Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по теме «Союз как часть речи»
Актюбинская область Мугалжарский район г.Кандыагаш школа-гимназия №3
учитель русского языка и литературы Утекешева Карылгаш Анатольевна

Урок по теме «Союз как часть речи»
7 класс.
Цели урока:
- знать морфологическую характеристику союза как служебной части речи;
- уметь определять роль союза, находить их в тексте.
Задачи урока:
- дать общее понятие о союзе как о служебной части речи, показать его роль в предложении, дать представление об омонимии союзов и частиц;
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, формировать коммуникативные качества личности;
- формировать духовно-нравственные качества личности ;
- воспитывать интерес к предмету через занимательный материал, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.
Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: блок-схемы, карточки для парной работы, мультимедийное оборудование.

Содержание урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно сегодня видеть вас, надеюсь, вы пришли с замечательным настроением и с готовность работать вместе.
Записываем число, классная работа. Третью строчку оставьте пустой.
2. Мотивационно- мобилизующий этап.
Прочитайте выразительно высказывание, записанное на доске. Каков его смысл?
От и за к, чтобы с или через у.
Дети: это не предложение, в нем нет смысла.
Ученики: что позволило вам сделать такой вывод?
Дети: здесь нет ни одной самостоятельной части речи, оно состоит из служебных частей речи.
Учитель: запишите эту конструкцию в тетрадь, над каждым словом укажите часть речи.
От(предлог) и (союз) за(предлог) к(предлог), чтобы(союз) с(предлог) или(союз) через(предлог) у(предлог) .
Учитель: поднимите руки те, у кого не возникло трудностей при определении частей речи. Слова каких частей речи здесь встретились?
Дети: предлоги и союзы.
Учитель: С какой частью речи вы уже знакомы? Предположите, о чем пойдет речь сегодня? Запишите тему урока: «Союз как часть речи». Знакома вам эта тема? Почему же мы обращаемся к ней еще раз?
Дети: закрепить тему «Союз как часть речи», узнать новые союзы, вспомнить о знаках препинания при различных союзах., научить находить союзы.
Учитель: начнем урок со словарно-орфографической работы.
Учитель: найдите в словарях слово ПАЛИТРА, произнесем его. Выделим ударение и подчеркнем орфограммы. Это слово пришло из французского языка. Каково его лексическое значение?
В это время некоторые ученики ищут значение слова в толковом словаре. Где вам встречалось слово «палитра»?
Учащиеся: палитра картины, палитра цветов.
Палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.
В переносном смысле «палитра» означает точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей работе, а также набор цветов, типичных для некоторой картины, для произведений определенного художника или художественной школы.

Учитель: закройте глаза и нарисуйте с помощью воображения картину. Что на ней изображено? Какая палитра преобладает?
Дети: повторили схемы, вспомнили о союзах.
3. Систематизация знаний.
Вспомним, какие части речи выделяют в русском языке. Работа с таблицей. (На экране представлена таблица, в которой допущены ошибки в распределении частей речи. Учащиеся должны заметить ошибки и исправить их на мультимедийном экране. Союз не представлен).
Части речи.

Самостоятельные
Имя существительное
имя прилагательное
имя числительное Служебные
местоимение предлог
глагол( причастие и деепричастие) частица
наречие союз
_________________________
междометие
звукоподражательные слова





Учитель: теперь таблица верна и мы можем продолжить работу.
Дети: нет, в таблице нет такой части речи как союз .
Учитель: к какой группе мы отнесем союзы? Аргументируйте свой ответ.
Дети: союзы нужно отнести к служебным частям речи, так как они не имеют лексического значения, не изменяются, не выполняют самостоятельной синтаксической роли в предложении.
Учитель: правильно ли я вас поняла, союз – это служебная часть речи? Но для чего она служит? Что же связывают союзы? Как можно получить ответ на вопрос?
Дети: посмотреть в учебнике, подумать самим, спросить у учителя или у отличника.

.
Учитель: где союзы могут выполнять свои функции? Я предлагаю вам выполнить синтаксическую разминку.
Синтаксическая разминка.
Задание: запишите предложения, графически укажите функцию союзов. Как то возможно сделать?
Дети: начертить схемы предложений.
1. Добрым людям следует доверять словом и разумом, а не клятвой.
(Сократ)
{ = --- и ---, а ---}.
2. Зло мгновенно в этом мире, а доброта неизбывна.
(Ш.Руставели)
{ - =}, а {- = }.
3. Характер не родится с человеком, а приобретается во время воспитания. ( Н.А.Добролюбов)
{- =, а = }.
4. Великие люди способны и на великую доброту.
(Сервантес)
{- = }.

Учитель: у кого-нибудь это задание вызвало трудности?
Дети: в последнем предложении И ничего не связывает. Может, это не союз вовсе?
Учитель: ребята, какие есть версии?
Дети: союз связывает, а в данном предложении слово И ничего не связывает, следовательно, это не союз.

Итоги: что, на ваш взгляд, было на уроке самым важным? Что нового для себя открыл каждый из вас?
Домашнее задание:
1. упражнение в учебнике.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Гуми9659 (2015-04-13) | Автор: Утекешева Карылгаш Анатольевна E
Просмотров: 372 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 0:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru