Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок доброты по рассказу В.Распутина "Уроки французского" 7 класс
Уроки доброты в рассказе В.Распутина «Уроки французского»
учитель русского языка и литературы школы-лицея №7 г.Актау
Агаджанова Шолпан Сарсенгалиевна
Описание методической разработки
1. Урок литературы в 7 классе на тему «Уроки доброты в рассказе
В. Распутина «Уроки французского»
2. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку – презентация, выполненная учителем. Кроме того, урок предполагает использование видеоматериала (фрагмент кинофильма «Уроки французского»). Урок имеет большое воспитывающее и развивающее значение. Учащиеся учатся мыслить, говорить, отстаивать свою точку зрения, добывать знания, быть добрыми и отзывчивыми.
3. Учебный предмет – литература.
4. Уровень образования школьников -7класс
5. Форма учебной работы - классно-урочная.
6. Полное описание разработки.
Цели урока:
1. Оценка поведения учительницы Лидии Михайловны, выявление характера остальных герое и их оценка.
2. Развитие умения анализировать художественное произведение, развитие речи, развитие логического и аналитического мышления.
3. Воспитание нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В.Г.Распутина.
Ход урока.
Чем человек добрее и умнее, тем больше он замечает
добра в людях (Л.Н.Толстой)
Первый этап урока.
1. На доске запись «В.Г.Распутин», вопрос к учащимся:
-Что вы знаете об этом писателе?
Ответы вписываются во вторую колонку таблицы. Учитель предлагает информацию о писателе. Поработав в группах или парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим, что нового узнали, что показалось особенно интересным.
Вариант полученной таблицы.

Знаю
-Автор рассказов «Глобус», «Мы с Димкой», «День рождения», «Уроки французского»
-Прозаик.
В его произведениях немало автобиографичного.
-Писал о детях, о войне, о своей родине.
Хочу знать
- Подробнее автобиографию и творчество писателя
Узнал
-много писал очерков, статей, заметок о родном крае, делал репортажи;
-огромная любовь к чтению с детства;
-книга стала настоящим спутником жизни;
-тема памяти – одна из главных в его творчестве и т.д.

Второй этап урока.
1.Война вошла в мальчишество мое
Сперва без дыма, крови и тревоги,
А как находят путники жилье-
Передохнуть, испить воды с дороги
Г.Еремеев
2.Сознательное детство В.Распутина частично совпало с войной. Он рос на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. И рос в этих местах, в деревне с красивым названием Аталанка. Там в 1944г он пошел в первый класс начальной школы. И хотя там не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной.
3.Звучит текст.
«…Голод в тот год еще не отступил…впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-там делали неверно»
4.Обратить внимание учащихся на мини-вступление автора и обязательно на посвящение.
Анастасия Прокопьевна Копылова – это мать Александра Вампилова, прекрасного драматурга, сибиряка, друга В.Распутина. Действие происходит в 1948г. послевоенное время.
5. «Везде чувствуется только что завершившаяся война. Быт, люди не всегда милосердны. Примеры: дети плохо одеты, недоедают, многие обычные для нас продукты они не только не ели, но и никогда не видели. И особенно тяжело жить было в городе, так как в деревне голодное время переносится проще…»
Итак, рассказ «Уроки французского»- в большей степени автобиография, нежели художественный вымысел.
6.Словарная работа.
Автобиография – описание своей жизни.
Прототип – первоначальный образец. Прообраз, преимущественно действительное лицо как источник для создания литературного образа.
7. Давайте проследим, каким перед нами предстает мальчик. Найдем в тексте черты его характера: «добросовестный, относится к чему-нибудь спустя рукава не умел, упорный и настойчивый…»
- Какие чувства переживает мальчик, оказавшись вдали от дома?
-Есть ли у него друзья? Почему?
-Легко ли ему живется?
-Какой выход он находит?
-Как даются ему выигрыши?
-Птаха и Вадик. Как относится к ним герой?
-Какие правила для себя установил мальчик при игре в деньги?
Почему?
-Почему Вадик и Птаха избили его?
-Какие качества героя подчеркивает автор?
8.Заполнение слайда чертами характера героя: честность, упорство, смелость, стойкость, воля, самостоятельность.
9. Сообщение учащегося «ПРОТОТИП Лидии Михайловны».
К этому времени я успела многое позабыть, что-то подпутать: мне скоро будет 76 лет. С Валентином Григорьевичем переписываемся, у него прекрасные письма по духу и по форме.
Учительница французского языка Лидия Молокова приехала в Усть-Уду по распределению после окончания Иркутского института иностранных языков в 1952 году. Директор музея Николай Рупосов вспоминает:
— Она приехала великолепная, красивая, настоящая француженка — ничего удивительного, что все девчонки и мальчишки были в нее влюблены.
"Нас было две "француженки", — пишет в письме Лидия Михайловна. — Тосковали первое время по городу, потом втянулись в работу — уроки, кружки, школьные вечера... В школе было два 8-х класса. У Веры Андреевны класс был образцовым (Валентин Григорьевич учился в этом классе), мне же дали сборный плюс своих разбойников... Я намучилась, проклиная час, когда сошла с парохода и пришла в школу, даже поплакала... Вас очень интересует посылка с макаронами. Я ее не посылала, но Валентин Григорьевич в одном из писем просил: "От макарон не отказывайтесь". Я поняла, что если отказаться от всех его творческих находок, то образ может разрушиться. Он собирал свою учительницу со своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему она у него такая человечная. Я ее приняла как укор своей легковесности — вот какой надо было быть!"
Письмо Лидии Михайловны в экспозиции, посвященной школьному выпуску, в котором учился Валентин Распутин, занимает одно из почетных мест, рядом с дырявой холщовой сумкой — с такими в те годы дети ходили в школу.

10. Работа с текстом: найти определения, которыми пользуется автор, для характеристики учительницы.
11. Заполнение схемы на слайде «Черты характера учительницы»: смелость, чувство собственного достоинства, доброта, милосердие, чуткость, щедрость, отзывчивость.
12. Анализ взаимоотношений мальчика и учительницы.
-Нарисовать словесный портрет мальчика в восприятии учительницы.
-Почему так складываются их взаимоотношения: это дружба или борьба?
-как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки своего ученика?
-Почему?
-Как себя вела Лидия Михайловна? Почему?
-Для чего она назначает мальчику дополнительные уроки?
-Как чувствует себя герой у нее в гостях? Почему?
13. Анализ эпизода игры в доме Лидии Михайловны (просмотр фрагмента фильма «Уроки французского»)
Итак, попробуйте дать ответ на вопрос: поведение Лидии Михайловны –это преступление?
«Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учительницы. Но мальчик на всю жизнь сохранил благодарность своему педагогу.
ТРЕТИЙ ЭТАП.
1.Письменный ответ на один из вопросов:
• Почему память автора сохранила эти воспоминания? (Прошлое и настоящее)
• По какой причине учительница прислала вторую посылку?
(учительница -ученик)
• Как автор, как вы относитесь к герою? (Герой-автор-читатель)
2. Кульминация творческого процесса.
После кропотливой работы с текстом каждому ученику открывается новое видение рассказа. Обратимся к вопросам, прозвучавшим в начале урока о значении слова «урок», просим ребят закончить предложение: «С моей точки зрения, урок – это…»
Словарная работа.
Урок - Работа, заданная для выполнения в заданный срок
-Учебная работа, заданная ученику.
-Учебный час, посвященный отдельному предмету.
-Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
- А какие уроки получил главный герой рассказа из всех событий, которые с ним связаны?
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.
1.Создание синквейна.
Учитель:
-Наш герой действительно многое в жизни испытал. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт самостояния. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых. Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна.
Чистота
Наивная, детская.
Терпеть, верить, ждать
Мир изменится к лучшему.
Жизнь.

Доброта.
Искренняя, душевная.
Учит, наставляет, направляет.
Гуманных людей должно быть много.
Доброта-смысл жизни.

Закончить урок хочу небольшим стихотворением:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.

А теперь поблагодарим друг друга за общение!

Категория: Русский язык и литература | Добавил: bil (2010-04-07) | Автор: Агаджанова Шолпан E
Просмотров: 22642 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 11:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru