Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Типы речи. Обобщение"
Урок развития речи в 5 кл.
Тема: «Типы речи. Обобщение»
Тип урока: развития речи.
Вид урока: обобщения
Цели: обобщить знания учащихся о типах речи, развитие умения различать типы текстов, уметь составлять текст определенного типа.
Задачи:
- развивать умение учащихся работать в группе;
- развивать творческие и коммуникативные способности ребят;
- развивать речь уч-ся.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Ребята, прежде чем начать урок, мы должны определить его тему, но тема урока у нас зашифрована в кроссворде. Давайте ответим на вопросы, а ответы впишем и сверху вниз прочитаем тему.
Открытие темы урока. Кроссворд
1. Раздел языкознания, изучающий предложение и словосочетание.
2. Слова одной части речи близкие по значению, но разные по написанию и произношению.
3. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.
4. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением
5. Наука, изучающая части речи.
6. Наука о звуках речи.
7. Значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образовании формы слова.
8. Словарный состав языка
II. Постановка познавательной задачи.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока: Типы речи (запись на доске и в тетрадях).
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
1. Учиться различать …
2. Применить полученные знания….
3. Создавать тексты…
III. Актуализация знаний. Ну, а для того чтобы работа наша оказалась интересной и успешной, давайте мы с вами быстро повторим:
• Что такое текст?
• Как связываются предложения в тексте?
• Что такое тема текста?
• Что такое основная мысль текста?
• Какие типы текстов вы знаете?
• Давайте подумаем От каких глаголов образованы эти существительные?
Что значит повествовать , описать, рассуждать?
Записать слова и подобрать к ним синонимы.
Повествование (повествовать, рассказывать), рассуждать (размышлять), описывать (обрисовать, изобразить)
IV. Рассказ о каждом типе речи по плану: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1. На какой вопрос отвечает
2. Структура
3. Виды
V. Самостоятельная работа с текстами в группах (тексты и задания к ним распечатаны).Каждой группе предлагаются все три текста. Первая группа должна найти текст-повествование, вторая – описание, третья – рассуждение и выполнить к нему задания
ТЕКСТ № 1. . Прочитайте выразительно текст и выполните задания.
(1) Вы видели, чтобы кто-нибудь не пил день, два, неделю? (2) Нет? (3) А вот верблюд может не пить две недели!
(4) Зачем верблюду горбы? (5) В горбах он запасает воду в виде жира. (6) Воды в пустыне не хватает. (7)Жир в горбах превращается в воду. (8) Из ста граммов жира сто семь граммов воды получается.
(9) Даже в самую сильную жару верблюд совсем рот не раскрывает, воду экономит. (10) Рот от слюны мокрый. (11) Откроешь рот и много воды упустишь. (12) Поэтому верблюд и дышит очень редко, всего восемь раз в минуту. (13) Вот он как воду бережет!
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите тип речи (обоснуйте свой ответ).
4. Определите структуру текста.

ТЕКСТ № 2. Прочитайте выразительно текст и выполните задания.
(1)Ночь приближалась к концу. (2) Перед нами раскинулся широкий луг, а в отдалении блестела холодным, синим огнём спокойная река. (3) В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел.
(4)Красота этой борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника.
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите тип речи (обоснуйте свой ответ).
4. Определите структуру текста

ТЕКСТ № 3 . Прочитайте выразительно текст и выполните задания.
(1)У Пятачка собрались друзья. (2) Пришел к нему и Винни-Пух. (3) Он принес Пятачку огромный торт. (4) Торт – отличный подарок! (5) Гости пляшут и веселятся.
(6) Но где же прячется Пух? (7) Он сидит около пустой коробки из-под торта и облизывает лапы. (8) Торт был вкусный!
Задания
1. Определите тему и главную мысль текста.
2. Озаглавьте текст.
3. Определите тип речи (обоснуйте свой ответ).
4. Определите структуру текста
VI. Ответы групп. Общий вывод.
При работе с текстом необходимо:
1) внимательно причитать текст
2) понять его смысл
3) определить тему
4) основную мысль
5) озаглавить текст
VII. Задания.
1. Из текста №3 выписать 7-е предложение и сделать синтаксический разбор (один ученик работает у доски).
2. Из текста №2 составить схему 3-го предложения.
3. Разобрать по составу: облизывает, красота, спокойная
VIII. Работа в группах. Опираясь на полученные знания, создайте свой текст. Каждая группа создает миниатюру, используя определенный тип речи, на предложенную тему: «Моя собака», «Почему собака – друг человека?», «Как я приобрел собаку» или «Случай с моей собакой»
IX. Выступление представителей от групп. Обобщение учителя.
X. Работа с перфокартой. Итоговый тест на умение различать типы речи.
1. Есть у меня кот – серый в черных пятнышках. Зовут его Васька. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей, да зубы, как иголки, острые.
2. Весь день шел Иванушка, и привела его тропинка к превысокой стене. Присел он на придорожный камень и пригорюнился. Как преграду преодолеть? И призвал он тогда верного друга: «Эй, конек мой Горбунок! Прибегай ко мне, дружок!»Разыгрался ветер, пригнулись деревья, приумолкли птицы. Прискакал Горбунок.Вскочил на друга Иванушка, и одним махом перелетели они через стену, приземлились в прекрасном саду.
3. На полу лежит большой пушистый ковер. На окнах занавески и плотные портьеры. На широком письменном столе лампа с зеленым абажуром. Перед столом мягкое кресло. У стены застеклённый книжный шкаф.
4. Что вы знаете о такой рептилии, как крокодил? Знаете ли вы, что крокодилы – родственники динозавров? Крокодилы обитают на нашей планете около 150 миллионов лет, и распространены они на территории всех тропических стран. Крокодилы живут в воде. При наступлении засухи они могут зарываться в ил и впадать в спячку.
5. Пословица – это краткое мудрое изречение народа. В пословицах заключается народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни, о людях.
6. Однажды я гулял возле пруда и увидел в траве большой сачок на длинной палке. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня большими глазами …
XI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Мое любимое время года», включив в него все типы речи.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Фамилия
№ п\п Тип речи
О
П Р
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Перфокарта.

Кроссворд.
1
2
3
4
5
6
7
8
Категория: Русский язык и литература | Добавил: elena_rovde (2015-05-24)
Просмотров: 299 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 4:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru