Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока по русскому языку
Тема: Способы образования слов
Цель: закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Словообразование и орфография».
Задачи:
образовательная: формировать у учащихся понятия о составе слова и способах словообразования;
развивающая: развивать умения и навыки подбора однокоренных слов и разбора слов по составу; развивать устную и письменную речь учащихся; повышать интерес к русскому языку;
воспитательная: воспитывать у школьников любовь к животным.
Оборудование: слайды, карточки с заданиями, толковые словари С.И.
Ожегова и В. Даля
Эпиграф:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Сделать слово из частей!
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1)Запись числа и темы
2)Обращение к эпиграфу
3)Фронтальный опрос
-Как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части?
-Как называется главная значимая часть слова?
-Какая часть слова служит для связи слов в словосочетании и предложении?
-Часть слова без окончания.
-Морфема, стоящая перед корнем.
-Морфема, стоящая после корня.
-Какую роль выполняют приставка и суффикс в слове?
-Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов и способы их образования?
II. Постановка темы и задач урока
Всё на свете из чего-либо состоит:
-облако из капель воды;
-лес - из деревьев.
Наша речь состоит из ... (предложений), а предложения состоят из ... (слов).
А слова имеют свой строительный материал.
Сегодня мы продолжим работу по теме «Словообразование» и уточним представление о суффиксе, приставке как части основы.
- Определите лексическое значение слова гитара? (Дети работают со словарем С.И. Ожегова и В. Даля).
Подчеркнем разницу в лексическом значении этих слов:
1.название инструмента
2.название человека.
Гитара (Струнный щипковый инструмент с корпусом-резонатором в форме восьмерки и с длинным грифом).
З.Гитарист (музыкант, играющий на гитаре).
1. Гитара 2. И. п. гитара
Гитарист Р. П. гитары
Гитаристка Д. п. гитаре
Гитарный В. П. гитару
Т. п. гитарой
П. п.о гитаре
А). В результате образования слов получаем новые однокоренные
слова с помощью суффикса.
Б). В результате изменения слова получаем новые формы того же слова.
Выводы. Значит, каждая частичка слова имеет свое значение и играет свою роль в слове. А иногда и полностью изменяет значение слова
Перед нами 3 разных слова. (Слова гитарист, гитаристка, гитарный - производные от слова гитара).
Слово учителя:
Существует легенда о том, как появилось слово гитара. Мастер, который сделал первую гитару, назвал её сначала первым слогом своего имени - Ги ( от Гийола), подумал: «Слишком коротко». И добавил к этому слогу имя своей жены - Тара.
4) На доске записаны слова. Подберите к этим словам родственные слова. Выделить корень и те части, которые образовали новые слова. Например, лёд- ледяной, обледенелый, заледенелый, заледенел.
-1 ряд соль, мороз
-2 ряд зима, свет,
-3 ряд дом, холод
- Назовите слова, которые вы образовали с помощью приставок? (Однокоренные, родственные)
-Как пишутся приставки со словами? (приставки со словами пишутся
слитно, т.к. это часть слова)
Ребята, как вы думаете, а для чего нужны приставки? (ответы детей)
5) Игра "Третий лишний".
Подумайте, все ли слова родственные? Почему?
Лес, лестница, лесничий.
Честный, чесночный, чеснок.
Левый, лев, налево.
III. Закрепление. Игра "Собери словечко".
Учитель предлагает из букв составить слова (названия животных). После составления слова открывается предметная картинка. Запись слов в тетрадь с объяснением орфограмм.
Же
ьолс
евл
олкк
ьдмевед
- Ёж, ёжик.
-Что общего в составе этих слов?
-О чём нам говорит корень? (животное, спинка и бока покрыты иголками)
-Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? (ласково называем, указываем на маленькие размеры)
-Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (имеет уменьшительно - ласкательное значение)
-Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними
Задание: от существительных м.р. образовать названия самок этих животных. Запись слов.
Ёж - ежиха
Лось - лосиха
Лев - львица
Волк - волчица
Медведь - медведица
-Итак, какие суффиксы помогли нам образовать названия самок
животных? (-их, -иц)
Задание: назови самку и её детенышей во мн. ч в ед. ч У ежихи - ежата,
У медведицы - медвежата,
У тигрицы - тигрята,
У волчицы - волчата,
У львицы - львята.
Ежата - ежонок,
Лосята - лосёнок,
Львята - львёнок,
Волчата - волчонок,
Медвежата — медвежонок Разбор слов по составу.
Вывод: при помощи суффиксов мы смогли образовать от существительных м.р. название самок животных и названия детёнышей животных в ед. и мн.ч.
Какие суффиксы нам в этой работе помогали? (-онок, -ёнок, -ат, -ят)
Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова).
Выделите в данных словах словообразовательные морфемы.
Вода - безводный, безводность; подводный - подводник; звезда -звездочка - звездный, беззвездный, созвездие; трава - травка, травушка, травинка, травяной.
IV. Подведение итогов урока.
-Что новою узнали на уроке?
V. Домашнее задание.
Составить и написать по образцу рассказ, используя слова с суффиксами названий лиц по роду занятий и по действию.
Суффикс - большой трудяга. Взялся за работу суффикс - чанин, и вот вам: англичанин, датчанин, ростовчанин. Стоит только к корню слова присоединить -ник или -ниц, как перед нами предстанут помощник, работница. Взялся за работу суффикс -ист, и вот вам названия лиц по профессии: тракторист, машинист.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: nadja_82 (2015-04-19) | Автор: Кучерова Надежда E
Просмотров: 196 | Теги: nadja_82 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 7:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru