Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок по сказочной повести А. Де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Урок по сказочной повести А. Де Сент-Экзюпери "Маленький принц" по теме: «Зорко бывает одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь"
Цели:
 Познакомить учащихся с именем А. де Сент-Экзюпери.
 Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц».
 Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль о важности бережного отношения не только к любви и дружбе, а и к воспоминаниям об этих чувствах, которые надо беречь и лелеять. Из них произрастает человеческое в Человеке. Методические приемы:
• Рассказ учителя,
• Аналитическое чтение,
• Защита творческого мини-проекта,
• Работа над словесным портретом героя,
• Выразительное чтение,
• Оборудование: Слайд – презентация, записи песен «Эхо любви». «Маленький принц», тексты произведения, живой цветок розы Предварительное домашнее задание: выписать в тетрадь фразы, особенно запомнившиеся во время прочтения книги; написать творческую работу “Письмо Маленькому принцу со своей планеты», нарисовать рисунок свей планеты. ХОД УРОКА. 1. Вступительное слово учителя: Слайд №1,2 Сегодня на уроке мы познакомимся с небольшим произведением, которое написал А. Де Сент-Экзюпери. Он был разносторонним, одаренным, с детских лет увлекался рисованием, музыкой, стихами и техникой. Он был писателем и летчиком одновременно. А когда его спрашивали, что он предпочитает: писать или летать, Экзюпери отвечал: “Не понимаю, как можно разделить эти вещи, тем более противопоставлять. Для меня писать и летать – одно и то же”. На вопросы о своей жизни и о себе он отвечал: “Ищите меня в том, что я пишу”. Слово о писателе (сообщение учащегося). Слайд №3,4 Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля. Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.
Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.
Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.
Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты.
В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.
Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.
Сегодня мы поговорим с вами о книге, которую Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это книга “Маленький принц”, которая стала его писательским завещанием. На первый взгляд, это – обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но это не так. А вот что хотел сказать нам автор этой книгой, какое завещание он нам оставил, мы узнаем на сегодняшнем уроке.
Бывает так, что взрослые совершенно не понимают своих детей, а дети делают безуспешную попытку достучаться до сердец взрослых. Как же так? Неужели родители сами никогда не были детьми? Или детство так быстро забывается? Почему папе совсем неинтересно, как зовут дворового пса, а мама и слышать не хочет о том, что у вашей соседки по парте появиться новый пенал? Как только в ребенке пробуждается способн6ость мыслить, он сразу начинает задавать вопросы…«Почему?» - любимый вопрос малыша. Но родители отмахиваются от сына или дочери, как от надоедливой мухи, предпочитая, наверное, чтобы ребенок все узнал сам.«Право же, взрослые – очень странные люди», - вслед за Маленьким принцем повторяет земной ребенок. Так же, как любой земной ребенок, Маленький принц очень любит задавать вопросы. На эти вопросы мы и попытаемся ответить в течение урока.
2. Аналитическая беседа по произведению.
Маленький принц на своей планете Слайд № 5
- Давайте мы с вами перенесемся на маленькую планету – астероид Б -612. Кто является хозяином этой планеты, расскажите о нем?
*Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Довольно было передвинуть стул на несколько шагов, и можно было снова и снова смотреть на закатное небо. Однажды, когда ему было особенно грустно, за день он видел заход солнца 43 раза.
- Что символизируют баобабы? Слайд №6
Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. По мнению Экзюпери, самый страшный баобаб – это фашизм. Он говорил, что в каждом человеке есть семена “хороших, полезных трав” и семена “дурной, сорной травы”. И многие наши недостатки, особенно если человек ещё невелик, сначала кажутся нам безобидными, малыми.
Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился цветок, прекрасный и благоуханный. Прочитайте сцену знакомства Маленького принца с таинственной гостьей.
( «Маленький принц никогда не видел таких огромных бутонов и предчувствовал, что увидит чудо. А неведомая гостья, скрытая в стенах своей зеленой комнатке, все готовилась, все прихорашивалась. Она заботливо подбирала краски. Она наряжалась неторопливо, один за другим примеряя лепестки. Она не желала появиться на свет встрепанной, точно какой-нибудь мак. Она хотела появиться во всем блеске своей красоты. Да, это была ужасная кокетка! Таинственные приготовления длились день за днем. И вот однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись.И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:-Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная… Маленький принц очень смутился и не мог сдержать восторга: - Как вы прекрасны!
- Да, правда? – был тихий ответ. – и заметьте, я родилась вместе с солнцем.»)
 Как ведет себя роза? Можно ли оправдать ее поведение?
 ( - Роза кокетлива. Она постоянно переводит разговор на свою особу.
 - Она капризна. Заставляет Маленького принца то надевать на неё колпак, то закрывать ширмой.
 - Она обидчива. Роза обиделась, когда Маленький принц назвал её травой, когда он усомнился, что её шипы могут защитить её от когтей тигров.
 - Роза вела себя так для того, чтобы привлечь внимание Маленького принца. Она его любила, но была гордым цветком и не хотела признаваться в своём чувстве!)
 Что делает Маленький принц? Как он реагирует на капризы Розы?
 ( - Маленький принц привязался к своей гостье. Он выполнял любое её пожелание, поливал её каждый день, но не мог понять, зачем цветку ширма, колпак.
 - Роза боится сквозняков, и потому она так капризна.
 - Маленького принца обижает тон, каким разговаривает с ним Роза, обижают её постоянные придирки.)
 Почему же Маленький принц покидает эту планету? Слайд №7
 ( - Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)
Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, которые имеют общие черты. Какие?
 ( - Нет названия;
 - очень маленькие;
 - живёт один человек; и этот человек – взрослый.
 Случайно ли это? Какую цель преследовал А.де Сент – Экзюпери?
 ( - Наверное, автор хотел обратить наше внимание на качества человека, живущего на той или иной планете, а точнее, на одно качество, преобладающее в каждом жителе. Черта характера явно преувеличена и бросается в глаза.)
 Как называется этот литературный приём?
 ( - Гипербола.)
 Давайте назовём эти планеты. Предлагая название, обоснуйте свой выбор.
 (Эта часть урока объёмная: монологи детей.)
 Властолюбие (король). Слайд №8
 Честолюбие (честолюбец). Слайд №9
 Пьянство (пьяница). Слайд №10
 Жадность (деловой человек). Слайд №11
 Фатализм (фонарщик). Слайд №12
 Невежество (географ). Слайд №13 Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?
 ( - Маленький принц знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает. Слайд №14
 Мы, вслед за Маленьким принцем видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

Зачем власть, если нет подчинённых;
Зачем слава, если нет поклонников;
Зачем жить, если стремишься к забвению;
Зачем богатство, если его некуда деть;
Зачем работа, если она бессмысленна;
Зачем наука, если она не основана на фактах?
Зачем? Зачем? Зачем?)


• Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди. Маленький принц попадает на большую прекрасную Землю. Может быть, здесь он найдёт ответы на свои вопросы? Слайд №15
( - Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – и того около двух миллиардов взрослых».)
Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?
( - Маленький принц ещё не готов к встрече с Человеком – он узнал о нём только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)
С кем встречается Маленький принц на Земле?
Записывается на доске «Мудрость живой природы»: Слайд №16
- ЗМЕЯ. ЦВЕТОК. ЛИС.
Каждая встреча несёт ему что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости. Причём мудрые советы исходят не от людей.
Что же узнаёт Маленький принц? Слайды №17-20
( Запись на доске и в тетради.)
Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко». Цветок: «У людей нет корней…» Лис: «Зорко одно лишь сердце». «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
• Объясните, как вы поняли мудрость живого мира.
( Учащиеся высказываются по каждому из афоризмов.)

• Что значит « любить» для Лиса?
( - Для Лиса любить – значит жить воспоминаниями о Маленьком принце, в окружающем мире видеть его черты. Колосья ничего не значили для Лиса, так как они не пригодны ему в пищу, но теперь колосья будут напоминать Лису цвет волос Маленького принца; он теперь смотрит на мир другими глазами – глазами Любящего. Любить – значит помнить того, кого ты любишь.)
Последний, с кем встречается Маленький принц на Земле, - Человек. Почему Маленький принц не встречает его сразу?
( - Маленький принц должен сначала познать истину в Природе, чтобы поведать её человеку.)
 А что же, человек не знает этих истин?
( - Человек в погоне за ложными ценностями теряет связь с природой, с её законами. Он уже не чувствует, не понимает природу. Только ребёнок может радоваться сиюминутным маленьким победам, взрослый же устремлён в будущее, он постоянно за чем-то гонится, а к старости часто находит лишь одиночество, так как у него не было «корней».
Нужно уметь радоваться смеху ребёнка, глотку родниковой воды,
Колосьям пшеницы, звёздному небу, подаренному с любовью цветку.)
• Почему Маленький принц принимает решение уйти с Земли?
( - Он возвращается к Розе, которую приручил первой и которой ничего не оставил на память о себе. У Лиса – колосья, у Человека – звёзды, смех, похожий на бубенцы.)
Учитель читает под музыку:
«… В ту ночь я не заметил, как он ушёл. Он ускользнул неслышно. Когда я наконец нагнал его, он шёл быстрым решительным шагом»… до конца главы.
Стихотворение В.В.Маяковского «Послушайте!» Слайд №21

Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Врывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит –
Чтоб обязательно была звезда! –
Клянётся –
Не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после ходит тревожный,
Но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звёзды
Зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!


• В сказке звёзды становятся символом. Символом чего?
( - Для Маленького принца, лётчика – символ надежды, радости, горя («бубенцы плачут»).
Для бизнесмена – символ денег, золота, богатства. Человеку дано право выбора.)
 Как бы вы назвали планету Маленького принца?
( - Любовь. С появлением Розы Маленький принц уже не одинок, он любим. Ощутив в себе это чувство, он возвращается к Любимой. А Землю мы можем назвать Мудростью.)
Работа по домашнему заданию.
Творческая работа» Письмо Маленькому принцу» (учащиеся читают письма маленькому принцу).
4. Заключительное слово учителя:
• – Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? Какие мысли? (Надо уметь быть верными в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться ко злу, каждый человек в ответе не только за свою судьбу.) Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы не забудете заветов Мудрого Лиса.
Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней – обречён на гибель.
Надеюсь, что, взяв в руки когда-нибудь ещё «Маленького принца», вы почувствуете грусть и радость, тихую, звенящую бубенцами звёзд.
Звучит песня в исполнении учащихся «Маленький принц».
.5. Домашнее задание:
– Сочинение на тему: “Над чем заставила меня задуматься книга А. Де Сент-Экзюпери”? или “Завещание А. Де Сент-Экзюпери своим читателям”.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: $$$$$$$$______$$$$$$$$$ (2015-05-20) | Автор: Вивчаренко Вера Петровна E
Просмотров: 1553 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-19, 0:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru