война и мир», ( лучшая работа была у Шемчук А.). В нашем МО учителей русского и английского языков создается база таких работ, чтобы их мог использовать любой учитель на своем уроке.
В педагогике и психологии существует утверждение, что мышление ребенка, тем более творческое, развивается только тогда, когда есть вопрос и нет на него готового ответа. В соответствии с эти применяю такие виды письменных работ как сочинение-размышление на морально-этические темы
«Советь», «Зависть», «Милосердие», «Доброта». Конечно, не каждый ребенок выберет такую тему для своего сочинения, для этого надо иметь определенную зрелость. И такие дети есть, конечно, их рассуждения, не всегда истина, но ведь каждый познает этот мир индивидуально, и я считаю, надо думать над такими темами. Для слабого ученика (Жанбосинова В), победой стала фраза: «Все-таки иногда меня мучает совесть».
Иногда слабые дети пишут великолепные работы о маме, своей семье. Прочитать нежные теплые слова очень приятно, ведь многие в современном мире стесняются искренности. Особенно это радует, когда такая работа принадлежит слабому ученику (Ребрий Т., Щур К.)
Всегда использую такой вид работы как изложение с творческим продолжением
Метод незаконченного предложения взят из психологии. Например, читаю стихотворение В.Высоцкого «Я не люблю…» и предлагаю написать: а что не любите вы? Бывает, что это предметно-кулинарные перечисления, но иногда « не люблю плохих людей, когда кто-то хвалится своим богатством, когда тебя унижают, несправедливость…»
Даже такой вид работы, как запись вывода в тетрадь после изучения произведения (рефлексия), требует от ученика элементарного умения обобщать, делать вывод. ( Что ты понял? Что запомнишь надолго? Чем хочешь поделиться?)
Метод критическое мышление ( когда ребенок излагает свою версию) особенно удается при изучении коротких незнакомых рассказов. Например при изучении «Колымских рассказов» Шаламова «Молоко». Ученики думают и очень довольны, когда их версия совпадает с авторской.
Не удаются такие виды работ как письмо писателю, письмо от имени какого-либо предмета. Это, видимо, многим тяжело психологически, поэтому я отказалась от таких видов работ.
Понятно почему многие дети сегодня чаще выбирают написание сочинений на свободную тему, а не на литературную. Прослеживается желание получать от жизни как можно больше удовольствий. Зато смотрят в Интернете модные молодежные сериалы, обсуждают видеоролики, клипы (иногда возмутительные). Об этом беседы не приносят результата, тогда предлагаю написать размышление на такую тему: « Какие сериалы ты посмотрел, и чем они тебе понравились?»
Любая письменная работа актуальна, так как речь неразрывно связана с мышлением и является показателем уровня развития ребенка.
Иногда использую такие виды работ как стихотворение с незаконченной строчкой ( такое задание чаще выполняется в группе), беру какие-нибудь стихи Пушкина или др. поэта. Иногда получаются шедевры. При изучении темы «Односоставные предложения» в 8 классе предлагаю написать мини-сочинение, состоящие из односоставных предложений, из 10 назывных, определенно-личных, неопределенно-личных. Темы , например, такие «В школе», «Встреча с …», «Следствие ведут…», «Каникулы». Так дети постигают динамику речи. Потом можно прочитать подобное у Пушкина, Блока.
Иногда использую такой вид рецензирования. Не проверяя работы, например, восьмиклассников прошу прочитать работу и написать карандашом рецензию старшеклассников. Затем проверяю, оценки ставлю обоим. Эффект потрясающий, многие читают рецензию с таким любопытством, какое редко увидишь. В рецензиях встречается: « Ты молодец, хорошо написал, особенно понравилось..» или «На этот раз у тебя получилось плохо, постарайся в следующий раз написать лучше, у тебя получится..» Кто-то радуется, соглашается, громко не соглашается, а кто-то берет резинку и стирает рецензию… Ну что ж, это тоже урок.
Проводить письменные работы, развивающие творческий потенциал ученика всегда интересно. Учитель всегда в поиске. Недавно нашла в Интернете такой вид: описать комнату, двор, улицу, передавая настроение радости, грусти, восторга. Попробую.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: tattattat (2015-03-28) | Автор: Кузнецова Татьяна Васильевна E
Просмотров: 494 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-18, 5:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru