Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок на тему: Твердые и мягкие согласные
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные (закрепление)»
Класс: 5

Цель: закрепить навыки распознавания мягких и твёрдых согласных в
словах; развивать умение составлять связный текст по аналогии;
воспитывать терпимость по отношению друг к другу, чувство
взаимовыручки и поддержки при работе в группе.
Оборудование:проектор, интерактивная доска, карточки.
Тип урока: интерактивный урок (работа в группах).

Ход урока
1. Объявление темы и цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
3. Разминка – игра «Фонема, марш!»
- Я буду показывать слово, а вам нужно будет менять в нём один звук так, чтобы получилось новое слово.
4. Закрепление изученного материала. Работа в группах (3 группы).
1) Фонетическое упражнение
- Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает.
Задание для 1 группы:
Голубь, пекарь, пальчик, польза.
Задание для 2 группы:
Яма, ёлка, юрта, ежиха.
Задание для 3 группы:
Приём, поезд, маяк, приют.
(За правильный ответ – 2 балла)
2) Выборочный диктант (задание для всех групп одинаковое)
- Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.
Подчеркните мягкие согласные двумя чертами.
1) Меньше говори, а больше делай.2) Труд кормит, а лень портит.3) Весна красна
цветами, а осень – плодами.4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
- Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость предшествующего согласного. Почему?(За правильный ответ – 2 балла.)
3) Лингвистическая задача
- Укажите группу слов, в которой все согласные звуки
1) только мягкие;
2) только твёрдые.
Задание для 1 группы:
А) нефть, семья, люди;
Б) цирк, жито, шина;
В) жираф, мясо, крик.
Задание для 2 группы:
А) цепь, живот, лиса;
Б) чаща, ель, степь;
В) лыжи, цифра, шифр.
Задание для 3 группы:
А) малыши, рыжик, мыши;
Б) жизнь, щука, циркач;
В) щавель, здесь, пень.
- Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость?
(За правильный ответ – 2 балла.)
4) Физкультминутка – дидактическая игра «Протестую!» (на повторение)
- Я буду показывать карточки со словами с безударными гласными в корне слова, а вы, если увидите на карточке ошибку, будете вставать и поднимать руки вверх.
Если на карточке ошибок не будет, вы будете делать вращательные движения
головой сначала влево, а затем вправо.
5) Игра «Третий лишний»
- Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных:
Задание для 1 группы:
А) сок, манго, киви;
Б) сон, гиря, спорт;
В) рога, липа, репа.
Задание для 2 группы:
А) темя, нога, рука;
Б) рот, веки, уши;
В) нос, зуб, печень.
Задание для 3 группы:
А) семь, лень, сон;
Б) порт, тень, торт;
В) ель, шипы, цинк.
(За правильный ответ – 3 балла.)
6) Творческая работа. Сочинение по аналогии.
- Опишите осенний лес, используя данный текст:
Зимний лес
Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.)
(Оценивание работы – 3 балла.)
5. Подведение итогов. Игра «Микрофон»
- Какие навыки закрепили на уроке?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- Над чем ещё нужно поработать?
6. Домашнее задание:
1) Выучить теорию занятия , выполнить упражнение № 94 стр.115, придумать сказку о твёрдых и мягких согласных (по желанию).




ИГРА «Фонема,марш!»
КОРЖ –МОРЖ НОГТИ, ЗУБЫ, БУЛКА, КЛИН, ПЕСОК,ГАЛКА, ЛАПКА,КИСКА,НОРКА,ТОСКА, ПОЛЕНО,СВЕТ.


Твёрдые и мягкие согласные (закрепление)
Работа по группам
Задания для 1 группы

1. Фонетическое упражнение /2 балла/
- Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните,
почему количество букв и звуков не совпадает. Образец: пень [п`эн`] 4 буквы, 3 звука.
Голубь, пекарь, пальчик, польза.

2. Выборочный диктант /2 балла/
- Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.
1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна
цветами, а осень – плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
- Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость
предшествующего согласного. Почему?

3. Лингвистическая задача /2 балла/
- Укажите группу слов, в которой все согласные звуки
1) только мягкие;
2) только твёрдые.
А) нефть, семья, люди;
Б) цирк, жито, шина;
В) жираф, мясо, крик.
- Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость?

4. Игра «Третий лишний» /3 балла/
- Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных:
А) сок, манго, киви;
Б) сон, гиря, спорт;
В) рога, липа, репа.

5. Творческая работа. Сочинение по аналогии. /3 балла/
- Опишите осенний лес, используя данный текст:
Зимний лес
Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.)

Игра «Микрофон»



Твёрдые и мягкие согласные (закрепление)
Работа по группам
Задания для 2 группы

1. Фонетическое упражнение /2 балла/
- Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните,
почему количество букв и звуков не совпадает. Образец: яр [й`ар] - 2 буквы, 3 звука.
Яма, ёлка, юрта, ежиха.

2. Выборочный диктант /2 балла/
- Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.
1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна
цветами, а осень – плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
- Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость
предшествующего согласного. Почему?

3. Лингвистическая задача /2 балла/
- Укажите группу слов, в которой все согласные звуки
1) только мягкие;
2) только твёрдые.
А) цепь, живот, лиса;
Б) чаща, ель, степь;
В) лыжи, цифра, шифр.
- Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость?

4. Игра «Третий лишний» /3 балла/
- Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных:
А) темя, нога, рука;
Б) рот, веки, уши;
В) нос, зуб, печень.

5. Творческая работа. Сочинение по аналогии. /3 балла/
- Опишите осенний лес, используя данный текст:
Зимний лес
Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.)

Игра «Микрофон»

Твёрдые и мягкие согласные (продолжение)
Работа по группам
Задания для 3 группы

1. Фонетическое упражнение /2 балла/
- Запишите слова. Укажите количество букв и звуков в них. Объясните,
почему количество букв и звуков не совпадает.
Приём, поезд, маяк, приют.

2. Выборочный диктант /2 балла/
- Выпишите слова, в которых гласные смягчают предшествующие согласные.
1) Меньше говори, а больше делай. 2) Труд кормит, а лень портит. 3) Весна красна
цветами, а осень – плодами. 4) От зорьки и до зорьки моряки на вахте зорки.
- Найдите и укажите слова, в которых буква е не обозначает мягкость
предшествующего согласного. Почему?

4. Лингвистическая задача /2 балла/
- Укажите группу слов, в которой все согласные звуки
1) только мягкие;
2) только твёрдые.
А) малыши, рыжик, мыши;
Б) жизнь, щука, циркач;
В) щавель, здесь, пень.
- Как объяснить мягкость звуков в указанной группе слов? Твёрдость?

4. Игра «Третий лишний» /3 балла/
- Найдите среди группы слов лишнее по признаку твёрдости-мягкости согласных:
А) семь, лень, сон;
Б) порт, тень, торт;
В) ель, шипы, цинк.

5. Творческая работа. Сочинение по аналогии. /3 балла/
- Опишите осенний лес, используя данный текст:
Зимний лес
Молчаливый зимний лес. Тихо и в полях, будто природа погрузилась в сон. Но сильнее греет солнышко, и дни становятся длиннее. Пробуждаются леса, наполняются голосами птиц поля. А когда придёт апрель, появятся гости из далёких стран. ( По В.Флинту.)

Игра «Микрофон»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Светлана2091 (2015-04-01) | Автор: Светлана E
Просмотров: 738 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2018-02-24, 1:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1552]
Школьный психолог [530]
История [752]
Опыт [523]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [249]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [183]
Компьютер-бум [261]
Английский язык [831]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1223]
Химия [391]
Классному руководителю [670]
Биология [598]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1845]
Краеведение [98]
Начальная школа [4071]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [389]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [311]
Экология [189]
Дошколенок [1634]
Особые дети [297]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [651]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [481]
Мой Казахстан [239]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1225]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [224]
Физическая культура [559]
Немецкий язык [56]
Технология [307]
Самопознание [417]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [86]
Летний лагерь [19]
Дополнительное образование [48]
Педагогические программы [15]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru