Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Буквы е–и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Цель: 1) познакомить учащихся со способами образования отрицательных наречий и их правописанием, закрепить навык по правописания наречий; повторить правописание отрицательных местоимений; 2).расширять словарный запас учащихся за счёт употребления в речи наречий 3). воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка. Тип урока: комбинированный Оборудование: 1) карточки с индивидуальными заданиями; 2) материалы презентации, выполненные в программе PowerPoint. Работа в группах 5 групп ХОД УРОКА I. Организационный момент 1. Приветствие. Запись даты, темы урока. 2 Формулировка целей 3. Проверка домашнего задания (упражнение ). 1 вопрос каждой группе: – Как озаглавили текст? – Какова его основная мысль? – На сколько абзацев разделили текст? – Для связи каких предложений использованы близкие по значению слова? – Назовите наречия, образованные приставочным способом? II. Повторение объяснительный диктант – Объясните правописание не с разными частями речи. 1 гр (Не)доброе слово, (не)выполненное поручение, задание (не)выполнено, (не)сделанные вовремя уроки, (не)ряшливо одетый человек, 2 гр (не)живёт рядом, книга (не)большая, но интересная; друзья в (не)счастье познаются, (не)теряя ритма. 3 гр Состояние земного тела, находящегося вне сил притяжения, – это (невесомость). Вымысел, лживое сообщение – это (небылица).Незнание, неосведомленность – это (неведение). Невоспитанный, грубый человек – это (невежа). 4 гр- Малообразованный, а также несведущий в чем-то – это (невежда).Простодушие, наивность – это (невинность).Человек, настроенный к кому-либо неприязненно, – это (недоброжелатель).Слабость, болезнь – (немощь). 5 гр Нигде не видно жилья. (Наречие.) Ничем не измерить просторы полей. (Местоимение.) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. (Наречие.) Некем тебя заменить. (Местоимение.) Вывод. Формулируется правило написания не с разными частями речи. III. Объяснение новой темы на основе опорной записи в учебнике . Слово учителя. – Вспомните и назовите отрицательные местоимения. – Как они образуются? Приведите примеры. – Объясните, как образованы данные наречия? Запись на доске: Некуда <–– куда никуда <–– куда Некогда <–– когда никогда <–– когда Неоткуда <–– откуда ниоткуда <–– откуда – Вспомните, когда в отрицательных местоимениях пишется не-, а когда ни-? – Сравните написание отрицательных наречий. – Сформулируйте правило написания отрицательных наречий. Чтение правила на странице IV. Закрепление темы 1 гр. Распределительный диктант. Запишите слова с приставкой не- в левый столбик, а с приставкой ни- – в правый столбик. Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец в рамке). Н...где, н...откуда, н…сколько, н…откуда, н…где, н…чуть, н…сколько, н…куда, н…мало, н…куда. 2 гр. Выберите правильную букву в словах: е или и? Н_медленно принять меры, н_где н_ видно, н_чем н_ измерить, н_когда н_ предполагал, н_чего н_ пойму, н_ с чем н_ соглашусь, н_как н_ удавалось преодолеть, н_откуда 3 гр Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ. 1) (Не,ни)где не видно жилья. 2) (Не,ни)чем не измерить простора полей. 3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь. 4) (Не,ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места. 5) Писем ждать было (не,ни)откуда. 4 гр. Выберите правильную букву в словах: е или и? Н_кому н_ известно, приблизиться н_заметно, н_искренне вздохнуть, вести себя н_принужденно, поступить н_обдуманно 5 гр. Укажите, в каком словосочетании выделенное слово – наречие, которое с не пишется слитно: а) (не)(за)(что) благодарить; б) работать (не)(за)(чем); в) ждать(не)(от)(кого). 5 Творческая работа Мини-сочинение с использованием наречий с не и ни Как не надо себя вести Доп задание Замени наречие фразеологизмом: сильно краснеть - до корней волос быстро бежать - во весь дух, во все лопатки, сломя голову; громко кричать - во все горло, во всю Ивановскую; хорошо знать - как свои пять пальцев; тесно - яблоку негде упасть; темно - хоть глаз выколи; мало - кот наплакал, раз, два и обчелся; рано - чуть свет, ни свет, ни заря; близко - рукой подать; плохо - из рук вон плохо, никуда не годится. Задание на применение наречий в текстах описательного характера Вставьте наречия, запишите их в лучиках и в тексте (рисунок солнышко) Прочтем текст еще раз. Какие изменения в нем произошли с появлением наречий? Учитель. Теперь мы с вами убедились, что наречия можно прекрасно использовать в текстах повествовательного характера. Наречия помогают сделать речь выразительнее и красочнее. Конкретизировать действия. Они помогают нам ясно и четко представить описываемый предмет, передают авторское отношение к изображаемому. V. Подведение итогов Когда в отрицательных наречиях пишется не-, а когда ни- ? Нужны ли нам наречия в повседневной жизни? Домашнее задание: правило, упр 234 | |
Просмотров: 1806 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|