Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок на тему: Твердые и мягкие согласные
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные (закрепление)»
Класс: 5

Цель: закрепить навыки распознавания мягких и твёрдых согласных в
словах; развивать умение составлять связный текст по аналогии;
воспитывать терпимость по отношению друг к другу, чувство
взаимовыручки и поддержки при работе в группе.
Оборудование:проектор, интерактивная доска, карточки.
Тип урока: интерактивный урок (работа в группах).

Ход урока
1. Объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Разминка – игра «Фонема, марш!»
- Я буду показывать слово, а вам нужно будет менять в нём один звук так, чтобы получилось новое слово.
4. Закрепление изученного материала. Работа в группах (3 группы).
1) Фонетическое упражнение
- Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает.
Задание для 1 группы:
Голубь, пекарь, пальчик, польза.
Задание для 2 группы:
Яма, ёлка, юрта, ежиха.
Задание для 3 группы:
Приём, поезд, маяк, приют.
(За правильный ответ – 2 балла)
2) Выборочный диктант (задание для всех групп одинаковое)
- Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.
Подчеркните мягкие согласные двумя чертами.
1) Меньше говори, а больше делай.2) Труд кормит, а лень портит.3) Весна красна
цветами, а осень – плодами.4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
- Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость предшествующего согласного. Почему?(За правильный ответ – 2 балла.)
3) Лингвистическая задача
- Укажите группу слов, в которой все согласные звуки
1) только мягкие;
2) только твёрдые.
Задание для 1 группы:
А) нефть, семья, люди;
Б) цирк, жито, шина;
В) жираф, мясо, крик.
Задание для 2 группы:
А) цепь, живот, лиса;
Б) чаща, ель, степь;
В) лыжи, цифра, шифр.
Задание для 3 группы:
А) малыши, рыжик, мыши;
Б) жизнь, щука, циркач;
В) щавель, здесь, пень.
- Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость?
(За правильный ответ – 2 балла.)
4) Физкультминутка – дидактическая игра «Протестую!» (на повторение)
- Я буду показывать карточки со словами с безударными гласными в корне слова, а вы, если увидите на карточке ошибку, будете вставать и поднимать руки вверх.
Если на карточке ошибок не будет, вы будете делать вращательные движения
головой сначала влево, а затем вправо.
5) Игра «Третий лишний»
- Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных:
Задание для 1 группы:
А) сок, манго, киви;
Б) сон, гиря, спорт;
В) рога, липа, репа.
Задание для 2 группы:
А) темя, нога, рука;
Б) рот, веки, уши;
В) нос, зуб, печень.
Задание для 3 группы:
А) семь, лень, сон;
Б) порт, тень, торт;
В) ель, шипы, цинк.
(За правильный ответ – 3 балла.)
6) Творческая работа. Сочинение по аналогии.
- Опишите осенний лес, используя данный текст:
Зимний лес
Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.)
(Оценивание работы – 3 балла.)
5. Подведение итогов. Игра «Микрофон»
- Какие навыки закрепили на уроке?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- Над чем ещё нужно поработать?
6. Домашнее задание:
1) Выучить теорию занятия , выполнить упражнение № 94 стр.115, придумать сказку о твёрдых и мягких согласных (по желанию).




ИГРА «Фонема,марш!»
КОРЖ –МОРЖ НОГТИ, ЗУБЫ, БУЛКА, КЛИН, ПЕСОК,ГАЛКА, ЛАПКА,КИСКА,НОРКА,ТОСКА, ПОЛЕНО,СВЕТ.


Твёрдые и мягкие согласные (закрепление)
Работа по группам
Задания для 1 группы

1. Фонетическое упражнение /2 балла/
- Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните,
почему количество букв и звуков не совпадает. Образец: пень [п`эн`] 4 буквы, 3 звука.
Голубь, пекарь, пальчик, польза.

2. Выборочный диктант /2 балла/
- Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.
1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна
цветами, а осень – плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
- Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость
предшествующего согласного. Почему?

3. Лингвистическая задача /2 балла/
- Укажите группу слов, в которой все согласные звуки
1) только мягкие;
2) только твёрдые.
А) нефть, семья, люди;
Б) цирк, жито, шина;
В) жираф, мясо, крик.
- Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость?

4. Игра «Третий лишний» /3 балла/
- Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных:
А) сок, манго, киви;
Б) сон, гиря, спорт;
В) рога, липа, репа.

5. Творческая работа. Сочинение по аналогии. /3 балла/
- Опишите осенний лес, используя данный текст:
Зимний лес
Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.)

Игра «Микрофон»



Твёрдые и мягкие согласные (закрепление)
Работа по группам
Задания для 2 группы

1. Фонетическое упражнение /2 балла/
- Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните,
почему количество букв и звуков не совпадает. Образец: яр [й`ар] - 2 буквы, 3 звука.
Яма, ёлка, юрта, ежиха.

2. Выборочный диктант /2 балла/
- Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.
1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна
цветами, а осень – плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
- Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость
предшествующего согласного. Почему?

3. Лингвистическая задача /2 балла/
- Укажите группу слов, в которой все согласные звуки
1) только мягкие;
2) только твёрдые.
А) цепь, живот, лиса;
Б) чаща, ель, степь;
В) лыжи, цифра, шифр.
- Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость?

4. Игра «Третий лишний» /3 балла/
- Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных:
А) темя, нога, рука;
Б) рот, веки, уши;
В) нос, зуб, печень.

5. Творческая работа. Сочинение по аналогии. /3 балла/
- Опишите осенний лес, используя данный текст:
Зимний лес
Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.)

Игра «Микрофон»

Твёрдые и мягкие согласные (продолжение)
Работа по группам
Задания для 3 группы

1. Фонетическое упражнение /2 балла/
- Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните,
почему количество букв и звуков не совпадает.
Приём, поезд, маяк, приют.

2. Выборочный диктант /2 балла/
- Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.
1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна
цветами, а осень – плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
- Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость
предшествующего согласного. Почему?

4. Лингвистическая задача /2 балла/
- Укажите группу слов, в которой все согласные звуки
1) только мягкие;
2) только твёрдые.
А) малыши, рыжик, мыши;
Б) жизнь, щука, циркач;
В) щавель, здесь, пень.
- Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость?

4. Игра «Третий лишний» /3 балла/
- Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных:
А) семь, лень, сон;
Б) порт, тень, торт;
В) ель, шипы, цинк.

5. Творческая работа. Сочинение по аналогии. /3 балла/
- Опишите осенний лес, используя данный текст:
Зимний лес
Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.)

Игра «Микрофон»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Светлана2091 (2015-04-01) | Автор: Светлана E
Просмотров: 535 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2017-02-22, 4:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1509]
Школьный психолог [514]
История [729]
Опыт [487]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [226]
Мастер-класс [216]
Семья и школа [177]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [799]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1170]
Химия [382]
Классному руководителю [649]
Биология [584]
Думаем, размышляем, спорим [94]
Казахский язык и литература [1792]
Краеведение [93]
Начальная школа [3983]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [366]
Сельская школа [72]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [299]
Экология [184]
Дошколенок [1561]
Особые дети [276]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [635]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [457]
Мой Казахстан [233]
Школьный театр [67]
Внеклассные мероприятия [1185]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [81]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [532]
Немецкий язык [52]
Технология [291]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [106]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [24]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru