Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Турнир знатоков русского языка
Турнир знатоков русского языка
8 «А» класс
Цели:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Расширять кругозор учащихся.
Способствовать углублению знаний о русском языке.
Оснащение:
1.Музыкальное сопровождение (в минуты обдумывания ответов включается музыка из м/ф «Антошка»)
1.Разминка
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик первый раз - и полетели первые три птицы. Махнул второй раз – еще три. Так делал он четыре раза.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семь перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина – белая, другая – черная.
Объясните смысл сказки.
(птицы – месяцы, три птицы-времена года, крылья-недели, перья-дни, половины перьев-день, ночь)
2.ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ
Учись всю жизнь Век живи – век учись
Береги время Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь.
Не ссорься Худой мир лучше доброй драки
Не торопись, делай всё аккуратно Семь раз отмерь – один раз отрежь
Нехорошо заглядываться на чужое Берут завидки на чужие пожитки.
3.ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ ПО ПЕРВОМУ СЛОВУ
Язык до Киева доведёт
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
Искру туши до пожара, беду отводи до удара
Не дорог подарок, дорога любовь
Готовь сани летом, а телегу зимой
Не в свои сани не садись
Жизнь дана на добрые дела
Гусь свинье не товарищ
4.Орфоэпия.
Мастерски, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.
5.Решите пропорции.
1.Тигр/кошка=волк/собака
2.Ластик/карандаш=время/воспоминание
3.Пол/потолок=стена/стена
4.Пожарный/вода=дворник/метла
5.Тигр/4=паук/8
6.Дом/крыша=человек/шляпа
7.Пустыня/кактусы=море/водоросли
8.Женщина/мышь=пешеход/машина
9.Лицо/портрет=природа/пейзаж
10.Музыка/плеер=море/раковина
6. Создайте словообразовательную цепочку от слов
Холодильник ←холодильный ←холодить ← холод
Прискорбно ←прискорбный ←скорбный ←скорбь
7.Какой частью речи являются приведенные ниже слова? Значения каких слов вам известны? Индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, беж, электрик, массака
Индиго – синий цвет.
Маренго – черный с серым отливом
Прюн – темно-лиловый
Хаки – коричнево-зеленый
Пансе темно-фиолетовый
Беж – светло-коричневый
Электрик – ярко-синий с сероватым оттенком.
Массака – темно-красный цвет с синеватым оттенком.
8. Являются ли родственными польское uroda ( красота ) и русское урод? Прокомментируйте свой ответ.
Это этимологически родственные слова.
Поскольку польский и русский языки являются родственными славянскими языками, восходящими к праславянскому языку, исходным корнем для обоих слов является корень –*rod -; однокоренными к данным словам являются соответственно rodzina (семья) r?d (род), rjdzi (родить) и родина, родить(ся), род, родственник, объединенные общим значением «рождение, появление на свет».
9.Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение?
Битый час – целый час.
Значение выражения связано с боем часов, буквально «от одного боя часов до другого».
10.Определите вид придаточных предложений. Чем является что?
1.Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня.
2.Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой.
3.Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу.
4.Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе.
1.Придаточное изъяснительное. Слово что является союзом, не является членом предложения.
2.Придаточное образа действия. Что - союз, не является членом предложения.
3.Придаточное определительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.
4.Придаточное изъяснительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее.
11. Отгадать загадки.
Что это за трава, которую слепые знают? Крапива
Под гору коняшка, а в гору деревяшка. Санки
В землю — крошки, из земли — лепешки. Репа
В лавке пятак, а не вытащить никак. Сучок
Что вверх корнем растет? Сосулька
Категория: Русский язык и литература | Добавил: василек0012 (2015-04-02) | Автор: Приз Валентина Эмануиловна
Просмотров: 224 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 4:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru