Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 11 классе "Знаем русский!

Цели: систематизировать материал по этимологии, образованию, строению фразеологических оборотов; формировать навыки правильной речи и правильного произношения; развивать желание читать и изучать русский язык и русскую классическую литературу; обогащать словарный запас, показать богатство русской лексики.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Чтение стихотворения. Ф. Васильева «Слово».
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.


1 тур. Блиц- поединок капитанов. Объяснить правописание слов. (слитно, раздельно, через дефис).
1 группа (синий сектор) Чудо-машина, полдня, стереозвук, пол-яблока, вице-министр, народно- освободительный,
2 группа (зеленый сектор) юго-западный, по- осеннему, наскоро, без умолку, точь-в-точь, из-под.
3 группа (желтый сектор). Чуть-чуть (наречие, повтор корня) ; в течение (производный пред), сельскохозяйственный, нежданно-негаданно (наречие синонимичный повтор); серебристо-белая (прилага¬тельное, сложный цвет), по-дружески (наречие, приставка по- и суффикс -ски).


2 тур История русского языка.
Объяснить историю и
Синий сектор (сложный уровень 6
баллов)

возникновение фразеологизмов.


1. Тянуть канитель
Вы, конечно, слышали это выражение, а, возможно, употребляли в собственной речи со значением — «медлить, делать что-либо очень долго». А задумывались ли вы когда-нибудь над тем — что такое канитель
и почему ее надо тянуть? В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а также и для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каления металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель.
2. Пиррова победа
В 279 г. до н. э. царь Пирр одержал победу над римлянами в битве при Аускуле. Но победа эта, как рассказывает древний историк Плу¬тарх, стоила Пирру таких больших потерь, что он воскликнул: «Еще одна такая победа, и мы погибли!» Царь Пирр обладал даром предвидения. Действительно, через год римляне разгромили его войско.
Выражение «пиррова победа» употребляется в значении: «сом¬нительная победа, победа, которая не оправдывает понесенных жертв»
3. Козел отпущения
В Библии рассказывается о том, что у древних евреев существовал особого рода обряд. В день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла. Это был знак возложения на козла всех грехов народа. Проклятый таким образом козел изгонялся в пустыню. Вполне понятно, что козлом отпущения называют человека, на которого сваливают чужую вину.
4. Колесо Фортуны .
Фортуна — в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе. Она держит в одной руке руль, а в другой — рог изобилия. Руль указывает на то, что Фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия — на благополучие, изобилие, которое она может подарить. Шар или колесо символизируют шаткость, ненадежность, посто¬янную изменчивость Фортуны. Выражение «колесо Фортуны» употребля-ется в значении: «случай, слепое счастье».
5. Лезть на рожон
В древнерусском языке, да и в некоторых современных народных говорах рожон — это «заостренный с одного конца кол, рогатина».
На Руси с выставленным перед собой колом охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон, медведь погибал. Развязка, роко¬вая для медведя, который в ярости шел на верную гибель, послужила основой для выражения лезть на рожон (переть на рожон).
Смысл фразеологизма: «предпринимать действия, заведомо обречен¬ные на полный провал», «по собственной воле идти на крупные неприят¬ности».
6. Вавилонское столпотворение
Но библейскому преданию, в древности все люди на земле говорили па одном языке. И так продолжалось до тех пор, пока жители Вавило¬на не задумали построить (сотворить) высокую башню (столп), чтобы добраться до неба. Сперва строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали.
Однако богу неугодно было это строительство. Еще бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо! И тогда бог поступил очень хитро: «он смешал языки», а в результате строители перестали понимать друг друга — и «творение столпа» прекратилось.
В современном русском языке это выражение употребляют, когда речь идет о неразберихе, беспорядке, толчее, суматохе, бестолковщине, о большом скоплении людей, у которых не получается то, что они заду¬мали сделать.
7. Держать порох сухим
Оливер Кромвель, вождь английской буржуазной революции XVII в., по воспоминаниям современников, был человеком суровым и набожным. В день, когда его войска должны были форсировать реку, чтобы дать бой армии короля Шотландии, Кромвель произнес: «Ребята, уповайте на бога, но порох держите сухим». Войска Кромвеля одержали блестящую победу при Данбаре. Мудрый совет полководца облетел сначала всю армию, потом всю Англию, а затем и весь мир. Крылатое выражение держать порох сухим употребляется в значе¬нии «быть готовым к борьбе, быть бдительным и хорошо вооруженным».
Зеленый сектор (средний уровень, 5 баллов)
1.Битый час. (Очень долго, целый час. Обычно о времени, потраченном впустую. Связано с боем настенных часов, кото¬рые бьют каждый час.)
2.Почивать на лаврах. (Добившись чего-либо, успокаиваться на достигнутом. От обычая древних греков увенчивать побе¬дителя лавровым венком.)
3.Ахиллесова пята. (Уязвимое место. В греческой мифологиисуществовал герой Ахиллес. Его мать, морская богиня Фетида,чтобы сделать сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс, держа младенца за пятку. При этом чудодейственная вода не коснулась единственного места, ставшего уязвимым.Именно в пятку попала стрела Париса, от которой Ахиллес и погиб.)
4.Собаку съел. (Приобрел большой опыт, основательные зна¬ния в чем-либо, стал мастером в каком-либо деле. Выражение возникло на основе поговорки, зафиксированной В. И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребля¬ется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное, а на пустяке споткнулся. Современное значение воз¬никло уже из сокращенной формы «собаку съел»: тот, кто яв¬ляется мастером своего дела.)
5.Гол как сокол. (Крайне беден. Сокол - старинное стено¬битное орудие, которое представляло собой совершенно глад¬кую чугунную болванку, закрепленную на цепях.)
6.Проходить красной нитью. (Являться основным, главным, пронизывать что-либо. В XVIII веке в Англии очень ценился ка¬нат для корабля. Во все канаты королевского флота вплетали красную нить, для того, чтобы, какой бы кусок ни был отрезан от каната, можно было сразу узнать, что он принадлежит флоту.)
7.Фома неверный (неверующий). (Очень недоверчивый человек. Восходит к евангельскому тексту о том, как один из апостолов, Фома, не сразу поверил в воскресение Иисуса.)

Желтый сектор (легкий уровень, 4 балла)
1.Душа нараспашку. (Очень чистосердечный, откровенный. Буквально: с открытым, расстегнутым воротом рубашки, когда видна «душа» - ямочка между ключицами на шее, где, по ста¬рым представлениям, помещается душа человека.)
2.Валять дурака. (Ничего не делать, бездельничать; поте¬шать других глупыми выходками; вести себя легкомысленно, несерьезно; притворяться непонимающим. Происходит от дет¬ской игры повалять Ваньку-встанъку.)
3.Засучив рукава. (Не жалея сил, много, усердно, старатель¬но, энергично, с большим энтузиазмом. Из буквального слово¬ сочетания «засучив рукава», то есть завернув кверху, чтобы было удобно работать. В Древней Руси верхняя одежда шилась с длинными рукавами, которые иногда доходили до колен. Рабо-тать со спущенными рукавами было неудобно, поэтому их за¬сучивали.)
4.Вавилонское столпотворение. (Полная неразбериха, край¬ний беспорядок, сутолока. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, «столп творе¬ния», высотой до неба. В наказание за дерзкую попытку боги «смешали» их языки, и строители перестали понимать друг друга.)
5.Довести до белого каления. (До полного отчаяния, до пол¬ной потери самообладания. Цвет и степень накала у металла.)
6.Вывести на чистую воду. (Разоблачить, уличить кого-либо. Выводить на чистую воду - первоначально: вывести рыбу, ко¬торая попалась на крючок, на чистую, открытую воду.)
7.Гол как сокол. (Крайне беден. Сокол - старинное стено¬битное орудие, которое представляло собой совершенно глад¬кую чугунную болванку, закрепленную на цепях.)
8.Проходить красной нитью. (Являться основным, главным, пронизывать что-либо. В XVIII веке в Англии очень ценился ка¬нат для корабля. Во все канаты королевского флота вплетали красную нить, для того, чтобы, какой бы кусок ни был отрезан от каната, можно было сразу узнать, что он принадлежит флоту.)

3 тур Блиц-зрудит. Ответить на вопросы.
1 группа (синий сектор)


1.Основным средством общения людей является ... язык.
2.Какая шляпка не надевается на голову? Шляпка гвоздя.
3.Сколько в слове бывает слогов? Сколько гласных.
4.Как пишутся слова грач, еж, чиж? Без Ь.
5.Буквы в алфавите начинали свою жизнь рисунком, который назывался... иероглифами.
6.Где впервые возникла письменность? В Египте.
7.Окончание, не выраженное звуком, называется... нулевым.
8.Какой вопрос ставится в русском языке к названиям домашних животных, зверей, птиц, рыб? Кто?
9. Какой частью речи являются слова , обозначающие признак? Прилагательным.
10.Какое наклонение глагола передает просьбу, пожелания говорящего? Повели¬тельное.
2 группа (зеленый сектор)
1.Наука о языке называется... языко¬знанием.
2.Закончи пословицу: «У пространства нет размера, а у знании нет ... предела.
3.В каком гнезде не бывает яиц? В словообразовательном.
4.Каким способом образованы слова: футболист, гандболист? Суффиксальным.
5.Каждый абзац начинается ... с крас¬ной строки.
6.Принято считать, что русский, точнее славянский алфавит изобрели два ученых - монаха, братья... Кирилл и Мефодий.
7.Как называется раздел науки, включающий словосочетания, предложения, текст? Синтаксис.
8.В каком положении гласные звуки произносятся четко? Под ударением.
9.Кем была составлена первая научная грамматика русского языка? М.В.Ломо¬носовым.
10.Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука).
3 группа(желтый сектор)
1.Какой частью речи - числи¬тельными или существительными -являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Эти слова — числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос сколько? И могут быть записаны цифрами).
2.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя).
3.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота).
4.Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).
5.Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Нет. Это существительные общего рода).
6.Какой бор никогда не имеет листвы и хвои? (Бор - стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле).
7.Какую часть слова можно найти в земле? {Корень).
8.Что такое монолог? Речь одного человека.
9.Значимая часть слова, которая несет в себе лексическое значение слова. Что это? Корень слова.
10.Что такое обращение? Слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью..
4 Тур. Язык художественной литературы.
Узнайте героя по его описанию.

1 группа (синий сектор)
1. «Это был среднего роста, очень недурно сложённый мо¬лодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». (Ноздрев)
2. «...Герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера»:
(Чичиков)
3. «...Маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тём¬ных нор острые морды, настороже уши и моргая усом, они вы-сматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». (Плюшкин)
4. «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на мед¬ном пятаке... самый крепкий и на диво стачечный образ...». (Собакевич)
5. «...Человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине»:
Плюшкин;

2 группа (зеленый сектор)
1. «...Был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории» (Ноздрёв)
2. «Славный был малый, смею вас заверить; только не¬множко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день, на охоте; все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз си¬дит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился». (Печорин).
3. «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души
испытанной и высокой».( доктор Вернер);

4. ...Она среднего роста, блондинка, с правильными черта¬ми, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка. (Вера)
5. «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное пере¬носить все трудности кочевой жизни и перемены климатов...». (Печорин.)

3 группа(желтый сектор)
1. …Лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза у него так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское…». (Пугачев.)
2. «… На другое утро он раньше всех проснулся и вышел из дома. В несколько минут обегал все дорожки сада , зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними в небольшое болотце, с версту от усадьбы, за лягушками….» (Базаров.)
3. «… Позвольте, попросить вас осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал да, вероятно, и не услышу уж более. …» (Паратов Ларисе Дмитриевне.)
4. «Оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бу¬маги, три пары носков, две-три пуговицы, ото¬рвавшиеся от панталон, и... капот».(Акакий Акакиевич Башмачкин.)
15. Провожая его в жизнь, отец завещал ему:
"Во-первых, угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где поведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была" .(Молчалин.)
5. "Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?" (Раскольников)
5 тур «Мастерская слова» инсценировка басни И. Крылова «Ворона и лисица».
Учащиеся выбирают в каком жанре будут показывать (трагедия, комедия, драма).
Подведение итогов игры.
Выступление жюри. Награждение.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: nadja_82 (2015-04-19) | Автор: Кучерова Надежда E
Просмотров: 274 | Комментарии: 2 | Теги: nadja_82 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 4:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru