Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Открытый урок литературы "А. Н. Островский «Бесприданница». Состязание четырех мужчин: Карандышева, Паратова, Кнурова и Вожеватова".
Краткосрочный план урока
Тема урока: А. Н. Островский «Бесприданница». Состязание четырех мужчин: Карандышева, Паратова, Кнурова и Вожеватова.
УРОК: литература Школа: НИШ ХБН г. Караганда
Дата: 13.11.14 г. ФИ учителя: Жогова Р.И.
Класс: 11 класс Количество присутствующих: 24 отсутствующих: 0
Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока Цели урока - АИ 5 Характеристика героев
Цели урока Учащиеся в группах, опираясь на план, будут
- составлять характеристику одного из героев драмы (Паратова, Карандышева, Кнурова, Вожеватова) и выражать собственное отношение (анализ, синтез, оценка);
- анализировать характер персонажа драматического произведения при помощи художественных средств создания образа (применение, анализ, синтез, оценка).
Акцент делается на происхождение героя, род занятий, черты характера, внутренний мир героя, участие в состязании за Ларису.
Языковые
цели Лексика и терминология, специфичная для предмета: драма, художественные средства выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты, контраст и другие).
Предыдущее обучение
На предыдущем уроке учащиеся характеризовали женские образы пьесы: Ларису Дмитриевну и Хариту Игнатьевну, рассматривали художественное пространство и время в драме «Бесприданница». Домашним заданием было обращение к критической статье Б. Костелянеца. Учащиеся знакомы с планом характеристики литературного героя.
План
Запланиро-ванные сроки
Запланированные мероприятия Ресурсы
Начало урока
4 мин.
I Стадия вызова.
Постановка целей. (1 мин.)
Деление на группы. Класс делится на 4 группы.
Стратегия «Пазлы». С помощью разрезанных иллюстраций ученики находят своего героя: Карандышева, Паратова, Кнурова и Вожеватова. Отгадывают эпизод из пьесы А. Островского «Бесприданница» (3 мин.)
1.Портрет А.Н..Островского
2. Текст произведения.
1. Фрагмент фильма
Э. Рязанова “Жестокий романс”

Середина урока

18 мин.

12 мин.

3 мин. Эпиграф
Главная мысль пьесы -
состязание четырёх мужчин
за женщину, как за трофей.
Б. Костелянец
II Стадия осмысления
Стратегия «Автобусная остановка»
Группы распределяются по автобусным остановкам: Карандышев, Паратов, Кнуров и Вожеватов. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с иллюстрациями по теме, ключевыми словами: дом, семья, друзья, любовь – памяткой « План характеристики литературного героя».
Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты темы, относящиеся к характеристике героя. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем группы по команде учителя переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой, нельзя. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет спикера.
Учащиеся могут оформить на ватмане, флипчарте, в виде таблицы или презентации Power Point защиту своей работы «Характеристика героя».
На интерактивной доске для учащихся критерии успеха:
1. характеризуют своего героя (наличие 1-2 деталей);
2. используют средства выразительной речи (эпитет, метафору, контраст, гиперболу, сравнение и др.), описывающие действия, состояние героя (1-2 тропа);
3. приводят в пример 1 – 2 цитаты, показывающие участие в состязании за Ларису.
Г
План характеристики литературного героя
1. Какое значение имеет прошлое героя? (какие взгляды на жизнь или черты характера зависят от событий прошлой жизни?)
2. Что в личности героя объясняется социальным происхождением?
3. Что в личности героя объясняется местом, где он живет?
4. Какие детали интерьера характеризуют героя?
5. Что говорит о герое его портрет (лицо, одежда, манеры)? Какие художественные приемы использовал автор при описании портрета?
6. Речь героя: в каких словах герой выражает свою позицию, взгляды? Есть ли какая-нибудь особенность в том, как герой говорит?
7. Цель жизни: ради чего живет, к чему стремится? Что о нем в таком случае можно сказать?
8. Какие черты личности проявляются в его поступках? Какова их мотивация?
9. Как герой оценивает себя?
10. Как герой относится к другим?
11. Как другие герои относятся к нему?
12. Как оценивает героя автор?
13 Эволюция героя (изменение, развитие характера, изменение во взглядах): с чем связана эволюция или ее отсутствие?
14. Роль героя в раскрытии идеи произведения (какую мысль иллюстрирует его судьба?)
15. Каким образом герой участвует в состязании за Ларису?
Спикер каждой группы представит работу (2 мин.)
Взаимооценивание. «Две звезды и пожелание».
Учащиеся сдают листы взаимооценивания.
Ф http://900igr.net/kartinki/literatura/Bespridannitsa/Bespridannitsa.html

http://klassnyklassny.blogspot.com/p/blog-page_10.html






Конец урока
3 мин. III Стадия рефлексии
1. Рефлексия «Плюс – минус – интересно» (3мин.).
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции.
В графу “–” записывают все, что осталось непонятным.
В графу “интересно” (?) выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
Домашнее задание. Эссе «Кто виноват в смерти Ларисы?» http://turboreferat.ru/literature/analiz-pesy-an-ostrovskogo-bespridannica/230427-1152712-page1.html
Анализ пьесы А.Н. Островского "БЕСПРИДАННИЦА" в контексте критической работы Бориса Костелянеца.
Дополнительная информация
Г – в группах
Ф – формативное оценивание
Дифференциация Оценивание Метапредметные связи. Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ. Связи с ценностями (воспит. элемент)
Работа в группах.
Выступление спикера. Взаимооценивание.
Связь с психологией.
Работа в группах позволит учащимся передвигаться по классу в течение урока.
Даны Интернет-ресурсы при подготовке к уроку.
Воспитание. Интерес к духовным проблемам бытия, общечеловеческие ценности (что важнее - любовь или деньги?), сострадание.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Юля2667 (2015-05-09) | Автор: Жогова Рашида Исмаиловна E
Просмотров: 707 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-07-24, 1:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru